Уставный суд Санкт-Петербурга в составе Председателя Н.М.Кропачева, судей Н.Ф.Гуцан, Л.Б.Ескиной, В.Г.Ильинской, А.И.Осоцкого,
с участием представителей администрации муниципального образования "Обуховский" В.Б.Баутенка и адвоката В.И.Пономарева, представителя губернатора Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга кандидата юридических наук В.А.Винокурова,
руководствуясь пунктом 1 статьи 51 Устава Санкт-Петербурга, статьями 3, 30, 63, 72, 73, 74 и 75 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Санкт-Петербурга пункта 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос администрации муниципального образования "Обуховский" по делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга пункта 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге".
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.И.Осоцкого, объяснения представителей сторон, свидетеля, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга
установил:
1. 13 февраля 2001 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос администрации муниципального образования "Обуховский", о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга пункта 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". Данное обращение, подписанное гражданином В.Б.Баутенком как главой местной администрации названного муниципального образования, было принято судом к рассмотрению 19 марта 2001 года.
В обращении администрации муниципального образования "Обуховский" указывается следующее.
В период осуществления полномочий депутатами муниципального совета первого созыва главой администрации был избран депутат В.Б.Баутенок. 6 июля 2000 года, после избрания нового состава (второго созыва) депутатов муниципального совета, было проведено голосование по выборам главы администрации муниципального образования, в результате которого ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания на эту должность установленного законом числа голосов.
В запросе отмечается, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" в случае, если ни один из кандидатов на должность главы администрации не набрал установленного пунктом 4 той же статьи Закона количества голосов (более половины), обязанности главы администрации до его избрания исполняет депутат, получивший наибольшее число голосов.
По мнению заявителя, депутат, исполняющий обязанности главы администрации, не является ни выборным должностным лицом местного самоуправления, ни должностным лицом местного самоуправления, такая должность не предусмотрена в каком-либо федеральном законе или законах Санкт-Петербурга о местном самоуправлении, а также не упоминается в Уставе муниципального образования "Обуховский". Кроме того, исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования не наделен собственной компетенцией, его обязанности не определены, не установлен и порядок их передачи. Из этого следует, что норма, сформулированная в пункте 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" ограничивает права выборного должностного лица местного самоуправления - главы администрации муниципального образования, ранее избранного в установленном порядке. Эти права вытекают из части второй пункта 3 статьи 18 Федерального Закона от 12 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой, полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
Заявитель считает, что оспариваемая им норма пункта 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" не должна применяться, поскольку она вопреки требованию пункта 2 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга, согласно которому по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, ограничивает действие части второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и создает правовой пробел в случае ее применения.
2. Рассматривая запрос по существу, Уставный суд Санкт-Петербурга исходит из того, что правомочность лица осуществлять руководство администрацией муниципального образования "Обуховский" и представлять администрацию в отношениях с судом находится во взаимосвязи с предметом рассмотрения и может быть подтверждена, либо не подтверждена, в зависимости от окончательных выводов Уставного суда Санкт-Петербурга по вопросу о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". Этот вопрос может быть решен Уставным судом Санкт-Петербурга в судебном заседании с соблюдением установленных или предполагаемых прав участников процесса и посредством вынесения постановления Уставного суда Санкт-Петербурга.
3. Согласно статьям 12, 71, 72, 73, 132 Конституции Российской Федерации отношения, возникающие в области местного самоуправления, находятся в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в ведении субъектов Российской Федерации, а также в ведении местного самоуправления. Нормативно-правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, конституции, уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Правовое регулирование вопросов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, наряду с Конституцией Российской Федерации, осуществляется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, Законом Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" и принятыми на основании и в соответствии с указанными нормативными правовыми актами уставами муниципальных образований.
Осуществляя правовое регулирование вопросов местного самоуправления, уполномоченные субъекты должны действовать в соответствии с установленной Конституцией Российской Федерации разграничением предметов ведения и полномочий. При этом установление общих принципов организации местного самоуправления пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В целях установления общих принципов организации местного самоуправления принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 16 данного Закона предусмотрена возможность введения должности главы муниципального образования - выборного должностного лица местного самоуправления, а также определены некоторые правила его избрания. При этом согласно пункту 2 статьи 16 этого Закона дальнейшая регламентация процедуры избрания вышеуказанного должностного лица осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации это предполагает, что установление общих принципов, определяющих порядок избрания главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а определение иных правил осуществляется субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями. Порядок избрания главы муниципального образования при этом устанавливается как общими принципами, так и иными правилами.
Пунктом 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" установлено правило, в соответствии с которым, решается вопрос о том, кем осуществляются полномочия главы муниципального образования в случае его неизбрания в установленном порядке. Это правило не может рассматриваться в качестве общего принципа, поскольку регулирует нетипичную ситуацию в сфере выборов главы муниципального образования.
Исходя из изложенного, можно считать, что органы государственной власти Санкт-Петербурга, устанавливая данные правила, использовали полномочия в рамках собственного ведения Санкт-Петербурга и не затронули сферу общественных отношений, составляющих совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов, и урегулированных в статье 11 Устава Санкт-Петербурга, в том числе в ее пункте 2.
В то же время, Уставный суд Санкт-Петербурга отмечает, что законодательство Санкт-Петербурга о местном самоуправлении не содержит норм, определяющих порядок и сроки последующего (повторного) избрания главы администрации в случае, если он не был избран в установленный пунктом 3 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" месячный срок со дня формирования муниципального совета, или в иных случаях, когда должность главы администрации была вакантной. Таких норм не содержится и в Уставе муниципального образования "Обуховский".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 62, 63 и 64 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга
постановил:
1. Признать положение пункта 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" соответствующим Уставу Санкт-Петербурга, а именно, его статье 11 пункту 2.
2. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2001 г. N 014-П "По делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга пункта 5 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" по обращению администрации муниципального образования "Обуховский", расположенного в границах муниципального округа N 51 Санкт-Петербурга"
Текст постановления опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости", 19 мая 2001 г., N 91, стр. 6, в Вестнике Уставного суда Санкт-Петербурга, 2001 г., N 1, стр. 52