Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Основные направления поддержки малого предпринимательства
в Ленинградской области в 2001 году
3.1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
Данное направление государственной поддержки является ключевым и в настоящее время ему уделяется пристальное внимание на всех уровнях управления. Это подтверждается Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 года N 1072-р). В распоряжении поставлены задачи по созданию равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, защите прав собственности по снятию избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Во исполнение и развитие указанного нормативного акта в Ленинградской области в 2001 году будет завершено приведение областного законодательства в сфере малого бизнеса в соответствие с федеральным, разработаны предложения по созданию оптимальных условий для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, усовершенствована нормативная база, обеспечивающая благоприятный инвестиционный климат.
В плане реализации мероприятий Программы предусмотрена помощь местным органам власти в совершенствовании локальных нормативно-правовых актов по предоставлению на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства муниципальных заказов. Практика применения подобной косвенной поддержки малого сектора экономики из года в год находит все большее распространение в районах. Так, в 1999 году количество малых предприятий, получивших заказ, увеличилось по сравнению с 1998 годом почти в 1,5 раза и составило 199 единиц. Объем данных средств, направленных на решение муниципальных задач через муниципальный заказ, составил свыше 86 миллионов рублей. Это позволяет утверждать, что продолжение работы в данном направлении будет способствовать рациональному расходованию средств местных бюджетов и явится стимулом к повышению качества продукции и услуг малых предприятий.
В рамках Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области на 2001 год намечено также дальнейшее проведение мер по преодолению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства. В 2000 году рабочей группой был подготовлен Информационный справочник обеспечения предпринимательской деятельности в Ленинградской области, включающий перечень всех организаций, допущенных к выполнению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды проверок деятельности предпринимателей. Следующим шагом в решении данной проблемы, исходя из положительного опыта работы других субъектов Российской Федерации, должна стать подготовка соглашения между территориальными управлениями федеральных надзирающих и контролирующих органов по вопросам проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса.
3.2. Организационно-методическая и информационная поддержка
малого предпринимательства
3.2.1. Совершенствование знаний в сфере поддержки малого предпринимательства
Недостаточный уровень специальных знаний государственных и муниципальных служащих отрицательно сказывается на проведении экономической реформы в Ленинградской области, неотъемлемой частью которой является развитие малого предпринимательства. Чтобы исключить подобную проблему планируется активизировать подготовку и повышение квалификации кадров, обеспечивающих поддержку малого бизнеса, включая в обучающие программы самостоятельный раздел "Развитие политики поддержки малого предпринимательства на местном уровне". Совершенствование знаний по возрождению предпринимательства поможет чиновникам увидеть непосредственную связь между деятельностью администрации муниципалитета и задачами государства, будет способствовать укреплению взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и структурными подразделениями Правительства Ленинградской области.
Важнейшим элементом в процессе повышения квалификации муниципальных служащих является обмен опытом деятельности специалистов тех администраций, которые достигли в деле развития предпринимательства положительных результатов. К ним относятся Тосненский, Тихвинский, Гатчинский и Лужский районы. Обучение в 2000 году руководителями подразделений этих муниципальных образований коллег из администраций Подпорожского и Ломоносовского районов, городов Сосновый Бор и Коммунар помогло последним разработать стратегические планы развития малого предпринимательства на период до 2003 года и сформировать весомые муниципальные программы поддержки малого бизнеса на 2001 год. Изучение передового отечественного и зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства планируется продолжать и в дальнейшем.
На семинарских занятиях будут рассмотрены современные кредитно-инвестиционные механизмы поддержки малых предприятий (лизинг, франчайзинг, микрокредитование через кредитные союзы и т.д.), а также вопросы субподрядных отношений между крупными и малыми предприятиями.
Среди мероприятий данного раздела Программы планируется также оказание отраслевыми комитетами Правительства области предпринимателям консультационно-методической помощи по широкому спектру курируемых ими вопросов.
С февраля 1998 года в нашем регионе активно действует Северо-Западная Ассоциация кредитных союзов, 20 из которых расположены в Ленинградской области. Количество областных пайщиков превышает 1500 человек.
Учитывая повышенный интерес населения к кредитным союзам и их потенциальные возможности, в Ленинградской области при содействии местных администраций и международных кредитных союзов в 2001 году будет продолжено формирование сети кредитной кооперации. С этой целью запланировано проведение в течение года пяти кустовых обучающих семинаров, старт которым даст областная конференция.
3.2.2. Взаимодействие со средствами массовой информации, результатами которой являются целевые радио- и телепередачи, статьи и прочие публикации о деятельности малых предприятий, их участии в решении социальных проблем территорий, о роли местной и областной администраций в судьбе малого сектора экономики, положительно влияет на создание благоприятных условий для развития предпринимательства в регионе, способствует устранению стереотипов негативного отношения отдельных социальных слоев населения к малому бизнесу.
В Программе 2001 года предусмотрена подготовка информационных материалов о малом бизнесе, опубликованных в местной прессе. Наряду с существующими рубриками ("Деятельность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства", "Реализация международных программ", "Из жизни малых предприятий".) появится раздел "Бизнес и власть", который поможет руководителям местных администраций познакомиться с ситуацией в других муниципальных образованиях и взять на вооружение положительный опыт.
3.2.3. Международные программы (проекты)
Большой вклад в развитие малого предпринимательства в Ленинградской области вносят зарубежные фонды и организации (Фонд Евразия, проекты ТАСИС, программы Трансформ, фонд Эберта, британско-российские программы развития и т.д.). Начиная с 1996 года, в рамках областных программ ежегодно реализуются международные проекты технической помощи, результатами которых стало:
- создание сети специализированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, состоящей из 12 бизнес-центров, трех бизнес-агентств, двух бизнес-инкубаторов;
- выпуск свыше 10 методических рекомендаций и учебных пособий для предпринимателей и муниципальных служащих, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства на местном уровне;
- обучение ведению предпринимательской деятельности свыше 300 представителей малых предприятий и 40 специалистов муниципальных образований области;
- установление деловых партнерских отношений предпринимателей Ленинградской области с предпринимателями Финляндии, Германии, Великобритании, Белоруссии, Эстонии.
Настоящей Программой предусматривается продолжение тесного сотрудничества с международными организациями, подготовка заявок на получение донорской помощи для осуществления таких направлений поддержки малого предпринимательства как микрокредитование и развитие общественного движения предпринимателей.
3.2.4. Содействие развитию общественного движения предпринимателей
Эффективность работы по формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства достигается через установление обратной связи с предпринимателями. Механизмом для решения такой задачи служит деловое сотрудничество органов власти с общественными объединениями и профессиональными союзами предпринимателей. В настоящее время в 12 районах области функционируют советы (ассоциации) предпринимателей, которые не только помогают своим членам в развитии бизнеса, но и успешно взаимодействуют с органами местной власти, оказывая, например, благотворительную помощь отдельным категориям населения. Поэтому на протяжении ряда лет в региональных программах предусмотрены мероприятия по содействию предпринимателям Ленинградской области в создании и развитии общественных институтов. На 2001 год запланировано проведение на постоянной основе семинаров и совещаний (включая выездные встречи с предпринимателями в районах), на которых будет организован поиск совместных решений общих проблем развития малого бизнеса в области.
Координация усилий по защите интересов предпринимателей в правительственных ведомствах и местных администрациях, привлечению представителей малого бизнеса к разработке программ развития будет способствовать создание общественной некоммерческой организации предпринимателей Ленинградской области.
3.3. Информационная поддержка малого предпринимательства.
Одной из форм информационной поддержки малого предпринимательства сегодня в области является выпуск экспресс-бюллетеней, содержащих бизнес-предложения предпринимателей. Эти материалы представляют интерес для тех, кто пока не имеет компьютерной техники и доступа в Интернет. Наряду с этой информацией много полезных сведений о бизнесе Ленинградской области можно почерпнуть на сайте Правительства (страница "Развитие малого предпринимательства") и на сайте областного фонда "Рецепт". В 2001 году продолжат формирование и актуализацию информации делового характера на своих страницах в Интернете 12 муниципальных бизнес-центров, адреса которых предоставлены во всех бизнес-справочниках Ленинградской области.
3.4. Ресурсная поддержка малого предпринимательства
Огромную проблему для малого предпринимательства Ленинградской области, особенно начинающего, создает недоступность кредитных ресурсов, нехватка производственных площадей, отсутствие оборудования для развития производственного бизнеса.
В данной Программе предусматривается помочь малым предприятиям в этом направлении. Кроме того, планируется частичная компенсация затрат, связанных с подготовкой для предпринимателей бизнес-планов консалтинговыми структурами, уполномоченными Правительством области, муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства. Реализация этого мероприятия предполагает первоначально утверждение механизма возмещения подобных затрат, а именно разработку специального положения, определяющего порядок расходования бюджетных средств на эти цели.
3.5. Организация выставочной деятельности, проведение конкурсов
Стремительно входят в жизнь малого и среднего бизнеса Ленинградской области специализированные выставки, ярмарки и конкурсы профессионального мастерства, проводимые на областном и муниципальном уровнях органами государственной и местной власти совместно с инфраструктурой поддержки предпринимательства. Они стали важнейшим атрибутом современных экономических отношений области с зарубежными странами и регионами России.
Участие в выставках, ярмарках и конкурсах малых предприятий является эффективным средством для продвижения их продукции и услуг на рынок наравне с крупными предприятиями и организациями, позволяет многим субъектам хозяйственной деятельности в кратчайшие сроки найти деловых партнеров и потенциальных инвесторов.
Хорошей традицией стало проведение комитетом пищевой, перерабатывающей промышленности и потребительского рынка Правительства Ленинградской области ежегодных конкурсов товарных образцов изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции, а также конкурсов малых предприятий сферы общественного питания. Эти мероприятия имеют большой социальный эффект, позволяют предпринимателям во время презентаций обмениваться опытом работы, что приводит к повышению качества их продукции и услуг. Запланированные в Программе средства на организацию выставочной и конкурсной деятельности в размере около 600 тысяч рублей позволят предоставлять малым предприятиям льготные условия оплаты за участие в этих мероприятиях, издавать каталоги продукции малых предприятий Ленинградской области, а также помочь лучшим представителям малого бизнеса участвовать и в международных выставках, например, ежегодной Ганноверской выставке-ярмарке.
Большое внимание в рамках программы будет уделено формированию коллективных экспозиций о развитии малого бизнеса в регионе и его государственной поддержке, в подготовке которых примут участие администрации муниципальных образований и объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Им отводится значительная роль в повышении имиджа и улучшении инвестиционной привлекательности Ленинградской области.
3.6. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Учитывая обширную территорию Ленинградской области и удаленность ряда населенных пунктов на 200-300 км от Санкт-Петербурга, что делает недоступным получение консультационных, обучающих и информационных услуг в нужное время, Правительство Ленинградской области совместно с органами местного самоуправления, приступило с 1995 года к формированию муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Сегодня на территории Ленинградской области функционируют 12 районных бизнес-центров (муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, социально-деловые центры), три бизнес-агентства, два бизнес-инкубатора. Роль бизнес-центров в решении задач поддержки предпринимательства иллюстрирует таблица результатов деятельности этих структур:
Показатели | 1998 год | 1999 год | 2000 год |
Количество проведенных семинаров (ед.), в том числе: |
60 | 151 | 143 |
платных семинаров | 17 | 59 | 68 |
Количество участников семинаров (чел.) |
1192 |
2370 |
1499 |
Количество индивидуальных консультаций (ед.) |
999 |
2928 |
3704 |
Количество разработанных бизнес-планов (ед.) |
74 |
56 |
147 |
Создано рабочих мест (ед.) | 370 | 1099 | 1189 |
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства, являясь эффективным механизмом реализации сложнейших задач формирования нового сектора экономики, сама нуждается в поддержке, необходимой для своего развития и расширения сферы оказываемых населению услуг. Нет в мировой практике примера, чтобы данные институты, будучи некоммерческими организациями, решающие столь важные социальные задачи, существовали на принципах самоокупаемости. Поэтому в рамках Программы планируется поддерживать и развивать деятельность существующих бизнес-центров и на паритетных началах с муниципальными образованиями создавать новые структуры (в городе Сосновый Бор, поселке Тайцы Гатчинского района, в Ломоносовском районе и других муниципальных образованиях).
Конечной целью создания специализированной инфраструктуры на территории Ленинградской области является улучшение условий для более эффективного ведения деятельности малых предприятий, включая преодоление спада производства, изменение номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.