Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 мая 2001 г. N 267
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Лавриненко Н.В., Сосниной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.02.2001 по делу N 267 (судья Куров О.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" в лице филиала "Бологоемежрайгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - департамент финансов) о взыскании 19 142 руб. 44 коп. убытков в виде недополученного в 1999 году дохода в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по газоснабжению участникам Великой Отечественной войны, проживающим на территории Бологовского района, на основании Федерального закона "О ветеранах".
Решением от 09.02.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Тверской области.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе департамент финансов просит принятый судебный акт отменить. В обоснование жалобы ее податель ссылается на следующее:
- данный спор не подведомственен арбитражному суду, поскольку спорные правоотношения имеют бюджетный (финансовый) характер, а гражданское законодательство в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям;
- статья 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров по поводу выделения средств из бюджетов различных уровней;
- при реализации прав и льгот, предусмотренных статьей 10 Федерального закона "О ветеранах", из бюджетов субъектов Российской Федерации должны выделяться финансовые средства в качестве компенсации расходов по предоставлению льгот, а не убытков;
- суд, применяя к возникшим между сторонами отношениям нормы гражданского законодательства, не выяснил все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, а именно: фактическое предоставление льгот каждому ветерану указанному в списке.
ОАО "Тверьоблгаз" и департамент финансов о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" предоставило проживающим на территории Бологовского района гражданам, пользующимся льготами, пятидесятипроцентную скидку на оплату коммунальных услуг по газоснабжению.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 18.11.98 N 172-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.99), действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам данным законом по оплате коммунальных услуг, производятся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением 22 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1999 год" сумма расходов на реализацию Федерального закона "О ветеранах", учтенных при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, по Тверской области составила 253 030,9 тысячи рублей.
Поскольку в результате предоставления вышеуказанной льготы истец недополучил доходы от платы за коммунальные услуги, он и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, суд при наличии доказательств документально подтверждающих факт предоставления льгот ветеранам, проживающим на вышеуказанной территории, правомерно пришел к выводу об обоснованности предъявляемого ко взысканию размера компенсации.
Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, так как спорные правоотношения носят бюджетный характер. В данном случае истец не ставит вопрос о выделении средств из бюджета, его исковые требования сводятся к возмещению расходов, понесенных в связи с исполнением федерального закона, которым на ответчика возложена обязанность компенсировать эти расходы.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.02.2001 по делу N 267 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А.Чертилина |
О.Т.Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2001 г. N 267
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве