Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Ленинградской области
Обоснование по протесту прокурора Ленинградской области
от 6 июня 2001 года N 7-07-01 на областной закон
"О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области"
Законодательное собрание Ленинградской области считает протест прокуратуры Ленинградской области от 6 июня 2001 года N 7-07-01 на областной закон "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" частично обоснованным и отмечает следующее:
Пункт 4 статьи 12 областного закона "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" сохраняет право Избирательной комиссии Ленинградской области опубликовать списки избирательных округов. В соответствии с пунктом 5 статья 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законодательное собрание Ленинградской области обязано опубликовать схему избирательных округов. Очевидно, что, во-первых, речь идет о разных документах, подлежащих опубликованию (список избирательных округов и схема избирательных округов), во-вторых, данная норма Федерального закона имеет прямое действие, и ее воспроизведение в областном законе не является обязательным.
Пункты 7 и 8 статьи 32 указанного Федерального закона не содержат правил, согласно которым одно и то же лицо может быть зарегистрировано в одном и том же избирательном округе как кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями и как кандидат, выдвинутый по списку избирательного объединения. Напротив, из буквального толкования данных норм федерального закона следует, что общее правило "кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу" не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением и блоком одновременно на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов. В этом отношении пункт 19 статьи 35 областного закона, запрещающий одновременную двойную регистрацию кандидата, выдвинутого разными способами на территории одного и того же избирательного округа, не противоречит Федеральному закону. Кроме того, следует учесть, что в Ленинградской области действует система одномандатных округов. Поэтому списки кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков не могут формироваться при выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области.
Пункт 1 статьи 31 указанного Федерального закона устанавливает верхний предел количества подписей в поддержку кандидата (не более 2 процентов). Пункт 2 статьи 34 областного закона содержит нижний предел количества подписей (не менее 0,5 процентов), что не является нарушением указанной нормы Федерального закона.
В статье 2 Федерального закона содержится определение избирательного объединения и блока. Порядок выдвижения ими кандидатов в депутаты представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации практически полностью урегулирован пунктом 2 статьи 30 Федерального закона, в первую очередь в отношении общероссийских избирательных объединений. Порядок выдвижения кандидатов от избирательных объединений вне зависимости от их уровня урегулирован статьей 28 областного закона. Таким образом, его содержание не противоречит Федеральному закону и не страдает неполнотой изложения.
Нельзя согласиться с доводами об ущербности содержания статьи 30 областного закона, поскольку все сведения, указанные на этот счет в Федеральном законе, включены в статью 35 областного закона.
Пункты 2 и 8 статьи 30 Федерального закона не содержат никаких ссылок о количестве депутатов, выдвигаемых избирательными объединениями, предоставляя субъектам Российской Федерации право самостоятельно определить порядок выдвижения кандидатов от избирательных объединений, зарегистрированных органами юстиции на данной территории в зависимости от применяемой на конкретной территории системе выборов и формирования избирательных округов. Кроме того, выдвижение списка кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков невозможно при мажоритарной системе выборов, применяемой в настоящее время в Ленинградской области при избрании депутатов Законодательного собрания. Таким образом, пункт 4 статьи 28 областного закона не противоречит Федеральному закону.
Аналогично следует оценивать пункт 1 статьи 45 областного закона, которым не предусмотрено создание избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков. Обоснование этой позиции заключается в том, что в Ленинградской области не существует многомандатных округов, и избирательные объединения и избирательные блоки не могут создавать свои избирательные фонды и формировать списки кандидатов.
Порядок обжалования решений и действий, нарушающих избирательные права граждан, изложенный в статье 56 областного закона, не противоречит статьи 63 Федерального закона. Представляется, что предложение прокуратуры Ленинградской области о включении в содержание областного закона норм, регулирующих гражданские процессуальные отношения (порядок обращения с жалобами в суд), не соответствует статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации и не может быть принято к исполнению.
Целый ряд замечаний к областному закону таковыми не являются. Они имеют общий недостаток - неполноту воспроизведения аналогичных норм Федерального закона. В частности, речь идет о пункте 3 статьи 19, пункте 2 статьи 20, пунктах 1 и 4 статьи 21, пунктах 1 и 2 статьи 25, пункте 6 статьи 52, пункте 3 статьи 53, статьях 30, 32 и 37, пунктах 3 и 4 статьи 38, пункте 4 статьи 39, статье 42 и пункте 1 статьи 50 областного закона. Данное обстоятельство не позволяет квалифицировать указанные нормы областного закона как несоответствующие Федеральному закону, поскольку последний содержит нормы прямого действия, применяемые вне зависимости от их воспроизведения в областном законодательстве.
В протесте ошибочно приводится содержание пункта 10 статьи 18 Федерального закона, который не предусматривает процедуры направления участковой комиссией списков избирателей в вышестоящую избирательную комиссию.
Представляется излишне категоричной и малообоснованной позиция прокуратуры Ленинградской области, высказанная в протесте, согласно которой неполнота воспроизведения в областном законе многих норм Федерального законе приводит к правовой неопределенности отношений и прав участников выборного процесса, обесценивает областной закон как самостоятельный источник права. Следует напомнить, что последние изменения в указанный Федеральный закон были внесены в марте 1999 года, а спустя год (в марте 2000 года) в Ленинградской области проходили довыборы депутатов Законодательного собрания по 19 (Сиверскому) и 27 (Киришскому) избирательным округам. Однако ни при проведении этих выборов, ни в более позднее время прокуратура Ленинградской области не высказывала претензий по содержанию статей областного закона, подвергнутых критике в направленном протесте, и не выражала сомнения в части законодательного обеспечения избирательных прав участников дополнительных выборов.
В связи с изложенным Законодательного собрания Ленинградской области считает целесообразным частичное использование предложений прокуратуры Ленинградской области в работе над областным законом "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 26 июня 2001 г. N 348 "О протесте прокурора Ленинградской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.