Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 декабря 2001 г. N А56-3036/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кочеровой Л.И., Корпусовой О.А., при участии от Инспекции межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Журавлевой О.Р. (доверенность от 10.05.2001 N 10-34/8548), от общества с ограниченной ответственностью "Лентрансгаз" Говорушина И.А. (доверенность от 27.12.2000 N 20/9123), Лосева А.Б. (доверенность от 27.12.2000 N 20/9122),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 25.07.2001 (судьи Лопато И.Б., Блинова Л.В., Бойко А.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2001 (судьи Савицкая И.Г., Зайцева Е.К., Серикова И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3036/01,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лентрансгаз" (далее - общество, ООО "Лентрансгаз") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 20.12.2000 N 07-10/792 о взыскании налога за счет имущества общества.
Решением от 25.07.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2001, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в иске. Судебные инстанции, по мнению Инспекции, неправильно применили статьи 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества их отклонили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией 20.12.2000 принято решение об обращении взыскания налогов и пеней за счет имущества ООО "Лентрансгаз". Указанное решение принято в соответствии с пунктом 7 статьи 46 и пунктом 1 статьи 47 НК РФ в связи с недостаточностью денежных средств на расчетных счетах общества.
До его принятия Инспекция направила ООО "Лентрансгаз" требования об уплате налогов NN 07-11/244, 07-11/269, 07-11/291, 07-11/307 и 07-11/298 и в связи с неисполнением их в установленный срок приняла решения об обращении взыскания налогов и пеней за счет денежных средств общества. Во исполнение указанных решений в период с 23.10.2000 по 18.12.2000 на расчетные счета ООО "Лентрансгаз" выставлены инкассовые распоряжения на общую сумму 268 990 038 руб.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из того, что в случае обращения взыскания на имущество налогоплательщика налоговый орган обязан прекратить процедуры, предусмотренные статьей 46 НК РФ, и отозвать инкассовые распоряжения, выставленные на расчетные счета налогоплательщика.
Однако указанный вывод не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающей налоговый орган производить отзыв инкассовых распоряжений при принятии решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Права и обязанности налоговых органов регламентированы статьями 31 и 32 НК РФ, и возложение на них судом обязанностей, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, не соответствует целям и задачам правосудия.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается (том дела 2, лист 89), что у ООО "Лентрансгаз" по состоянию на 20.12.2000 отсутствовали денежные средства, достаточные для взыскания налогов и пеней. Следовательно, Инспекция в соответствии с пунктом 7 статьи 46 и пунктом 1 статьи 47 НК РФ правомерно приняла решение о взыскании налогов за счет имущества общества.
Выводы судебных инстанций о том, что в результате исполнения решения об обращении взыскания на имущество налоговый орган произвел бы излишнее взыскание налогов и пеней с ООО "Лентрансгаз", носят предположительный характер, поскольку указанный факт судами не установлен.
Не соответствует фактическим обстоятельствам дела и вывод судебных инстанций о том, что общество не располагало достоверной и достаточной информацией о начисленных Инспекцией суммах налогов и пеней.
Налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени, начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня их уплаты.
Как видно из материалов дела, Инспекция в требованиях об уплате налогов указала суммы налогов, соответствующие данным налоговых деклараций ООО "Лентрансгаз" (том дела 2, листы 93-128). Следовательно, общество в случае неуплаты сумм налогов, указанных им в налоговых декларациях, не могло не знать о размере пеней, начисляемых за просрочку исполнения обязанности по уплате налога.
Ошибочным также является вывод суда первой инстанции о том, что законодательством не установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.
Налог на пользователей автомобильных дорог согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" является единым и относится к числу федеральных налогов, в связи с чем полномочиями по установлению его элементов, в том числе срока уплаты, обладают органы законодательной власти Российской Федерации. Установленные законодательством отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом. Аналогичные отчисления в территориальные бюджеты предусмотрены законодательством о налогах на прибыль и на добавленную стоимость, однако по этим налогам полномочия устанавливать сроки их уплаты признаются только за федеральным законодателем.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлен пунктом 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1.
Полномочия Верховного Совета Российской Федерации определять элементы федеральных налогов, в том числе срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, предусмотрены Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пункт 5 статьи 19) и не ограничены Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". Понятие "порядок формирования и использования средств дорожного фонда" касается регулирования бюджетных правоотношений и не охватывает отношений по определению элементов налогов, в частности сроков их уплаты.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-3036/01 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лентрансгаз" в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2001 г. N А56-3036/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника