Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 14 января 2002 г. N 47-ра "Об утверждении территориальных строительных норм "Дошкольные образовательные учреждения Санкт-Петербурга"

2. Комитету по строительству совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре в установленном порядке обеспечить регистрацию ТСН 31-301-01 в Госстрое России до 01.03.2002.

3. Комитету по строительству и всем организациям и ведомствам, ведущим проектирование зданий дошкольных образовательных учреждений, с 01.03.2002 при разработке проектной документации руководствоваться ТСН 31-301-01 (в дополнение к СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения").

4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета по строительству Вахмистрова А.И.

 

Губернатор Санкт-Петербурга

В.А.Яковлев

 

Утверждены

распоряжением Администрации

Санкт-Петербурга

от 14 января 2002 г. N 47-ра

 

Территориальные строительные нормы
"Дошкольные образовательные учреждения Санкт-Петербурга"
ТСН 31-301-01

 

Введение

 

Территориальные строительные нормы "Дошкольные образовательные учреждения" (далее - ТСН) состоят из следующих разделов:

1. Область применения.

2. Нормативно-правовая база.

3. Основные положения.

4. Требования к организации сети и виды дошкольных образовательных учреждений.

5. Требования к размещению и организации земельного участка.

6. Требования к объемно-планировочным решениям.

7. Специализированные требования (водоснабжение и канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, электроснабжение и слаботочные устройства).

8. Требования противопожарной безопасности.

9. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Приложение 1 (рекомендуемое). Площадь помещений в ДОУ.

Приложение 2 (рекомендуемое). Нормативы удельных показателей общей площади.

 

Список сокращений, используемых в тексте

 

ГО - гражданская оборона

ДОУ - дошкольное образовательное учреждение

ДУ - дошкольное учреждение

ИТМ ГО - инженерно-технические мероприятия гражданской обороны

ИТМ ГО и ЧС - инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

КЕО - коэффициент естественной освещенности

УГПС ГУВД - Управление государственной противопожарной службы Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Центр госсанэпиднадзора - федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге".

 

1. Область применения

 

1.1. Настоящие ТСН разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" как дополнение и уточнение к системе нормативных документов в строительстве, действующих на территории Санкт-Петербурга, и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструкцию существующих зданий (помещений) дошкольных учреждений независимо от их принадлежности и форм собственности.

1.2. Требования ТСН предполагают их соблюдение при подготовке исходно-разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) дошкольных образовательных учреждений.

1.3. При решении вопросов, не отраженных в ТСН, следует руководствоваться действующими федеральными и региональными нормативными документами.

1.4. Срок действия ТСН - период до 2010 (при условии обязательной корректировки через 5 лет, а также внесения необходимых изменений и дополнений при выходе новых нормативно-правовых актов).

 

2. Нормативно-правовая база

 

Нормативно-правовой базой ТСН являются следующие документы:

1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".

2. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

3. СП 3231-85 "Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады)".

4. СанПиН N 42-125-4216-86 "Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста".

5. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".

6. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

7. СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".

8. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

9. СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети".

10. СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы".

11. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".

12. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

13. СНиП 2.01-90с "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны".

14. СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства".

15. СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, спец. обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".

16. Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89* "Проектирование бассейнов", 1991 г.

17. СанПиН 2.1.2.568-96 "Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству питьевой воды в плавательных бассейнах".

18. ВСН-1-89 "Нормы проектирования планировки и застройки новых селитебных районов Ленинграда (ТСН 30-301-2000. Санкт-Петербург "Градостроительство. Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга").

19. ВСН-2-89 "Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга" (ТСН 30-302-01).

20. СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства".

21. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677.

22. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204.

23. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 N 1683-р.

24. Методические указания 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест".

25. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".

26. ГОСТ 17.4.2.01-81 "Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния".

27. Федеральный закон от 03.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

28. СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки и согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий и сооружений".

29. СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства".

30. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 22.02.2000 N 182-р "О создании Санкт-Петербургской территориальной подсистемы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2014 г. N 152 распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 22 февраля 2000 г. N 182-р признано утратившим силу

 

3. Основные положения

 

3.1. Настоящие ТСН устанавливают основные требования к размещению и организации системы зданий, земельному участку, территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде дошкольных образовательных учреждений.

3.2. Дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2 месяцев до 6 (7) лет.

3.3. ДОУ в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

- детский сад;

- детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

- начальная школа - детский сад (создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3 до 10 лет, а в исключительных случаях с более раннего возраста);

- начальная школа - детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

- прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

3.4. Дополнительные виды немуниципальных дошкольных учреждений:

- прогулочные группы,

- семейный детский сад,

- группа кратковременного пребывания.

3.5. Для определения расчетной вместимости ДОУ определен процент охвата по возрастным группам исходя из фактического процента охвата детей на основании данных по административным районам Санкт-Петербурга на 01.11.2000:

 

Возрастная группа Численность Процент охвата
от 0 до 3 лет 100% 75%
от 4 до 5 лет 100% 75%
в возрасте 6 лет 100% 80% ДУ 20% школы

3.6. Предельная наполняемость групп в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677, составляет:

- в группах ДОУ общего вида:

от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;

от 1 года до 3 лет - 15 детей;

от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

 

- в разновозрастных группах:

при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;

при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

3.7. В дошкольных учреждениях компенсирующего назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей, их возраста на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677.

3.8. Предельная наполняемость в образовательных учреждениях начальная школа - детский сад, прогимназия устанавливается на основании Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204, в следующем количестве:

в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;

в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;

при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;

в начальных классах - 25 обучающихся.

3.9. Вид ДОУ, количество и соотношение возрастных групп в нем определяется заданием на проектирование, согласованным с Комитетом по образованию.

 

4. Требования к организации сети и виды дошкольных образовательных
учреждений

 

4.1. Дошкольные образовательные учреждения, размещаемые в кварталах жилой застройки, должны составлять единую сеть, предоставляющую разнообразное комплексное обслуживание, в соответствии с потребностями и спросом семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Для обучения детей шестилетнего возраста детские сады и начальные школы - детские сады, а также прогимназии должны составлять единую сеть с начальными классами общеобразовательных школ (начальных школ), предоставляющую разнообразное комплексное и приближенное к месту проживания обслуживание.

4.2. Расчетная потребность в ДОУ определяется на основе демографических данных, прогноза соответствующего спроса и потребности населения (при реконструкции жилых территорий - с учетом существующего фонда зданий дошкольных учреждений), а также в соответствии с территориальными градостроительными нормативами и правилами застройки отдельных частей Санкт-Петербурга.

4.3. Виды дошкольных образовательных учреждений для проектирования выбираются по согласованию с органами образования согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677 и Типовому положению об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204.

4.4. При проектировании необходимо учитывать следующие оптимальные величины ДОУ:

ДОУ общего вида от 4 до 10 детских групп;

ДОУ - начальная школа - детский сад от 2 до 6 детских групп, при школьном отделении не более 4 ученических классов;

ДУ типа "Семейный детский сад" - не более 0,5 детской группы.

Группы кратковременного пребывания (прогулочная группа) - частное дошкольное учреждение на 1-2 группы детей.

4.5. Установлена предельная наполняемость детских групп:

- в группах:

от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;

от 1 года до 3 лет - 15 детей;

от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

 

- в разновозрастных группах:

при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;

при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

 

- в дошкольных учреждениях компенсирующего назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей, их возраста (до 3 лет и старше 3 лет):

для детей с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и до 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 детей;

для глухих детей - до 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей до 6 и до 8 мест;

для слепых детей - до 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабовидящих детей, для детей с косоглазием и амблиопией до 6 и до 10 детей;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и до 8 детей;

для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и до 10 детей;

для детей с задержкой психического развития - до 6 и до 10 детей;

для детей с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 детей;

для детей с туберкулезной интоксикацией - до 10 и до 15 детей;

для часто болеющих детей - до 10 и до 15 детей;

для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) - до 5 для обеих возрастных групп;

для детей с иными отклонениями в развитии - до 10 и до 15 детей.

4.6. Число мест в прогулочных группах определяется заказчиком на основании устава.

4.7. При выборе типов зданий дошкольных учреждений следует руководствоваться таблицей 1 (справочная):

 

Таблица 1

 

N
п/п
Тип дошкольных
учреждений
Типологическая характеристика учреждения
1 Дошкольное учреждение
общего вида
Традиционное дошкольное учреждение вмести-
мостью 4, 6, 8, 10 (12) групп, предоставляю-
щее педагогические и медицинские услуги пос-
тоянному контингенту своих воспитанников и
располагающееся в одном отдельностоящем зда-
нии или пристроенном к торцу жилого дома (не
более 140 мест)
2 Начальная школа -
детский сад
Единое образовательное учреждение на базе
объединения дошкольного учреждения и школы
1 ступени, обеспечивающее детям дневной сон
и трехразовое питание
3 Прогимназия Единое образовательное учреждение на базе
объединения дошкольного учреждения и школы
1 ступени с гуманитарным уклоном, обеспечи-
вающее детям дневной сон и трехразовое
питание
Дополнительные виды немуниципальных детских дошкольных учреждений
4 Группы кратковременно-
го пребывания.
Прогулочная группа
Частное дошкольное учреждение на 1-2 группы
детей, размещаемое, как правило, на первом
этаже многоквартирного жилого дома, в кото-
ром дети не обеспечены сном и обедом, основ-
ной деятельностью в котором является обеспе-
чение прогулок на свежем воздухе и в котором
режим определяется в соответствии с гигиени-
ческими требованиями и уставом учреждения
5 Семейный детский сад Частное дошкольное учреждение на 0,5 группы
детей, размещаемое в жилой квартире (частном
жилом доме) владельца частного предприятия.
Режим определяется в соответствии с гигиени-
ческими требованиями и уставом учреждения

4.8. Расчетная потребность в ДОУ определена на основе прогноза по возрастным группам числа детей в расчете на 1000 человек (см. таблицу 2).

 

Таблица 2

 

Возрастная группа Численность Прогноз
на 2005 год
Процент
охвата
Расчетная норма
от 0 до 3 лет 100% 26 75% 19
от 4 до 5 лет 100% 13 75% 10
в возрасте 6 лет 100% 7 80% 6
Всего - 46 61 35

Примечание. Для расчета принят прогноз на 2005 год, что совпадает со сроком действия ТСН до плановой корректировки.

4.9. Здания ДОУ общего вида следует проектировать универсальными, что предполагает включение в их состав обязательного набора помещений и площадей, предусматриваемых настоящими ТСН, в соответствии с гигиеническими требованиями.

Проектирование специализированных зданий ДОУ осуществляется только за счет включения дополнительных (специализированных) помещений (площадей), предусматриваемых как в составе групповой ячейки, так и общими для всех или нескольких групп (приложение 1 к ТСН).

 

5. Требования к размещению и организации земельного участка

 

5.1. При всех видах ДОУ необходимо предусматривать обособленный земельный участок, в составе которого выделяются территория групповых площадок по числу групповых ячеек, общая физкультурно-игровая территория, хозяйственная зона, зеленые насаждения, с соответствующим разграничением зон.

5.2. Расстояние от зданий ДОУ до красных линий следует принимать не менее 25 м, от границ земельного участка до стен жилых домов - не менее 10 м, до стен жилых домов без входов и окон - 5 м.

5.3. При размещении зданий детских образовательных учреждений должны соблюдаться действующие нормативы по естественной освещенности, КЭО и санитарные нормы по инсоляции помещений ДОУ.

5.4. Отдельно стоящие, встроенные и встроенно-пристроенные ДОУ должны иметь самостоятельные участки.

В историческом центре Санкт-Петербурга по заключению Центра госсанэпиднадзора допускается организация ДОУ без собственных участков при наличии в зоне доступности озелененных территорий общего пользования (сквер, сад, парк, бульвар), которые могут использоваться для прогулок, на расстоянии не более 200 м.

5.5. Учитывая разную наполняемость групп и количество групп в ДОУ, площадь земельного участка следует принимать из расчета на одно место при вместимости:

до 100 мест - 40 кв.м

свыше 100 мест - 35 кв.м

5.6. В условиях реконструкции допускается сокращение площади участка ДОУ на 25% по заключению Центра госсанэпиднадзора.

5.7. При организации участка ДОУ необходимо предусматривать проезды в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* (приложение 1).

5.8. Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений соответствующих групповых ячеек здания. Площадки для детей младших возрастов должны размещаться в непосредственной близости от помещений этих групп.

5.9. Для всех видов ДОУ необходимо предусматривать следующее зонирование территории: групповые площадки, общую физкультурную площадку и хозяйственную зону. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%.

Групповые площадки, индивидуальные для каждой детской группы, из расчета:

5 кв.м на одного ребенка в I и II группах раннего возраста;

7,5 кв.м - в 1 младшей группе;

7,2 кв.м - в дошкольной.

Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 кв.м на 50-75 детей и 250 кв.м на 100 и более детей в дошкольных группах.

5.10. В составе игровой зоны должны быть предусмотрены велосипедная дорожка и площадка для изучения правил дорожного движения. Дополнительно можно предусматривать солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, жимний каток и другие элементы по согласованию с органами образования и по заключению Центра госсанэпиднадзора.

5.11. Общая физкультурная площадка может оборудоваться сеткой для двух командных игр (бадминтон, пионербол, детский теннис), размеры площадки должны быть не менее 6х9 м и оборудованы детскими баскетбольными щитами, прочим оборудованием по усмотрению заказчика (органов образования).

5.12. В ДОУ начальная школа - детский сад игровая территория дошкольного отделения может отделяться от школьного отделения живой изгородью.

5.13. При каждой групповой площадке для защиты от солнца, ветра и осадков должны предусматриваться навесы, огражденные с трех сторон. Пол навеса должен быть деревянным. Допускаются другие решения по заключению Центра госсанэпиднадзора.

5.14. Групповые площадки для детей младшего возраста должны иметь - травяное покрытие, для детей дошкольного возраста, кроме травяного покрытия - площадку с утрамбованным грунтом. Покрытие физкультурных площадок - травяное, тартановое, резиново-битумное.

5.15. На площади озеленения предусматриваются травяное покрытие, цветники, кустарники и деревья, не являющиеся ядовитыми и не способные ранить ребенка (без острых шипов и т.п.).

Деревья должны высаживаться на расстоянии не ближе 10 м от стен здания ДОУ, кустарник - не ближе 5 м.

5.16. В площадь озеленения включаются защитные полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:

не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и спортивной площадками;

не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками;

не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

5.17. В состав хозяйственной зоны входит хозяйственная площадка, которая предусматривается одновременно как разворотная площадка для грузового автомобиля, с местом для разгрузки и площадкой для мусоросборников.

5.18. При встренных ДОУ общего вида вместо хозяйственной площадки предусматривается загрузочная площадка со стороны пищеблока ДОУ и площадка мусоросборников.

5.19. Хозяйственная площадка должна иметь самостоятельный въезд, твердое покрытие и размещаться при входах в загрузочную пищеблока и, желательно, в постирочную.

5.20. Мусоросборники отдельно стоящих зданий ДОУ следует размещать только на хозяйственной площадке на расстоянии не менее 25 м от здания ДОУ.

5.21. Участок ДОУ должен быть огражден оградой высотой не менее 1,6 м. По периметру земельного участка должна располагаться полоса деревьев или кустарников шириной 5 м. Ограда не должна иметь горизонтальных членений, а также острых окончаний вертикальных прутьев. Расстояние между вертикальными элементами ограждения должно быть не более 0,1 м.

5.22. Поверхность игровых площадок, площадок с твердым покрытием, пешеходных дорожек должна быть без уступов, о которые ребенок мог бы споткнуться. Лестницы, имеющие более 3 ступеней, должны иметь ограждения с поручнями для детей.

5.23. На участке должно быть наружное освещение, в том числе игровой территории и у входов в здание.

Наружные светильники должны крепиться на высоте не менее 1,6 м.

 

6. Требования к объемно-планировочным решениям

 

6.1. Дошкольные образовательные учреждения предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению и присмотру за детьми от 2 месяцев до 6 (7) лет и должны размещаться в отдельно стоящих зданиях высотой на более 2 этажей. Организация встроенных ДОУ допускается в застройке исторического центра Санкт-Петербурга только при соответствующем обосновании и по заключению Центра госсанэпиднадзора.

6.2. Встроенные ДОУ рекомендуется размещать в строениях, расположенных на улицах местного значения с ограниченной транспортной нагрузкой, или во внутриквартальном пространстве при наличии прогулочных площадок, прилегающих к зданию. Встроенные ДОУ должны проектироваться из расчета не более чем на 75 детей. Встроенные ДОУ могут размещаться на первых-вторых этажах жилых зданий I и II степени огнестойкости.

6.3. Вместимость ДОУ, пристроенных к торцам жилых домов, не должна превышать 140 мест.

6.4. ДОУ - начальная школа - детский сад, прогимназия с общим числом детских групп и ученических классов не более 8 - допускается, по заключению Центра госсанэпиднадзора и УГПС ГУВД, встраивать в первые два этажа многоквартирных жилых зданий только в историческом центре Санкт-Петербурга.

6.5. Все встроенные, пристроенные ДОУ должны отвечать всем санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, предъявляемым к отдельно стоящим зданиям.

6.6. Расчетная вместимость (общее число мест) определяется заданием на проектирование, согласованное с Комитетом по образованию, исходя из организационной структуры, расчетной вместимости детских групп, градостроительных и социально-демографических условий.

6.7. ДОУ должны включать следующие функциональные группы помещений:

- групповые ячейки - изолированные, автономные помещения, используемые только одной группой;

- помещения, предусмотренные для поочередных занятий;

- специализированные помещения (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые помещения для персонала.

6.8. Основные помещения ДОУ следует размещать в наземных этажах. Допускается размещение постирочной, кладовых помещений в подвальных и цокольных этажах.

6.9. Высота помещений в ДОУ должна быть не менее 3 м.

6.10. В планировочной структуре зданий ДОУ следует предусматривать принцип групповой изоляции, при котором групповая ячейка является местом основного пребывания детей каждой конкретной детской группы с осуществлением основных групповых и индивидуальных занятий с детьми, игр, оздоровительных мероприятий, отдыха, дневного сна, переодевания и кормления, согласно санитарно-гигиеническим требованиям СП 3231-85.

Для социализации детей разных возрастных групп необходимо предусматривать возможность создания дверей между группами.

6.11. Из раздевального помещения каждой групповой ячейки должен предусматриваться удобный и короткий доступ к наружному выходу из здания с соблюдением требований СНиП 21.01-97* (раздел 6).

Второй эвакуационный выход из групповой ячейки, в том числе наружный, может предусматриваться из любого помещения групповой ячейки.

6.12. В ДОУ общего вида группы для детей до 3 лет располагать преимущественно на первом этаже и предусматривать самостоятельные входы с участка.

6.13. Входы в здание следует проектировать с тамбурами глубиной не менее 1,6 м.

6.14. Поручни и ограждения в зданиях ДОУ и на этажах начальных школ, где расположены помещения для первых классов, должны отвечать следующим требованиям:

- высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 или 1,5 при сплошном ограждении сеткой;

- высота поручней у стен лестничной клетки - 0,5 м;

- в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются);

- высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть 0,8 м.

6.15. В ДОУ вместимостью от 95 и более мест должны быть залы для музыкальных и гимнастических занятий.

Площадь зала должна быть:

в ДОУ до 140 мест - не менее 75 кв. м;

в ДОУ от 140 до 190 мест - 100 кв. м.

В ДОУ большей вместимости предусмотрено два зала площадью 100 и 50 кв. м или по 75 кв. м каждый. При каждом зале должна быть кладовая площадью не менее 6 кв. м. Залы не должны быть проходными.

6.16. В ДОУ любой вместимости из изолятора необходимо предусматривать отдельный наружный выход.

6.17. В зданиях начальная школа - детский сад пищеблок, зальные помещения (бассейн, спортивный зал для дошкольников и младших школьников, помещения для музыкальных занятий, детских утренников и спектаклей), часть помещений детских кружков и секций, медицинские, а также помещения с компенсирующей и оздоровительной функциями допускается проектировать общими на школьное и дошкольное учреждение. Состав и площади этих помещений определяются заданием на проектирование в соответствии с гигиеническими требованиями СП 3231-85, СП 2.4.2.782-99 и СанПиН 42-125-4216-86, по согласованию с Комитетом по образованию и по заключению Центра госсанэпиднадзора.

6.18. Внутри здания входы в постирочную и сушильную-гладильную из общего коммуникационно-рекреационного пространства предусматриваются через тамбур.

6.19. Расположение входов в групповые ячейки напротив входов в постирочную и сушильно-гладильную не допускается.

6.20. Расположение входов в групповые ячейки напротив входов в пищеблок не допускается.

6.21. По специальному заданию ДОУ должны решаться с соблюдением требований доступности для инвалидов, передвигающихся в кресле-коляске (перечень помещений, доступных для инвалидов, устанавливается заданием).

6.22. Инсоляция помещений предусматривается в соответствии с нормами СНиП 2.07.01-89*, естественная освещенность помещений ДОУ в соответствии с нормами и требованиями СП 3231-85.

6.23. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, туалетных для персонала, кладовых.

6.24. Расположение оконных проемов групповых, игральных и спален непосредственно над окнами кухни, туалетных и постирочной не допускается.

6.25. Входные узлы, внутренние коммуникационно-рекреационные пространства и инженерные коммуникации встроенных ДОУ следует предусматривать автономными.

6.26. Состав и площади помещений ДОУ следует принимать согласно приложению 1 к ТСН, а также в соответствии с требованиями СП N 3231-85.

6.27. Удельные показатели общей площади на одного ребенка в зданиях ДОУ рекомендуется принимать не менее приведенных в приложении 2 к ТСН.

6.28. В зданиях ДОУ предусматриваются бассейны для использования только группами данного ДОУ в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиН 2.1.2.568-96.

6.29. Раздевальные помещения при бассейнах должны быть раздельными для мальчиков и для девочек. При каждой раздевальной комнате следует иметь по две душевые кабины и туалет. Выход в зал с ванной бассейна оборудуется ножным душем глубиной 0,1 м.

6.30. Ванна бассейна должна проектироваться переменной глубины от 0,6 до 0,8 м (ванны 3-х 7(6)м), переменной глубины от 0,8 до 1,0 (ванны 6х10(12,5)м).

По периметру ванны следует предусматривать обходные дорожки шириной не менее 0,75 м, со стороны выхода из душевых - 1,5 м.

6.31. При невозможности создания бассейна в зданиях ДОУ предусматривать мини-бассейны или плескательницы. Ванны мини-бассейна площадью до 4 кв.м проектируются с плоским дном глубиной 0,4-0,6 м. У ванны бассейна (плескательницы) площадью до 4 кв. м обходная дорожка может предусматриваться только с двух сторон и быть не шире 0,75 м.

6.32. Набор и площади медицинских помещений и помещений пищеблока предусматривать в соответствии с требованиями СП 3231-85 согласно приложению 1 к ТСН.

6.33. В кухнях следует предусматривать установку оборудования, работающего на электричестве.

6.34. Вблизи раздаточной пищеблока в 2-этажных зданиях ДОУ необходимо предусматривать грузовой подъемник или лифт для транспортировки пищи.

6.35. Типы и количество сантехнического оборудования в помещениях следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 3231-85 "Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений".

 

7. Специализированные требования (водоснабжение и канализация,
отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха,
электроснабжение и слаботочные устройства)

 

Требования к оборудованию зданий и помещений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, к водоснабжению и канализации должны соответствовать СНиП 2.08.02-89*, СП 3231-85 и другим нормативным документам, действующим на территории Санкт-Петербурга.

Внешнее инженерное обеспечение проектируется по действующим общим и специальным строительным нормам и правилам с увязкой сетей и сооружений по горизонтали на сводном плане коммуникаций и по вертикали на продольных профилях с указанием материалов, диаметров и уклонов трубопроводов, а также всех пересечек, ближайших скважин и оснований под трубами с решением вопросов обратной засыпки траншей. В особо стесненных условиях строительства проверять проходимость сетей на поперечных профилях улиц.

 

Водоснабжение и канализация

 

7.1. В зданиях (помещениях) ДОУ следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки, которые необходимо проектировать в соответствии со СНиП 2.04.01-85*.

В зданиях ДОУ III степени огнестойкости внутренний противопожарный водопровод следует проектировать в количестве 2 струй с расходом воды не менее 2,5 л/сек.

7.2. Высоту установки детских санитарных приборов от пола помещения следует принимать:

для умывальников - 0,5 м, для губокого душевого поддона - 0,6 м, для мелкого душевого поддона - 0,3 м.

7.3. Нагревательные приборы в шкафах для сушки одежды детей в раздевальных помещениях, а также полотенцесушители в туалетных должны присоединяться к системе горячего водоснабжения. На период летнего профилактического отключения системы горячего водоснабжения теплоснабжение указанных приборов должно обеспечиваться бойлерами с подключением к электрическим установкам.

7.4. Температура воды в ванне бассейна должна быть в пределах 29-32°С.

 

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

 

7.5. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и аварийную противодымную вентиляцию ДОУ следует проектировать в соответствии со СНиП 2.04.01-85*, СНиП 2.08.02-89* и требованиями настоящего раздела.

7.6. В помещениях ДОУ нагревательные приборы, имеющие острые кромки, должны быть защищены съемными деревянными решетками, позволяющими проводить регулярную очистку приборов.

При установке радиаторов в подоконном пространстве групповых помещений ДОУ допускается расстояние от низа прибора до уровня пола 50 мм.

7.7. Обогреваемые полы следует предусматривать на первом этаже групповых помещений всех видов ДОУ, а также в спальнях и раздевальных ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Средняя температура на поверхности пола должна поддерживаться в пределах 23°С.

7.8. Удаление воздуха из помещений спален ДОУ, имеющих сквозное или угловое проветривание, допускается предусматривать через групповое помещение согласно СНиП 2.04.05-91.

7.9. Расчетная температура воздуха для проектирования отопления и кратность воздухообмена в ДОУ приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Помещения Расчетная температура
воздуха, °С
Кратность обмена воздуха в 1 ч
Приток Вытяжка
1 2 3 4
Групповая,
раздевальная:
группы детей
до 3 лет
группы детей
3-4 года
группы детей
4-6(7) лет



22

21

20



-

-

-



1,5

1,5

1,5
Спальня:
группы детей
до 3 лет
группы детей
3-6(7) лет


21

19


-

-


1,5

1,5
Туалетные:
группы детей
до 3 лет
группы детей
3-6(7) лет


22

20


-

-


1,5

1,5
Буфетные 16 - 1,5
Залы для
музыкальных и
гимнастических
занятий



19



-



1,5
Помещения с
ваннами бассейнов

30

По расчету, но не менее 50м3/ч
на одного ребенка
Медицинские
помещения

22

-

1
Служебно-бытовые
помещения

18

-

1
Кухня 15 По расчету
Стиральная 18 5 5
Гладильная 16 5 5
Физиотерапевти-
ческий кабинет,
кабинет массажа


28


-


1,5

7.10. В залах ванн бассейнов подвижность воздуха в зонах нахождения занимающихся не должна превышать 0,2 м/сек.

7.11. Для периодической интенсификации воздухообмена на вытяжном канале в туалетных комнатах групповых ячеек, проектируемых без оконных проемов во внутренних стенах, следует устанавливать по одному малогабаритному вентилятору согласно СНиП 2.04.05-91.

7.12. Вытяжные воздуховоды, идущие из пищеблока, не должны проходить через групповые и спальни групповой ячейки.

7.13. Объем воздуха, удаляемого из одного шкафа для сушки детской одежды, следует принимать 10 куб. м/час.

 

Электроснабжение и слаботочные устройства

 

7.14. Установку штепсельных розеток в помещениях основного пребывания детей следует предусматривать на высоте 1,8 м от пола.

В спальнях, палатах изоляторов и помещении охраны следует предусматривать устройства для дежурного (ночного освещения), присоединенные к сети эвакуационного освещения.

7.15. В зданиях ДОУ следует предусматривать:

- радиоточки в групповых помещениях, залах для музыкальных и гимнастических занятий, кабинетах, помещениях охраны;

- телефоны в кабинете заведующего, заместителя, комнатах персонала и методических кабинетах, помещениях охраны;

- факсы в кабинете заведующего;

- штепсельные розетки от кабеля с нулевой фазой в кабинете заведующего, в помещениях для компьютерных игр;

- телевизионную сеть для приема передач в групповых помещениях, залах для музыкальных и гимнастических занятий, кабинете заведующего;

- электроснабжение, а также кабельные сети наружного освещения территории ДОУ должны выполняться кабельными линиями.

 

Требования к максимальному энергосбережению

 

7.16. Здания дошкольных образовательных учреждений проектируются с учетом максимального энергосбережения в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 12.09.2000 N 966-р "О дополнительных мерах по энергосбережению при проектировании, строительстве, реконструкции объектов социального назначения и жилищно-коммунальной сферы".

 

8. Требования противопожарной безопасности

 

8.1. Одно- и двухэтажные здания должны быть не ниже III степени огнестойкости. Степень огнестойкости жилого дома, к которому пристраивается ДОУ, не должна быть ниже степени огнестойкости здания ДОУ.

8.2. При расположении в одном здании ДОУ и начальной школы помещения ДОУ должны иметь обособленные выходы наружу, а пути эвакуации из помещений другого назначения не должны проходить через помещения дошкольного учреждения.

8.3. Устройство автоматической пожарной сигнализации следует предусматривать во всех помещениях, кроме туалетных, душевых, стиральной, кладовой овощей, охлаждаемых камер, бойлерной, насосной, вентиляционных камер.

8.4. Коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять самозакрывающимися дверями с уплотнением в притворах для обеспечения выходов из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора.

8.5. Входные двери групповых ячеек должны быть шириной не менее 0,9 м, а при числе эвакуирующихся из их помещений более 15 человек - не менее 1,4 м и выполнены с уплотнением в притворах.

8.6. Ширина коридоров и галерей на путях эвакуации в зданиях ДОУ должна быть не менее 1,4 м.

В зонах зданий ДОУ, проектируемых с учетом доступности для инвалидов, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске, ширину коридоров и галерей на путях эвакуации следует принимать не менее 1,6 м.

 

ГАРАНТ:

Нумерация сохранена согласно первоисточнику

8.5. Из каждой групповой ячейки и прогулочной веранды должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

 

9. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны
и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

 

При проектировании дошкольных образовательных учреждений необходимо выполнять требования по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны и требования, обеспечивающие защиту населения при чрезвычайных ситуациях. При разработке инженерно-технических мероприятий руководствоваться требованиями СП 11.107-98 "Порядок разработки и состав раздела ИТМ ГО" и другими законодательными и нормативными актами, регламентирующими требования к мероприятиям ИТМ ГОиЧС.

 

Приложение 1

к территориальным строительным

нормам Санкт-Петербурга

"Дошкольные образовательные

учреждения"

(рекомендуемое)

 

Площадь помещений в ДОУ

 

Наименование помещения Площадь помещений в ДОУ различных видов,
кв. м (не менее)
ДОУ общего вида ДОУ - начальная школа
- детский сад
наполняемость группы
детсада 20 детей*
4-6 групп 8-10 групп 4-6 групп 8-10 групп
Групповая ячейка
Групповая (игральная зона) 50 50 60 60
Спальня (спальная зона) 50 50 50 50
Раздевальная (приемная) 18 18 18 18
Буфетная 3,8 3,8 3,8 3,8
Туалетная 16 16 16 16
Итого х4(х6) х8(х10) х4(х6) х8(х10)
Рекомендуемые помещения
групповых ячеек (для ДОУ
компенсирующего вида
уточняются заданием на
проектирование)
       
Помещение для игр и занятий
детей по подгруппам
(может использоваться как
комната коррекции)



12



12



12



12
Комната психологической
разгрузки и индивидуальной
работы с ребенком


6


6


6


6
Пространственный модуль
спортивно-игрового
оборудования


4


4


4


4
Зона для изобразительного
творчества, лепки, игр с
глиной, водой


4


4


4


4
Ванна-бассейн (площадка с
ванной бассейна 1,8х1,8 м
и кабиной для переодевания)


12


12


12


12
Солярий - открытая терраса 12 12 12 12
Комната персонала с санузлом 3 3 3 3
Комната сушки одежды 4 4 4 4
Итого дополнительные площади
рекомендуемых помещений
       
Специализированные помещения
Универсальный зал для
музыкальных и гимнастических
занятий:
100 150
______
100+50
100 150
_____
100+50
кладовая при зале 6 12
____
6/2
6 12
____
6/2
Универсальные кружковые
помещения:

36

54

36

54
кладовые 6 6 6 6
комната преподавателей 6 6 9 12
Бассейн:        
зал с ванной бассейна 6(7)
х 3 м

60

60-75
***
60-75
***
60-75
раздевальные для мальчиков
и девочек
24
______
12х2
24
______
12х2
24
______
12х2
48
_____
12х4
душевые 8
______
4х2
8
_____
4х2
12
_____
6х2
24
____
6х4
туалетные 4
______
2х2
4
_____
2х2
4
____
2х2
8
____
2х4
инвентарная 8 8 8 8
комната инструктора с каби-
ной для переодевания,
туалетом и душем


4


4


4


4
комната медсестры 4 4 6 6
узел управления бассейном,
комната анализа воды

4

4

6

6
техническое помещение 4 4 8 10
Итого специализированные
помещения

270

363

304

423
Рекреационно-коммуникацион-
ное пространство
(вестибюль-холл)


36


36


54


80
Сопутствующие и служебно-
бытовые помещения:
       
Методический кабинет 10 12 12 14
Медицинские помещения:        
медицинская комната 6 8 6 8
процедурный кабинет - 8 - 8
изолятор: приемная 2 4 2 4
туалет 2 2 2 2
палаты 4 4 4 4
Помещение для приготовления
дезинфицирующих средств

2

2

2

2
Итого медицинские помещения 26 40 28 40
Пищеблок 23 28 Предусматривается
общий пищеблок с
начальной школой
кухня с раздаточной
заготовочный цех 8 12    
моечная кухонной посуды 4 6    
охлаждаемые камеры 6 9    
кладовая сухих продуктов 8 11    
кладовая овощей 4 8    
загрузочная 4 5    
гардероб, душ и туалет
персонала

10
_____
6+2+2

10
_____
6+2+3
   
Итого по пищеблоку 67 89 - -
Постирочная (при самостоя-
тельной стирке белья)
    С учетом обслуживания
начальной школы
стиральная 14 16 18 18
гладильная 10 12 12 12
Итого прачечная 24 28 30 30
Служебно-бытовые помещения:     Кооперируются с
аналогичными
помещениями начальной
школы
кабинет заведующего 10 10 10 10
кабинет завхоза 6 6 6 8
комната персонала 6 8 8 8
туалет, комната личной
гигиены женщин

6

9

9

9
хозкладовая 4 5 4 5
кладовая чистого белья 6 8 10 10
Итого служебно-бытовые
помещения

38

46

47

50
Всего расчетная площадь 518+551,2
(+826,8)
659+1102,4
(+1378)
520+558
(+886,8)
680+1182,4
(+1478)
В расчете на 1 ребенка 14,8-11,3 12,6-11,0 13,5-11,7 11,6-10,8

Примечание.

Учебные помещения начальной школы предусматривать согласно ТСН "Общеобразовательные школы в том числе школы-интернаты для детей инвалидов" Санкт-Петербург.

 

Приложение 2

к территориальным строительным

нормам Санкт-Петербурга

"Дошкольные образовательные

учреждения"

(рекомендуемое)

 

Нормативы удельных показателей общей площади ДОУ

 

Для предварительных расчетов общей площади детских образовательных учреждений, при наличии обязательного набора помещений и их площадей, согласно СП 3231-85, могут быть использованы удельные показатели в соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 N 1683-р.

 

Нормативы удельных показателей общей площади ДОУ общего вида

 

Норматив количества групп
и численности группы
Минимальный
норматив
общей площади
на ребенка,
кв. м
Оптимальный
норматив
общей площади
на ребенка,
кв. м
Повышенный
норматив
общей площади
на ребенка,
кв. м
На 4 группы (до 80 мест) 12,17 15,99 17,34
На 6 групп (до 120 мест) 11,43 15,37 16,72
На 8 групп (до 160 мест) 11,19 14,51 16,23
На 10 групп (до 180 мест) 11,07 15,12 17,22
На 12 групп (до 200 мест) 10,57 13,89 16,23
В среднем по типам зданий 11,28 14,97 16,74

В среднем по уровню комфорта (по вариантам): - 14,33 кв. м

 

Нормативы удельных показателей общей площади ДОУ
компенсирующего вида с учетом дополнительных
функциональных помещений

 

Норматив количества групп
и численности группы
Минимальный
норматив
общей площади
на ребенка,
кв. м
Оптимальный
норматив
общей площади
на ребенка,
кв. м
Повышенный
норматив
общей площади
на ребенка,
кв. м
На 4 группы (до 80 мест) 19,68 23,49 24,84
На 6 групп (до 120 мест) 17,09 20,91 22,38
На 8 групп (до 160 мест) 15,62 19,06 20,78
На 10 групп (до 180 мест) 15,0 19,06 21,03
На 12 групп (до 200 мест) 14,02 17,22 17,95
В среднем по типам зданий 16,28 19,94 21,39

В среднем по уровню комфорта (по вариантам): - 19,20 кв. м

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 14 января 2002 г. N 47-ра "Об утверждении территориальных строительных норм "Дошкольные образовательные учреждения Санкт-Петербурга"


Текст распоряжения опубликован в Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга, 11 февраля 2002 г. N 5, стр. 67, в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга, 27 марта 2002 г., N 3, стр. 19