Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Программа действий структурных подразделений
Правительства Ленинградской области по обеспечению предприятий
и организаций области квалифицированными кадрами
на 2002-2003 годы
Содержание
См. постановление Правительства Ленинградской области от 26 сентября 2002 г. N 172 о ходе выполнения Программы действий структурных подразделений Правительства Ленинградской области по обеспечению предприятий и организаций области квалифицированными кадрами на 2002-2003 годы
Введение
Программа действий структурных подразделений Правительства Ленинградской области по обеспечению предприятий и организаций области квалифицированными кадрами на 2002-2003 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 30 января 2001 года N 42-пг.
Подготовка Программы осуществлялась комитетом по экономике и инвестициям при участии отраслевых комитетов и структурных подразделений Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных образований с учетом предложений Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, Объединения промышленников и предпринимателей Ленинградской области, отдельных работодателей.
Программа разработана с учетом:
- Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года;
- 11 региональных целевых программ, утвержденных Правительством Ленинградской области, и проектов трех региональных целевых программ, находящихся в стадии разработки и согласования;
- проекта программы содействия занятости населения Ленинградской области на 2002 год, разработанного Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области с участием отраслевых комитетов и структурных подразделений Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных образований;
- прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2002 год на период до 2004 года, разработанного комитетом по экономике и инвестициям с участием отраслевых комитетов и структурных подразделений Правительства Ленинградской области;
- перечня реализуемых и планируемых к реализации на территории Ленинградской области крупных и средних инвестиционных проектов;
- методических рекомендаций Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации по разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2001 год;
- методических рекомендаций по разработке региональных программ содействия организациям в профессиональном развитии персонала (утверждены постановлением Минтруда России от 12 января 2001 года N 4);
- постановления Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области";
- прочих мероприятий, предложенных для включения в Программу структурными подразделениями Правительства Ленинградской области в целях решения проблем кадрового обеспечения курируемых отраслей, формирования региональной системы подготовки и обеспечения квалифицированными кадрами.
Основные положения Программы определены в соответствии с федеральным и региональным законодательством и нормативно-правовыми актами в сфере занятости населения, управления персоналом и социально-трудовых отношений.
Программа основывается на разграничении предметов ведения, полномочий, функций и ответственности органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет областного бюджета, а также федерального и местных бюджетов, средств работодателей и других внебюджетных источников.
Программа состоит из следующих основных частей:
- аналитико-прогнозная часть;
- концептуальные положения, определяющие основные цели, задачи и направления реализации региональной кадровой политики Ленинградской области в целях обеспечения потребностей экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах;
- план мероприятий по реализации Программы;
- приложения.
Аналитико-прогнозная часть Программы включает оценку исходного состояния и выявление ключевых проблем развития трудового потенциала Ленинградской области, систему прогнозных расчетов формирования и использования трудовых ресурсов региона (демографический прогноз, прогноз занятости населения и основных параметров регионального рынка труда, создания новых рабочих мест; оценки перспективной дополнительной потребности предприятий и организаций области в квалифицированных кадрах, в том числе в территориальном, отраслевом, социально-профессиональном, профессионально-квалификационном разрезах и по источникам формирования).
План мероприятий по реализации Программы содержит 13 разделов, разработанных с учетом основных направлений региональной кадровой политики Ленинградской области.
1. Демографические и макроэкономические факторы формирования
трудовых ресурсов и занятости населения Ленинградской области
1.1 Демографические особенности формирования трудового
потенциала Ленинградской области на период до 2010 года
Стабильность демографической ситуации является одним из важнейших условий воспроизводства трудовых ресурсов Ленинградской области. Вместе с тем в последнее десятилетие демографическая обстановка в области характеризуется продолжающимся ухудшением основных параметров воспроизводства населения:
1) с 1998 года общая численность населения постоянно сокращается (на 7,2 тысячи человек в 1999 году и на 7,4 тысячи человек в 2000 году) в силу того, что резко понизившаяся интенсивность миграционного прироста не более чем на 64% компенсирует естественную убыль населения, возросшую в результате роста соотношения смертности и рождаемости;
2) продолжает расти смертность населения в трудоспособном возрасте, особенно из-за всех видов травматизма и отравлений;
3) развивается процесс постарения населения (доля лиц старше трудоспособного возраста с 1990 года увеличилась с 20,3 до 22%);
4) крайне низким остается уровень рождаемости (6,8 на тысячу человек в 2000 году).
Несмотря на то, что в последние годы наблюдается значительный прирост численности населения в трудоспособном возрасте и трудовых ресурсов, особенно настораживающей является обусловленная продолжительным падением рождаемости в течение последнего десятилетия тенденция сокращения доли молодежи в возрасте до 15 лет в возрастно-половой структуре. Доля данной возрастной группы уменьшилась с 23,5% в 1990 году до 17,9% на начало 2000 года.
Оценка развивающихся тенденций формирования трудовых ресурсов Ленинградской области с учетом особенностей существующих демографических условий позволяет сделать следующий прогноз на среднесрочную перспективу:
в 2001-2003 годах прогнозируется дальнейшее увеличение численности и доли населения в трудоспособном возрасте (особенно в возрастной группе 16-29 лет); ежегодный прирост составит в среднем за период 14,4 тысячи человек (в том числе в 2001 году - 11,4 тысячи человек, в 2002 году - 15,7 тысячи человек, в 2003 году - 16,1 тысячи человек). Данные изменения являются благоприятными с точки зрения снижения масштабов экономико-демографической нагрузки на трудоспособное население и увеличения трудовых ресурсов области, однако вступление в трудоспособный возраст значительных контингентов актуализирует в краткосрочной перспективе проблемы занятости и трудоустройства молодежи и может оказать дополнительную нагрузку на рынок труда;
в 2004-2005 годах ожидается резкое замедление темпов прироста населения в трудоспособном возрасте (по оценке - в два раза): в 2004 году - 8,1 тысячи человек, в 2005 году - 4,2 тысячи человек против 11,4 тысячи человек в 2000 году;
в период 2006-2010 годов прогнозируется сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и трудовых ресурсов. Число выходящих за пределы трудоспособного возраста превысит численность вступающих в него более чем в два раза: в 2006 году - на 3,5 тысячи человек, в 2010 году - на 15,6 тысячи человек; по оценке, к 2010 году молодежь заменит лишь менее чем на половину численность уходящих на пенсию (в 2006 году - на 85%, в 2010 году - на 45-50%)1.
Негативные тенденции будут усиливаться целым рядом недемографических факторов, среди которых целесообразно выделить два, имеющих наибольшее влияние на возможность эффективного использования трудового потенциала:
активное сокращение численности населения моложе трудоспособного возраста, ведущее к снижению мобильности трудовых ресурсов вследствие их старения;
повышение уровня инвалидизации населения, распространение алкоголизма, наркомании и других форм девиантного поведения, что обусловливает ограничение возможностей по вовлечению в трудовую деятельность части трудоспособного населения.
Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе формирование трудовых ресурсов Ленинградской области будет проходить в декомпенсационных условиях (выбытие не замещается поступлением населения в трудоспособном возрасте), что усиливает роль компенсационных источников пополнения трудовых ресурсов (маятниковая миграция, привлечение к трудовой деятельности пенсионеров и незанятого населения, улучшение качественного состава рабочей силы, привлечение иных дополнительных контингентов), их поиска и мобилизации, а также необходимости повышения эффективности использования имеющейся рабочей силы, прироста производительности труда и повышение его качества.
1.2. Экономические предпосылки изменения спроса на трудовые
ресурсы на рынке труда в Ленинградской области
1.2.1. Прогноз изменения количественных параметров спроса
на трудовые ресурсы
В связи с развитием положительных тенденций в экономике в 1999-2000 годах наряду с ростом объемов промышленного производства, подрядных работ, услуг предприятий транспорта и связи в Ленинградской области наблюдаются увеличение спроса на рабочую силу, замедление темпов высвобождения персонала, снижение объемов предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда (ищущие работу) и масштабов вынужденной неполной занятости.
В 2000 году индекс физического объема промышленной продукции по полному кругу предприятий составил 126,8%. Объем инвестирования в основной капитал за счет всех источников финансирования вырос на 9,6% к уровню предыдущего года.
Впервые за последние годы отмечался рост численности занятых в экономике. Численность занятых экономической деятельностью увеличилась в течение 2000 года на 5,6 тысячи человек (на 0,8%) и составила 701,5 тысячи человек2.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Ленинградской области ситуация на рынке труда в 2001-2005 годах будет формироваться под воздействием следующих факторов:
- сохранение и увеличение числа экономически эффективных рабочих мест на действующих в эффективных отраслях экономики предприятиях;
- создание новых рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности, в том числе - за счет привлечения различных источников финансирования;
- реализация активных мер в сфере содействия занятости населения;
- создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Сохранение действующих и создание новых рабочих мест должно обеспечиваться за счет прогнозируемой стабилизации темпов прироста валового регионального продукта на уровне 3-4% в 2001-2005 годах, 2-3% - на период до 2010 года.
Планируется, что в целом по промышленному комплексу будет сохранена тенденция роста объемов промышленного производства; индексы физического объема составят 108-109% в 2001 году, 104-106% в 2002-2004 годах. Прирост валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2001 году к уровню 2000 года ожидается на 4-5%, в 2002-2004 годах ежегодный прирост должен составить не менее 2-3%.
Сохранится положительная динамика инвестиций в основной капитал: в 2001 году прогнозируется прирост на 11%, в 2002-2004 годах - 4-8% ежегодно.
В условиях роста валового регионального продукта и объемов производства по основным отраслям экономики, активизации инвестиционного процесса и реализации крупных инвестиционных проектов укрепятся и получат дальнейшее развитие положительные тенденции в сфере занятости населения. Предполагается, что темпы высвобождения отдельных групп работников в связи с ликвидацией (выбытием) экономически неэффективных рабочих мест окажутся ниже темпов роста общего совокупного спроса на рабочую силу.
По оценке, численность занятых в экономике области по итогам 2001 года может составить 709,5 тысячи человек, увеличившись по сравнению с 2000 годом на 8,0 тысячи человек (на 1,1%). С учетом ввода и развития новых производств и по мере реализации проектов по созданию транспортно-технологической инфраструктуры на территории области численность работающих во всех сферах экономики к 2005 году увеличится до 735 тысяч человек (на 3,5% к 2001 году)3 и до 770-780 тысяч человек к 2010 году.
По расчетам, в период 2001-2005 годов в результате реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности, транспорта и коммуникаций и размещения новых производств планируется создание свыше 16,8 тысячи новых рабочих мест, в том числе за счет ввода новых производств - более 9,7 тысячи рабочих мест4. Таким образом, за счет размещения новых предприятий и объектов непроизводственной сферы может быть создано более половины всех планируемых к вводу рабочих мест (58%).
1.2.2. Изменение качественной структуры рынка труда
Ленинградской области
В рассматриваемый период продолжится абсолютное и относительное увеличение численности занятых в материальном производстве - с 71,7% в 2001 году до 72,3% в 2005 году. Основная часть прироста числа рабочих мест в сфере материального производства придется на промышленность и транспорт.
Для отраслей непроизводственной сферы прогнозируется стабильное число рабочих мест. Незначительный вклад отраслей непроизводственной сферы в расширение спроса на рабочую силу в прогнозном периоде обусловлен прогнозируемым сокращением общей численности населения, что сдерживает рост потребности в дополнительных рабочих местах в социально-ориентированных отраслях (здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура), динамика числа занятых в которых во многом определяет спрос на рабочую силу во всей непроизводственной сфере. Доля непроизводственной сферы сократится с 28,2% в 2001 году до 27,6%.
В условиях стабилизации ситуации в промышленности, сельском хозяйстве, роста числа вакансий и снижения уровня регистрируемой безработицы в области все более очевидным становится структурное несоответствие предложения рабочей силы и спроса на нее, а также возникновение дефицита квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.
Трудоустройство населения зачастую сдерживается несоответствием профессионально-квалификационного спроса и предложения рабочей силы, которое определяется недостаточно высоким профессиональным уровнем претендентов, отсутствием на рынке труда в необходимом количестве персонала с заданными требованиями к опыту работы и личностными качествами, а также во многих случаях завышенными требованиями работодателей при относительно невысокой заработной плате на предлагаемые вакансии.
Изменение важнейших качественных характеристик рынка труда области в 1999-2000 годах выразилось в:
- изменении структуры спроса на рынке труда, сопровождающемся увеличением потребности в промышленно-производственном персонале и уменьшением привлекательности финансовой сферы;
- повышении значимости фактора образования и подготовки персонала на рынке труда, изменении требований к уровню квалификации (повышенные требования к уровню квалификации наличие дополнительного образования);
- усилении конкуренции предприятий и организаций за квалифицированные кадры.
В целом по Ленинградской области заявленная потребность в рабочей силе в течение 2000 года непрерывно увеличивалась: с 6879 человек на начало года до 10575 человек на конец года, или в 1,5 раза. Общая потребность предприятий в рабочей силе в течение 2000 года превысила 60 тысяч человек.
В первом полугодии 2001 года продолжилось расширение совокупного спроса предприятий и организаций области на рабочую силу; число свободных рабочих мест, заявленных в службу занятости, превысило 17200 единиц на конец июня.
Рынок вакансий на квалифицированную рабочую силу по наиболее востребованным специальностям составил 5417 свободных рабочих мест, в том числе на строительные профессии - 1348 единиц (25%).
Наибольший неудовлетворенный спрос (24%) наблюдается в промышленности и составляет почти 3,2 тысячи человек на начало 2001 года, отраслях социальной сферы (здравоохранение, социальное обеспечение, образование, наука, культура) - всего 2,8 тысячи вакансий, их доля составляет 19,3%, а также строительстве (13,2%, или 2,2 тысячи вакантных мест)5.
Анализ обследования кадровой обеспеченности около двух тысяч крупных и средних предприятий и организаций Ленинградской области выявил, что общие объемы потребности в кадрах по выборочному кругу действующих предприятий и организаций на период 2001-2005 годов составляют около 70 тысяч человек (приложения 5-10 к Программе). С учетом потребности в рабочей силе проектируемых объектов, предполагаемых к вводу в прогнозном периоде, - свыше 75 тысяч человек. При этом прогнозируется сохранение основных тенденций по формированию профессионально-квалификационной структуры спроса на прогнозируемый период.
Потребность в рабочей силе будет формироваться в основном действующими предприятиями и организациями - 92% (при этом доля дополнительной потребности с учетом ввода новых рабочих мест на действующих предприятиях составит до 10%), потребность вновь вводимых предприятий и организаций - 8%.
Потребность в квалифицированных кадрах - рабочих, инженерно-технических работниках и других специалистах с высшим и средним профессиональным образованием составит примерно 84%.
В структуре перспективной потребности в кадрах по основным социально-профессиональным группам преобладает потребность в квалифицированных рабочих - 52% (36 тысяч человек), доля потребности в служащих и специалистах с высшим и средним специальным образованием составляет 32% (свыше 22 тысяч человек), в неквалифицированной рабочей силе - 16% (около 11 тысяч человек).
В разрезе отраслевой принадлежности чуть более половины заявленной потребности (51%) приходится на сферу материального производства.
На дальнейшую перспективу сложившиеся отраслевые пропорции спроса на рабочую силу сохранятся. Наибольшую потребность в специалистах по-прежнему будут испытывать предприятия промышленности (27%), строительства (8%), сельского хозяйства (7,4%), среди отраслей непроизводственной сферы - организации здравоохранения (24%) и образования (8,2%).
Потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах 5-го и 6-го разрядов составляет свыше трети (35%) заявленной потребности предприятий, указавших предъявляемые квалификационные требования к работникам.
Наибольший спрос на перспективу заявлен по профессиональным группам и отдельным профессиям, общим для всех отраслей экономики, на долю которых в профессиональной структуре потребности приходится около 70% всего объема потребности в кадрах квалифицированных рабочих:
- слесари (слесари-ремонтники, слесари-сантехники, слесари по ремонту автомобилей, слесари КИПиА) - свыше 4,4 тысячи человек (12,2%);
- сварщики (электросварщики, электрогазосварщики) - 1,8 тысячи человек (4,8%);
- станочные профессии (токари, станочники, фрезеровщики) - 1,7 тысячи человек (4,7%);
- профессии, связанные с эксплуатацией электрооборудования и электроустановок (электромонтеры, электрослесари), - 2,7 тысячи человек (7,6%);
- машинисты и операторы различных установок - 1,8 тысячи человек по каждой профессиональной группе (по 5%);
- водители различных категорий - свыше 2,6 тысячи человек (7,4%);
- трактористы, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства - около 1,5 тысячи человек (4,1%).
Значительные объемы потребности заявлены в рабочих строительных специальностей (каменщики, плотники, стропальщики, кровельщики, столяры, штукатуры-маляры, монтажники, стропальщики, бетонщики), их доля составляет 13,5% (4,9 тысячи человек).
В профессиональной структуре перспективной потребности на должности служащих преобладают:
- специалисты здравоохранения (врачи, медсестры, фельдшера, младший медперсонал) - около 8600 человек (40% потребности в специалистах);
- специалисты образования (учителя, преподаватели, воспитатели) - свыше 3300 человек (12%), в том числе учителя около 2500 человек;
- инженерно-технические работники (инженеры-электрики, инженеры-механики, инженеры-строители, инженеры-металлурги, инженеры-технологи, инженеры-программисты, инженеры-химики, инженеры-конструкторы, инженеры-энергетики) - свыше 1300 специалистов (6%).
В перспективе следует ожидать увеличения потребности в специалистах широкого профиля, рабочих-универсалах, владеющих рядом смежных профессий.
По оценке, в 2001 году в качестве безработных будут зарегистрированы 42,2 тысячи человек. При своевременной и стабильной выплате пособий безработным гражданам, а также вследствие высвобождения неэффективной рабочей силы прогнозируется увеличение числа вновь зарегистрированных безработных - до 55 тысяч человек в 2005 году, уровень безработицы возрастет с 2% в 2001 году до 3,1% в 2005 году. Возможен рост масштабов структурной безработицы за счет профессионального и квалификационного несовпадения спроса и предложения рабочей силы.
В этих условиях прогнозируется увеличение потребности предприятий и организаций области в квалифицированной рабочей силе, в перспективе возможен спрос на новые профессии и специальности.
Исходя из выполненных прогнозных расчетов численности трудоспособного населения, баланса трудовых ресурсов области и дополнительной потребности в кадрах, дефицит рабочей силы в период 2001-2005 годов по кругу обследованных предприятий и организаций может составить не менее 25 тысяч человек, по полному кругу предприятий - 105 тысяч человек.
В перспективе нехватка квалифицированных кадров, прежде всего, рабочих может явиться главным ограничителем динамичного развития экономики и социальной сферы Ленинградской области.
1.3. Оценка эффективности действующей системы
подготовки кадров в Ленинградской области
Функционирование системы подготовки кадров в регионе в настоящее время осуществляется в новых социально-экономических условиях формирования регионального рынка труда. Прежняя система подготовки рабочих и специалистов в условиях плановой экономики была связана с базовыми предприятиями, практически формирующими заказ на подготовку кадров и вкладывающими средства в воспроизводство трудовых ресурсов. В настоящее время сложившиеся отношения разрушены.
Формирование качественно новой системы обеспечения предприятий и организаций региона квалифицированными кадрами, адаптированной к потребностям рынка, предполагает создание системы многоуровневого профессионального образования, нуждающейся в согласованном и скоординированном развитии.
Основными элементами региональной системы подготовки и обеспечения кадрами являются:
- учебные заведения начального, среднего, высшего профессионального образования (в том числе на территории Санкт-Петербурга);
- система профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных и незанятого населения;
- внутрипроизводственная система подготовки персонала, сеть учебно-курсовых комбинатов на базе крупных и средних предприятий области (на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 года N 796 шесть градообразующих предприятий области имеют лицензии на профобучение кадров на базе учебно-курсовых комбинатов);
- отраслевые центры по развитию персонала.
Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 признано утратившим силу с 1 июля 2009 г.
Ежегодные объемы подготовки кадров всеми звеньями системы профессионального образования составляют около 11,5 тысячи человек.
Кроме того, различными формами обучения (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) в 1998-2000 годах было охвачено ежегодно более 30 тысяч руководителей и специалистов (приложение 11 к Программе).
Анализ отраслевой структуры подготовки рабочих кадров в системе начального профессионального образования области выявил "недовыпуск" специалистов для ряда ключевых отраслей экономики. При увеличении потребности в рабочей силе отраслей промышленного производства (с 16% на начало 1998 года до 24% на начало 2001 года) доля промышленных профессий в общем объеме выпуска сократилась соответственно с 28 до 22%.
Одновременно подготовка кадров по профессиям торговли и общественного питания увеличилась с 16 до 17% при уменьшении потребности в данных специалистах с 7 до 6%.
Доля выпуска рабочих по таким востребованным на рынке труда профессиям как слесарь, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, станочник по металлообработке, токарь-универсал, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в 2000 году не превысила 8,8% общего объема подготовки, сварщик - около 7%. В то же время на профессии продавец, контролер-кассир, повар-кондитер, официант-бармен, парикмахер, секретарь-машинистка пришлось свыше 23% выпуска.
Потребность в слесарях различных профессий только на регистрируемом рынке труда почти в три раза превышает объемы выпуска кадров молодых рабочих (соответственно 879 и 333 человека), токарях - в пять раз (192 и 36 человек).
Несмотря на существенные объемы подготовки по профессиям сварщик (около 600 человек), электромонтер (260 человек) на рынке труда существует значительный неудовлетворенный спрос в рабочих этих специальностей (только в электрогазосварщиках - около 300 человек, электромонтерах - 275 человек).
По ряду профессий объемы выпуска значительно превышали потребности рынка труда: так, поваров-кондитеров было подготовлено свыше 600 человек при потребности организаций чуть более 100 рабочих, продавцов - соответственно свыше 800 специалистов при заявленном спросе в 200 человек. Велика вероятность того, что "избыточные" выпускники будут осуществлять попытки трудоустройства на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга, что также приведет к сокращению трудового потенциала Ленинградской области.
Исходя из планируемых объемов выпуска кадров молодых рабочих в системе начального профессионального образования области удовлетворение потребностей предприятий возможно, в частности, в сварщиках различного профиля, по оценке, на 90%, в станочниках - на 29%, токарях - на 15%, слесарях различного профиля - на 14%6.
В учебных заведениях начального профессионального образования области из заявленных предприятиями профессий не ведется подготовка по таким профессиям и специальностям квалифицированного труда, пользующихся как текущим, так и перспективным спросом, как фрезеровщики, шлифовщики, машинисты кранов, экскаваторов и автокранов, стропальщики, операторы, наладчики станков и манипуляторов с ПУ, кочегары, взрывники, мастера по лесопилению, операторы лесозаготовительной техники, водители погрузчиков и автовышек, обжигальщики, кузнецы, медники, вулканизаторщики, аккумуляторщики, наладчики холодно-штамповочного оборудования, наладчики машин и автоматических линий по производству изделий из пластмассы и др.
1.4. Социально-экономическая среда формирования
сбалансированного рынка труда в Ленинградской области
Помимо перечисленных основополагающих тенденций изменения перспективного спроса и предложения на рынке труда в Ленинградской области существует ряд факторов, существенным образом влияющих на возможность достижения баланса на рынке труда:
1. Заработная плата в значительной степени утратила функции регулятора на рынке труда. Низкая заработная плата7 и неготовность работодателей к ее повышению на ряде предприятий не способствует заполняемости рабочих мест, не обеспечивает необходимое качественное воспроизводство рабочей силы и обусловливает наличие значительного неудовлетворенного спроса на рабочую силу и отток квалифицированных кадров.
2. Увеличивается разрыв между качественным (технологическим) уровнем работников и требованиями, предъявляемыми на рынке труда. Существенно увеличились промежутки времени между проведением мероприятий по повышению квалификации практически всех категорий персонала (до 7-8 лет для руководителей и до 13-15 лет для рабочих кадров).
3. Отсутствует учебная база, необходимая для подготовки в учебных заведениях системы профессионального образования квалифицированных кадров по многим специальностям и специализациям, ориентированным на современные технологии.
4. Для многих профессий (а иногда и для целевых отраслей) характерным становится быстрое старение и порождаемая этим явлением проблема обновления кадров. Особенно остро эта проблема стоит в отношении педагогических и научных кадров, работников организаций культуры: средний возраст научных сотрудников в области составляет 50-55 лет, в сфере образования занято около 17% пенсионеров и только 10% педагогических работников можно отнести к молодым специалистам (имеющим стаж до 10 лет).
5. Происходит дальнейшее усиление дифференциации различных групп населения с точки зрения наличия возможности получения качественного профессионального образования.
6. Сохранению дефицита рабочих кадров способствует несоответствие установленных государственным стандартом начального профессионального образования квалификационных характеристик выпускников (3-4 разряды) требованиям работодателей (на предприятиях зачастую требуются рабочие 5-6 разрядов).
7. Отсутствуют устойчивые механизмы, обеспечивающие взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, гибкая и оперативная система взаимодействия всех уровней системы профессионального образования с работодателями.
8. Результатом отсутствия целостной системы профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения стала реальная потеря интереса большинства молодежи к рабочим профессиям, в том числе к наиболее востребованным на рынке труда.
9. Прекращение строительства жилья предопределило низкую закрепляемость молодых специалистов, выпускников профессиональных учебных заведений, особенно в организациях и учреждениях социальной сферы.
2. Цели и задачи региональной
кадровой политики Ленинградской области
Исходя из анализа факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда в Ленинградской области, и основных тенденций, обусловленных действием этих факторов, можно сформулировать следующие основные цели формирования и развития системы обеспечения предприятий и организаций области квалифицированными кадрами:
обеспечение необходимого качественного воспроизводства трудовых ресурсов, наиболее полного и эффективного использования имеющихся кадровых ресурсов в целях обеспечения эффективного функционирования и дальнейшего развития экономики;
обеспечение соответствия качественной структуры трудовых ресурсов региона и структуры рабочих мест через механизм повышения эффективности постоянно действующей системы подготовки и переподготовки кадров;
обеспечение высокого уровня мотивации труда и на этой основе - роста производительности труда;
согласование и координация действий структурных подразделений Правительства области, участников рынка труда - образовательных учреждений и органов управления образованием, работодателей, общественных организаций, службы занятости, профсоюзов, органов местного самоуправления в целях наиболее полного обеспечения экономики области квалифицированными кадрами, выработки системы мер кадровой политики в условиях рынка, планирования и организации подготовки кадров с учетом требований рынка труда.
Создание региональной системы обеспечения предприятий и организаций области квалифицированными кадрами предполагает решение следующих задач:
активизация региональной политики в сфере занятости населения, создания и сохранения рабочих мест, совершенствование системы государственного регулирования функционирования рынков труда и образовательных услуг;
активизация кадровой политики на предприятиях и в организациях области, развитие системы внутрифирменной подготовки кадров;
введение перспективного планирования и прогнозирования подготовки и переподготовки кадров в системе профессионального образования и на предприятиях (организациях);
реорганизация и повышение эффективности функционирования системы профессиональной подготовки кадров, развитие системы обучения персонала на производстве, обеспечивающей расширенное воспроизводство трудового потенциала организаций в соответствии с запросами рынка;
развитие региональной инфраструктуры подготовки и переподготовки кадров;
усиление связей работодателей с профессиональными учебными заведениями, готовящими кадры для экономики региона;
развитие системы профориентации молодежи и незанятого населения;
повышение престижности профессий сферы материального производства;
создание условий для усиления трудовой миграции в Ленинградскую область.
3. Основные направления программных действий
по обеспечению социально-экономического комплекса
Ленинградской области квалифицированными кадрами
3.1. Разработка нормативно-правового и организационного обеспечения системы подготовки кадров:
разработка правовых основ формирования государственного и муниципального заказа Ленинградской области на подготовку кадров;
разработка правовых основ стимулирования активизации взаимоотношений предприятий и организаций с учебными заведениями профессионального образования, в том числе внедрение системы стимулирования финансового участия работодателей в подготовке кадров;
включение мероприятий по обеспечению предприятий и организаций кадрами в отраслевые региональные программы;
разработка плана развития системы начального профессионального образования Ленинградской области на 2002-2003 годы;
разработка методических рекомендаций по организации работы с персоналом;
создание организационных структур в целях координации действий по развитию кадрового потенциала (межведомственная комиссия, координационный совет, рабочая группа).
3.2. Создание системы информационного обеспечения рынков труда и образовательных услуг:
проведение систематического мониторинга региональных и местных рынков труда в профессиональном и квалификационном разрезе;
разработка прогнозов потребности социально-экономического комплекса региона в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям с учетом квалификационных требований к уровню и профилю подготовки;
организация на всех уровнях управления систематической работы по определению структуры и объема спроса населения на образовательные услуги;
прогнозирование занятости выпускников учебных заведений с учетом перспектив их профессионального обучения и трудоустройства;
создание системы информационной поддержки профориентационной деятельности;
создание информационной базы данных по развитию персонала, доступной для предприятий и организаций области.
3.3. Повышение эффективности функционирования системы профессионального образования и подготовки кадров в плане усиления целевого характера подготовки, своевременной адаптации системы на изменение потребностей производства, обеспечения востребованности выпускников на рынке труда:
реструктуризация сети образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги - оптимизация структуры и объемов профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях с учетом перспективной потребности и прогнозируемой конъюнктуры рынка труда с целью устранения диспропорций между структурой подготовки кадров и перспективного спроса рынка труда;
формирование государственного и муниципального заказа на подготовку кадров с учетом потребностей регионального рынка труда;
введение системы многоканального и многоуровневого финансирования профессиональных учебных заведений, обновление и материально-техническое укрепление учебно-производственной базы учреждений профессионального образования;
создание новой модели взаимодействия учебных заведений профобразования с работодателями в вопросах подготовки кадров, направленной на активизацию участия предприятий и организаций в повышении качества подготовки специалистов и закрепляемости профессионально обученных кадров, повышение заинтересованности работодателей в социальном партнерстве, обновлении материально-технической базы учебных заведений, внедрении в процесс подготовки новых технологий и ресурсов;
развитие новых типов образовательных учреждений, перепрофилирование учебных заведений, проработка различных вариантов интеграции учреждений профессионального образования всех видов на основе объединения учебных заведений различного уровня, внедрение принципов многоступенчатости и многоуровневости функционирования учреждений образования;
реформирование содержания общего и профессионального образования (введение гибких форм получения квалификации, усиление практической подготовки учащихся на базе профильных предприятий, обеспечение опережающего характера образовательной подготовки, подготовка рабочих и специалистов широкого профиля);
использование учебных заведений для переподготовки незанятого населения по рабочим профессиям;
приведение учебных программ в соответствие с требованиями современного производства;
реорганизация системы повышения квалификации и переподготовки педагогического персонала образовательных учреждений всех уровней;
создание и внедрение системы контроля за результатами образовательной деятельности системы профессионального образования.
3.4. Развитие системы профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения:
организация системы управления подготовкой к трудовой деятельности;
расширение профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений и незанятой молодежью, обеспечение получения профессионального образования незанятой молодежью в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии и специальности, до начала трудовой деятельности;
осуществление мероприятий по содействию в трудоустройстве молодежи, выпускников учебных заведений в рамках реализации программы "Молодежная практика";
организация в муниципальных образованиях области ярмарок профессий и учебных мест;
обучение основам предпринимательской деятельности безработных и незанятых граждан, создание инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса, развитие молодежного предпринимательства;
разработка и реализация мер по планированию и поддержке профессиональной карьеры выпускников в системе профессионального образования.
3.5. Совершенствование системы профессионального обучения незанятого населения:
реализация активной политики по опережающей переподготовке работников, подлежащих высвобождению, и их трудоустройству на предприятиях с целью сохранения их профессионально-квалификационного уровня;
освоение службой занятости новых профессий в соответствии с заявками работодателей, совершенствование основных методов взаимодействия органов службы занятости с работодателями;
обучение безработных граждан по профессиям, наиболее перспективным на региональном рынке труда, в том числе способствующим самозанятости и предпринимательству;
организация подготовки рабочих кадров под конкретные рабочие места по заявкам работодателей;
дальнейшее развитие различных форм одновременного обучения безработных граждан сразу нескольким профессиям;
активное использование методов экспресс-обслуживания населения в подборе вариантов трудоустройства;
совершенствование системы информационной поддержки государственной политики содействия занятости населения: развитие широкой сети информационных услуг для всех участников рынка труда (граждан, ищущих работу, работодателей, образовательных учреждений) - о развитии рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения, тенденциях спроса и предложения рабочей силы.
3.6. Реорганизация и развитие системы обучения персонала на производстве:
стимулирование создания на предприятиях программ развития персонала и повышения производительности труда, системы планирования потребности в кадрах на перспективу;
организация семинаров для работников кадровых служб по вопросам кадрового обеспечения организаций, развитию персонала на производстве;
содействие созданию системы сертификации персонала;
изучение и распространение передового опыта в сфере организации работы с персоналом;
проведение конкурсов профессионального мастерства ("Лучший по профессии");
разработка механизма проведения конкурсов "Лучший организатор работы с персоналом", "Лучшая организация профессионального обучения на производстве";
развитие договорных основ взаимоотношений работодателей с образовательными учреждениями по вопросам целевой подготовки и переподготовки кадров;
формирование нормативной базы по организации работы с персоналом.
3.7. Разработка механизма закрепления молодых специалистов:
разработка и введение механизмов, стимулирующих работодателя обеспечить закрепление выпускника на производстве;
поддержка молодежи и молодых семей в строительстве (реконструкции) и приобретении жилья.
3.8. Использование механизмов социального партнерства для решения проблемы обеспечения предприятий и организаций квалифицированными кадрами:
включение в Трехстороннее соглашение с органами профессиональных союзов мероприятий по профессиональной подготовке и обеспечению реального сектора экономики кадрами, развитию кадрового потенциала;
регулирование проблем кадрового обеспечения при заключении отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров на предприятиях;
включение вопросов функционирования системы начального профессионального образования в соглашения о социальном партнерстве.
3.9. Разработка механизма регулирования трудовой миграции:
регулирование объема и структуры трудовой миграции с учетом профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы;
создание благоприятных условий для переселения в область.
4. Ресурсное обеспечение Программы
В рамках реализации Программы планируется привлечение финансовых ресурсов по следующим основным источникам: областной бюджет Ленинградской области, федеральный бюджет, местные бюджеты, средства работодателей и прочие внебюджетные источники (собственные средства и доходы образовательных учреждений и др.).
Потребность в финансовых ресурсах по всем источникам финансирования и отдельным мероприятиям Программы, представленная в Плане мероприятий по реализации Программы, будет уточняться по мере корректировки мероприятий Программы с учетом хода ее выполнения.
Объемы финансирования по всем источникам, предусмотренные Планом мероприятий Программы, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования Плана мероприятий
Программы действий структурных подразделений Правительства
Ленинградской области по обеспечению предприятий и организаций
области квалифицированными кадрами на 2002-2003 годы
(тысяч рублей)
/---------------------------------------------------------------------\
| Объем | Всего | В том числе |
|финансирования | |------------------------------------------|
| | |федеральный|областной|местные|внебюджет- |
| | | бюджет | бюджет |бюджеты|ные средства|
| |-----------------------------------------------------/
| | 2002 год
|---------------+-----------------------------------------------------\
|В целом по |125958,5 |28753,0 |75547,5 | 125,0 | 21533,0 |
|Программе | | | | | |
|---------------+-----------------------------------------------------/
| | 2003 год
|---------------+-----------------------------------------------------\
|В целом по | 95165,5 | 53,0 |66738,5 | 150,0 | 28224,0 |
|Программе | | | | | |
\---------------------------------------------------------------------/
5. Социальный и экономический эффект
от реализации мероприятий Программы
Реализация Программы позволит:
создать условия для более полного удовлетворения экономики и социальной сферы области в квалифицированных кадрах;
скоординировать и повысить согласованность действий структурных подразделений Правительства области и всех участников региональной системы обеспечения кадрами в сфере формирования и развития трудового потенциала региона.
При оценке результативности мероприятий Программы определяется степень соответствия результатов Программы ее целевым установкам с использованием следующих индикаторов:
изменения объемов прироста валового регионального продукта, объемов производства по основным отраслям (прежде всего выпуска продукции, отвечающей требованиям продуктивности, качества и конкурентоспособности товаров и услуг), численности работников и производительности труда;
изменение профессионально-квалификационной структуры кадров за счет дополнительного ввода новых рабочих мест, улучшения условий труда и производственной среды, повышения эффективности профессиональной подготовки и внутрипроизводственного обучения;
сокращения высвобождения персонала и расширения эффективной занятости;
повышения эффективности трудоустройства выпускников учебных заведений и безработных граждан.
6. Организация контроля за реализацией Программы
Оперативный контроль за исполнением Программы, управление и методическое руководство реализацией Программы осуществляет комитет по экономике и инвестициям. Комитет доводит Программу до исполнителей, координирует в рамках своей компетенции деятельность ответственных исполнителей и соисполнителей, своевременно обеспечивает необходимую корректировку Программы.
Ответственные исполнители мероприятий Программы ежеквартально представляют в комитет по экономике и инвестициям информацию о ходе реализации мероприятий с учетом сведений о выполненной работе соисполнителями мероприятий.
Комитет по экономике и инвестициям в порядке реализации контроля:
систематически получает от структурных подразделений Правительства Ленинградской области необходимую информацию о качественном составе и кадровой обеспеченности предприятий и организаций области, профессиональной подготовке и переподготовке кадров, состоянии и перспективах функционирования рынка труда и образовательных услуг области и пр.;
ежеквартально получает сведения о ходе выполнения и финансирования мероприятий Программы от основных исполнителей, которые ежеквартально получают аналогичные сведения от соисполнителей мероприятий Программы;
осуществляет корректировку Плана мероприятий и объемов финансирования Программы с учетом хода ее реализации;
осуществляет подготовку отчета о ходе выполнения Плана мероприятий Программы;
информирует о ходе реализации Программы заинтересованные органы.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по экономике и инвестициям Двас Г.В.
________________________
1 Прогнозное изменение численности населения Ленинградской области на период до 2005 года и основные расчетные параметры численности трудоспособного населения приведены в приложении 2 к Программе. Данный прогнозный сценарий предполагает стабилизацию и незначительный рост рождаемости, который по-прежнему будет характеризоваться как недостаточный даже для простого воспроизводства населения. Увеличение уровня рождаемости возможно под влиянием структурного фактора - увеличения численности молодого репродуктивного населения в возрасте 16-29 лет.
Прогноз возрастной структуры населения обусловлен прежде всего резким снижением рождаемости и сокращением численности населения моложе трудоспособного возраста, а в перспективе - и контингентов, вступающих в трудоспособный возраст.
Сокращение темпов убыли населения возможно только в связи с ростом миграционной активности в случае реализации на территории области крупных инвестиционных проектов в сфере промышленности и транспорта, создания новых рабочих мест и повышения уровня заработной платы на предприятиях области, активизации жилищного строительства.
______________________
2 Увеличение числа работников крупных и средних предприятий и организаций произошло прежде всего в промышленности (на 2,7%), торговле и общественном питании (на 1,0%), связи (на 0,6%).
Наибольший отток кадров зафиксирован в строительстве (на 2,9%), здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (на 2,9%), сельском хозяйстве (на 2,7%), образовании (на 2,3%).
Среди отраслей промышленности сокращение численности работающих произошло только в трех отраслях - машиностроении и металлообработке (на 5,8%), топливной (на 1,7%), и химической промышленности (на 2,6%). Наибольшее увеличение численности работающих при росте объемов производства отмечено в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (на 16,6%) и пищевой промышленности (на 6,8%).
_______________________
3 Основные параметры прогноза формирования и использования трудовых ресурсов Ленинградской области на период до 2005 года представлены в приложении 3 к Программе.
_______________________
4 Свыше 10 тысяч дополнительных рабочих мест (62%) предполагается создать в промышленности, более 6 тысяч - за счет развития транспортной инфраструктуры.
____________________
5 Более полный анализ выявленного спроса на рабочую силу представлен в приложении 4 к Программе.
___________________
6 При этом за счет подготовки персонала непосредственно на производстве в прогнозный период планируется обеспечить около 25% заявленной потребности в квалифицированных рабочих (9,3 тысячи человек).
___________________
7 К фактору низкой заработной платы предельно близок и неучитываемый руководителями многих предприятий фактор низкой социальной защищенности работников предприятий, получающих большую часть заработной платы по "серым" схемам, исключающим возможность обеспечения максимального пенсионного накопления и получения других социальных выплат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.