Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 ноября 2001 г. N А56-19855/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Зубаревой Н.А. и Шевченко А.В., при участии от ОАО "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" Янова С.В. (доверенность от 04.01.2001 N 33/17-1), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ефимович Т.Б. (доверенность от 31.08.2001 N 02-59/6034), Петровой Т.Я. (доверенность от 03.01.2001 N 02-08/54), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2001 по делу N А56-19855/01 (судьи Протас Н.И., Ермишкина Л.П., Фокина Е.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" (далее - Комбинат) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 24.04.2001 N 05-05/2962 в части предложения перечислить и удержать подоходный налог с физических лиц по эпизодам продажи квартиры и компенсации стоимости телефонных переговоров работникам, а также взыскания соответствующих пеней и штрафов, а также пеней за несвоевременную уплату данного налога в бюджет муниципального образования за апрель 1999 года.
Решением от 03.09.2001 иск удовлетворен частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 03.09.2001, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что решение суда в части признания правомерным взыскания неудержанного подоходного налога и пеней подлежит отмене, а в остальной части является законным и обоснованным.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения Комбинатом требований Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". По результатам проверки составлен акт от 26.03.2001 и принято решение от 24.04.2001. Согласно решению истцу начислены 217 139 руб. 15 коп. пеней за недоплату подоходного налога в местный бюджет (бюджет муниципального образования) в мае 1999 года; предложено удержать и перечислить в бюджет 11 800 руб. подоходного налога, не удержанного с доходов от продажи квартиры Комбинату гражданином Мишкорудным И.В., 144 руб. подоходного налога с выплат работникам налогоплательщика компенсации стоимости телефонных переговоров, соответствующих пеней за несвоевременное внесение, а также применена ответственность по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размерах 20% и 10% от суммы неудержанного налога.
Согласно статье 24 НК РФ Комбинат как налоговый агент должен был удержать и перечислить в бюджет подоходный налог с физических лиц. По оспариваемому налоговой инспекцией эпизоду налоговый агент не удержал и не перечислил в бюджет подоходный налог, в связи с чем Комбинату доначислены подоходный налог, пени за его несвоевременную уплату и штраф по статье 123 НК РФ. Суд первой инстанции признал правомерными действия налогового органа в части применения ответственности и взыскания суммы налога за исключением взыскания пеней, с чем налоговая инспекция не согласна.
Суд кассационной инстанции считает, что предложение удержать и перечислить в бюджет взыскание с налогового агента 11 800 руб. не удержанного с физических лиц подоходного налога (а это именно сумма неудержанного подоходного налога как указано в пункте 2.2 акта проверки) не основано на нормах Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 8 НК РФ налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
То есть налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. Взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям статьи 8 НК РФ.
В статье 9 названного Кодекса приведен перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к которым отнесены организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками и налоговыми агентами.
Как указано в Налоговом кодексе Российской Федерации, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ), а налоговыми агентами - лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (пункт 1 статьи 24 НК РФ).
Из пункта 1 статьи 45 НК РФ следует, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 2 этой статьи.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абзац третий пункта 2 статьи 45 НК РФ).
До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.
Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.
В пункте 4 статьи 45 НК РФ указано, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного ее исполнения, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
Ссылаясь на наличие у налогового агента обязанности по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику, налоговая инспекция не учитывает положения пункта 4 статьи 24 НК РФ, согласно которому налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.
Следовательно, нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Предусмотренная пунктом 1 статьи 46 НК РФ возможность взыскания суммы налога с налогового агента является способом принудительного исполнения налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет суммы налога, фактически удержанной из средств налогоплательщика.
На это же указано в пункте 2 статьи 58, пункте 9 статьи 69, пункте 4 статьи 70 НК РФ, а также в нормах, на которые ссылается налоговая инспекция в кассационной жалобе.
Так, согласно пункту 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при применении пункта 1 статьи 46 НК РФ необходимо иметь в виду, что по смыслу данной нормы не перечисленная налоговым агентом-организацией сумма налога и пеней, подлежащая удержанию у налогоплательщика, взыскивается с налогового агента по правилам, которые установлены для взыскания недоимки и пеней с налогоплательщика.
Согласно пункту 5 статьи 108 НК РФ привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пеней, а налогового агента - их перечислить.
Таким образом, требование налоговой инспекции о взыскании с налогового агента суммы подоходного налога, не перечисленной в бюджет в связи с ее неудержанием с налогоплательщиков, неправомерно признано судом первой инстанции основанным на нормах законодательства о налогах и сборах, а потому решение суда в необжалуемой части подлежит отмене, а исковые требования Комбината - частичному удовлетворению.
По второму эпизоду суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Федеральным законом от 31.03.99 N 65-ФЗ в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" внесены изменения, согласно которым федеральный налог зачисляется "по ставке 3 процента в федеральный бюджет и по ставке 17 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации". Статьей 7 и приложением N 5 Закона Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 1999 год" установлен норматив зачисления данного налога в бюджет муниципальных образований. Согласно статье 56 этого Закона он вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 года. Закон опубликован в N 35 газеты "Вести" - 01.04.99 (без приложений) и полностью - в N 4 журнала "Вестник правительства Ленинградской области" - 28.04.99. Однако нормативными актами не был установлен порядок перерасчета уже удержанного и перечисленного в бюджет подоходного налога за январь - май 1999 года.
Кассационная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что по данному делу отсутствуют правовые основания для начисления пеней.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов "в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки". Комбинат перечислял удержанный с физических лиц подоходный налог своевременно, в соответствии с законодательством, действовавшим в апреле 1999 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2001 по делу N А56-19855/01 отменить частично.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области от 24.04.2001 N 05-05/2962 в части доначисления пеней за несвоевременную уплату подоходного налога по эпизоду компенсации стоимости телефонных переговоров работникам, а также предложения удержать и перечислить подоходный налог не удержанный с гражданина Мишкорудного И.В. и с работников с сумм компенсации стоимости телефонных переговоров работникам.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2001 г. N А56-19855/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника