Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Состояние и развитие в Ленинградской области системы
оздоровления, отдыха, занятости детей, подростков и молодежи
в летнее время
Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в летнее время является одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Ленинградской области.
В целях создания экономических, организационных, медицинских, образовательных, социальных, правовых и информационных условий, обеспечивающих стабилизацию и развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. Правительством Ленинградской области ежегодно утверждается программа "Лето".
Расширяется деятельность структур, занимающихся проблемами оздоровления, отдыха, реабилитации и занятости детей и подростков.
Продолжается отработка алгоритма взаимодействия субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации программы.
Укрепляется межведомственная координация, накоплен положительный опыт работы межведомственной координационной комиссии при Правительстве Ленинградской области по вопросам оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время.
Увеличился вклад средств массовой информации в объективное освещение изложенных вопросов и привлечение внимания к ним.
При сокращении стационарных оздоровительных лагерей, принадлежащих промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, значительно возросли полномочия, самостоятельность и ответственность администраций муниципальных образований Ленинградской области, комитетов социального комплекса Правительства Ленинградской области, других служб и ведомств в решении конкретных проблем по организации полноценного оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, позволяющих учесть специфику положения детей на местах, их реальные потребности, обеспечить реализацию принципов адресности, целенаправленности услуг, оказываемых в сфере отдыха.
В муниципальных образованиях практически создана система, призванная координировать и комплексно на межведомственной основе решать проблемы охраны здоровья, воспитания, социализации и занятости детей и подростков в летнее время.
В результате в Ленинградской области в течение последних трех лет работало:
1999 год | 2000 год | 2001 год |
852 оздоровительных лагеря |
950 оздоровительных лагерей |
1055 оздоровительных лагерей |
Из общего числа учащихся первой - второй ступеней школ Ленинградской области оздоровление получили:
1999 год | 2000 год | 2001 год |
60,9 процента | 62,8 процента | 63,9 процента |
Отличительной чертой летней оздоровительной работы стал адресный подход к организации оздоровления и отдыха различных категорий детей.
Только в 2001 году было организовано:
706 детских оздоровительных лагерей для 76629 детей и подростков - комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, муниципальными органами управления образованием и Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
261 оздоровительный лагерь для 12210 детей и подростков из социально незащищенных семей, детей-сирот, детей-инвалидов - комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области и муниципальными органами управления по социальной защите населения;
49 полусанаторных оздоровительных лагерей для 3580 часто и длительно болеющих детей - комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области, учреждениями здравоохранения, Ленинградским областным фондом обязательного медицинского страхования;
30 оздоровительных лагерей для 2307 подростков и молодежи - комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области и муниципальными органами управления по молодежной политике;
18 стационарных оздоровительных лагерей для 9260 детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет - промышленными и сельскохозяйственными предприятиями всех видов собственности совместно с Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Дальнейшее развитие получили региональные социально-педагогические программы летнего отдыха и оздоровительные учреждения инновационных видов.
Возросла воспитательная функция лагерей, их социальная значимость в формировании самосознания, самоопределения и самореализации детей в оздоровительно-воспитательном процессе.
Таким образом, работало 70 спортивных оздоровительных лагерей, 80 экологических лагерей, 35 краеведческих лагерей, 66 творческих лагерей, 48 туристических лагерей, 7 международных лагерей, 38 лагерей для одаренных детей, 3 лагеря для юных моряков, 20 лагерей для детей и подростков с девиантным поведением, 18 лагерей для детей с ограниченными возможностями здоровья, 122 лагеря труда и отдыха, 8 лагерей для учащихся профессиональных училищ, студентов педагогических училищ и высших учебных заведений.
Каждый пятый оздоровительный лагерь функционировал в круглосуточном режиме.
Оздоровительные лагеря работали на базе: общеобразовательных школ - 469, детских дошкольных учреждений - 104, учреждений дополнительного образования - 67, учреждений здравоохранения - 49, учреждений социальной защиты населения - 70, воинских частей - 8, подростковых клубов - 32, профессиональных училищ, педагогических училищ и высших учебных заведений - 16; 45 оздоровительных лагерей работали как выездные; было организовано 14 загородных муниципальных оздоровительных лагерей и 18 стационарных оздоровительных лагерей.
Большое внимание уделялось оздоровлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей из семей, требующих поддержки со стороны государства. За счет Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средств областного и федерального бюджетов различными формами оздоровления и отдыха было охвачено 31170 детей и подростков указанной категории, из них 4780 детей отдыхали в стационарных оздоровительных лагерях и санаториях, 535 детей-сирот отдыхали в семьях работников детских домов, школ-интернатов, родственников и знакомых; 93 воспитанника социальных приютов отдыхали в 7 лагерях семейного типа.
Пристальное внимание было уделено организации оздоровления и занятости подростков из семей социального риска и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел. В результате было организовано 20 профилактических военно-спортивных и палаточно-туристических лагерей для 5503 подростков, или 73,8 процента общего числа состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.
Одной из важнейших форм воспитания и оздоровления детей и подростков в летнее время оставалась туристско-краеведческая работа. 84600 человек приняли участие в многодневных и однодневных походах по Ленинградской области, а также в Санкт-Петербург и пригороды (Петродворец, Пушкин, Павловск, Ломоносов), Москву, Карелию и другие достопримечательные места.
Проведено 30 геологических, метеорологических, ботанических, гидрологических, зоологических, экологических и фенологических экспедиций.
Итогом работы этого направления стал областной туристический слет учащихся и учителей.
В каждом муниципальном образовании прошли военные сборы юношей на базе воинских частей и военно-спортивные игры "Зарница".
Используя опыт, накопленный в предыдущие годы по совершенствованию охраны здоровья детей, комитет общего и профессионального образования, муниципальные органы управления образованием, комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму провели большую работу по спортивно-оздоровительной работе с детьми и подростками. Проведены муниципальные и областные соревнования по легкой атлетике, спортивному ориентированию, шахматам, футболу, настольному теннису, вольной борьбе, художественной гимнастике, боксу и другим видам спорта.
В общей сложности в соревнованиях приняли участие 22945 человек.
Особое внимание в летнее время уделялось формированию и раскрытию у детей, подростков и молодежи интеллектуального, эмоционального, духовного и творческого потенциала через организацию досуговой деятельности.
Проведены областные и городские праздники: "Плюсский венок", "Древняя столица Руси", "Праздничные звоны", "Древо жизни", "Русский двор", День защиты детей, Пушкинский праздник, День России, День памяти и скорби, Международный день борьбы с наркоманией, День государственного флага Российской Федерации и другие.
Интересную работу проводили работники библиотек, музеев и парков.
Большой вклад в летнюю оздоровительную работу внесли областные театры "Причастие", "Комедианты", "На Литейном", театр Сатиры на Васильевском.
Традиционно ответственно отнесся летом к занятости подростков и молодежи Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области. При установленном региональной целевой программой "Лето-2001" плане трудоустройства 10000 человек было трудоустроено 12637 подростков, из них 668 подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, 7726 подростков - сирот и подростков из малообеспеченных семей.
Основными видами работы подростков в летнее время являлись: благоустройство и озеленение городов и поселков, помощь больным и престарелым инвалидам, мелкий ремонт школьной мебели, строительство лыжных трасс, посильный ремонт спортивных комплексов и сооружений.
По инициативе органов управления образованием, администраций школ и родителей;
7528 подростков были трудоустроены в рамках семейно-родственных отношений;
5200 подростков работали на полях акционерных сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области;
20487 подростков работали в школьных производственных бригадах;
36798 детей младшего и среднего возраста работали на учебно-опытных участках.
Количество детей, подростков и молодежи по всем направлениям оздоровления, отдыха и занятости составило от общего числа учащихся школ I - III ступеней Ленинградской области:
1999 год | 2000 год | 2001 год |
266605 человек, или 121,1 процента |
286300 человек, или 130,1 процента |
271150 человек, или 135,3 процента |
Одной из главных задач, которые ставили организаторы летней работы с детьми и подростками, являлось объединение финансовых средств из различных источников финансирования.
Финансирование составило:
1999 год | 2000 год | 2001 год | ||||||
плани- руемая сумма, тыс.руб. |
факти- ческая сумма, тыс.руб. |
про- цент |
плани- руемая сумма, тыс.руб. |
факти- ческая сумма, тыс.руб. |
про- цент |
плани- руемая сумма, тыс.руб. |
факти- ческая сумма, тыс.руб. |
про- цент |
50937,4 | 62022,4 | 121,7 | 75563,3 | 92349,9 | 122,2 | 99935,6 | 122524,5 | 122,6 |
В том числе в 2001 году:
Источники финансирования | Сумма, тыс.руб. |
Процент от сум- мы, затраченной на программу |
Федеральный бюджет | 20298,6 | 16,5 |
Областной бюджет | 12410,0 | 10,1 |
Бюджеты муниципальных образований | 20504,0 | 16,7 |
Внебюджетные фонды | 57171,4 | 47,6 |
Прочие источники, в том числе сред- ства родителей, предприятий и спон- соров |
12140,5 | 9,1 |
Итого | 122524,5 |
Таким образом, в Ленинградской области за последние годы создана система осуществления государственной политики по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время. В 2001 году общая заболеваемость детей снизилась на 14 процентов. Количество преступлений, совершенных на территории детских оздоровительных учреждений, сократилось в 3,5 раза, число несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, - в два раза.
Вместе с тем в условиях продолжающегося социального расслоения в обществе очевидна неотложность решения на государственном уровне проблем оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время. Это, в первую очередь, социальная поддержка большой группы детей, требующих внимания со стороны комитетов социального комплекса Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных образований, других служб и ведомств.
Несмотря на то, что общая заболеваемость детей в 2001 году снизилась на 14 проце
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.