Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Региональная целевая программа
"Водоохранные и водохозяйственные работы
в Ленинградской области на 2002 год"
18 октября 2002 г.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 октября 2002 г. N 185 в паспорт Программы внесены изменения
Паспорт
региональной целевой программы "Водоохранные и водохозяйственные
работы в Ленинградской области на 2002 год"
Полное наименование программы |
Региональная целевая программа "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленин- градской области на 2002 год" |
Основание для раз- работки программы |
Постановление Правительства Ленинградской области от 15 октября 1996 года N 449 "Об утверждении ос- новных направлений водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области на период до 2005 го- да" |
Срок реализации программы |
2002 год |
Цель программы | Повышение эффективности функционирования водоохран- ного и водохозяйственного комплекса Ленинградской области, позволяющего обеспечить восстановление ка- чества поверхностных водных объектов и защиту тер- риторий от вредного воздействия вод |
Основные задачи программы |
Реализация комплекса водоохранных и водохозяйствен- ных мероприятий, запланированных на 2002 год, в том числе переходящих с 2001 года |
Мероприятия прог- раммы |
Реконструкция и новое строительство городских кана- лизационных очистных сооружений, восстановление гидротехнических сооружений Оредежского каскада плотин для защиты населенных пунктов и территорий от затопления, мониторинг качества поверхностных вод и точечных источников загрязнения, разработка проектно-сметной документации, выполнение заключен- ных ранее международных соглашений |
Объем финансовых ресурсов, заплани- рованных по прог- рамме на 2002 год |
20,09 миллиона рублей, в том числе: 19,84 миллиона рублей - областной бюджет, 0,25 миллиона рублей - средства предприятий |
Ожидаемые конечные результаты, соци- альный и экономи- ческий эффект, важ- нейшие целевые по- казатели программы |
Реализация программы позволит: - завершить монтаж оборудования канализационных сооружений в городе Приморске; - провести восстановительные работы на части Оре- дежского каскада плотин (Чикинский гидроузел); - продолжить работы по реконструкции канализацион- ных сетей города Кировска; |
- завершить работы по строительству подпорной пло- тины на Большом Раковом озере с целью регулирования уровня воды в озере (комплексный заказник "Раковые озера"); - защитить от затопления 18 населенных пунктов, 367 приусадебных участков и 314 жилых домов с насе- лением 7708 человек и 1048 гектаров сельско-хозяй- ственных угодий; - прекращается сброс загрязняющих веществ в реки Неву, Лугу и северо-восточную часть Финского зали- ва общим объемом 8067,8 тонны в год. Ожидаемый экономический эффект от реализации меро- приятий программы - 24,04 миллиона рублей |
|
Разработчик прог- раммы |
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Сроки разработки программы |
Ежегодно с корректировкой в соответствии с факти- чески выделенными объемами финансирования |
Представитель за- казчика программы |
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Основной исполни- тель программы (бюджето-получа- тель) |
Невско-Ладожское бассейновое водохозйственное уп- равление Министерства природных ресурсов Российской Федерации |
Фамилия, имя, от- чество, должность, телефон, адрес ру- ководителя програм- мы |
Бударин Владимир Федорович - начальник Невско-Ла- дожского бассейнового водного управления Министер- ства природных ресурсов Российской Федерации, тел. 323-37-36, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., 26 |
Постановление об утверждении прог- раммы |
Утверждена постановлением Правительства Ленинградс- кой области от 6 мая 2002 года N 58 |
Система организации контроля за выпол- нением программы |
Контроль за выполнением программы и целевым исполь- зованием средств осуществляется комитетом финансов Ленинградской области - главным распорядителем бюд- жетных средств и представителем заказчика программы - комитетом по природным ресурсам и охране окружаю- щей среды Ленинградской области |
Общие положения
Региональная целевая программа "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2002 год" (далее - Программа) является логическим продолжением реализуемой в текущем году программы водоохранных, водохозяйственных и организационных мероприятий.
Программа разработана в развитие региональной целевой программы "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2001 год", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2000 года N 44. Большая часть объектов водохозяйственного строительства и мониторинга качества поверхностных вод, запланированных 2001 год, является переходящими на 2002 год.
Объем финансирования Программы определен областным законом "Об областном бюджете Ленинградской области на 2002 год" от 6 декабря 2001 года N 65-оз и составляет 19,84 миллиона рублей.
1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ современного состояния отрасли "Водное хозяйство"
Водные ресурсы являются важнейшим достоянием Ленинградской области. Многочисленные реки и озера интенсивно используются в целях водоснабжения, водоотведения, судоходства, рыболовства, рекреации и выработки электроэнергии.
Естественные суммарные водные ресурсы в средний по водности год составляют около 100 куб. км. Безвозвратное водопотребление всех отраслей экономики не превышает 0,2 куб.км, что составляет менее 0,2% ресурса. Однако большую тревогу вызывает повсеместное загрязнение водных объектов, которые фактически имеют явный дефицит по качеству.
Современное качество поверхностных вод по гидрохимическим, гидробиологическим и бактериологическим показателям не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Большинство водных объектов Ленинградской области, несмотря на спад промышленного производства и уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод, по-прежнему характеризуются как грязные или умеренно грязные. При этом тенденции к улучшению качества вод за последние 14 лет практически не наблюдается, что следует из данных таблицы 1.
Таблица 1
Водоток, река |
Створ | Качество воды (класс) |
Лимитирующий показатель |
Основные загрязнители |
||
1986 год | современ- ное со- стояние |
1986 год | современ- ное состоя- ние |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Свирь | устье | III класс (вода очень незначи- тельно загряз- ненная) |
IV класс (вода незна- чительно загряз- ненная) |
аммонийный азот - 2,0 ПДК |
аммонийный азот - 1,8 ПДК |
ПО "Водока- нал", города Лодей- ное Поле, Подпорожье |
Волхов | устье | V класс (вода сильно загряз- нена) |
IV класс | аммонийный азот - 2,5 ПДК |
аммонийный азот - 1,9 ПДК |
Киришский НПЗ, ОАО "ВАЗ", предприятия жилищно-ком- мунального хозяйства |
Вуокса | устье | V класс | III класс | нефтепро- дукты - ППДК |
нитритный азот - по- роговое значение |
ПО "Жилком- хоз", поселки Сос- ново, Запорожское |
Нева | исток | IV класс | IV класс | нефтепро- дукты |
нефтепро- дукты - 4,4 ПДК, аммонийный азот - 1,3 ПДК, нитритный азот - 1,2 ПДК |
МП "Шлиссель- бургское ЖКХ" кроме того, качество воды в реке Неве определяется качеством во- ды в Ладожс- ком озере |
Нева | 10,5 км ниже г.Ки- ровс- ка |
III класс | III класс | аммонийный азот - 2,0 ПДК |
канализацион- ные очистные сооружения (КОС) городов Кировск, Отрадное |
|
Нева | посе- лок Ново- сара- товка |
IV класс | VI класс (вода очень сильно загряз- ненная) |
аммонийный азот - 2,5 ПДК |
аммонийный азот - 1,6 ПДК, нитритный азот - 13,5 ПДК |
КОС городов Шлиссельбург, Кировск, От- радное, Пав- лово-на-Неве |
Охта | гра- ница Все- во- ложс- кого райо- на и Санкт Петер бурга |
VI класс | V класс | нефтепро- дукты, ам- монийный азот |
то же | КОС г. Всеволожс- ка, пос. Ново-Девятки- но |
Луга | гра- ница Лужс- кого и Гат чин- ского райо- нов |
V класс | V класс | нефтепро- дукты, ам- монийный азот |
то же | МП "Лужское ЖКХ" (90% об- щего объема сброса заг- рязняющих ве- ществ |
Луга | устье | IV класс | V класс | нефтепро- дукты |
нитритный азот - 2,3 ПДК. аммонийный азот - 2,3 ПДК, медь - 20 ПДК |
АООТ "Фосфо- рит", МП "Кингисепп - ское ЖКХ" |
Плюсса | 5 км ниже г. Слан- цы |
V класс | IV класс | нефтепро- дукты - до 9,6 ПДК |
фенолы - 2 ПДК, медь - 1,9 ПДК, марганец - 8,9 ПДК |
АО завод "Сланцы". АО "Ленинград- сланец", МП "Сланцевское ЖКХ" |
Нарва | устье | IV класс | III класс | нефтепро- дукты - до 9,0 ПДК |
нефтепро- дукты - до 9,0 ПДК, медь - 2,4 ПДК, марганец - 4,4 ПДК |
Городское хо- зяйство г. Нарва, шахт- ные воды г. Ида (Эстония) МП "Иванго- родское ЖКХ" |
Анализ данных таблицы 1 показывает, что практически во всех крупных реках Ленинградской области зафиксированы превышения значений предельно допустимых концентраций (ПДК) по аммонийному и нитритному азоту. Это говорит о том, что сточные коммунально-хозяйственные и промышленные воды не очищаются до нормативных показателей. Причинами этого являются несовершенство технологии очистки и конструкции очистных сооружений, их гидравлическая перегрузка, неудовлетворительное техническое состояние, низкий уровень эксплуатации, медленный ввод новых мощностей.
Таким образом, основными источниками загрязнения являются сосредоточенные сбросы недоочищенных сточных вод жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий, рассеянный ливневой сток с территорий населенных пунктов.
Поэтому приоритетными водоохранными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию, а затем и улучшение качества поверхностных вод, являются работы по реконструкции, техническому переоснащению и новому строительству канализационных очистных сооружений (КОС).
Однако проблема строительства, реконструкции, расширения и ремонта канализационных очистных сооружений и канализационных сетей населенных пунктов области остается до сих пор насущной и нерешенной.
Большинство КОС городов и поселков городского типа Ленинградской области работают на пределе своих технических возможностей или с перегрузкой, что следует из данных, приведенных в таблице 2.
Еще хуже ситуация сложилась в сельских населенных пунктах, где в силу социально-экономических причин очистные сооружения во многих случаях не эксплуатируются должным образом и находятся в аварийном состоянии. Массовая передача очистных сооружений на баланс муниципальных объединений жилищно-коммунального хозяйства, проведенная в 1996-1997 годах, усугубила сложившееся положение из-за отсутствия необходимого финансирования.
Таблица 2
Наименование города | Величина перегрузки |
Всеволожск | 3,2 |
Приморск | 1,3 |
Каменногорск | 1,2 |
Гатчина | 1,5 |
Приозерск | 1,7 |
Коммунар | 1,6 |
Кировск | 1,9 |
Шлиссельбург | 1,8 |
Отрадное | 1,6 |
Луга | 1,2 |
Подпорожье | 1,2 |
Тосно | 1,2 |
В целом из 25 городов области в 18 городах (72%) канализационные очистные сооружения (КОС) работают с перегрузкой. Особенно напряженное положение сложилось в городах Приморске (только механическая очистка стоков), Приозерске, Кировске, Отрадное и Шлиссельбурге.
Практически весь объем сточных вод, прошедших очистку на КОС, сбрасывается в водные объекты области недостаточно очищенным.
Представление о динамике качества работы очистных сооружений дают цифры, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
Показатели | Единица измерения |
Отчет | Отчет | Отчет | Отчет |
1991 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | ||
Объем сброшен- ных вод, всего |
млн. куб.м |
6553,4 |
4501,1 |
5394,6 |
5292,87 |
в % к преды- дущему году |
84,0 |
120,0 |
98,0 |
||
в том числе | |||||
загрязненных вод |
млн. куб.м |
490,5 |
358,8 |
427,3 |
423,5 |
в % к преды- дущему году |
100,0 |
119,1 |
99,0 |
||
из них: | |||||
без очистки | млн. куб.м | 71,6 | 86,7 | 134,1 | 106,3 |
в % к преды- дущему году |
98,0 |
154,7 |
79,3 |
||
недостаточно очищенных |
млн. куб.м |
418,9 |
272,1 |
293,2 |
317,22 |
в % к преды- дущему году |
100,6 |
107,8 |
108,0 |
Изменения в годовых объемах водоотведения связаны в основном с изменениями режимов работы ЛАЭС и Кировской ГРЭС.
Из данных таблицы 3 прослеживается тенденция к ежегодному увеличению объема недостаточно очищенных сточных вод. Проблема качества поверхностных вод усугубляется водным трансграничным переносом загрязняющих веществ и их попаданием в водные объекты из атмосферы с осадками.
Классификация районов Ленинградской области по степени загрязнения поверхностных вод в разрезе административных районов, выполненная с учетом загрязнения как поверхностных, так и питьевых вод, а также их влияния на уровень заболеваемости представлена в таблице 4.
Таблица 4
Администра- тивный район |
Гигиеническая характеристика поверхностных вод |
Качество питьевой воды | |||
санитар- но-химиче- ский |
микробиоло- гический |
||||
степень загрязненности по видам пользования |
|||||
рыбохозяй- ственное |
хозяйственно- питьевое |
рекреация | % неудовлетворительных проб |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Бокситогор- ский |
загрязнен- ные |
умеренно за- грязненные |
загрязнен- ные |
20 - 30 | 0 - 2,5 |
Волосовский | умеренно загрязнен- ные |
максимально высоко за- грязненные |
загрязнен- ные |
> 40 | > 10 |
Волховский | умеренно загрязнен- ные |
высоко за- грязненные |
загрязнен- ные |
> 40 | 2,5 - 5,0 |
Всеволожс- кий |
умеренно загрязнен- ные |
высоко за- грязненные |
загрязнен- ные |
20 - 30 | 2,5 - 5,0 |
Выборгский | умеренно загрязнен- ные |
высоко за- грязненные |
загрязнен- ные |
10 - 20 | > 10 |
Гатчинский | умеренно загрязнен- ные |
высоко за- грязненные |
загрязнен- ные |
10 - 20 | > 10 |
Кингисепп- ский |
загрязнен- ные |
умеренно за- грязненные |
загрязнен- ные |
0 - 10 | 0 - 2,5 |
Киришский | загрязнен- ные |
высоко за- грязненные |
загрязнен- ные |
20 - 30 | 0 - 2,5 |
Кировский | загрязнен- ные |
умеренно за- грязненные |
загрязнен- ные |
0 - 10 | 2,5 - 5,0 |
Лодейно- польский |
умеренно загрязнен- ные |
умеренно за- грязненные |
слабо заг- рязненные |
0 - 10 | 2,5 - 5,0 |
Ломоносов- ский |
умеренно загрязнен- ные |
умеренно за- грязненные |
загрязнен- ные |
0 - 10 | > 10 |
Лужский | умеренно загрязнен- ные |
высоко за- грязненные |
загрязнен- ные |
> 40 | 7,5 - 10 |
Подпорожс- кий |
умеренно загрязнен- ные |
умеренно за- грязненные |
слабо заг- рязненные |
0 - 10 | > 10 |
Приозерский | умеренно загрязнен- ные |
высоко за- грязненные |
загрязнен- ные |
30 - 40 | 0 - 2,5 |
Сланцевский | умеренно загрязнен- ные |
умеренно за- грязненные |
слабо заг- рязненные |
0 - 10 | 0 - 2,5 |
Тихвинский | загрязнен- ные |
высоко за- грязненные |
слабо заг- рязненные |
20 - 30 | 0 - 2,5 |
Тосненский | умеренно загрязнен- ные |
высоко за- грязненные |
слабо заг- рязненные |
20 - 30 | 0 - 2,5 |
Из данных таблицы 4 следует, что в девяти районах области состояние поверхностных вод, предназначенных для хозяйственно-питьевых целей, не удовлетворяет гигиеническим требованиям. Наиболее неблагополучное состояние поверхностных вод отмечается в Волосовском, Волховском, Всеволожском, Выборгском, Лужском и Приозерском районах. Самая чистая вода - в Лодейнопольском и Подпорожском районах области.
Последнее обстоятельство, с одной стороны, порождает ряд социальных проблем, таких как рост заболеваемости населения кишечными заболеваниями (дизентерия, вирусный гепатит, паразитарные болезни), ухудшение условий рекреации, с другой, приводит к увеличению стоимости подготовки питьевой воды для хозяйственно-бытовых нужд.
В крайне неудовлетворительном техническом состоянии находятся гидротехнические сооружения области, что способствует увеличению степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с вредным воздействием вод.
Это касается прежде всего каскада плотин на реке Оредеж и особенно Чикинской (Даймищенской) плотины, возведенной в середине XIX века. Работы по ее восстановлению проводились в 1961 году. В настоящее время техническое состояние плотины (прежде всего водоподъемных механизмов) неудовлетворительное. По расчетам, проведенным специалистами ГО и ЧС Ленинградской области, при прорыве Чикинской плотины разрушению подвергнутся 4 плотины, расположенные в нижнем бьефе (Рождественская, Белогорская, Сиверская и Вырицкая), затоплению подвергнутся 160 приусадебных хозяйств населенных пунктов, расположенных в пойме реки Оредеж. Поэтому в водохозяйственные мероприятия настоящей Программы заложено продолжение работ по восстановлению плотин Оредежского каскада.
1.2. Цели и задачи, решаемые в рамках Программы
Целью Программы является обеспечение стабильного функционирования отрасли "Водное хозяйство", которая должна способствовать общей стабилизации социально-экономического положения в Ленинградской области.
Основной задачей Программы является реализация комплекса водоохранных и водохозяйственных мероприятий, которые должны обеспечить:
- постепенное восстановление качества вод в водных объектах, которые в основном являются источниками питьевой воды и местами рекреации;
- надежную защиту населения, проживающего в бассейне реки Оредеж, от вредного воздействия вод и прежде всего подтопления и затопления ценных в хозяйственном отношении территорий.
Предусмотренные Программой мероприятия включают:
- строительство, расширение, реконструкцию и ремонт канализационных систем для предотвращения загрязнения вод;
- выполнение работ по оздоровлению и упорядочению охраны малых рек;
- восстановление гидротехнических сооружений для регулирования уровня воды в водных объектах;
- проведение мониторинга качества поверхностных вод и основных сосредоточенных источников загрязнения;
- проведение научных исследований и разработку проектной документации по водоохранной и водохозяйственной тематике региона, продолжение работ по созданию автоматизированной системы управления водохозяйственным комплексом Ленинградской области.
1.3. Связь Программы с другими социально-экономическими программами
Настоящая Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими, действующими на территории Ленинградской области федеральными и региональными программами: "Комплекс водоохранных мероприятий по защите бассейна Балтийского моря от загрязнений", "Возрождение Волги", "Социально-экономическое развитие приграничных районов Ленинградской области", "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой", а также рядом международных программ.
2. Обоснование мероприятий Программы
Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 октября 2002 г. N 185 в пункт 2.1 Программы внесены изменения
2.1. План реализации мероприятий и финансирование Программы
Перечень мероприятий и план реализации мероприятий Программы на 2002 год приведены в приложениях 1 и 2. Большинство объектов, включенных в план являются переходящими с 2001 года. В таблице 5 приведен перечень этих объектов. Общая сумма финансирования - 12,45 млн.руб., что составляет 63% общего объема финансирования из средств областного бюджета.
Таблица 5
Мероприятия | Территориальная принадлежность (муниципальное образование) |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
||
2001 год | 2002 год | |||
1 | Строительство канализационных очистных сооружений в г. При- морске |
Выборгский район | 4000 | 5800 |
2 | Ремонтно-восстановительные работы гидротехнических соо- ружений Оредежского каскада |
Гатчинский район | 750 | 3300 |
3 | Строительство и реконструкция канализационных сетей в г. Кировске |
Кировский район | 300 | 300 |
4 | Строительство плотины на ручье Холодном (комплексный заказник "Раковые озера") |
Выборгский район | 300 | 600 |
5 | Реконструкция канализационных очистных сооружений в г. Луге |
Лужский район | 600 | 1500 |
6 | Схема комплексного использо- вания и охраны малых рек Ле- нинградской области |
Ленинградская область |
150 | 150 |
7 | Создание первой очереди АИС управления использованием водных ресурсов Ленинградской области |
Ленинградская область |
200 | 300 |
8 | Обустройство водоохранных зон и их прибрежных защитных по- лос |
Ленинградская область |
200 | 500 |
Итого | 6850 | 12450 | ||
В процентах от общего годового финансирования из областного бюджета на 2002 год |
63 |
2.2. Социально-эколого-экономическая эффективность реализации водоохранных и водохозяйственных работ
Результатом осуществления водоохранных и водохозяйственных мероприятий являются прямые и косвенные последствия, характеризующие их влияние на качество жизни населения.
Как показал анализ имеющейся информации, результаты реализации этих мероприятий носят социальный и экологический характер.
Реализация водоохранных мероприятий Программы позволит предотвратить поступление загрязнений в реки Неву, Лугу и северо-восточную часть Финского залива общим объемам 8067,8 тонны в год.
Данные в разрезе водных объектов приведены в таблице 6
Таблица 6
(тонн в год)
Наименование загрязняющих веществ |
Река Нева (створ Ново-Саратовка) |
Река Луга (устье) |
Северо- восточная часть Фин- ского залива |
Итого |
БПКи (органические ве- щества) |
1792 | 1643 | 19 | 3454 |
Взвешенные вещества | 2000 | 2190 | 4 | 4194 |
Азот общий | 120 | 118,5 | 23 | 261,5 |
Фосфор общий | 16 | 6,3 | 1,5 | 23,8 |
СПАВ (поверхностно ак- тивные вещества) |
65 | 54,5 | 15 | 134,5 |
Всего | 3993 | 4012,3 | 62,5 | 8067,8 |
Завершение ремонтно-восстановительных работ по Оредежскому каскаду гидроузлов обеспечит защиту от затопления и подтопления 18 населенных пунктов, 367 приусадебных участков и 314 жилых домов с населением 7708 человек, проживающим в зоне влияния волны прорыва, и 1048 гектаров земель, ценных в хозяйственном отношении.
Данные в разрезе створов плотин каскада приведены в таблице 7.
Таблица 7
Наименование защищаемых объектов |
Население, про- живающее в зоне влияния прорыва (чел) |
Площадь защищае- мых от затопления сельскохозяйствен- ных земель (га) |
1. Чикинская (Даймищенская) плотина | ||
Деревня Чикино, Даймище, село Рождествено - 160 приусадебных хозяйств |
332 |
150 |
2. Рождественская плотина | ||
Село Рождествено, деревни Гряз- но, Межно, поселок Выра - 180 приусадебных хозяйств |
356 |
210 |
3. Сиверская плотина | ||
Поселок Вырица - 314 жилых до- мов, авиагородок, канализацион- ная насосная станция, две школы, детский сад |
4000 |
250 |
4. Белогорская плотина | ||
27 приусадебных хозяйств | 100 | 138 |
5. Вырицкая плотина | ||
Поселок Вырица (здание фабрики "Узор") 11 населенных пунктов Минской волости |
2920 |
300 |
Всего | 7708 | 1048 |
В целом по Программе предотвращенный экономический ущерб составит 24,04 млн. руб., в том числе по Оредежскому каскаду гидроузлов - 16 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.