Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 апреля 2002 г. N А26-6710/01-02-11/276
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при участии от ООО фирма "Теплый исток" Раутно А.Э. (доверенность от 24.04.2002),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2002 по делу N А26-6710/01-02-11/276 (судья Подкопаев А.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью фирма "Теплый исток" (далее - Общество) 15 000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 31.01.2002 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 31.01.2002 и удовлетворить иск полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
Представитель Общества, указав на необоснованность жалобы по основаниям, приведенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ответчиком законодательства о подоходном налоге с физических лиц, а также правильности начисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов в социальные фонды и единого социального налога за период с апреля 1999 года по июль 2001 года, о чем составлен акт от 11.07.2001 N 7.1-05/427.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 14.08.2001 N 4.1-05/311, согласно которому Общество привлечено к ответственности в виде взыскания 15 000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 НК РФ. Как следует из материалов проверки ответчик в нарушение приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N ВГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" не вел налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1 НДФЛ) на граждан, получивших доход от выигрышей в казино (стр.5 акта), что и послужило основанием для применения налоговой ответственности.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 01.11.2000 N ВГ-3-08/379" следует читать как от 01.11.2000 N БГ-3-08/379"
Поскольку ответчик не уплатил штраф в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании.
Согласно пункту 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Во исполнение пункта 1 статьи 230 НК РФ приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 утверждена налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1 НДФЛ).
Как указано в абзаце третьем Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (приложение к форме N 1-НДФЛ), "в налоговой карточке содержится информация, касающаяся налогового агента... от которого или в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы, обязанного исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц".
В соответствии с пунктом 2 статьи 226 НК РФ "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" (в редакции Федерального закона от 30.05.2001 N 71-ФЗ) "исчисление сумм и уплата налога налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214-1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога". До внесения изменений Федеральным законом от 30.05.2001 N 71-ФЗ в данную статью ".... в соответствии со статьями 227 и 228 с зачетом ранее удержанных сумм налога".
Порядок налогообложения физических лиц, получающих выигрыши, выплачиваемые организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), исходя из сумм таких выигрышей определен в статье 228 НК РФ. Согласно данной статье (в редакции Федерального закона от 29.11.2001 N 158-ФЗ) исчисление и уплату налога производят самостоятельно налогоплательщики - физические лица, получившие такие выигрыши, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
Порядком ведения бухгалтерского учета в игорных заведениях (на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н) также не предусмотрено ведение учета доходов и расходов конкретных физических лиц, принимающих участие в проводимых различными игорными заведениями играх, основанных на риске.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала".
Таким образом, поскольку с учетом специфики игорного бизнеса в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации исчисление и уплату налога при получении выигрышей, выплачиваемых организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр, осуществляют сами физические лица, а налоговому агенту в силу особенностей исчисления налога в отношении отдельных видов доходов не возможно учесть фактический доход физического лица (экономическую выгоду) при получении выигрышей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование налогового органа о необходимости ведения Обществом налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц от выигрышей в казино по форме N 1 НДФЛ является необоснованным, а следовательно, привлечение Общества к налоговой ответственности согласно решению от 14.08.2001 незаконно.
Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 100 и пункта 3 статьи 101 НК РФ ни в акте налоговой проверки, ни в решении о привлечении Общества к налоговой ответственности не указаны обстоятельства, свидетельствующие о повторности совершения ответчиком грубых нарушений правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Кассационная инстанция также считает, что налоговым органом указанное правонарушение ошибочно квалифицировано по статье 120 НК РФ.
В соответствии с названной статьей под грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Неучет доходов и налога на доходы по форме N 1 НДФЛ в отношении граждан, получивших доход от выигрышей в казино, не подпадает ни под одно из нарушений, перечисленных в статье 120 НК РФ. Следовательно, Общество не может быть привлечено к налоговой ответственности по данной статье.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2002 по делу N А26-6710/01-02-11/276 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2002 г. N А26-6710/01-02-11/276
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника