Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 13 февраля 2006 г. N 3-32/06
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 78-Г06-15 настоящее решение оставлено без изменения
13 февраля 2006 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Тимуш А.В.,
при секретаре Кузьминой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" об оспаривании законности пункта 3 Положения о порядке проведения обследования объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средств информации и связи на предмет соответствия нормативным требованиям в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов, утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 09.12.2000 года N 1282-р "О неотложных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи",
установил:
распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 09.12.2000 года N 1282-р "О неотложных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи" утверждено Положения о порядке проведения обследования объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средств информации и связи на предмет соответствия нормативным требованиям в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов (л.д. 68-72), опубликованное в информационном бюллетене N 48(196) и в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга N 1 2001.
В соответствии с пунктом 3 Положения предусмотрена оплата работ по обследованию объектов социальной инфраструктуры.
Согласно п.п.3.1 п.3 Положения работа по обследованию оплачивается заявителем.
Согласно п.п.3.2 п.3 Положения стоимость проведения работ определяется в зависимости от объемов работ и устанавливается соглашением сторон.
Полагая вышеперечисленные нормы незаконными, заявитель обратился в Санкт-Петербургский городской суд с данным заявлением. При этом, заявитель ссылается на то, что усматривает противоречие действующих норм статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", поскольку они по существу вводят обязательный для всех владельцев объектов социальной инфраструктуры сбор-плату за обследование. Кроме того, противоречит и Закону Санкт-Петербурга от 17.10.2001 года N 726-93 "О целевой социальной программе Санкт-Петербурга "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов" на 2001-2005 годы".
В судебном заседании заявленные требования поддержал представитель по доверенности Перегожина Д.Е.
Представитель Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Макорта Г.А. полагал требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Тимуш А.В., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так, статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" регулирует обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Между тем, указанный закон предусматривает, что государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство однозначно предусматривает отнесение расходов на проведение указанных мероприятий за счет бюджетов всех уровней.
Во исполнении# указанных требований закона в Санкт-Петербурге - субъекте РФ, был принят Закон Санкт-Петербурга от 17 октября 2001 года N 726-93 "О целевой социальной программе Санкт-Петербурга "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов" на 2001-2005 годы", который утвердил целевую социальную программу Санкт-Петербурга "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов" на 2001-2005 годы (л.д. 15). Статья 2 данного Закона предусматривает, что средства для реализации Программы выделяются ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2005 годы. Законом предусмотрены объемы и источники финансирования программы, общий объём финансирования составляет 77540,0 рублей, в том числе и конкретно по годам (л.д.18-19). При этом, следует обратить внимание на то, что пункт 4 Программы предусматривает перечень основных мероприятий, сроки реализации и объемы их финансирования (л.д.20). Согласно п.2.3. перечня (л.д. 21) проведение обследования объектов социальной инфраструктуры, информации и связи на предмет соответствия нормативным требованиям в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов, в том числе государственных учреждений финансируется по годам из бюджета города.
Заявитель указывает, что являясь Федеральным государственным унитарным предприятием, "Почта России" не имеет в собственности помещений, а арендует помещения нежилого фонда согласно договоров аренды с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о временном владении и пользовании за плату, что подтверждается представленными договорами аренды (л.д.). Не снимая с себя обязанности по обеспечению и созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам, заявитель обоснованно полагает, что возложение на него обязанностей по оплате работ за обследование объекта социальной инфраструктуры является незаконным. Представляется объективно доказанным и установленным в ходе судебного разбирательства обоснованность предъявленных требований.
Доводы представителя Губернатора в письменных отзывах и в судебном заседании в том числе, что оспариваемые нормы не являются обязательными, а могут по желанию организации и собственной инициативе на основе гражданско-правового договора быть реализованы за счет средств организации, суд полагает ошибочными, основанными на неправильном толковании норм права. При этом следует иметь ввиду#, что ни Распоряжение N 1282-р от 09.12.2000 г., ни Положение, утвержденное им - не содержит возможности альтернативного толкования.
Доводы представителя Губернатора о том, что обязанность по обеспечению и созданию условий инвалидам включает в себя и необходимость проведения обследования социальной инфраструктур, а значит должна реализовываться за счет заказчика, суд не считает обоснованными.
Действительно, следует признать, что без освидетельствования объектов социальной инфраструктуры на соответствие нормативным требованиям беспрепятственного доступа к ним инвалидов невозможно определить подготовленность объектов для реализации прав инвалидов. Однако при этом, суд полагает, что федеральное законодательство однозначно определяет обязанности участников данных правоотношений. Статья 15 Федерального закона относит расходы за счет ассигнований, ежегодно предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней. Создание же условий, данной нормой отнесено к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм.
Таким образом, суд полагает, что возложение оплаты работ по обследованию объектов социальной инфраструктуры на заявителя, что предусмотрено оспариваемыми нормами п.п.3.1 и 3.2 незаконно. Понятие заявитель содержится в п.п. 1.2.4 Положения (л.д.70) - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее на законных основаниях владение или пользование объектом социальной инфраструктуры и подающее декларацию-заявку по установленной форме на проведение обследования.
"Почта России" указывает, что нарушение своих прав определяет с момента получения писем и претензий со стороны ряда администраций районов города (л.д.6-9), а именно с октября 2005 года. Довод заявителя суд признает обоснованным.
На основании изложенного, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявления "Почты России"
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" об оспаривании законности пункта 3 Положения о порядке проведения обследования объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средств информации и связи на предмет соответствия нормативным требованиям в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов, утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 09.12.2000 года N 1282-р "О неотложных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 3 Положения о порядке проведения обследования объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средств информации и связи на предмет соответствия нормативным требованиям в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов, утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 09.12.2000 года N 1282-р "О неотложных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи" со дня вступления решения в законную силу. Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной газете Санкт-Петербургские ведомости" после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А.Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 февраля 2006 г. N 3-32/06
Текст решения официально опубликован не был
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 78-Г06-15 настоящее решение оставлено без изменения