Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Совершенствование спортивной базы образовательных учреждений
Ленинградской области на 2002-2006 годы"
1 августа 2006 г.
Содержание
Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 г. N 76-оз в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Полное наименова- ние Программы |
Совершенствование спортивной базы образовательных уч- реждений Ленинградской области на 2002-2006 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями). 2. Федеральная программа развития образования (ут- вержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ) 3. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ. 4. Санитарно-эпидемиологические нормы N 2.4.2-782-99 и Гигиенические требования к условиям обучения школь- ников в различных видах образовательных учреждениях. 5. Приказ Министерства образования Российской Федера- ции от 9 февраля 1998 года N 322 "Об утверждении Ба- зисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации". 6. Региональная целевая программа развития образова- ния Ленинградской области на 2001-2005 годы (утверж- денная постановлением Правительства Ленинградской об- ласти от 25 января 2001 года N 1). 7. Областной закон "О физической культуре и спорте" от 16 апреля 1999 года N 29-оз. 8. Областной закон "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз (с последующими изменениями и дополнениями). 9. Решение Коллегии Государственного Комитета Россий- ской Федерации по физической культуре, спорту и ту- ризму "О проекте федеральной целевой программы "Физи- ческое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2006 годы)" 10. Постановление Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разработ- ки, утверждения и контроля за реализацией региональ- ных целевых программ Ленинградской области" |
Период и этапы реализации Программы |
2002-2006 годы |
Цель Программы | Развитие системы образования Ленинградской области, обеспечивающее повышение качества образования, его гуманистическую направленность, приоритет здорового образа жизни, отражающее специфику социально- экономического и культурного развития Ленинградской области и выступающее в качестве одного из факторов ее экономического и социального развития; сохранение здоровья школьников Ленинградской области; развитие спортивной одаренности детей и подростков; совершенствование системы профилактической работы с детьми и подростками по формированию нравственных ориентиров, здорового образа жизни; повышение роли и результативности спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях Ленинградской области |
Основные задачи Программы |
Обеспечение условий для реализации равных прав граж- дан на получение качественного образования; создание организационных и экономических условий, способствующих сохранению здоровья детей и подрост- ков, повышению их физической работоспособности, раз- витию их спортивной одаренности, повышению роли и результативности спортивно-массовой работы в образо- вательных учреждениях Ленинградской области; совершенствование профилактической работы с детьми и подростками по предупреждению наркомании, табакокуре- ния, употребления алкоголя; восстановление уровня спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях; повышение качества образования через совершенствова- ние качества преподавания физической культуры в обра- зовательных учреждениях |
Объем финансовых ресурсов, запла- нированных на 2002 год |
Всего: 5887,5 тысячи рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 3160,0 тысячи рублей за счет средств местных бюджетов - 2727,5 тысячи рублей |
Объем освоенных в рамках Программы финансовых ресур- сов за весь период действия Программы |
Всего за период действия Программы будет освоено 29237,5 тысячи рублей |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы |
В 2003-2005 годах финансирование составит всего: 17 334,634 тысячи рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 9 330,0 тысячи рублей; за счет средств местных бюджетов - 8 004,634 тысячи рублей. В 2006 году финансирование составит всего: 6 015,366 тысячи рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 3 110,0 тысячи рублей; за счет средств местных бюджетов - 2 905,366 тысячи рублей |
Ожидаемые конечные результаты, важнейший социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы |
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков; снижение уровня хронических заболеваний детей и подростков в среднем на три процента, в том числе в 2006 году - на 0,3 процента; увеличение числа одаренных в спорте детей и подростков Ленинградской области с 11 до 15 процентов, в том числе в 2006 году - на 1,2 процента; рост спортивных личностных достижений учащихся не менее чем на один процент; ежегодный рост числа участников областной спартакиады школьников примерно на 300 человек или на 2,5 процента; ежегодный рост количества учащихся школ области, имеющих хорошую физическую подготовку, примерно на два процента; повышение интереса учителей физической культуры к качеству преподаваемого предмета, а также к уровню своей квалификации (предполагается ежегодный рост числа учителей физической культуры, аттестованных на первую и высшую квалификационную категорию, на один процент); сокращение оттока учителей физической культуры из общеобразовательных учреждений области (за три года образовательные учреждения покинули более 50 учителей); повышение интереса детей и подростков к урокам физической культуры и внеклассным занятиям (предполагается увеличение охвата школьников дополнительным образованием спортивной направленности за пять лет на 5,8 процента), в том числе в 2006 году - на 0,8 процента; увеличение числа школьников области, сдающих зачеты и экзамены по физической культуре, в том числе в 2006 году - на 2 процента; отвлечение детей и подростков от криминогенной среды, наркотиков, алкоголя, табакокурения; формирование приоритета здорового образа жизни человека, его нравственных ориентиров средствами физической культуры и спорта как одного из факторов социального развития Ленинградской области; увеличение охвата школьников дополнительным образованием спортивной направленности к 2006 году на 2 процента |
Разработчики Программы |
Комитет общего и профессионального образования Ленин- градской области |
Сроки разработки Программы |
IV квартал 2001 года |
Стоимость разра- ботки Программы |
Разработка Программы выполнена без целевого финанси- рования силами комитета общего и профессионального образования Ленинградской области |
Представитель заказчика Программы |
Комитет общего и профессионального образования Ле- нинградской области |
Основной исполни- тель Программы |
Комитет общего и профессионального образования Ленин- градской области |
Соисполнители Программы |
Комитет по делам молодежи, физической культуре, спор- ту и туризму Правительства Ленинградской области, государственные и муниципальные образовательные уч- реждения, органы местного самоуправления |
Фамилия, имя, от- чество, долж- ность, телефон руководителя Программы |
Председатель комитета общего и профессионального об- разования Ленинградской области Зоя Георгиевна Най- денова, тел. 273-33-78 |
Постановление об утверждении Программы |
Постановление Правительства Ленинградской области от 24 января 2002 года N 3. |
Система организа- ции контроля за выполнением Программы |
Основной контроль за выполнением Программы осуществ- ляет комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Результаты контроля предоставляются в комитет по эко- номике и инвестициям Правительства Ленинградской об- ласти ежеквартально. Общий контроль осуществляет вице-губернатор Ленин- градской области Н.И. Пустотин |
1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
Организация учебно-воспитательного процесса на всех ступенях школьного образования неразрывно связана с решением общих целей по физическому развитию и укреплению здоровья учащихся, формированию у них интересов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, организации здорового образа жизни.
Основываясь на этой концепции, Программа направлена на создание организационных и экономических условий, способствующих сохранению здоровья детей и подростков, развитию их спортивной одаренности, повышению роли и результативности спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях Ленинградской области.
Актуальность разработки Программы вызвана также значительным ухудшением здоровья детей и подростков в последние годы, проникновением в молодежную среду наркотиков и алкоголя, ростом количества проявлений антиобщественного, асоциального поведения учащейся молодежи. Несмотря на снижение в целом случаев правонарушений и преступлений среди детей и подростков в 2001 году на 20,6 процента (по сравнению с 2000 годом) состояние правонарушений и преступлений среди них остается тревожным.
Данные медицинских обследований показывают, что за последние шесть лет уровень общей заболеваемости детей и подростков увеличился на 18 процентов. На каждую тысячу детей приходится 1305 заболеваний. Наибольшую тревогу вызывают заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания. К числу традиционных заболеваний школьников относятся нарушения зрения, осанки (миопия, сколиоз).
Число детей, обучающихся в общеобразовательных школах, имеющих хорошую физическую подготовку, составляет в целом чуть более 60 процентов от общего числа школьников.
Год | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Процентов | 58,0 | 60,5 | 58,3 | 58,7 | 61,0 | 61,0 |
Одним из действенных направлений работы по профилактике перечисленных негативных явлений является использование воспитательного и оздоровительного потенциала физической культуры и детско-юношеского спорта.
В течение последних лет роль этой сферы в воспитании и социальной адаптации детей и подростков недооценивалась, результатом чего явился низкий охват детей и подростков различными видами физической культуры и спортивно-массовой работы. Так, в школьных спортивных секциях и группах занимается лишь 11 процентов обучающихся общеобразовательных школ (23 тысячи человек), в 30 детско-юношеских спортивных школах (областных и муниципальных) - 17 процентов (34 тысячи человек), то есть в различные виды спортивно-оздоровительной работы включен лишь каждый пятый школьник. В среднем по России этот показатель составляет 11 процентов.
В Ленинградской области число детей, занимающихся в школьных спортивных секциях, за 20 прошедших лет уменьшилось почти втрое и составило:
Год | Школьников, всего (тысяч человек) | |
занимающихся в школьных секциях |
процентов от общего числа школьников |
|
1978 | 65 | 29 |
1987 | 53 | 23 |
1997 | 22 | 11 |
2001 | 22 | 11 |
Результаты ежегодно проводимых зачетов и экзаменов по физической культуре в образовательных учреждениях области показывают, что 39 процентов обучающихся отстают от установленных норм в физическом развитии, а каждый шестой школьник не справляется с заданиями зачета или освобожден от него по состоянию здоровья. Так, например, число школьников Ленинградской области, имеющих слабую физическую подготовку в 2000-2001 учебном году (по результатам годового зачета по физической культуре) в муниципальных образованиях составило:
N п/п |
Муниципальное образование |
Школьников, сдававших зачет по физической культуре |
|
Всего (процентов от общего числа школьников области) |
из них, не сдавших зачет или освобожденных по состоянию здоровья (процентов) |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. |
Бокситогорский район город Волхов Волховский район Волосовский район Выборгский район Всеволожский район город Гатчина Гатчинский район Кингисеппский район Киришский район Кировский район Лодейнопольский район Ломоносовский район Лужский район Подпорожский район Приозерский район Сланцевский район город Сосновый Бор Тихвинский район Тосненский район город Пикалево город Шлиссельбург город Ивангород город Новая Ладога город Сертолово город Коммунар Колтушская волость город Светогорск поселок Кузнечное В среднем по области |
92 90 94 92 93 91 92 92 89 93 94 93 95 87 92 92 95 92 88 92 85 94 98 75 98 95 93 90 93 92 |
12 17 13 14 17 21 12 18 16 15 11 10 8 23 17 14 13 12 16 21 32 8 2 32 6 10 17 16 9 15 |
Одной из главных причин этого является низкий уровень двигательной активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время. Невыполнение обязательного объема физической нагрузки связано прежде всего с несовершенной спортивной базой образовательных учреждений. По той же причине учителя физической культуры не имеют возможности реализовать свои профессиональные умения, в результате чего происходит ежегодный отток учителей физической культуры из школ области. За последние три года их число сократилось более чем на 50. Для изменения ситуации необходимо обновление, а в отдельных случаях и создание спортивной базы образовательных учреждений.
Предпринимаемые организационные и учебно-методические меры по повышению уровня физической подготовки школьников недостаточно эффективны по причине отсутствия в большинстве образовательных учреждений области обязательного учебного спортинвентаря и оборудования.
С конца 80-х годов спортивный инвентарь в образовательных учреждениях практически не приобретался, спортивные залы и спортивные площадки не переоборудовались. Из-за отсутствия лыж раздел программы "Лыжная подготовка школьников" в большинстве образовательных учреждений не выполняется, а уроки лыжной подготовки переносятся в спортивные залы.
В последние годы положение дел стало несколько улучшаться. Так в 1998 году на приобретение спортинвентаря из различных источников, включая внебюджетные, образовательными учреждениями было израсходовано по 1,88 рубля на одного ученика, в 2000 году эта сумма возросла до 2,78 рубля. Но этих средств явно не достаточно (Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области считает, что эта сумма должна быть в 500 раз больше).
При этом по расчетам Министерства образования Российской Федерации сумма, выделяемая на приобретение спортинвентаря и оборудования из расчета на одного обучающегося в год должна составлять 75 рублей. Программа предусматривает ежегодное расходование средств на одного обучающегося в размере 25 рублей.
Необходимо подчеркнуть, что физическая культура входит в государственный образовательный стандарт как обязательный предмет базисного учебного плана, предусматривающего проведение занятий по физической культуре не менее двух часов в неделю в 1-11 классах.
Решение этой задачи во многом зависит от материально-технической оснащенности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, наличия современного спортивного инвентаря и оборудования, современных технологий обучения, регулярного медицинского и педагогического контроля, современных технических средств, стимулирующих школьников на регулярные занятия физическими упражнениями.
Все оборудование должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данному виду продукции, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, и сертификаты соответствия ГОСТам на спортивный инвентарь, разработанным Научно-исследовательским институтом по спортивно-техническим изделиям, а также Перечню учебного спортивного оборудования и методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре для общеобразовательных учреждений России, разработанному Министерством образования Российской Федерации в 2001 году.
Количественные показатели Перечня инвентаря и оборудования рассчитывались по существующим нормативам комплектации учебных классов (25 учащихся), специальных медицинских групп (до 10 учащихся) и распределением учащихся старших классов на две группы - юноши (до 12 учащихся) и девушки (до 12 учащихся).
Спортинвентарь и спортоборудование должны также соответствовать срокам их эксплуатации. Согласно приложению к Государственной учебной программе по физической культуре "Типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физическому воспитанию" срок использования мяча составляет от одного года до трех лет, лыж - от одного года до трех лет, планки для прыжков в высоту - один год, каната - три года, спортивного мата - пять лет и так далее. Но отсутствие необходимого финансирования на протяжении 10 лет делало практически невозможным сохранение и развитие спортивной базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями.
Таким образом, достижение поставленных в программе целей возможно только при условии совершенствования и укрепления спортивной базы образовательных учреждений.
1.2. Цели и задачи, решаемые в рамках Программы
Цели Программы:
развитие системы образования Ленинградской области, обеспечивающее повышение качества образования, его гуманистическую направленность, приоритет здорового образа жизни, отражающее специфику социально-экономического и культурного развития Ленинградской области и выступающее в качестве одного из факторов ее экономического и социального развития;
сохранение здоровья школьников Ленинградской области;
развитие спортивной одаренности детей и подростков;
совершенствование системы профилактической работы с детьми и подростками по формированию нравственных ориентиров, здорового образа жизни;
повышение роли и результативности спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях Ленинградской области.
Задачи Программы:
обеспечение условий для реализации равных прав граждан на получение качественного образования;
повышение качества образования через совершенствование качества преподавания физической культуры в образовательных учреждениях;
создание организационных и экономических условий, способствующих сохранению здоровья детей и подростков, развитию их спортивной одаренности, повышению роли и результативности спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях Ленинградской области;
совершенствование профилактической работы с детьми и подростками по предупреждению наркомании, табакокурения, употребления алкоголя;
восстановление уровня спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях.
1.3. Связь Программы с другими социально-экономическими
мероприятиями правительства Ленинградской области
Программа разработана на основе и взаимосвязи с:
региональной целевой программой "Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1),
региональной целевой программой "Основные направления развития физкультуры и спорта в Ленинградской области на 2002-2004 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области 22 марта 2001 года N 24).
Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 г. N 76-оз в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходимого
ресурсного обеспечения
2.1. Финансирование Программы
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечение средств из областного и местных бюджетов согласно плану реализации мероприятий Программы.
Всего по Программе: 29 237,5 тысячи рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета:
2002 год - 3 160,0 тысячи рублей,
2003-2005 годы - 9 330,0 тысячи рублей,
2006 год - 3 110,0 тысячи рублей,
всего: 15 600,0 тысячи рублей;
за счет средств местных бюджетов:
2002 год - 2 727,5 тысячи рублей,
2003-2005 годы - 8 004,634 тысячи рублей,
2006 год - 2 905,366 тысячи рублей,
всего: 13 637,5 тысячи рублей.
Предполагаемые Программой ежегодные расходы на одного обучающегося составят 25 рублей при нормативе 75 рублей (данные Министерства образования Российской Федерации).
2.2. Основные направления реализации Программы
Программа предусматривает в течение 2002-2006 годов материально-техническое переоснащение спортивных залов и спортивных площадок образовательных учреждений по двум основным направлениям:
1) обеспечение образовательных учреждений спортивным инвентарем;
2) оснащение спортивным оборудованием:
спортивных залов;
стадионов;
спортивных игровых площадок.
В результате реализации указанных направлений Программы каждое образовательное учреждение в среднем за пять лет, в зависимости от количества обучающихся будет обеспечено следующим спортивным инвентарем и оборудованием:
гимнастические маты - от 1 до 4 штук;
гимнастическая стенка (один пролет) - от 1 до 5 штук;
перекладина навесная - от 1 до 3 штук;
игровые мячи различных видов - от 8 до 20 штук;
лыжи - от 5 до 45 пар (и прочие)
Кроме того, стадионы и спортивные игровые площадки предполагается оснастить 53 комплектами спортивного оборудования (приложения к Программе 5, 6 и 7).
2.3. Оценка эффективности Программы
Основным результатом реализации Программы должно стать:
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;
снижение уровня хронических заболеваний детей и подростков в среднем на три процента, в том числе в 2006 году - на 0,3 процента;
увеличение числа одаренных в спорте детей и подростков Ленинградской области с 11 до 15 процентов, в том числе в 2006 году - на 1,2 процента;
рост спортивных личностных достижений учащихся не менее чем на один процент;
ежегодный рост числа участников областной спартакиады школьников примерно на 300 человек или на 2,5 процента;
ежегодный рост количества учащихся школ области, имеющих хорошую физическую подготовку, примерно на два процента;
повышение интереса учителей физической культуры к качеству преподаваемого предмета, а также к уровню своей квалификации (предполагается ежегодный рост числа учителей физической культуры, аттестованных на первую и высшую квалификационную категорию, на один процент);
сокращение оттока учителей физической культуры из общеобразовательных учреждений области (за три года образовательные учреждения покинули более 50 учителей);
повышение интереса детей и подростков к урокам физической культуры и внеклассным занятиям (предполагается увеличение охвата школьников дополнительным образованием спортивной направленности за пять лет на 5,8 процента), в том числе в 2006 году - на 0,8 процента;
увеличение числа школьников области, сдающих зачеты и экзамены по физической культуре, в том числе в 2006 году - на 2 процента;
отвлечение детей и подростков от криминогенной среды, наркотиков, алкоголя, табакокурения;
формирование приоритета здорового образа жизни человека, его нравственных ориентиров средствами физической культуры и спорта как одного из факторов социального развития Ленинградской области;
увеличение охвата школьников дополнительным образованием спортивной направленности к 2006 году на 2 процента.
В целом реализация Программы будет способствовать дальнейшему развитию системы образования Ленинградской области, приоритету здорового образа жизни детей и подростков как одного из факторов социального развития Ленинградской области.
3. Управление Программой. Состав участников реализации
Программы
Основным исполнителем Программы является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, соисполнителями - комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму в составе комиссии по отбору и экспертизе спортивного инвентаря и оборудования, органы местного самоуправления, учреждения образования, предприятия на условиях конкурса.
Выбор исполнителей наиболее значимых мероприятий Программы (поставка спортивного инвентаря и оборудование спортивных залов, стадионов и спортивных игровых площадок) преимущественно осуществляется на конкурсной основе. Предприятия, выбираемые в качестве исполнителей и соисполнителей работ, должны обладать большим практическим опытом их проведения, должны иметь сертификаты на продукцию и право проведения работ.
Условия конкурса определяются нормативно-правовыми требованиями Министерства образования Российской Федерации к проведению конкурсов в части исполнения федеральных программ, нормативно-правовыми требованиями Правительства Ленинградской области в части исполнения региональных целевых программ.
4. Формы управления Программой при ее реализации
Реализация Программы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области" и областным законом "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз (с последующими изменениями и дополнениями).
Выполнение мероприятий Программы осуществляется на основе действующих и дополнительно разрабатываемых нормативных правовых актов.
Организация работ, предусмотренных Программой, экспертиза предлагаемых решений и приемка выполненных работ осуществляются непосредственно комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
В организации работ участвуют муниципальные органы управления образованием, специалисты органов управления образованием, ответственные за организацию спортивной работы в образовательных учреждениях.
Решение концептуальных вопросов реализации Программы осуществляется на основе рекомендаций комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
5. Контроль за выполнением Программы
Основной контроль за выполнением Программы осуществляет комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
Текущий контроль осуществляют органы местного самоуправления и комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области.
Результаты контроля предоставляются в комитет по экономике и инвестициям Правительства Ленинградской области ежеквартально.
Общий контроль осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Н.И. Пустотин.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.