Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Концепция
тарифной политики Санкт-Петербурга
Концепция тарифной политики Санкт-Петербурга (далее - Концепция) представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов, а также правил и методов, взятых за основу исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования цен и тарифов, отнесенной к компетенции Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации.
Концепция направлена на безотлагательное решение следующих основных проблем:
- вывод из критического состояния предприятий отраслей городского хозяйства - топливно-энергетического комплекса, городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение условий для устойчивого развития, модернизации, повышения качества и надежности их работы;
- формирование тарифов на услуги, оказываемые населению, с учетом суммарной нагрузки на потребителя, его реальной платежеспособности и возможностей бюджета Санкт-Петербурга; недопущение необоснованного завышения цен и тарифов, исключение влияния субъективных, в том числе и политических, факторов на формирование размера платежей граждан;
- установление тарифов (цен) для промышленных предприятий, обеспечивающих условия для устойчивого и эффективного развития промышленности Санкт-Петербурга.
1. Основные термины и определения, используемые в Концепции
Тарифная политика - система последовательных действий, мероприятий, организационных и управленческих решений, направленных на обеспечение согласования экономических интересов предприятий - производителей продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, и потребителей продукции, работ, услуг.
Цена - денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную, поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
Тариф - система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, товары, продукцию, предоставляемые предприятиям, организациям, учреждениям и населению.
Тарифная группа - категория потребителей продукции, работ и услуг, объединенная общими технологическими, экономическими, социальными условиями, определяющими единый подход к формированию цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, реализуемые для этой категории потребителей от конкретного поставщика, группы поставщиков.
Период регулирования - временной интервал, принимаемый для расчетов показателей, включаемых в предложения по установлению, изменению цен, тарифов, размера платы за услуги.
Договорная цена - цена, устанавливаемая по договоренности между производителем, продавцом и потребителем, покупателем продукции, работ, услуг.
Норматив потребления услуг населением - объем услуг, измеряемый в соответствующих единицах установленной номенклатуры, используемый как оценочный достаточный уровень потребления того или иного вида услуг населением, из расчета на одного человека в месяц или на один квадратный метр жилой, общей площади.
Ставка платы - плата населения за конкретно предоставляемую жилищно-коммунальную услугу в объемах, обусловленных нормативом потребления за определенный временной интервал, месяц, по тарифам на данный вид услуги.
Жилищная организация - организация, предоставляющая услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции, работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Предприятие-производитель - организация, осуществляющая производство продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые в соответствии с действующими нормативными правовыми актами подлежат государственному регулированию исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Экономико-математическое моделирование - описание взаимосвязи экономических объектов математическими методами в целях определения влияния того или иного объекта на определенный результат.
Базовая себестоимость - себестоимость производства продукции, работ, услуг, сформированная на основании проведения комплексных аудитов предприятий-производителей с учетом выявленных возможностей оптимизации и резервов хозяйственной деятельности, а также нормативных затрат.
Социальные перевозки транспортом общего пользования - перевозки пассажиров и багажа общественным пассажирским маршрутным транспортом, обслуживающим пассажиров по установленному тарифу и производящим в полном объеме обслуживание льготных категорий пассажиров, перевозки пассажиров по проездным документам многоразового пользования.
Коммерческие перевозки транспортом общего пользования - перевозки пассажиров и багажа общественным пассажирским маршрутным транспортом, не производящим обслуживания льготных категорий пассажиров и перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования.
Социальный пассажирский транспорт - общественный пассажирский маршрутный транспорт, осуществляющий социальные перевозки.
Коммерческий пассажирский транспорт - общественный пассажирский маршрутный транспорт, осуществляющий коммерческие перевозки.
2. Область регулирования цен и тарифов в Санкт-Петербурге
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование цен и тарифов на следующие виды продукции, работ, услуг:
- электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;
- услуги систем водоснабжения и канализации;
- газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
- газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта городского, включая метрополитен, и пригородного сообщения (кроме железнодорожного транспорта);
- оплата населением жилья и коммунальных услуг;
- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
- ритуальные услуги;
- социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания,
- а также регулирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Кроме того, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга вправе вводить государственное регулирование тарифов, наценок и надбавок по следующему перечню услуг, наценок и надбавок:
- наценки на продукцию и товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
- перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом пригородного сообщения;
- перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;
- транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
3. Цель и задачи тарифной политики Санкт-Петербурга
Целью тарифной политики Санкт-Петербурга является последовательное проведение либерализации цен (тарифов) с учетом состояния экономики города, уровня доходов различных слоев населения, а также обеспечение сбалансированности интересов региональных производителей и потребителей продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию.
Под сбалансированностью интересов понимается существование механизма ценового, тарифного регулирования, позволяющего:
- исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга - оценивать и принимать обоснованные решения в области государственного регулирования цен и тарифов, обеспечивать устойчивое состояние и условия для развития предприятий-производителей, приемлемый уровень цен и тарифов на их продукцию, работы, услуги для потребителей, создавать благоприятный инвестиционный климат в регионе, строить прогнозируемую инвестиционную, бюджетную и социальную политику;
- хозяйствующим субъектам - обеспечивать необходимый объем и качество производимых товаров и предоставляемых услуг, проводить экономически обоснованную инвестиционную политику, разрабатывать долгосрочные прогнозы развития, заключать долгосрочные контракты и договоры, формировать перспективу своего развития с учетом проводимой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга тарифной политики;
- населению - получать информацию о целях и задачах тарифной политики Санкт-Петербурга, о взаимосвязи развития промышленности и отраслей городского хозяйства с реальными денежными доходами граждан, активно участвовать в процессе обсуждения принимаемых решений через свои организации и объединения, используя институт социального партнерства и систему согласительных процедур, создавать условия для повышения ответственности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга за соблюдение интересов жителей города.
Достижение поставленной цели возможно путем решения трех взаимосвязанных задач:
1) формирование централизованной скоординированной системы управления тарифной политикой в Санкт-Петербурге и единого порядка государственного ценового, тарифного регулирования;
2) разработка единых методологических принципов формирования цен, тарифов в Санкт-Петербурге;
3) последовательная и скоординированная реализация управленческих и организационных мероприятий в соответствии со стратегическими направлениями и базовыми принципами тарифной политики Санкт-Петербурга.
Реализация поставленных задач будет осуществляться поэтапно путем:
- разработки и утверждения программы основных мероприятий по реализации Концепции;
- изменения действующего законодательства Санкт-Петербурга и нормативно-правовой базы ценового регулирования в Санкт-Петербурге;
- формирования предложений по совершенствованию федерального законодательства в данной области.
4. Базовые принципы тарифной политики Санкт-Петербурга
и методы их реализации
Распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 12 августа 2003 г. N 37-р утв. Методические рекомендации по формированию тарифов на городские социальные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования
Распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 5 апреля 2012 г. N 412-р распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 12 августа 2003 г. N 37-р признано утратившим силу
4.1. Базовые принципы тарифной политики Санкт-Петербурга
Достижение основной цели тарифной политики осуществляется путем установления и последовательной реализации следующих основных принципов тарифной политики:
4.1.1. Принцип централизации
Единая методологическая основа, скоординированное формирование, централизованное согласование и утверждение цен, тарифов по всей области регулирования.
Координация хозяйственной деятельности и инвестиционной политики предприятий-производителей со стратегическими интересами развития городской инфраструктуры и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в регионе (промышленный рост, рост инвестиционной активности, жилищного строительства, туризма).
Обеспечение согласованности тарифной политики Санкт-Петербурга и основных направлений развития и модернизации экономики Российской Федерации. Согласование интересов федеральных и региональных органов государственной власти в области тарифной политики на основе четкого разделения обязанностей, прав и ответственности.
4.1.2. Принцип развития
Обеспечение экономической устойчивости предприятий - производителей продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, условий для развития и модернизации производства, обновления основных производственных фондов.
4.1.3. Принцип защиты потребителя
Оценка суммарной нагрузки на потребителя по всей области государственного регулирования, адекватное формирование тарифов на услуги, оказываемые населению, реальной платежеспособности населения и возможностям бюджета Санкт-Петербурга.
Эффективная адресная поддержка малоимущих слоев потребителей и адресная социальная помощь незащищенным категориям граждан.
4.1.4. Принцип обоснованности
Создание необходимых условий для обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий соответствующих отраслей.
Оптимизация себестоимости производства продукции, работ и услуг для снижения уровня текущих затрат.
Осуществление постоянного контроля за правильностью формирования и применения регулируемых цен и тарифов, то есть проведение контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.
Осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ и проектов в соответствии с утвержденными графиками их проведения.
4.1.5. Принцип предсказуемости
Обеспечение предсказуемости условий хозяйственной деятельности и экономической политики на территории региона и общего социально-экономического развития.
Создание необходимых условий для привлечения долгосрочных инвестиций в городскую инфраструктуру.
Обеспечение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга.
Поддержка региональной промышленности.
4.1.6. Принцип конкуренции
Создание условий развития конкурентной среды на рынке продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию.
Создание и развитие новых предприятий в сфере производства продукции, работ и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию.
4.1.7. Принцип оптимизации бюджетных расходов
Оптимизация расходов бюджета Санкт-Петербурга, связанных с обеспечением потребителей жилищно-коммунальными услугами, сокращением бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, а также социально неоправданных компенсаций и выплат, предоставляемых различным категориям граждан.
4.1.8. Принцип полной окупаемости и сокращения перекрестного субсидирования
Последовательное сокращение перекрестного субсидирования между различными тарифными группами и различными видами деятельности предприятий-производителей.
Поэтапное доведение уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги до полной стоимости предоставляемых услуг в соответствии с графиком проведения жилищно-коммунальной реформы и федеральными стандартами.
Реализация программы комплексного обеспечения приборами учета и регулирования объемов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде Санкт-Петербурга.
4.1.9. Принцип открытости
Обеспечение полного информационного сопровождения проведения тарифной политики.
4.2. Основные методы реализации базовых принципов
тарифной политики Санкт-Петербурга
4.2.1. Методы реализации принципа централизации
Формирование единого координирующего центра реализации тарифной политики, закрепление ответственности за результаты тарифной политики, формирование единого регламента разработки, согласования и утверждения цен и тарифов по всей области регулирования;
анализ стратегических планов развития региона, отраслей городского хозяйства, социальной сферы (промышленно-энергетический баланс, программы развития городского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, социально-экономическое прогнозирование); координация тарифной политики с основными направлениями социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
анализ соответствия нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга законодательству Российской Федерации в области государственного регулирования цен, тарифов, а также формирование предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере государственного регулирования цен и тарифов;
выполнение установленных федеральных стандартов и нормативов, корректировка мероприятий тарифной политики в соответствии со стратегическими принципами развития экономики Российской Федерации;
координация основных мероприятий тарифной политики Санкт-Петербурга со стратегическими направлениями социально-экономического развития и модернизации экономики Российской Федерации; разработка предложений по формированию основных мероприятий реализации плана действий Правительства Российской Федерации в области социально-экономического развития и модернизации экономики.
4.2.2. Методы реализации принципа развития
Обеспечение безубыточной, рентабельной деятельности предприятий-производителей на базе прогнозируемых затрат предприятий-производителей на период регулирования;
формирование инвестиционных программ и проектов, направленных на модернизацию и развитие предприятий-производителей, в соответствии со стратегическими интересами развития городского хозяйства и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в регионе (промышленный рост, рост инвестиционной активности, жилищного строительства, туризма), разработка и утверждение методики согласования графиков реализации; определение источников финансирования реализации согласованных инвестиционных программ и проектов, формирование и утверждение соответствующих смет выполнения работ;
формирование прибыли, достаточной для инвестиционной деятельности в соответствии с утвержденными графиками инвестиционных программ и проектов; определение конкретного уровня рентабельности и тарифной выручки осуществляется в строгом соответствии с утвержденными сметами реализации инвестиционных программ и проектов; в случае невыполнения согласованного графика инвестиционных программ в период регулирования, при формировании цен и тарифов на следующий период регулирования расчетная тарифная выручка снижается на размер суммы, эквивалентной объемам невыполненных инвестиционных мероприятий;
привлечение инвестиций в городскую инфраструктуру, формирование адресных программ капиталовложений в развитие и модернизацию государственных унитарных предприятий;
приоритетное размещение заказов на приобретение производственного оборудования для развития и модернизации предприятий-производителей за счет средств инвестиционной составляющей, включаемой в цену, тариф или адресные программы капиталовложений на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга;
проведение инвентаризации существующих объектов, оценка имущества, потребности в проведении реконструкции, ремонта, строительстве, инвестициях, сроках реализации инвестиционных программ и проектов.
4.2.3. Метод реализации принципа защиты потребителя
Формирование цен, тарифов на основе комплексной оценки суммарной нагрузки на потребителя с учетом их влияния на уровень цен на продукты питания, социально значимые товары, потребительскую корзину и бюджет прожиточного минимума;
разработка методики оценки реальных денежных доходов граждан, структуры их расходов и уровня платежеспособности; определение критериев формирования категорий потребителей, нуждающихся в помощи;
формирование механизма перераспределения финансовых потоков с целью осуществления адресной социальной помощи. Обеспечение условий предоставления компенсаций непосредственно гражданам - потребителям услуг;
разработка и применение порядка формирования оплаты за услуги в зависимости от качества предоставляемых услуг;
обеспечение возможности экономии потребителем коммунальных услуг путем оснащения жилых помещений приборами учета и регулирования объемов потребления коммунальных услуг;
обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг в рамках социальных нормативов независимо от уровня доходов граждан.
4.2.4. Методы реализации принципа обоснованности
Ежегодное проведение комплексных финансовых и технических аудиторских проверок предприятий-производителей за счет средств городского бюджета;
регулярное проведение специализированных проверок предприятий-производителей (формирование затрат инвестиционной деятельности, распределения прибыли, взаимоотношений с потребителями); формирование механизма применения штрафных санкций по итогам контрольных проверок соблюдения государственной дисциплины цен с перечислением наложенных штрафов в городской бюджет;
разработка единых универсальных отраслевых методологических принципов проведения комплексных аудитов основных предприятий городского хозяйства; утверждение единых отраслевых форм технических заданий на проведение систематических комплексных аудитов;
разработка и утверждение единых универсальных отраслевых форм отчетности предприятий-производителей и представление материалов по пересмотру цен, тарифов для обеспечения максимальной прозрачности и упрощения анализа;
разделение учета доходов и расходов предприятий-производителей по видам деятельности; выделение структурных подразделений в соответствии с видами деятельности;
отказ от регулирования по принципу установления предельного уровня рентабельности;
приоритетное внедрение энергосберегающих программ и проектов, эффективных технологий и совершенствование организации производства на предприятиях-производителях, совершенствование системы учета производства и потребления продукции, работ и услуг; обеспечение условий окупаемости мероприятий по энергосбережению и инновации;
применение рациональной степени загрузки производственных мощностей;
внедрение системы конкурсных торгов на поставки сырья, материалов и оборудования для нужд предприятий-производителей;
внедрение системы конкурсных торгов на заключение договоров по реализации инвестиционных проектов, осуществление комплексного, капитального ремонта с применением современных методов и технологий производства работ.
4.2.5. Методы реализации принципа предсказуемости
Установление определенного, долгосрочного периода действия цен, тарифов (за период регулирования при формировании цен, тарифов принимается календарный год с поэтапным изменением тарифов в течение периода регулирования); уровни цен, тарифов и сроки ввода в действие устанавливаются соответствующим нормативно-правовым актом единовременно заранее на весь период регулирования. В случае, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен) на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств);
формирование прогнозируемых уровней цен и тарифов на следующий период регулирования и объемных, ценовых параметров заказа Санкт-Петербурга параллельно с процессом формирования бюджета Санкт-Петербурга;
формирование системы ответственности поставщика за поставляемую продукцию и услуги, обеспечение безаварийности работы;
внедрение системы прогнозирования социально-экономических показателей на основе долгосрочных прогнозов ценообразования, построенных на базе экономико-математических моделей; применение экономико-математического моделирования при прогнозировании затрат предприятий-производителей на период регулирования.
4.2.6. Методы реализации принципа конкуренции
Формирование нормативно-правовой базы по обеспечению развития конкурентной среды в сфере производства продукции, работ и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию;
создание условий для привлечения бюджетных средств и средств сторонних инвесторов в создание и развитие новых независимых структур в сфере производства продукции, работ и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию;
обеспечение условий для беспрепятственного доступа на рынок предприятий-производителей.
4.2.7. Методы реализации принципа оптимизации бюджетных расходов
Финансовая "прозрачность" и жесткий бюджетный контроль;
постепенное сокращение дотирования убытков деятельности предприятий - производителей продукции, работ и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию;
формирование расходных статей бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с реальными объемами и стоимостью жилищно-коммунальных и транспортных услуг.
4.2.8. Методы реализации принципа полной окупаемости и сокращения перекрестного субсидирования
Обеспечение безубыточной, рентабельной деятельности предприятий-производителей по выделенным видам деятельности;
последовательная ликвидация льготных тарифных групп, отмена социально неоправданных льгот и скидок, предоставляемых гражданам;
ликвидация экономически и технологически неоправданных тарифных групп;
поэтапное доведение уровня платежей потребителей, оплачивающих продукцию, работы, услуги по ценам, тарифам ниже среднеотпускных цен и тарифов, до уровня платежей по экономически обоснованным ценам, тарифам;
выполнение установленных федеральных стандартов проведения жилищно-коммунальной реформы;
обеспечение федеральных льгот, предоставляемых гражданам, соответствующими компенсациями из бюджета Российской Федерации.
4.2.9. Методы реализации принципа открытости
Активное использование средств массовой информации с целью освещения тарифной политики Санкт-Петербурга; публикация долгосрочных прогнозов и планов действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области тарифной политики; публикация данных о прогнозном влиянии изменения регулируемых цен и тарифов на уровень цен на основные продукты питания и товары первой необходимости;
участие профсоюзных организаций, организаций работодателей, общественных объединений в процессе подготовки решений в области тарифной политики через проведение согласительных процедур в рамках Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений.
5. Тарифная политика в основных отраслях городского хозяйства
Наиболее важными, социально и экономически значимыми отраслями городского хозяйства являются топливно-энергетический комплекс, городской пассажирский транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство.
5.1. Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга
К данному комплексу относятся организации, осуществляющие производство, транспортировку и сбыт тепловой и электрической энергии на территории Санкт-Петербурга, а также оказывающие услуги по водоснабжению и канализации, водоотведению и газоснабжению потребителей Санкт-Петербурга.
Государственное регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию, водоснабжение, канализацию и газоснабжение должно быть направлено на защиту экономических интересов потребителей и производителей, обеспечение энергетической безопасности региона и стимулирование экономии топливно-энергетических ресурсов. При этом энергетическая безопасность региона является одним из главных принципов тарифной политики в отрасли.
В основу проводимой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе города должно быть положено формирование топливно-энергетического баланса региона с учетом прогноза потребления электрической, тепловой энергии и газа по группам потребителей, развитие производственных мощностей энергетики с учетом использования вторичных и нетрадиционных ресурсов, планирование поставок топлива и покупки энергии и мощности на федеральном оптовом рынке электрической мощности, формирование водного баланса, а также стратегический план развития Санкт-Петербурга, учитывающий прогнозируемое изменение социально-экономической ситуации в городе.
Приоритетным направлением совершенствования системы энергоснабжения потребителей региона является повышение эффективности учета и контроля производства, транспортировки и потребления продукции и услуг энергоснабжающих организаций.
В этих целях Администрация Санкт-Петербурга должна осуществить следующие мероприятия:
при участии государственного учреждения "Петербурггосэнергонадзор" обеспечить проведение работы по внесению изменений в энергопаспорта потребителей бюджетной сферы Санкт-Петербурга на основе нормативов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды;
разработать и внести на утверждение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга "Об энергосбережении", направленный на стимулирование энергосбережения на предприятиях топливно-энергетического комплекса, промышленных предприятиях Санкт-Петербурга, организациях бюджетной сферы, жилищном комплексе города;
разработать и утвердить программу обеспечения потребителей приборами учета и управления, регулирования потребляемой продукции, услуг энергоснабжающих организаций с указанием сроков реализации и источников финансирования;
обеспечить условия создания и развития рынка энергосберегающих проектов.
В качестве источников финансирования внедрения программ энергосбережения у отдельных потребителей может быть определена система индивидуальных пониженных тарифов на срок реализации соответствующих программ или отсрочка платежей.
В целях развития рыночных отношений в области производства, генерации электрической и тепловой энергии необходимо обеспечить:
1) разделение учета затрат энергоснабжающих организаций по видам деятельности (производство и транспортировка), а также для производителей электрической энергии - по диапазонам напряжений;
2) введение в действие раздельных тарифов на транспортировку и выработку электрической и тепловой энергии, дифференциация тарифов на электрическую энергию по диапазонам напряжений;
3) законодательно закрепленное право свободного доступа независимых производителей к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций;
4) выделение из структуры энергоснабжающих организаций неэффективных источников производства электрической и тепловой энергии путем создания дочерних акционерных обществ со 100-процентной долей собственности энергоснабжающей организации и последующей продажи потенциальным инвесторам или вхождения с ними в новое акционерное общество;
5) использование Санкт-Петербургом как собственником значительной части инженерных сетей и сооружений и сопутствующей им инфраструктуры использование своего права передать их в полное хозяйственное ведение более эффективным специализированным эксплуатирующим, в том числе энергосберегающим и инвестиционным, организациям на конкурсной основе.
В основу формирования тарифов на продукцию и услуги энергоснабжающих организаций должны быть положены следующие основные принципы:
формирование достаточной прибыли для осуществления инвестиционной деятельности предприятия;
оптимальная "базовая" себестоимость;
прогнозирование затрат предприятий-производителей на период регулирования тарифов с учетом:
- планирования поставок топлива в регион;
- прогнозирования тарифов на покупную электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электрической мощности и абонентскую плату за пользование сетями РАО "ЕЭС России", оптовых цен на газ;
- согласования с прогнозными показателями развития экономики Российской Федерации и мероприятиями тарифной политики на федеральном уровне.
На основании проведения ежегодных комплексных (финансовых и технологических) аудитов определяется оптимальная базовая себестоимость основных энергоснабжающих организаций и формируется нормативная база показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Технологический аудит должен быть направлен на выявление оптимальных режимов и объемов загрузки собственных мощностей энергоснабжающих организаций, резервов в затратной части, а также обоснованных объемов покупки энергии.
Методика формирования тарифов на продукцию, услуги энергоснабжающих организаций должна основываться на прогнозировании изменения базовой себестоимости в течение всего периода регулирования тарифов, планировании объемов отпуска продукции и услуг, а также на включении объемов средств на капитальное развитие предприятия, формируемых в соответствии с утвержденными сметами реализации инвестиционных программ и проектов на период регулирования тарифов.
Прогнозирование изменения базовой себестоимости в течение периода регулирования осуществляется на основании индексации отдельных составляющих статей затрат предприятия в соответствии с прогнозными мероприятиями федеральной тарифной политики (изменение цен на топливо, тарифов на ФОРЭМ, абонентской платы за пользование сетями РАО "ЕЭС России"), прогнозируемыми уровнями цен и тарифов, регулируемых на уровне Санкт-Петербурга.
По составляющим затрат, не связанным с государственным регулированием, прогнозирование изменения в течение периода регулирования осуществляется на основании прогнозных данных Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по соответствующим отраслям (материалы, заработная плата).
В целях оптимизации затрат крупных потребителей на энергоносители необходимо обеспечить дифференциацию тарифов для промышленных и других групп потребителей по зонам суток, временам года и режимам потребления.
5.2. Городской пассажирский транспорт
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в Санкт-Петербурге и его пригородах.
Особенностью организации городских пассажирских перевозок является разделение на социальные перевозки транспортом общего пользования, осуществляющим в соответствии с действующим законодательством обслуживание льготных категорий пассажиров, и коммерческие перевозки транспортом общего пользования.
Государственное регулирование цен и тарифов на социальные пассажирские перевозки должно быть направлено на обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования организаций, осуществляющих социальные перевозки пассажиров, их развития в соответствии с комплексным планом развития транспортного комплекса города, повышения качества их услуг при условии обеспечения перевозок всех категорий пассажиров, пользующихся в соответствии с действующим законодательством правом льготного или бесплатного проезда.
Регулирование цен и тарифов на коммерческие пассажирские перевозки должно быть направлено на обеспечение условий расширения сети коммерческих маршрутов, развития конкуренции в этом виде перевозок, мотивацию к снижению затрат перевозчиков.
Организация социальных пассажирских перевозок и регулирование тарифов основывается на формировании оптимального объема перевозок пассажиров, включая перевозку пассажиров льготных категорий, в рамках государственного заказа Санкт-Петербурга на транспортное обслуживание населения.
Развитие маршрутной сети, обновление подвижного состава социальных перевозок должно осуществляться в рамках целевых адресных программ капитальных вложений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на базе программ развития и обновления организаций, осуществляющих социальные пассажирские перевозки.
Приоритетным направлением повышения эффективности и оптимизации социальных перевозок является организация учета и контроля движения транспорта на линии (движение строго по расписанию), учет перевезенных пассажиров и повышение эффективности сбора проездной платы.
- Для подтверждения безусловности выполнения заказанных Санкт-Петербургом объемов социальных перевозок необходимо создание независимого городского диспетчерского управления, обладающего системой автоматического контроля за движением наземного городского транспорта на соответствие движения по маршруту и расписанию.
- Для обеспечения учета и контроля пассажиропотока необходимо обеспечить организацию автоматизированного контроля пассажиров в городском наземном и пригородном пассажирском транспорте на основе современных технологий учета.
Кроме того, необходимо:
обеспечить граждан, пользующихся правом льготного или бесплатного проезда, проездными документами на электронной основе;
предусмотреть в бюджете Санкт-Петербурга средства на оплату проезда льготных категорий пассажиров, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда;
обеспечить законодательно утвержденный механизм компенсации расходов городского транспорта за перевозки населения, пользующегося правом бесплатного и льготного проезда.
Формирование тарифов на проезд в социальном пассажирском транспорте общего пользования основывается на четкой взаимосвязи объема транспортных услуг, размера бюджетного финансирования, количества перевезенных пассажиров и объемов сбора проездной платы на основании данных учета пассажиропотоков по категориям пассажиров (коэффициенте льготности - отклонение объемов сбора проездной платы от расчетного объема выручки по тарифам на разовую поездку и общего объема перевезенных пассажиров). Объем бюджетного финансирования определяется параллельно с формированием тарифов, исходя из необходимой и возможной доли покрытия себестоимости объема социальных перевозок на период регулирования за счет сбора проездной платы. При формировании тарифов необходимо учитывать дополнительные доходы транспортных организаций от прочих видов деятельности (рекламы, предоставление в аренду собственных объектов, ремонтные работы).
Прогнозирование себестоимости производства транспортных работ на период регулирования осуществляется на основании индексации отдельных составляющих базовой себестоимости в соответствии с прогнозируемыми уровнями цен и тарифов, регулируемых на уровне Санкт-Петербурга (электрическая и тепловая энергия, водоснабжение).
По составляющим затрат, не связанным с государственным регулированием, прогнозирование изменения в течение периода регулирования осуществляется на основании прогнозных данных Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по соответствующим отраслям (топливо, материалы, заработная плата).
Одним из механизмов снижения коэффициента льготности социальных перевозок является снижение льготности проездных документов длительного пользования путем гибкой маркетинговой политики и повышения эффективности их распространения, а также различные режимы применения базовых тарифов.
К таким перспективным мерам относятся:
- введение скидок за предварительное приобретение проездных документов, за неоднократное приобретение билетов длительного пользования;
- введение сезонных скидок в зимний и летний периоды года на проездные билеты длительного пользования для смягчения сезонных колебаний доходов предприятий городского пассажирского транспорта;
- введение дифференцированных цен на проезд в городском транспорте в зависимости от времени суток;
- введение зонной оплаты проезда на метрополитене.
Регулирование тарифов на коммерческие перевозки транспортом общего пользования необходимо осуществлять исходя из установления предельного уровня тарифа на одно посадочное место и 1 км маршрута. Предельный уровень тарифа формируется по среднестатистическим показателям эксплуатационных затрат коммерческих перевозчиков и регламентированному уровню рентабельности.
Допуск на рынок коммерческих перевозок должен осуществляться на правах открытого конкурса и быть ограничен исключительно техническими критериями, направленными на стимулирование повышения качества подвижного состава, обслуживающего коммерческие перевозки.
5.3. Жилищно-коммунальное хозяйство Санкт-Петербурга
Виды жилищного фонда Санкт-Петербурга образуют:
- частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан (физических лиц), юридических лиц;
- государственный жилищный фонд, включающий в себя:
- государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарных предприятий или государственных учреждений Санкт-Петербурга;
- государственный жилищный фонд иных субъектов права - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении, оперативном управлении предприятий и учреждений Российской Федерации или иных субъектов права;
- муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга;
- жилищный фонд, находящийся в общей собственности (долевой) различных субъектов права.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга государственному регулированию подлежат цены и тарифы на оплату населением жилья и коммунальных услуг.
Обслуживание жилья включает в себя:
- содержание и текущий ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях;
- капитальный ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях;
- комплексное техническое обслуживание специального инженерного оборудования (лифтов, переговорно-замочных устройств, систем автоматизированной противопожарной защиты);
- предоставление услуг освещения мест общего пользования в жилых зданиях;
- очистка мусоропроводов;
- сбор и вывоз бытовых отходов;
- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;
- благоустройство придомовых территорий.
К коммунальным услугам относятся:
- услуги по электроснабжению;
- услуги по водоснабжению и канализации;
- услуги газоснабжения;
- услуги теплоснабжения (центральное отопление и горячее водоснабжение).
Платежи населения за электроснабжение осуществляются напрямую энергоснабжающей организации на основании утвержденных тарифов на электрическую энергию и объемов потребления по данным приборного учета.
Платежи населения за услуги теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения осуществляются жилищным организациям на основании утвержденных ставок платы населением за соответствующие услуги. При наличии приборов учета соответствующих услуг - на основании данных приборного учета и утвержденных тарифов.
Расчеты с энергоснабжающими организациями за оказанные жилищному комплексу услуги осуществляют жилищные организации в рамках заключенных договоров.
Основными стратегическими направлениями тарифной политики и формирования тарифов и ставок платы для населения за коммунальные услуги являются:
- поэтапное доведение оплаты населением коммунальных услуг до их полной стоимости;
- приведение нормативов потребления населением коммунальных услуг в соответствие с реальным потреблением;
- оснащение жилых помещений приборами учета и регулирования потребления тепловой энергии, холодной воды и сетевого газа - переход к платежам за эти виды услуг на основании приборного учета.
Государственное регулирование цен и тарифов на жилищные услуги направлено на:
- повышение уровня и качества обслуживания и содержания жилищного фонда;
- оптимизацию затрат на содержание и обслуживание жилищного фонда;
- развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда;
- обеспечение доступности оплаты жилищных услуг установленного качества в рамках социальных нормативов независимо от уровня достатка граждан.
Работы и услуги, относящиеся к обслуживанию жилья, разделяются на собственные работы и услуги жилищных организаций и услуги, оказываемые сторонними специализированными предприятиями организациям жилищного хозяйства (обслуживание лифтов, переговорно-замочных устройств, систем автоматизированной противопожарной защиты, вывоз бытовых отходов).
Заключение договоров на услуги для жилищных организаций должно осуществляться на конкурсной основе с единой системой тарифов на подрядные работы и услуги, оказываемые жилищному комплексу, независимо от формы собственности жилищного фонда путем распространения предельных ценовых показателей, не превышающих условия государственного заказа Санкт-Петербурга.
В основу формирования себестоимости обслуживания жилищного фонда жилищными организациями должны быть положены:
- пообъектная паспортизация жилищного фонда с созданием и ведением электронной базы данных о состоянии и конструктивных особенностях жилых зданий и инженерных систем, о составе и численности проживающего населения и его платежеспособности в целях определения обоснованных затрат на содержание, ремонт, включая капитальный, и реновацию конкретного жилого дома;
- программы ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда;
- формирование дифференцированной системы учета себестоимости производимых работ и услуг - раздельно по видам оказываемых услуг и группам жилых зданий в зависимости от их состояния и степени оснащенности инженерным оборудованием;
- методологическое закрепление порядка формирования и учета полной стоимости жилищных услуг по каждому из видов на базе стоимости их производства и предоставления потребителям;
- согласование и утверждение сборников единых расценок на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга;
- прогнозирование динамического роста показателя предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади для Санкт-Петербурга на основе экономико-математического моделирования.
Расчет затрат жилищных организаций по содержанию и ремонту жилищного фонда на период регулирования выполняется на основе нормативных затрат и прогнозируемого изменения ценовых показателей в течение периода регулирования.
Нормативные затраты жилищной организации по содержанию и ремонту жилищного фонда включают:
- нормативные затраты на техническое обслуживание, усредненные по удельному весу классификационных групп жилых зданий в общей площади обслуживаемых жилых зданий,
- нормативные затраты на текущий ремонт, усредненные по удельному весу классификационных групп жилых зданий в общей площади обслуживаемых жилых зданий,
- нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт специализированного инженерного оборудования, усредненные по удельному весу классификационных групп жилых зданий в общей площади обслуживаемых жилых зданий,
- нормативные затраты на аварийные работы, усредненные по удельному весу классификационных групп жилых зданий в общей площади обслуживаемых жилых зданий.
Затраты на капитальный ремонт жилищного фонда формируются на основании данных паспортизации жилищного фонда и комплексной программы модернизации и реновации жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Финансирование обеспечения предоставления услуг и работ по содержанию жилищного фонда осуществляется за счет платежей граждан и бюджетного финансирования (до полной окупаемости) в рамках объемов заказа Санкт-Петербурга на обслуживание жилищного фонда.
Финансирование жилищного хозяйства должно осуществляться на основе сбалансированности потребности на содержание и развитие с доходами и возможностями бюджетного финансирования, на соответствии финансовых возможностей жилищных организаций нормативному уровню обслуживания жилищного фонда и его воспроизводству.
В сложившейся структуре и организации управления и эксплуатации жилищного фонда формирование тарифов и ставок платы населением за жилищные услуги должно основываться на:
- регламентированной взаимосвязи бюджетного финансирования, платежей населения, объемов и качества оказываемых услуг;
- приведении структуры платежей населения в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" - введение платежей за наем жилья, за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, за капитальный ремонт жилищного фонда;
- определении и законодательном закреплении графика изменения основных показателей федеральных стандартов жилищно-коммунальной реформы для Санкт-Петербурга;
- законодательном установлении размеров социальных нормативов для населения Санкт-Петербурга, определяющих качественные и объемные показатели предоставляемых услуг, и основных принципов социальной защиты малоимущих слоев населения;
- установлении единых платежей граждан за равноценные услуги независимо от формы собственности жилищного фонда;
- формировании уровня платежей граждан в соответствии с федеральными стандартами, формировании и систематическом учете показателей проведения жилищно-коммунальной реформы, предусмотренных федеральными стандартами.
6. Единая система формирования цен и тарифов
Реализация принципа предсказуемости возможна только в условиях единого системного подхода к формированию цен и тарифов на основные виды продукции, работ и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию.
Формирование цен и тарифов на электрическую, тепловую энергию, газ, водоснабжение и водоотведение, жилищные услуги, перевозки пассажиров и багажа городским пассажирским транспортом осуществляется одновременно на единый период регулирования, календарный год.
Расчет тарифной выручки и среднеотпускных цен и тарифов на период регулирования по каждому виду деятельности осуществляется в соответствии c отраслевыми моделями формирования цен и тарифов.
При формировании цен и тарифов по отдельному виду продукции, работ, услуг на период регулирования составляющие себестоимости производства, зависящие от уровней цен и тарифов на другие виды продукции, работ, услуг, регулируемые органами государственной власти Санкт-Петербурга, принимаются в расчете исходя из конкретного прогнозируемого уровня этих цен и тарифов на период регулирования, с учетом изменений в течение всего периода регулирования.
При этом схема взаимосвязанного формирования себестоимости производства и среднеотпускных цен и тарифов на период регулирования по регулируемым исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга видам деятельности упрощенно представляется в виде:
Sээ = f (Tвод)
Sвод = f (Tээ)
Sтэ = f (TээTвод)
Sгаз = f (Tопт. газ)
Sэпп = f (Tээ)
где: Sээ - прогнозируемая себестоимость электрической энергии на период регулирования;
Sвод - прогнозируемая себестоимость водоснабжения, водоотведения на период регулирования;
Sтэ - прогнозируемая себестоимость тепловой энергии на период регулирования;
Sэпп - прогнозируемая себестоимость пассажирских перевозок электрифицированным транспортом (метрополитен, троллейбус, трамвай);
Sгаз - прогнозируемая себестоимость газа на период регулирования;
Tээ - тариф на электрическую энергию на период регулирования (учитывая изменение в течение всего периода регулирования);
Tвод - тариф на водоснабжение на период регулирования (учитывая изменение в течение всего периода регулирования);
Tопт. газ - оптовая цена газа у поставщика.
Учитывая взаимовлияние уровней тарифов на электрическую энергию ОАО "Ленэнерго" и водоснабжение ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", формирование прогнозируемых тарифов на электрическую энергию, водоснабжение и канализацию возможно методом последовательных приближений.
За базу принимается прогнозируемый уровень тарифа на водоснабжение для ОАО "Ленэнерго" с определенным допуском на величину изменения составляющей статьи затрат ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на электроэнергию.
До ликвидации системы перекрестного субсидирования формирование цен и тарифов по конкретным тарифным группам осуществляется в соответствии с общими принципами тарифной политики.
Параметры бюджета, связанные с расходами в области обеспечения потребителей продукцией, работами и услугами по регулируемым ценам и тарифам, на следующий календарный год формируются параллельно с формированием цен и тарифов на основании прогнозируемых уровней цен и тарифов по конкретным тарифным группам на период регулирования, календарный год, и объемными показателями государственного заказа Санкт-Петербурга в соответствии с Порядком формирования бюджета Санкт-Петербурга, определяемым бюджетным законодательством Российской Федерации.
7. Социальная защита граждан, критерии оценки и адресная помощь
В условиях проведения жилищно-коммунальной реформы и поэтапного доведения платежей граждан за жилье и коммунальные услуги до полной окупаемости фактор социальной защиты граждан и недопущения значительного увеличения расходов населения на оплату продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, является определяющим.
Учитывая объективную необходимость безотлагательной модернизации городского хозяйства, привлечение значительных дополнительных средств и недопустимость чрезмерной нагрузки на потребителей, необходимо обеспечить сбалансированный механизм формирования средств, направляемых на развитие и модернизацию городской инфраструктуры. Для государственных унитарных предприятий приоритетным источником средств на развитие являются адресные программы капитальных вложений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и собственные средства предприятия.
Мероприятия тарифной политики должны сопровождаться повышением заработной платы работникам бюджетной сферы, мерами влияния на работодателей по повышению заработной платы на предприятиях и организациях в рамках Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений.
Необходимо обеспечить доплату социально незащищенным категориям граждан (пенсионерам и инвалидам) к установленным государственным пенсиям до размера прожиточного минимума.
Уровни платежей населения должны быть ограничены суммарной среднестатистической предельной долей расходов граждан на оплату жилья, коммунальных, транспортных и социально-бытовых услуг в общей среднестатистической структуре расходов населения.
При этом необходимо учитывать влияние регулируемых цен и тарифов на стоимость основных продуктов питания и социально значимых товаров.
За счет оптимизации управления и организации городских пассажирских перевозок необходимо обеспечить доступность городского транспорта для всех категорий граждан.
Социальные нормативы предоставления, обслуживания жилья и коммунальных услуг должны формироваться с учетом структурных особенностей жилищного фонда и социально-демографической ситуации в регионе и обеспечивать комфортное проживание граждан в Санкт-Петербурге.
В целях ликвидации системы перекрестного субсидирования категорий граждан, пользующихся льготами на оплату жилищно-коммунальных и транспортных услуг, другими категориями граждан необходимо перейти на адресное предоставление денежных средств в распоряжение граждан для реализации их права на льготную оплату в рамках социальных нормативов.
Необходимо повысить эффективность использования бюджетных средств, направляемых на компенсации гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, перейти на автоматизированный учет граждан, нуждающихся в помощи, разработать методику оценки реальных денежных доходов и расходов граждан.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 июля 2002 г. N 38 "О Концепции тарифной политики Санкт-Петербурга"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.