Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 сентября 2002 г. N А56-8471/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Пашуковой Ю.В. (доверенность от 13.05.2002 N 15/5019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 22.04.2002 (судьи Жбанов В.Б., Згурская М.Л., Саргин А.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 18.07.2002 (судьи Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А., Петренко Т.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8471/02,
установил:
Закрытое акционерное общество "ЭВС" (далее - ЗАО "ЭВС", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 21.01.2002 N 22 в части отказа в возмещении из бюджета 64 756 руб. налога на добавленную стоимость по декларации по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, за сентябрь 2001 года и об обязании налогового органа возместить указанную сумму налога из бюджета путем ее зачета в счет предстоящих платежей в федеральный бюджет.
Решением суда от 22.04.2002 иск удовлетворен. Суд признал недействительным оспоренное истцом решение налоговой инспекции и указал, что ЗАО "ЭВС" представило в налоговый орган и в суд документы, подтверждающие обоснованность налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и применения ставки 0 процентов по этому налогу.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и в иске ЗАО "ЭВС" отказать. По мнению подателя жалобы, налог на добавленную стоимость не подлежит возмещению, поскольку в нарушение пункта 4 статьи 149 НК РФ у Общества отсутствует раздельный учет затрат по производству экспортной продукции и внутреннему рынку. Кроме того, в нарушение приказов Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 15.05.2000 N 99, 273 Обществом не представлен перечень и копии первичных документов (счета-фактуры, платежные поручения и т.д.), подтверждающие факт приобретения и оплаты товаров, включая налог на добавленную стоимость, поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве продукции, реализованной на экспорт.
Разногласий относительно суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета, между истцом и ответчиком нет.
ЗАО "ЭВС" извещено в установленном порядке о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество осуществляет экспорт продукции собственного производства по контрактам от 14.05.2001 N 90 и от 22.02.2001 N 85, закупая материалы и комплектующие элементы у различных поставщиков.
В связи с реализацией товаров на экспорт Общество 22.10.2001 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям за сентябрь 2001 года с комплектом документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Обществом декларации и документов, результаты которой отражены в акте от 18.01.2002 N 14-15/133.
Из акта следует, что ЗАО "ЭВС" не ведет раздельный учет затрат, связанных с реализацией продукции на экспорт и на внутреннем рынке, а распределяет их в процентном отношении исходя из выручки, полученной от реализации продукции на экспорт, и выручки от реализации продукции на внутреннем рынке, чем нарушен, как сказано в акте, "НК РФ гл.21". Кроме того, указано, что Обществом не представлены перечень и копии первичных документов (счета-фактуры, платежные поручения и т.д.), подтверждающие приобретение и оплату приобретенных комплектующих и материалов их поставщикам.
По результатам проверки предложено отказать Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 64 756 руб., неправомерно, в нарушение приказа Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 15.05.2000 N 99 и пункта 4 статьи 176 НК РФ, предъявленного к возмещению из бюджета.
На основании акта проверки налоговым органом принято решение от 21.01.2002 N 22 об отказе истцу в возмещении из бюджета 64 756 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам (об отказе в предоставлении налоговых вычетов).
Считая решение налогового органа об отказе в возмещении из бюджета указанной суммы незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. Оставляя без изменения решение суда, суд апелляционной инстанции указал, что в силу положений статей 21 и 88 НК РФ, налоговый орган имел возможность затребовать у налогоплательщика необходимые для проведения проверки документы, обязанность представления которых с декларацией статьей 165 НК РФ не установлена. Суд признал подтвержденным право Общества на налоговые вычеты в оспариваемой сумме документами, представленными по запросу суда (счетами-фактурами, платежными поручениями по закупленным товарно-материальным ценностям в спорном периоде, договорами с поставщиками). Эти документы были исследованы и оценены судом апелляционной инстанции. Судами также отклонен довод налоговой инспекции о том, что не может считаться ведением раздельного учета затрат применяемый Обществом порядок их исчисления путем определения затрат, приходящихся на операции по реализации товаров на экспорт, а также и на операции по реализации на внутреннем рынке, в процентном отношении к выручке.
Кассационная инстанция считает принятые по делу решение и постановление судов законными и обоснованными.
Как следует из статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты. Налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В статье 176 НК РФ установлен порядок возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (реализации права на налоговые вычеты).
Несмотря на подробную регламентацию нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации понятия налоговых вычетов (статья 171 НК РФ), оснований, при наличии которых возникает право на вычеты (статья 172 НК РФ), условий и порядка возмещения налога на добавленную стоимость в случаях, когда сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога по операциям, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ (статья 176 НК РФ), - нормы этой главы не содержат указания на обязанность налогоплательщика представлять вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость документы, подтверждающие обоснованность налоговых вычетов.
Это касается и налоговых вычетов по декларациям по экспортным операциям.
Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ (когда налогообложение осуществляется по налоговой ставке 0 процентов), производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено возмещение налоговым органом этого налога на добавленную стоимость в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации, которая подается в налоговый орган в соответствии с пунктом 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В приведенном в статье 165 НК РФ перечне документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации продукции на экспорт, указаны документы, подтверждающие фактическое исполнение только экспортной сделки. Условия о предоставлении с декларацией документов, подтверждающих приобретение, оплату и оприходование товаров, потребленных при производстве продукции, реализованной на экспорт, статья 165 НК РФ не содержит.
Эти документы, как правильно указано судами, могут быть истребованы налоговым органом при проведении камеральной или выездной проверок. В случае их неистребования у налогоплательщика при проверке налоговый орган не вправе отказать в возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета только по мотиву их непредставления с декларацией, поскольку такой отказ не основан на нормах законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации издаваемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением, являются обязательными только для их подразделений и не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, отказ налоговой инспекции в возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного Обществом поставщикам материалов и комплектующих, по мотиву непредставления с декларацией по экспортным операциям документов, подтверждающих приобретение, оплату и оприходование материалов и комплектующих, потребленных при производстве продукции, реализованной на экспорт, при отсутствии доказательств их истребования налоговым органом у налогоплательщика, является незаконным.
Вторым основанием отмены решения суда налоговая инспекция называет нарушение судом положения пункта 4 статьи 149 НК РФ.
Указанная норма содержит правило, согласно которому при осуществлении налогоплательщиком операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Как видно из акта камеральной проверки, налоговая инспекция к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемых от налогообложения), относит реализацию товаров на экспорт. Между тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации указанные операции не подпадают под действие статьи 149 НК РФ. Эти операции облагаются налогом на добавленную стоимость, но ставка налога для таких операций установлена в размере 0 процентов.
Учитывая изложенное, основания для применения к этим операциям положений пункта 4 статьи 149 НК РФ отсутствуют.
В то же время пунктом 6 статьи 164 НК РФ установлено, что по операциям реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1-7 пункта 1 статьи 164 (налогообложение которых осуществляется по ставке 0 процентов), в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная декларация. На возможность осуществления налоговых вычетов по таким операциям только на основании вышеназванной отдельной декларации указано и в пункте 3 статьи 172 НК РФ. Следовательно, реализация права на вычеты по названным операциям возможна только при наличии раздельного учета затрат по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, и затрат по иным операциям. Нормами же главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не определен порядок такого раздельного учета. Вместе с тем глава 21 НК РФ содержит норму о порядке определения сумм налога в тех случаях, когда покупатель приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) часть этих товаров (работ, услуг) использует в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а другую часть - в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения (пункт 4 статьи 170 НК РФ).
В этом случае, как следует из пункта 4 статьи 176 НК РФ, суммы налога, предъявленные к оплате покупателю (налогоплательщику) при расчетах за товары продавцом товаров (работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, или подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой указанные приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Указанная пропорция определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.
ЗАО "ЭВС" закрепило аналогичный вышеизложенному порядок раздельного учета затрат по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, и по иным операциям, в приказе от 31.01.2001 N 7 об учетной политике на 2001 год. Согласно подпункту к пункта 3 этого приказа в случае отгрузки продукции на экспорт и реализации на внутреннем рынке налог на добавленную стоимость по материальным ресурсам, подлежащим списанию со счета К 19, определяется в пропорции, исходя из стоимости продукции, отгруженной на экспорт, в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления которой использованы товарно-материальные ценности, приобретенные с налогом на добавленную стоимость, за налоговый период.
Применяемый Обществом порядок раздельного учета затрат при отсутствии в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямого указания на иной порядок не противоречит действующему налоговому законодательству.
Факт наличия у Общества раздельного учета затрат и правильность его ведения, и соответственно, обоснованность расчета суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной к возмещению из бюджета по декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2001 года по экспортным операциям, подтверждены судом апелляционной инстанции.
Учитывая, что законность применения ЗАО "ЭВС" ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость с выручки, полученной от реализации продукции на экспорт, а также налоговых вычетов в сумме 64 756 руб. за сентябрь 2001 года, подтверждена Обществом надлежащим образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 18.07.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8471/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2002 г. N А56-8471/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника