Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 апреля 2002 г. N А56-3286/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Рудницкого Г.М.,
при участии в судебном заседании от администрация МО "Выборгский район Ленинградской области" Шабанова С.С. (доверенность от 08.01.2002), от Ленинградской областной регистрационной палаты Кухты М.И. (доверенность от 11.04.2002), от ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" Лапшина Р.Д. (доверенность от 04.01.2002), от ЗАО "Порт Высоцк" Абрамовой Т.Г. (доверенность от 12.03.2002), от ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" Евсегнеева В.А. (доверенность от 02.04.2002), Кислицина В.П. (доверенность от 18.01.2002),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного учреждения "Морская администрация портов Выборг и Высоцк", администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" и закрытого акционерного общества "Порт Высоцк" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2002 по делу N А56-3286/01 (судьи Астрицкая С.Т., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.),
установил:
Администрация муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" (далее - администрация МО "Выборгский район Ленинградской области") обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению юстиции "Ленинградская областная регистрационная палата" (далее - ГУЮ "ЛОРП") о признании недействительной регистрации от 17.05.2000 права хозяйственного ведения на причал N 4 порта Высоцк и земельный участок площадью 15 444 кв. м за государственным унитарным предприятием "Ленгидроэнергоспецстрой" (далее - ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой") в городе Высоцке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены закрытое акционерное общество "Порт Высоцк" (далее - ЗАО "Порт Высоцк") и государственное учреждение "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" (далее - ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк").
Определением от 27.02.2001 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой".
В судебном заседании 30.10.2001 удовлетворено ходатайство ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" о вступлении его в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора. ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" просило признать недействительной государственную регистрацию права хозяйственного ведения на причал N 4 порта Высоцк за ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой", осуществленную ГУЮ "ЛОРП". Обосновывая свое заявление, ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" сослалась на то, что спорный причал находится у него в оперативном управлении.
Определением от 26.04.2001 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2001 по делу N 40-4076/01-96-17.
Определением от 18.06.2001 возобновлено производство по делу.
Определением от 14.08.2001 приостановлено производство по делу до рассмотрения заявления о пересмотре постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КГ-А40/3603-01 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением от 03.10.2001 возобновлено производство по делу.
Решением от 30.10.2001 исковые требования администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" оставлены без рассмотрения. Исковые требования ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" удовлетворены. Государственная регистрация права хозяйственного ведения ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой", осуществленная 17.05.2000 за N 47-01/00-2/2000-740-1", признана недействительной.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2002 решение отменено, в иске отказано.
В кассационных жалобах ЗАО "Порт Высоцк" и администрация муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" просят отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 30.10.2001; ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" также просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять решение о признании недействительной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" на причал N 4 порта Высоцк, произведенной ГУЮ "Ленинградская областная регистрационная палата" 17.05.2000. Податели жалоб считают, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права.
Представители ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк", администрации МО "Выборгский район Ленинградской области", ЗАО "Порт Высоцк" и ГУЮ "ЛОРП" просили постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, поддержав доводы жалоб.
Представители ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" с доводами жалоб не согласились и просили оставить в силе постановление апелляционной инстанции, указывая на его законность и обоснованность.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством существования прав на недвижимое имущество. С актом государственной регистрации связывается наступление соответствующих правовых последствий. В силу статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация проводится созданным специально для этих целей государственным органом - учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Таким образом, акт государственной регистрации прав на недвижимость по своей природе является ненормативным актом государственного органа, который может быть признан судом недействительным по иску заинтересованного лица.
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает два условия, при наличии которых в совокупности суд может признать ненормативный акт государственного органа недействительным: несоответствие оспариваемого акта закону или иным правовым актам и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Необходимость подтверждения лицом, предъявившим такой иск, наличия у него права, которое оказалось нарушенным оспариваемым актом, обуславливается еще и тем, что согласно статье 12 названного выше кодекса признание недействительным акта государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав. То есть, воспользовавшись указанным способом защиты, истец должен доказать наличие объекта защиты.
В обоснование своих требований ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" ссылается на то, что спорный причал находится у него в оперативном управлении. Однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2001 по делу N А56-8865/01 регистрация права оперативного управления ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" на причал N 4 в порту Высоцк признана недействительной.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" не доказало нарушения оспариваемой регистрацией его прав, суд обоснованно отказал ему в иске о признании государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" недействительной.
Администрация МО "Выборгский район Ленинградской области" в обоснование своих исковых требований ссылалась на незаконность регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" на причал и на земельный участок. При этом истец, мотивируя незаконность регистрации, указал на то обстоятельство, что земельный участок ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" не выделялся, а в силу пункта 26 Областного закона "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" отдельными полномочиями Ленинградской области" истец наделен исключительными полномочиями по изъятию и предоставлению земель на территории Выборгского района Ленинградской области. Однако 17.05.2000 была произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" только на причал N 4 в г. Высоцке площадью 15 444 кв.м. Государственная регистрация права хозяйственного ведения ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" на земельный участок в г. Высоцке оспариваемым актом не производилась. Регистрация права хозяйственного ведения ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" на имущество, находящееся в федеральной собственности, не может нарушать гражданских прав и охраняемых законом интересов администрации МО "Выборгский район Ленинградской области".
При таких обстоятельствах следует признать, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения самостоятельных требований третьего лица - ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк".
Постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2002 по делу N А56-3286/01 оставить без изменения, а кассационные жалобы государственного учреждения "Морская администрация портов Выборг и Высоцк", администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" и закрытого акционерного общества "Порт Высоцк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г.Власова |
Г.М.Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2002 г. N А56-3286/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника