Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Здоровье школьников Ленинградской области"
на 2002-2005 годы"
9 июня 2006 г.
Содержание
Законом Ленинградской области от 9 июня 2006 г. N 40-оз в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Региональной целевой программы
"Здоровье школьников Ленинградской области"
на 2002-2005 годы"
/-----------------------------------------------------------------------\
|Полное наименование|Региональная целевая программа "Здоровье школьников|
|Программы |Ленинградской области" на 2002-2005 годы" (далее - |
| |Программа) |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Основания для раз- |1. Конституция Российской Федерации. |
|работки Программы |2. Основы законодательства Российской Федерации "Об|
| |охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года |
| |N 5487-1. |
| |3. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологичес- |
| |ком благополучии населения" от 30 марта 1999 года |
| |N 52-ФЗ. |
| |4. Закон Российской Федерации "Об образовании" от |
| |10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и допол- |
| |нениями). |
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 10 августа 1996 года N 107-ФЗ" следует читать как "от 01 августа 1996 года N 107-ФЗ"
| |5. Федеральный закон "О компенсационных выплатах на|
| |питание обучающихся в государственных, муниципаль- |
| |ных образовательных учреждениях, учреждениях на- |
| |чального и среднего профессионального образования" |
| |от 10 августа 1996 года N 107-ФЗ. |
| |6. Закон Российской Федерации "О безопасности" от |
| |5 марта 1992 года N 2446-1. |
| |7. Постановление Правительства Российской Федерации|
| |"О Концепции государственной политики в области |
| |здорового питания населения Российской Федерации на|
| |период до 2005 года" от 10 августа 1998 года N 917.|
| |8. Указ Президента Российской Федерации "О прези- |
| |дентской программе "Дети России" от 18 августа 1994|
| |года N 1696. |
| |9. Приказ Министерства здравоохранения и Министер- |
| |ства образования Российской Федерации "О совершен- |
| |ствовании системы медицинского обеспечения детей в |
| |образовательных учреждениях" от 30 июня 1992 года |
| |N 186/272. |
| |10. Приказ Министерства здравоохраненя Российской |
| |Федерации "О совершенствовании медицинской помощи |
| |детям подросткового возраста" от 5 мая 1999 года |
| |N 154. |
| |11. Приказ Министерства здравоохранения Российской |
| |Федерации "О введении в действие санитарных правил |
| |"Гигиенические требования к условиям обучения |
| |школьников в различных видах современных общеобра- |
| |зовательных учреждений" от 6 августа 1999 года |
| |N 309. |
| |12. Приказ Министерства образования Российской Фе- |
| |дерации "Об утверждении Базисного учебного плана |
| |общеобразовательных учреждений Российской Федера- |
| |ции" от 9 февраля 1998 года N 322. |
| |13. Приказ Министерства образования Российской Фе- |
| |дерации "О нормализации учебной нагрузки обучающих-|
| |ся в образовательных учреждениях" от 22 августа |
| |1997 года N 1792. |
| |14. Областной закон "О региональных целевых прог- |
| |раммах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 |
| |года N 23-оз. |
| |15. Постановление Губернатора Ленинградской области|
| |от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разра- |
| |ботки, утверждения и контроля за реализацией регио-|
| |нальных целевых программ в Ленинградской области". |
| |16. Региональная целевая программа развития образо-|
| |вания Ленинградской области на 2001-2005 годы |
| |(утверждена постановлением Правительства Ленинград-|
| |ской области от 25 января 2001 года N 1). |
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "СП 2.4.2-789-99 (утверждены Главным государственным врачом Российской Федерации 1 августа 1999 года)" следует читать как "СП 2.4.2-782-99 (утверждены Главным государственным врачом Российской Федерации 4 августа 1999 года)"
| |17. Гигиенические требования к условиям обучения |
| |школьников в различных видах общеобразовательных |
| |учреждений. Санитарные правила и нормы |
| |СП 2.4.2-789-99 (утверждены Главным государственным|
| |врачом Российской Федерации 1 августа 1999 года). |
| |18. Решение совместной коллегии комитетов образова-|
| |ния и здравоохранения Ленинградской области от 21 |
| |мая 1999 года N 2/4 |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Период и этапы реа-|2002-2005 годы: |
|лизации Программы | первый этап - 2002 год |
| | второй этап - 2003-2005 годы |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Цель Программы |Создание условий для сохранения, укрепления и вос- |
| |становления здоровья школьников; |
| |обеспечение качественного образования без ущерба |
| |для здоровья школьников Ленинградской области; |
| |формирование системы воспитания, основанной на ус- |
| |тойчивой мотивации и потребности в сохранении свое-|
| |го здоровья и здоровья окружающих |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Основные задачи, |Укрепление материально-технической базы образова- |
|мероприятия |тельных учреждений через обеспечение новыми комп- |
|Программы |лектами школьной мебели, технологическим оборудова-|
| |нием школьных столовых, специальным оборудованием |
| |медицинских кабинетов; |
| |обеспечение выполнения законодательства по охране |
| |здоровья детей в образовательных учреждениях; |
| |создание условий для полноценного питания школьни- |
| |ков; |
| |разработка и обновление комплексных методик физио- |
| |лого-гигиенической и психологической оценки и мони-|
| |торинга педагогических инноваций; |
| |внесение изменений в содержание педагогического об-|
| |разования по вопросам охраны и укрепления здоровья |
| |детей, обеспечения полноценного развития ребенка в |
| |образовательном процессе; |
| |разработка и реализация образовательных программ, |
| |направленных на формирование понятия о ценности |
| |здоровья и здорового образа жизни; |
| |реализация мер, направленных на профилактику алко- |
| |голизма и наркомании, охрану репродуктивного |
| |здоровья; |
| |создание экспериментальных образовательных площадок|
| |с целью отработки модели технологий образования и |
| |воспитания, сберегающих здоровье; |
| |создание системы и механизмов общественной поддерж-|
| |ки работы по охране и укреплению здоровья детей, |
| |формированию у них здорового образа жизни; |
| |разработка, апробирование и внедрение учебных прог-|
| |рамм по физической культуре с оздоровительной нап- |
| |равленностью; |
| |совершенствование содержания подготовки и перепод- |
| |готовки педагогических и административных кадров по|
| |проблеме охраны здоровья |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Объем финансовых |Всего в 2002 году: 12 814 тысяч рублей, |
|ресурсов, заплани- |в том числе: |
|рованных по |за счет средств областного бюджета - 10 104 тысячи |
|Программе на 2002 |рублей |
|год |за счет средств местных бюджетов - 2 710 тысяч |
| |рублей |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Объем освоенных в |Всего: 36 918 тысяч рублей, |
|рамках Программы |в том числе: |
|финансовых ресурсов|за счет средств областного бюджета - 25 908 тысяч |
|за период действия |рублей, |
|Программы |за счет средств местных бюджетов - 11 010 тысяч |
| |рублей |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Объем финансирова- |Всего в 2003-2005 годах: 24 104 тысяч рублей, |
|ния, необходимый |в том числе: |
|для завершения |за счет средств областного бюджета - 15 804 тысяч |
|Программы |рублей, |
| |за счет средств местных бюджетов - 8 300 тысяч |
| |рублей |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные |Достижение реального повышения уровня здоровья |
|результаты, важней-|школьников за весь период действия Программы: |
|шие целевые показа-|уменьшение случаев появления близорукости - на |
|тели Программы |12-16 процентов; |
| |уменьшение случаев появления нарушения осанки - на |
| |16-20 процентов; |
| |уменьшение числа курящих школьников; |
| |предупреждение насилия; |
| |профилактика алкоголизма и наркомании; |
| |улучшение питания школьников; |
| |увеличение охвата горячим питанием до 70 процентов |
| |школьников (без учета буфетной продукции); |
| |приведение в соответствие с санитарными правилами |
| |СП 2.4.2.782-99 гигиенических аспектов организации |
| |учебно-воспитательного процесса; |
| |соблюдение санитарно-гигиенических, санитарно- |
| |медицинских, противопожарных норм в образовательных|
| |учреждениях; |
| |реализация государственных стандартов общего обра- |
| |зования, обеспечивающих разгрузку содержания школь-|
| |ного образования в интересах сохранения здоровья |
| |учащихся; |
| |создание регионального информационного банка данных|
| |"Здоровье школьника Ленинградской области"; |
| |укрепление материально-технической базы образова- |
| |тельных учреждений через обеспечение новыми комп- |
| |лектами школьных парт, технологическим оборудова- |
| |нием школьных столовых и специальным оборудованием |
| |медицинских кабинетов; |
| |повышение эффективности и качества оказания меди- |
| |цинской помощи школьникам; |
| |выполнение Федерального закона "О компенсационных |
| |выплатах на питание обучающихся в государственных, |
| |муниципальных образовательных учреждениях, учрежде-|
| |ниях профессионального образования" от 1 августа |
| |1996 года N 107-ФЗ; |
| |формирование в педагогических коллективах понимания|
| |приоритетности проблем состояния и укрепления здо- |
| |ровья детей и подростков; |
| |активизация деятельности образовательных учреждений|
| |по усилению просветительской работы в области здо- |
| |рового образа жизни; |
| |создание и внедрение уже имеющихся и новых программ|
| |сохранения здоровья школьников |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Разработчик |Комитет общего и профессионального образования |
|Программы |Ленинградской области |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Сроки разработки |IV квартал 2001 года |
|Программы | |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Стоимость разработ-|Разработка выполнена без целевого финансирования |
|ки Программы |силами комитета общего и профессионального образо- |
| |вания Ленинградской области |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Представитель за- |Комитет общего и профессионального образования |
|казчика Программы |Ленинградской области |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Основной исполни- |Комитет общего и профессионального образования |
|тель Программы, |Ленинградской области |
|соисполнители |комитет по здравоохранению Правительства Ленинград-|
|Программы |ской области; |
| |комитет по делам молодежи, физической культуре, |
| |спорту и туризму Правительства Ленинградской |
| |области; |
| |комитет по развитию малого, среднего бизнеса и пот-|
| |ребительского рынка Ленинградской области; |
| |Центр государственного санитарно-эпидемиологическо-|
| |го надзора в Ленинградской области; |
| |Ленинградский областной институт развития образова-|
| |ния; |
| |органы местного самоуправления; |
| |муниципальные органы управления образованием; |
| |образовательные учреждения |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Фамилия, имя, от- |Председатель комитета общего и профессионального |
|чество, должность, |образования Ленинградской области Найденова Зоя |
|номер телефона |Георгиевна, тел. 273-33-78 |
|руководителя | |
|Программы | |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Постановление об |Постановление Правительства Ленинградской области |
|утверждении Прог- |от 23 мая 2002 года N 78 |
|раммы или задания | |
|на ее разработку | |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Система организации|Основной контроль за выполнением Программы осущест-|
|контроля за выпол- |вляет комитет общего и профессионального образова- |
|нением Программы |ния Ленинградской области. |
| |Непосредственный контроль осуществляют органы мест-|
| |ного самоуправления. |
| |Результаты контроля представляются ежеквартально в |
| |Правительство Ленинградской области |
\-----------------------------------------------------------------------/
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
По определению Всемирной организации здравоохранения "Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой".
Здоровье выступает как мера качества жизни, здоровье нации - это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, как к развитию генофонда, творчества и духовности человека.
Современные условия социально-экономического развития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на состоянии здоровья детей и подростков. Эта ситуация обострилась в результате процессов социально-политического и экономического реформирования, начальные этапы которого неизбежно связаны с разрушением сложившейся ранее инфраструктуры сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Одной из самых уязвимых групп населения на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста. По официальным данным лишь пять процентов выпускников школ практически здоровы, 80 процентов школьников хронически больны, примерно столько же страдают нервно-психическими расстройствами.
Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее).
Важно отметить роль так называемых "управляемых факторов" - окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы.
Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.
Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека.
Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения.
Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе образования.
В целях создания условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья и обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья школьников, а также формирования системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, разработана региональная целевая программа "Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы" (далее - Программа).
Программа является:
социально-педагогической, так как призвана реализовывать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту и сохранение здоровья детей;
межотраслевой, так как дает возможность использовать межведомственный подход для валеологизации образовательной среды с участием органов системы здравоохранения, комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, Ленинградского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на областном и муниципальных уровнях;
организационно-педагогической, так как создает условия для эффективной организации деятельности образовательных учреждений по формированию у школьников понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;
планово-ресурсной, так как позволяет определить объемы ресурсного обеспечения данной деятельности в системе образования Ленинградской области.
Основой разработки Программы являются данные статистики о состоянии здоровья школьников и их системный анализ, социально-психологические исследования мониторинг потребностей в необходимом оборудовании для образовательных учреждений.
Необходимость разработки Программы обусловлена наличием нерешенных проблем и выявленных тревожных тенденций в области создания условий по сохранению, восстановлению и укреплению здоровья школьников Ленинградской области. Таких например, как:
отсутствие необходимого технологического, медицинского и школьного оборудования для организации учебно-воспитательного процесса;
нарушения в организации полноценного питания школьников;
снижение возрастного порога начала табакокурения;
быстрый рост токсикомании;
увеличение числа школьников, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества;
недостаточный уровень подготовки педагогических работников по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.
1.1. Оценка и анализ состояния здоровья школьников
Ленинградской области
Здоровье школьников является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.
В течение последних лет, несмотря на систему мер, предпринимаемых по охране здоровья детей и подростков, состояние здоровья школьников Ленинградской области внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.
От 20 до 40 процентов негативно влияющих на здоровье школьников факторов составляет школьный фактор риска (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным особенностям школьников). Из факторов "школьной патологии", влияющих на формирование здоровья школьников, большое значение имеют объем нагрузки, организация и условия учебного процесса.
Интенсификация идет различными путями. Наиболее явный (открытый) путь - увеличение учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и тому подобного). По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования и Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук:
1. Фактическая учебная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2 - 6,7 часа в день, в основной школе 7,2 - 8,3 часа в день и в средней школе 8,6 - 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной школе, 10-12 часов в основной школе и 13-15 часов в средней школе.
2. До 50 процентов гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20-30 процентов. К концу учебного года у гимназистов увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90 процентов. У большинства учащихся школ нового типа проявляется повышенный уровень невротизма.
3. Высокая интенсивность учебного труда не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в здоровье (их сегодня 80 процентов). Это происходит и потому, что реальное количество учебных часов уменьшилось при сохранении или увеличении объема учебного материала. Анализ учебных программ показал, что содержание школьных программ меняется главным образом в сторону повышения требований.
4. К концу школьной недели функциональные резервы организма снижаются у 30 процентов младших школьников, у 24 процентов учащихся 5-9 классов и у 20 процентов старшеклассников. Более половины учащихся школ нового типа имеют хронические болезни, а среди практически здоровых детей две трети имеют морфофункциональные отклонения.
Физиологическая цена учебной нагрузки у учащихся разных видов
общеобразовательных учреждений (в процентах от числа обследованных)
(процентов)
N п/п |
Показатели | Школы | Гимназии, лицеи и т.п. |
1. | Дефицит сна | 50,7 | 59,2 |
2. | Время прогулок меньше физиологической нормы |
75,4 |
98,0 |
3. | Дополнительная статическая нагрузка (гиподинамия) |
34,5 |
71,6 |
4. | Повышенный уровень невротизма | 47,8 | 55,2 |
5. | Сильное и выраженное утомление | 31,2 | 36,3 |
6. | Жалобы на усталость, головную боль (и тому подобное) к концу дня, недели |
28,8 |
41,2 |
7. | Неблагоприятные сдвиги артериального давления в конце недели |
40,0 |
55,0 |
Изучение умственной работоспособности и реакций организма учащихся на учебную деятельность в школах Ленинградской области подтверждают данные Института возрастной физиологии Российской академии образования.
Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, сне, пребывании на свежем воздухе.
Проводимые исследования и приведенные данные подтверждают зависимость степени и характера ухудшения состояния здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок.
Таким образом, внесенные в учебно-воспитательный процесс изменения повлекли за собой интенсификацию умственной деятельности обучающихся в ущерб двигательной активности и, как следствие (по мнению медиков), увеличение нагрузки на центральную нервную систему и снижение резистентности детского организма.
Данные ежегодных профилактических осмотров школьников свидетельствуют об уменьшении процента здоровых школьников. На прежнем уровне остается "школьная патология".
Результаты профилактических осмотров школьников
Ленинградской области
(в динамике с 1994 по 1998 год по данным Центра государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области)
(процентов)
N п/п |
Наименование патологии |
Годы | ||||
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | ||
1. | Нарушения остроты зрения | 9,40 | 11,6 | 10,4 | 11,75 | 11,2 |
2. | Дефекты речи | 1,75 | 1,90 | 1,8 | 2,25 | 2,1 |
3. | Сколиозы | 1,25 | 2,30 | 1,9 | 2,24 | 2,3 |
4. | Нарушение осанки | 5,12 | 6,35 | 5,6 | 6,65 | 6,5 |
5. | Нарушение остроты слуха | 0,50 | 0,23 | 0,2 | 0,23 | 0,2 |
Результаты профилактических осмотров школьников по ступеням обучения
(выборочно за 1998-2000 годы по данным оргметодотдела Детской
клинической больницы и комитета по здравоохранению Ленинградской
области)
(человек)
Ступень обучения |
Год | Нарушение зрения | Дефекты речи | Сколиоз | Нарушение осанки | ||||
абсолют- ный пока- затель |
показа- тель на 1000 школь- ников |
абсолют- ный пока- затель |
показа- тель на 1000 школь- ников |
абсолют- ный пока- затель |
показа- тель на 1000 школь- ников |
абсолют- ный пока- затель |
показа- тель на 1000 школь- ников |
||
Перед поступ- лением в школу |
1998 2000 |
1114 1052 |
67,0 93,20 |
1701 1676 |
102,38 123,93 |
231 289 |
13,9 20,60 |
1009 1320 |
60,73 89,80 |
После первого года обучения |
1998 2000 |
1721 1517 |
95,69 112,11 |
963 995 |
53,54 69,62 |
335 417 |
18,63 29,31 |
1451 1984 |
80,67 115,42 |
Учащиеся 4-х -5-х классов |
1998 2000 |
3507 3149 |
126,97 152,54 |
434 597 |
15,71 35,62 |
633 788 |
22,92 31,83 |
2484 2799 |
89,93 108,39 |
Учащиеся 9-х классов |
1998 2000 |
2735 3078 |
169,87 165,07 |
78 128 |
6,09 12,60 |
530 1108 |
41,35 51,75 |
1005 1973 |
78,42 96,00 |
Учащиеся 11-х классов |
1998 2000 |
2177 2938 |
169,87 189,96 |
78 114 |
6,09 13,41 |
530 1059 |
41,35 61,62 |
1005 1586 |
78,42 89,65 |
"Учебные" болезни школьников порождены синдромом согбенно-сидячей позы, который сопровождает их ежедневно все 11 лет учебы, когда организм ребенка еще растет, формируется.
Выборочные показатели по "школьной патологии"
по муниципальным образованиям
(по итогам профилактических осмотров за 2001 год)
(человек)
Муниципальное образование |
Сколиоз | Нарушение зрения | ||||||
перед поступ- лением в школу |
школьники 10-11 классов |
перед поступ- лением в школу |
школьники 10-11 классов |
|||||
абсо- лют- ный пока- за- тель |
показа- тель на 1000 школь- ников |
абсо- лют- ный пока- за- тель |
пока- затель на 1000 школь- ников |
абсо- лют- ный пока- за- тель |
показа- тель на 1000 школь- ников |
абсо- лют- ный пока- за- тель |
пока- затель на 1000 школь- ников |
|
Бокситогорс- кий район |
1 | 3,87 | 6 | 13,87 | 21 | 80,15 | 73 | 159,04 |
Волосовский район |
0 | 0 | 26 | 63,26 | 17 | 42,93 | 66 | 160,58 |
Город Ивангород |
0 | 0 | 6 | 55,56 | 12 | 111,11 | 29 | 219,70 |
Подпорожский район |
0 | 0 | 8 | 38,46 | 26 | 125,00 | 83 | 233,80 |
Город Светогорск |
0 | 0 | 1 | 7,46 | 3 | 22,39 | 31 | 150,49 |
Особую роль в формировании указанных патологий играют:
недостатки в организации режима;
отсутствие школьной мебели;
несоответствие школьной мебели ростовым данным школьников;
отсутствие профилактических мероприятий по преодолению указанных патологий;
психологические нагрузки;
недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
недостатки физического воспитания.
В структуре заболеваний (по данным комитета по здравоохранению за 2001 год) по частоте заболеваемости:
на 1 месте - заболевания нервной системы (18,6 процента);
на 2 месте - болезни органов дыхания (15,1 процента);
на 3 месте - болезни органов пищеварения (13,2 процента);
на 4 месте - болезни мочеполовой системы (9,1 процента).
Признавая роль физической культуры как мощного фактора оздоровления, необходимо отметить, что этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Существующая программа физического воспитания не обеспечивает гармонического физического развития, не компенсирует гиподинамию, которой страдают 73 процента школьников. Последствиями гиподинамии являются снижение работоспособности, рост заболеваемости.
В условиях режима деятельности школы потребность детей и подростков в движении удовлетворяется самостоятельными спонтанными движениями только в объеме 18-20 процентов. В дни, когда проводится урок физической культуры, при отсутствии других форм физического воспитания дети недополучают до 40 процентов, а без них - до 80 процентов движений. Низкая двигательная активность школьников, также как и длительные статические нагрузки, приводят к развитию у них различных заболеваний.
Существующие сегодня программы по физической культуре и основам безопасной жизнедеятельности предполагают освоение отдельных знаний по здоровому образу жизни. Но в этих программах отмечается недостаточная разработанность практического материала по оздоровительной физической культуре.
Следовательно, сегодня необходимо коренным образом изменить содержание и формы физического воспитания школьников.
Решение оздоровительных задач средствами физической культуры необходимо проводить в следующих направлениях:
создать условия для занятий физкультурой и спортом в образовательных учреждениях;
обеспечить образовательные учреждения спортивным инвентарем и оборудованием;
разработать, апробировать и внедрить учебные программы по физической культуре с оздоровительной направленностью;
внедрить третий урок физической культуры в младших классах;
проводить школьные, муниципальные, региональные детские соревнования;
организовывать и проводить смотры-конкурсы по благоустройству спортивных сооружений и тому подобного.
Не менее актуальной остается проблема распространения алкоголя и наркотиков среди школьников.
Число несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете наркологической службы Ленинградской области, составило:
Всего Учащиеся Учащиеся школ
ТУ всего до 14 лет
на 1 января 2000 года 2641 542 1597 387
на 1 января 2001 года 2856 598 1616 387
За 2000 год рост числа несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подростковой наркологической службе области, по сравнению с 1999 годом, увеличился на 0,6 процента, в том числе:
среди школьников - на 1,2 процента;
среди учащихся ТУ - на 10,3 процента.
Социальная структура подростков, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и токсическими веществами в области (на 1 января 2001 года) составляет:
школьники - 56 процентов;
учащиеся ТУ - 21 процент;
прочие - 23 процента.
По данным статистических опросов только 10 процентов старшеклассников считают недопустимым употребление алкоголя. Из числа опрошенных школьников отрицательно относятся к курению лишь 50 процентов мальчиков и 30 процентов девочек, 20,5 процента мальчиков и 21,3 процента девочек уже пробовали наркотики, иногда по принуждению. Среди опрошенных старшеклассников регулярно употребляют наркотики 10,8 процента девочек, 6,4 процента мальчиков. Причины этого явления во многом объясняются поведенческими установками школьников.
Это свидетельствует о том, что у значительной части детей и подростков отсутствует реальная установка на здоровый образ жизни, такие формы поведения, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, считаются нормой.
Следовательно, значимой проблемой для педагогических коллективов области остается целенаправленная работа по формированию у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, негативному отношению детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.
1.2. Состояние физического развития школьников
Физическое развитие школьников является важнейшим индикатором их здоровья, поскольку реагирует на изменение социально-экономических и экологических факторов.
Показатели физического развития современных школьников характеризуются увеличением доли детей с относительным дефицитом массы тела и низкорослостью. Наиболее выражены эти изменения в возрасте 11-15 лет.
Одним из ключевых факторов, влияющих на качество физического развития школьников, определяющих нормальный рост и развитие ребенка, является питание. Качественное питание должно рассматриваться как необходимое условие построения образовательного процесса.
Организация рационального сбалансированного питания детей и подростков является одним из важнейших факторов сохранения их здоровья.
Сегодня около трети наиболее распространенных заболеваний в подростковом возрасте связаны с несоблюдением принципов рационального питания. Прежде всего, это гастроэнетерологические заболевания (в общей структуре детских болезней занимают по частоте заболеваемости 2 место), разнообразные патологические состояния (гипотрофия, рахит, малокровие), аллергии.
Проводимый специалистами Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области анализ питания школьников по двум основным показателям: выполнение натуральных норм продуктового набора и охват горячим питанием в течение последних шести лет показывает тенденцию к ухудшению.
Основной причиной невыполнения натуральных норм продуктового набора является несоответствие выделяемых денежных средств стоимости дневного продуктового набора, при формировании бюджетов муниципальных образований не обеспечивается экономически обоснованный подход к решению проблемы. Многими муниципальными образованиями не выполняется Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" от 1 августа 1996 года N 107-ФЗ. бюджетное финансирование питания учащихся муниципальными образованиями выполняется не в полном объеме.
Не выдерживаются принципы сбалансированного питания: при большом дефиците белков животного происхождения, важнейших витаминов и микроэлементов в рационе преобладают продукты углеводной группы, не используются в питании детей продукты, обогащенные витаминами и важнейшими микроэлементами, йодированная соль.
Охват горячим питанием школьников Ленинградской области
(в динамике)
(процентов)
Учебный год | Всего получали горячее питание |
Получали бесплатное питание |
Оплачивали питание |
1996/97 | 35,75 | 13,4 | 22,3 |
1997/98 | 47,1 | 17,4 | 29,7 |
1998/99 | 43,1 | 18,3 | 25,9 |
1999/00 | 43,6 | 19,1 | 24,5 |
2000/01 | 44,8/ + 1,2 | 22,7/ + 3,6 | 22,1 |
2001/02 | 47,6/ + 2,8 | 23,4/ + 0,7 | 24,2 |
По муниципальным образованиям на 2001/2002 учебный год охват горячим питанием школьников составляет:
90 процентов - в муниципальном образовании город Пикалево;
70 процентов - в муниципальных образованиях Бокситогорсий район, Лодейнопольский район и город Волхов;
50 процентов - в муниципальных образованиях Всеволожский район, Кингисеппский район, Киришский район и город Сосновый Бор.
В 16 муниципальных образованиях Ленинградской области показатель охвата горячим питанием школьников ниже среднеобластного.
Серьезной проблемой для многих семей является необходимость оплачивать, даже частично, школьное питание.
Бесплатное питание школьников выше среднеобластного показателя организовано в муниципальных образованиях Бокситогорский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Кингисеппский, Ломоносовский, Тосненский районы, города Ивангород, Пикалево, поселок Колтуши.
Значительно ниже среднеобластного показателя организация бесплатного питания школьников в муниципальных образованиях Гатчинский, Кировский, Сланцевский районы, города Новая Ладога, Сертолово, Шлиссельбург, поселок Коммунар.
Анализ многолетних данных Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора позволяет говорить о прямой связи между неудовлетворительной организацией питания и ростом алиментарно-зависимых состояний. Неудовлетворительно организовано питание школьников в муниципальных образованиях Выборгский, Волосовский, Приозерский, Подпорожский, Тихвинский районы, что приводит к увеличению числа детей с аллергозами, поражениями желудочно-кишечного тракта, почечной патологией.
Особую актуальность представляют вопросы снабжения качественными продовольственными товарами по прямым поставкам от производителя, минуя наценки посредников, закладки овощей на зимний период.
Не мене важными факторами, влияющими на ситуацию, также являются:
недостаточная осведомленность родителей, учителей о требованиях, предъявляемых к организации правильного питания детей;
несформированность у детей ценностного отношения к собственному здоровью, отсутствие навыков заботы о своем здоровье.
Для улучшения состояния питания школьников, обеспечения их полноценным питанием необходимо принять комплекс мер, в том числе:
организация специальной подготовки педагогических работников в области питания детей и взрослых;
формирование у школьников основ знаний по рациональному питанию;
воспитание культуры питания у школьников;
обновление технологического и холодильного оборудования школьных столовых;
развитие производственной базы комбинатов школьного питания;
внедрение новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания;
расширение ассортимента продуктов питания;
повышение школьными столовыми культуры организации питания, включая красоту и эстетику столовых, этикет и внешний вид работников;
совершенствование и повышение эффективности производственного, в том числе лабораторного, контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) условий.
1.3. Оценка условий обучения школьников Ленинградской области
Не менее серьезное влияние на состояние здоровье школьников оказывают условия обучения.
Более 50 процентов находящихся в распоряжении образовательных учреждений зданий и сооружений эксплуатируются свыше 30 лет, 86 школ работают в приспособленных помещениях, 55 не имеют канализации, 30 - водопровода, 30 - центрального отопления.
В ряде школ не соответствуют санитарным нормам
школьная мебель;
освещенность помещений;
воздушно-тепловой режим.
Во многих школах имеется слабая материальная база для физического воспитания. Ограничены возможности занятий детей плаванием, лыжами, туризмом.
Износ технологического оборудования школьных столовых составляет более 90 процентов. Муниципальными органами управления образованием на замену оборудования за два последних года израсходовано лишь 2,5 миллиона рублей.
Важным является вопрос возможности получения школьниками медицинской консультации и первой медицинской помощи. При этом медицинские кабинеты оборудованы в 57 процентах образовательных учреждений по принципу остаточного финансирования и не всегда имеют элементарное оборудование (весы, ростомер, таблицы для измерения остроты зрения). Отсутствуют лекарственные средства для оказания первой медицинской помощи.
Актуальным на протяжении последних лет остается вопрос о медицинском обслуживании в образовательных учреждениях. При имеющейся тенденции увеличения числа школ с развивающимися процессами компьютеризации, инновационной деятельности, увеличением учебной нагрузки и усложнением программ число работников среднего медицинского персонала в них не увеличивается.
В 2000/2001 году в образовательных учреждениях всех типов и видов работало 172 врача и 841 специалист среднего медицинского персонала, из них в дневных общеобразовательных школах 52 врача, 103 медсестры (в 1998/1999 учебном году в школах работало 210 работников среднего медицинского персонала и 20 врачей).
Таким образом, негативными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, являются:
высокая интенсификация учебного процесса за счет существенного обновления содержания обучения без адаптированности учебной деятельности к особенностям развития и состояния здоровья современных школьников;
несоответствие существующим гигиеническим требованиям материально-технической базы образовательных учреждений;
увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни школьников;
ухудшение качества питания;
отсутствие эффективных образовательных программ, направленных на формирование у учащихся потребности в сохранении здоровья и гармоничном развитии;
ухудшение материально-технической базы для физического воспитания школьников и их медицинского обслуживания;
сохранение пассивной позиции детей и родителей по отношению к собственному здоровью;
недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития детей и охраны их здоровья;
пагубное влияние на здоровье школьников алкоголя, табака и наркотиков.
1.4. Цель Программы и задачи, решаемые в рамках Программы
Целью, реализуемой в ходе выполнения Программы, является создание условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья школьников и формирования системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Задачи, реализуемые в ходе выполнения Программы:
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений через обеспечение комплектами школьной мебели, технологическим оборудованием школьных столовых и специальным оборудованием медицинских кабинетов;
обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в образовательных учреждениях;
введение государственных стандартов общего образования, обеспечивающих разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья учащихся;
разработка и обновление комплексных методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций;
внесение изменений в содержание педагогического образования по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения полноценного развития ребенка в образовательном процессе;
реализация образовательных программ, направленных на формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни:
"Здоровый школьник" - 2 (3) класс
"Здоровый подросток" - 7 (8) класс
"Здоровая личность" - 10 (11) класс
"Рациональное питание" - 1 класс
реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;
создание экспериментальных образовательных площадок и продолжение работы по отработке модели школы здоровье сберегающих технологий образования и воспитания в:
средней общеобразовательной школе N 7 (город Гатчина)
средней общеобразовательной школе N 7 (Киришский район)
Котельской средней общеобразовательной школе (Кингисеппский район)
средней общеобразовательной школе N 3 (город Пикалево)
Чернореченской общеобразовательной школе (город Сертолово)
Борской средней общеобразовательной школе (Бокситогорский район);
создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья школьников, формированию у них здорового образа жизни;
разработка, апробирование и внедрение образовательных программ по физической культуре с оздоровительной направленностью;
совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья.
1.5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период с 2002 по 2005 год.
В течение указанного периода в практику повседневной деятельности образовательных учреждений войдет постепенное внедрение новых технологий обеспечения здоровья и профилактики заболеваний среди учащихся, оснащение образовательных учреждений технологическим оборудованием для школьных столовых, специальным оборудованием для школьных медицинских кабинетов и школьными партами.
1.6. Связь Программы с иными социально-экономическими мероприятиями
Правительства Ленинградской области
Программа разработана на основе и взаимосвязи с:
региональной целевой программой развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1),
региональной целевой программой "Ликвидация второй смены в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области на 1999-2006 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 26 августа 1999 года N 71).
2. Обоснование мероприятий и расчет необходимого ресурсного обеспечения
2.1. Финансирование Программы
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечение бюджетных средств из областного и муниципальных бюджетов согласно плану реализации мероприятий Программы.
Всего по Программе: 36 919 тысяч рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета
2002 год - 10 104 тысячи рублей
2003-2005 годы - 15 805 тысяч рублей
Всего - 25 909 тысяч рублей
за счет средств местных бюджетов
2002 год - 2 710 тысяч рублей
2003-2005 годы - 8 300 тысяч рублей
Всего - 11 010 тысяч рублей
2.2. Основные направления реализации Программы
Решение проблемы сохранения, укрепления, восстановления здоровья в современных условиях возможно на программно-целевой основе с объединением усилий всех заинтересованных комитетов Правительства Ленинградской области, органов местного самоуправления.
Приоритетными направлениями деятельности указанных органов по реализации Программы должны стать:
1. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений путем обеспечения:
комплектами школьной мебели (одна парта и два стула);
технологическим оборудованием школьных столовых;
специальным оборудованием медицинских кабинетов.
2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни путем разработки и реализации:
образовательных программ, направленных на формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;
системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья.
3. Обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья школьников Ленинградской области через:
ликвидацию перегруженности школьников основными и дополнительными занятиями;
разработку образовательных программ в соответствии с возрастными и функциональными особенностями развития учащихся;
усиление государственно-общественного контроля (лицензирование, аттестация образовательных учреждений, экспертиза образовательных программ, учебных пособий и технологий) на основе гигиенических требований и санитарных норм и правил;
разработку и обновление комплексных методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.
4. Поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, через полноценное развитие системы валеологических и психологических служб, центров индивидуального сопровождения, сети "школ здоровья", школьных, муниципальных советов здоровья и тому подобного.
5. Формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
6. Создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни (привлечение средств массовой информации, общественных организаций, издание популярной литературы для подростков и их родителей и так далее).
7. Использование межведомственного подхода для валеологизации образовательной среды с участием органов системы здравоохранения, комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и центров занятости населения, фондов социального страхования на областном и муниципальных уровнях.
2.3. Оценка эффективности Программы
В ходе реализации Программы будет:
достигнуто реальное повышение уровня здоровья школьников за счет:
уменьшения случаев появления близорукости у школьников;
уменьшения случаев нарушения осанки у школьников;
уменьшено число курящих подростков;
проведена профилактика алкоголизма и наркомании среди школьников;
улучшено питание школьников;
увеличен охват горячим питанием до 70 процентов школьников (без учета буфетной продукции);
приведены в соответствие с санитарными правилами СП 2.4.2.782-99 гигиенические аспекты организации учебно-воспитательного процесса;
создан региональный информационный банк данных "Здоровье школьника Ленинградской области";
укреплена материально-техническая база образовательных учреждений через обеспечение образовательных учреждений;
комплектами школьной мебели (одна парта и два стула) - 6 153 комплекта
технологическим оборудованием школьных столовых
(штук):
электроплиты - 76
шкафы жарочные - 20
электрокипятильники - 10
электромясорубки - 30
шкафы холодильные - 35
овощерезательные машины - 18
картофелечистки - 30
мармиты - 37
холодильники бытовые - 28
оборудованием для медицинских кабинетов (штук):
ростомеры - 99
весы медицинские - 150
аппараты Ротта для проверки остроты зрения - 267
таблицы для измерения остроты зрения - 200
тонометры - 150
секундомеры - 149
кушетки - 116
холодильники бытовые - 288
наборы медицинских инструментов - 120
шкафы для хранения медикаментов - 165
постельное белье - 300 комплектов
зубоврачебные кресла - 30
сухо-жаровые шкафы - 100;
повышена эффективность и качество оказания медицинской помощи школьникам;
активизирована деятельность образовательных учреждений по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни;
проведена работа по созданию новых и внедрению уже имеющихся программ сохранения здоровья школьников.
Реализация Программы будет способствовать дальнейшему укреплению здоровья школьников как одному из факторов социального развития Ленинградской области.
3. Управление. Состав участников реализации Программы
Основным исполнителем Программы является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
Соисполнителями Программы являются комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области, комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области, Ленинградский областной институт развития образования, органы местного самоуправления, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения.
Выбор исполнителей наиболее значимых мероприятий Программы (поставка технологического оборудования для столовых и медицинского оборудования) осуществляется на конкурсной основе.
Предприятия, выбираемые в качестве исполнителей и соисполнителей работ, должны обладать большим практическим опытом их проведения, должны иметь сертификаты на продукцию и право проведения работ (лицензию).
4. Формы управления Программой при ее реализации
Реализация Программы осуществляется в соответствии с областным законом "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз (с последующими изменениями и дополнениями) и постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области".
Ведение мероприятий Программы осуществляется на основе соответствующих нормативных правовых документов.
Организация работ, предусмотренных Программой, экспертиза предлагаемых решений и приемка выполненных работ осуществляются непосредственно комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
В организации работ участвуют муниципальные органы управления образованием, специалисты органов управления образованием, ответственные за организацию охраны здоровья учащихся в образовательных учреждениях.
Решение концептуальных вопросов реализации Программы осуществляется на основе рекомендаций комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
5. Контроль за исполнением Программы
Основной контроль за выполнением Программы осуществляет комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
Текущий контроль осуществляют органы местного самоуправления и комитет по экономике и инвестициям Правительства Ленинградской области.
Результаты контроля представляются в комитет по экономике и инвестициям Правительства Ленинградской области ежеквартально.
Общий контроль осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Н.И. Пустотин.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.