Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Обоснование мероприятий Программы
и расчет необходимого ресурсного обеспечения
2.1. Информация о финансировании мероприятий
по реализации Программы (по источникам)
Всего за период реализации Программы будут привлечены в жилищную сферу средства в объеме 626,4 миллиона рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета - 362,4 миллиона рублей (57,9 процента), из них: 356,4 миллиона рублей - непосредственно на строительство или приобретение жилья для молодежи и молодых семей, 6,0 миллионов рублей - на организационные расходы по реализации Программы (расходы, направляемые на финансирование мероприятий, необходимых для реализации Программы и не используемые непосредственно на оказание государственной поддержки молодежи и молодым семьям);
за счет средств муниципальных образований - 58,8 миллиона рублей (9,4 процента), из них: 57,5 миллиона рублей - непосредственно на строительство или приобретение жилья для молодежи и молодых семей, 1,3 миллиона рублей - на организационные расходы по реализации Программы;
за счет средств граждан в объеме 205,2 миллиона рублей (32,7 процента), в том числе:
123,2 миллиона рублей - личные средства граждан, внесенные в качестве первоначального взноса в размере не менее 20 процентов от стоимости приобретаемого жилья;
79,0 миллионов рублей - возвратные средства граждан, направляемые на дальнейшую реализацию Программы;
3,0 миллионов рублей - на организационные расходы по реализации Программы.
Общий объем финансирования Программы из областного бюджета будет составлять 362,4 миллиона рублей, в том числе:
237,2 миллиона рублей - на строительство или приобретение жилья для молодежи и молодых семей на возвратной основе с рассрочкой на 10 лет;
119,2 миллиона рублей - на предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;
6,0 миллиона рублей - на организационные мероприятия по реализации Программы.
Объем финансирования Программы из областного бюджета по годам будет составлять:
2002 год - за счет текущего финансирования комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области;
2003 год - 13,2 миллиона рублей, в том числе:
8 миллионов рублей - на строительство или приобретение жилья для молодежи и молодых семей на возвратной основе;
4 миллиона рублей - на безвозмездной основе (безвозмездные субсидии);
1,2 миллиона рублей - на организационные мероприятия по реализации Программы;
в последующие годы - 349,2 миллиона рублей, в том числе:
229,2 миллиона рублей - на возвратной основе;
115,2 миллиона рублей - на безвозмездной основе;
4,8 миллиона рублей - на организационные мероприятия по реализации Программы.
В процессе реализации Программы конкретный объем финансовых ресурсов на соответствующий финансовый год будет определяться областным законом об областном бюджете Ленинградской области в соответствии с потребностями Программы.
Информация о динамике и структуре программных расходов представлена в приложении 1 к Программе.
2.2. План первоочередных мероприятий реализации Программы
План первоочередных мероприятий реализации Программы приведен в приложении 2 к Программе.
Номенклатура и количество товаров, необходимых для реализации Программы, представлены в приложении 3 к Программе.
2.3. Эффективность Программы
Социальная эффективность.
Реализация Программы позволит:
только за счет государственной поддержки, не считая привлеченных средств из других источников, решить жилищную проблему около 1 700 молодых семей (более 5 500 человек), состоящих на учете по улучшению жилищных условий;
сформировать систему государственной поддержки молодежи и молодых семей в улучшении их жилищных условий;
привлечь сбережения населения в объеме не менее 200 миллионов рублей;
укрепить институт семьи, увеличить рождаемость;
увеличить эффективность вложенных средств за счет многократного использования финансовых ресурсов;
снизить расходы государства на решение жилищной проблемы всего населения в целом и молодежи в частности за счет перехода Программы на самофинансирование;
улучшить социально-бытовые и жилищные условия старшего поколения.
Экономическая эффективность.
Программа существенно зависит от срока, на который предоставляется рассрочка платежей за построенное или приобретенное молодыми семьями жилье, и величины первоначального взноса.
Расчет экономической эффективности Программы приведен в приложении 4 к Программе и основан на следующих исходных данных:
размер первоначального взноса составляет 20 процентов;
период предоставления рассрочки за построенные или приобретенные квартиры составляет 10 лет;
средства предприятий не учитываются.
Выводы из расчета экономической эффективности:
Реализация Программы позволит обеспечить жильем около 1 700 молодых семей (5 500 человек) и предоставить более 100 тысяч кв. метров жилой площади:
I этап (2002-2003 годы) предполагает обеспечение жильем 49 молодых семей (3 021 кв. метр);
II этап (2004-2006 годы) предполагает обеспечение жильем 327 молодых семей (20 281 кв. метр);
III этап (2007-2011 годы) предполагает обеспечение жильем 1 284 молодых семьи (79 444 кв. метра).
При этом уже в ходе реализации III этапа Программы объем личных средств молодых семей и возвратных инвестиций составит более 50 процентов от объема вложенных бюджетных средств Ленинградской области (при условии первоначального взноса - 20 процентов).
После 2011 года (завершения финансирования реализации Программы из областного бюджета Ленинградской области) средства, полученные гражданами на возвратной основе, будут продолжать возвращаться в Программу. Это позволит направлять получаемые средства на реализацию целей Программы и оказывать поддержку молодежи и молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, без привлечения новых бюджетных средств.
Объем направляемых на оказание помощи молодым семьям средств может составить ежегодно до 60 миллионов рублей, что позволит около 150 молодым семьям ежегодно улучшать свои жилищные условия.
Учитывая, что многие молодые семьи смогут расплатиться за построенное или приобретенное жилье за период, меньший чем 10 лет, а кроме бюджетных и личных средств, на основе которых сделаны расчеты, со II этапа будут активно привлекаться и другие внебюджетные источники, прогноз экономической эффективности Программы может оказаться еще более оптимистичным.
В целом, осуществление поддержки молодежи и молодых семей в строительстве или приобретении жилья дает возможность Правительству Ленинградской области и органам местного самоуправления:
формировать коллективы собственников, которые после заселения должны будут самостоятельно осуществлять управление жильем;
стимулировать рождаемость путем погашения части займа при рождении детей в семьях;
создать условия для предотвращения текучести кадров, как посредством предоставления жилья, так и посредством кредитных обязательств;
обеспечить частичный возврат вложенных средств за счет личных средств граждан;
сформировать структуру, способную решать широкий круг задач, связанных со строительством и эксплуатацией жилья.
Политическая эффективность.
Программа, привлекая молодежь и молодежные объединения к решению жилищной проблемы, способствует формированию общественных структур, заинтересованных в высокой эффективности освоения средств, и механизмов, обеспечивающих контроль за их использованием в строительстве или приобретении жилья.
Принцип возвратности бюджетных средств позволит на последних этапах Программы перейти к снижению расходов государства на решение жилищных проблем молодежи и, следовательно, всего населения.
Эти отношения будут способствовать воспитанию новой культуры взаимовыгодных отношений граждан с государством.
В итоге существенно поднимется авторитет власти, как среди населения области, так и на федеральном уровне, будет укреплена социальная и политическая стабильность, повысится инвестиционная привлекательность области.
2.4. Финансовый механизм реализации Программы
Финансовый механизм реализации Программы предусматривает несколько вариантов обеспечения жильем молодежи и молодых семей в соответствии с жилищным законодательством:
предоставление молодежи и молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное или приобретенное жилье;
предоставление безвозмездных субсидий;
содействие созданию и функционированию жилищных кооперативов;
предоставление социального жилья.
Предоставление молодежи и молодым семьям государственной поддержки
в виде рассрочки платежа за построенное или приобретенное жилье
Реализация данного финансового механизма Программы предусматривает рассрочку платежа на срок до 10 лет за построенное или приобретенное молодежью и молодыми семьями жилье с первоначальным взносом в размере не менее 20 процентов от общей стоимости квартиры.
Для этого средства из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, предусмотренные на реализацию Программы, направляются в форме ежегодных инвестиций в государственное учреждение "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области" для обеспечения текущей работы как с молодежью и молодыми семьями и муниципальными образованиями, так и со строительными компаниями и продавцами жилья на вторичном рынке.
Финансовые средства расходуются целевым образом на строительство или приобретение жилья с оформлением на эту сумму целевого займа молодым семьям в соответствии с Положением "О предоставлении молодежи и молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное или приобретенное жилье", разработка которого включена в План первоочередных мероприятий Программы. Возврат целевого займа осуществляется молодыми семьями ежемесячными равными платежами в государственное учреждение "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области". Возвращаемые молодыми семьями средства реинвестируются в Программу.
Возможно досрочное погашение займа и зачет стоимости имеющегося в собственности жилья.
После строительства или приобретения жилья квартиры передаются в собственность молодых семей одновременно с оформлением договора залога.
Государственная поддержка представляется в размере стоимости приобретаемого жилья, которая рассчитывается исходя из следующих параметров:
социальной нормы общей площади жилья, предоставляемой на одного человека (18 кв. метров - на одного человека для семьи из трех и более человек, 42 кв. метра - для семьи из двух человек, 33 кв. метра - для одного человека);
средней рыночной стоимости одного кв. метра жилья, утверждаемой в установленном порядке Правительством Ленинградской области.
Величина государственной поддержки молодежи и молодым семьям из средств областного бюджета Ленинградской области не должна превышать 70 процентов от стоимости жилья, соответствующего по площади социальной норме.
Целевой заем может быть конвертирован в безвозмездную жилищную субсидию при рождении детей.
Предоставление безвозмездных субсидий
Молодым семьям предоставляются субсидии двух видов:
Безвозмездные субсидии в размере до 70 процентов от общей стоимости жилья, соответствующего по площади социальной норме, предоставляется членам молодых семей, работающим в бюджетных организациях и молодым малообеспеченным гражданам.
Разница между полной стоимостью строящегося или приобретенного жилья и величиной субсидии оплачивается гражданами за счет собственных и привлеченных источников, в том числе до 10 процентов может оплачиваться из бюджетов муниципальных образований.
Порядок предоставления и размер безвозмездных субсидий определяются на основе "Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 года N 168 "Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов".
После предоставления молодым семьям новых квартир высвобождаемое ими муниципальное жилье также распределяется молодым семьям.
Дополнительная безвозмездная субсидия предоставляется молодым семьям в период осуществления выплат по договору займа при рождении каждого ребенка и направляется на погашение средств, предоставленных молодой семье по договору займа.
Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям при рождении ребенка, определяется исходя из:
социальной нормы общей площади жилья в расчете не более 18 кв. метров на одного родившегося ребенка;
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленной в Ленинградской области для реализации Программы.
Субсидии используются для компенсации части затрат, произведенных молодыми семьями на строительство или приобретение жилья или на погашение займа.
Общая сумма полученных субсидий не может превышать размера средств, использованных молодыми семьями на строительство или приобретение жилья.
В случае, если средств, заложенных в областном бюджете на соответствующий год на предоставление субсидий, окажется недостаточно для обеспечения всех семей, претендующих на их получение, величина субсидий для каждой семьи может быть уменьшена исходя из общей суммы средств, выделенных областным бюджетом.
Семьи, имеющие на момент подачи заявления на участие в Программе трех и более детей, могут претендовать на дополнительную субсидию.
Порядок предоставления дополнительных субсидий определяется Положением "О предоставлении молодежи и молодым семьям государственной поддержки в виде субсидий при рождении ребенка", разработка которого включена в План первоочередных мероприятий Программы.
Содействие созданию и функционированию жилищных кооперативов
Практика развития молодежных жилищно-строительных кооперативов показала эффективность их работы по снижению себестоимости жилья, привлечению средств предприятий и расширению круга участников за счет ежемесячных взносов вместо единовременной выплаты.
Основной смысл содействия созданию и функционированию молодежных жилищных кооперативов состоит в становлении системы долгосрочного жилищного кредитования с помощью жилищной потребительской кооперации, наделенной функциями сберегательной и ссудной организации, то есть с активным участием граждан в организациях взаимного кредитования и предприятий в организации кредитования своих работников.
Деятельность таких кооперативов будет направлена на организацию целевого накопления для получения жилья с рассрочкой погашения кредита и основана на принципах равенства всех участников. Жилье принадлежит кооперативу (а, значит, и всем его участникам) до окончания выплат по кредиту. Источником средств для покупки квартир являются накапливаемые средства участников кооператива (граждан и предприятий).
Этот вид содействия в улучшении жилищных условий не требует бюджетного финансирования и позволяет участвовать в Программе более широкому кругу семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе не состоящих на учете.
Предоставление социального жилья
Социальное жилье может быть предоставлено молодым малообеспеченным семьям, работающим в бюджетной сфере либо на предприятиях любой формы собственности и не имеющим возможности оплаты стоимости жилья из личных средств, а также молодым специалистам, направляемым на работу в бюджетные, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, по договору найма или аренды, без возможности предоставления его в собственность.
Финансирование строительства или приобретения социального жилья осуществляется за счет средств заинтересованных организаций и предприятий, а также областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Порядок предоставления социального жилья определяется в Положениях "Об оказании молодежи и молодым семьям государственной поддержки в виде предоставления жилья по договору социального найма" и "Об оказании молодежи и молодым семьям государственной поддержки в виде предоставления жилья по договору аренды", разработка которых включена в План первоочередных мероприятий Программы.
2.5. Оценка существующих источников
финансирования жилищного строительства
Сравнительный анализ индикаторов и показателей по решаемой проблеме приведен в приложении 5 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.