Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных проблем молодежной политики Ленинградской области. Успех ее разрешения во многом связан со стабильностью социально-экономической ситуации в области, моральным и физическим здоровьем молодых людей, их политическими оценками.
Создание эффективных механизмов обеспечения жильем молодежи и молодых семей является особенно актуальным. Дополнительную остроту проблеме придают демографический кризис и связанная с ним необходимость стимулирования рождаемости, а также нехватка молодых специалистов, которая уже начинает сказываться на возможностях наращивания производства, то есть на темпах развития области.
В настоящее время в Ленинградской области насчитывается более 31 тысячи семей (около 90 000 человек), имеющих менее 5,5 кв. метров общей площади на одного человека и состоящих на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Особенно остро жилищный вопрос стоит перед молодыми семьями. Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Почти 50 процентов браков распадаются. Средняя продолжительность брака среди молодежи до 30 лет - 3,1 года. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе: здоровье, образование, преступность и другие.
Программа разработана комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области в порядке реализации распоряжения Губернатора от 18 июня 2001 года N 282-рг "О разработке региональной целевой программы государственной поддержки молодежи и молодых семей в строительстве и приобретении жилья на 2002-2011 годы", при участии Фонда развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона и Санкт-Петербургского отделения Союза МЖК России.
Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи в регионе и предлагает финансово-кредитный и организационный механизм оказания государственной и иных видов поддержки молодежи и молодым семьям в строительстве или приобретении жилья на 2002-2011 годы.
Программа предполагает мобилизацию личных средств населения: на первом этапе средства на ее реализацию частично предусматриваются в областном бюджете Ленинградской области на строительство или приобретение жилья и предоставление его в рассрочку молодежи и молодым семьям, в том числе для оказания помощи молодым ученым и специалистам по улучшению их жилищных условий; на втором этапе реализации Программы будет осуществляться погашение части стоимости жилья при рождении детей.
Одной из задач настоящей Программы является создание механизмов, позволяющих консолидировать средства из различных источников и обеспечить их эффективное использование в строительстве или приобретении жилья для молодежи и молодых семей в Ленинградской области.
При этом эффективность не должна оцениваться только по самому факту предоставления квартир молодежи и молодым семьям. Особую важность при оценке эффективности имеет комплексность решения задачи: не только предоставление квартиры, но и формирование условий для повышения социальной активности молодежи, стимулирования рождаемости, повышения организованности молодежи, умения самостоятельно решать свои проблемы с использованием механизмов самоуправления.
Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении жилья может наиболее серьезным образом повлиять на улучшение демографической ситуации в области.
Общий анализ ситуации позволяет утверждать, что жилищная политика в Ленинградской области должна учитывать сложившуюся ситуацию в социальной сфере и определить, как отдельную, жилищную проблему молодежи.
Основные принципы финансовых взаимоотношений молодых граждан и молодых семей и государства, положенные в основу настоящей Программы:
1. Молодая семья имеет право на государственную поддержку в решении жилищной проблемы.
2. На участие в Программе могут претендовать семьи, признанные молодыми в соответствии с федеральным и областным законодательством. Кроме того, претендовать на государственную поддержку в решении жилищной проблемы и участвовать в Программе могут семьи в первые три года после создания, в которых возраст каждого из супругов не превысил 35 лет и оба супруга впервые вступили в брак.
3. Особое внимание уделяется формированию системы государственной поддержки молодых специалистов и ученых в улучшении их жилищных условий.
4. Программа имеет социальный характер. Первоочередное право на получение государственной поддержки на строительство или приобретение жилья из средств бюджетов всех уровней имеют постоянно проживающие в Ленинградской области молодые граждане и молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Такое право может быть использовано только один раз, при этом получившие государственную поддержку снимаются с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
5. Осуществление государственной поддержки участникам Программы является стимулирующим фактором мероприятий для привлечения личных средств граждан.
6. Основная форма бюджетного финансирования строительства или приобретения жилья для молодежи и молодых семей - целевая на возвратной основе.
7. Средства, возвращаемые молодыми семьями, реинвестируются в Программу. Реинвестируемые средства могут быть использованы для направления в качестве поддержки молодежи и молодых семей, не обеспеченных жилой площадью по установленной норме.
8. Заказчик Программы - Правительство Ленинградской области - обеспечивает создание и функционирование организации, реализующей Программу - государственного учреждения "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области", осуществляющей, в свою очередь, функционирование механизма консолидации ресурсов из различных источников с целью финансирования строительства или приобретения жилья для молодежи и молодых семей.
1.2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание системы государственной поддержки в обеспечении доступным жильем молодежи и молодых семей в Ленинградской области путем формирования правовых, организационных и финансовых условий на основе опыта МЖК и с учетом необходимости создания предпосылок для улучшения демографической ситуации в области.
Задачи Программы:
разработка организационного и финансово-кредитного механизма государственной поддержки молодежи и молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве или приобретении жилья;
создание постоянно действующей системы оказания помощи молодежи и молодым семьям в решении жилищной проблемы при небольшом объеме бюджетной поддержки;
разработка механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи и молодых семей, формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала области;
создание системы региональных нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную государственную поддержку молодежи и молодых семей в строительстве или приобретении жилья при их личном участии;
поддержка и стимулирование инициативы молодежи и молодых семей по улучшению своих жилищных условий.
1.3. Этапы реализации Программы
Программа предусматривает три этапа реализации.
Предлагается ограничить срок реализации Программы десятью годами, которые разбиты на периоды, различающиеся по составу задач и методам их решения.
В течение I этапа (2002-2003 годы):
формирование заказчиком Программы - Правительством Ленинградской области организационной структуры управления Программой (государственное учреждение "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области") и создание правовых оснований консолидации ресурсов для строительства или приобретения жилья для молодежи и молодых семей;
разработка и принятие нормативных правовых актов (положения, правила и так далее), обеспечивающие формирование организационных и финансовых механизмов реализации Программы;
определение подходов к обеспечению жильем молодых специалистов и ученых;
определение категорий молодежи и молодых семей для участия в Программе, отработка механизмов ее реализации;
отработка взаимодействия участников и исполнителей Программы;
организация комплексного социологического исследования среди молодежи;
долевое участие молодежи и молодых семей в период строительства или приобретения жилья составляет в среднем 15-20 процентов и идет в основном за счет средств бюджетов различных уровней путем предоставления субсидий и займов;
анализ и обобщение опыта I этапа, совершенствование механизма реализации Программы, подготовка кадров для развития и совершенствования организационной структуры.
На II этапе (2004-2006 годы):
проведение сравнительного социологического исследования в целях выявления эффекта по результатам I этапа и внесения необходимых корректировок в Программу;
внедрение схемы предоставления дополнительных безвозмездных субсидий молодым семьям в период осуществления выплат по договору займа при рождении ребенка;
совершенствование механизма консолидации ресурсов для обеспечения строительства или приобретения жилья для молодежи и молодых семей, начинают привлекаться внебюджетные источники;
долевое участие молодежи и молодых семей в период строительства и приобретения жилья возрастает до 28 процентов; увеличение удельного веса заемных средств;
расходы областного бюджета планируются с ростом в 6 миллионов рублей ежегодно от базы предыдущего года (с учетом покрытия инфляционных издержек за счет бюджета);
развитие структуры государственного учреждения "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области".
На III этапе (2007-2011 годы):
проведение сравнительного социологического исследования в целях выявления эффекта по результатам II этапа Программы и внесения в нее необходимых корректировок;
совершенствование механизма консолидации ресурсов, активное привлечение внебюджетных средств;
долевое участие молодежи и молодых семей в период строительства или приобретения жилья возрастает до 33 процентов;
увеличение удельного веса заемных средств;
расходы областного бюджета планируются с увеличением от базы предыдущего года (с учетом покрытия инфляционных издержек за счет бюджета);
создание условий, позволяющие перейти к циклическому использованию инвестированных за прошедшие годы средств областного бюджета (самофинансированию) строительства или приобретения жилья для молодежи и молодых семей;
создание системы мониторинга потребностей в строительстве социального жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.