Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2003-2005 годах"
14 октября, 31 декабря 2003 г., 11 мая, 30 декабря 2004 г., 14 мая 2005 г.
Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 г. N 36-оз в паспорт Программы внесены изменения
Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2003-2005 годах"
Полное наименование Программы |
Региональная целевая программа "Развитие и исполь- зование минерально-сырьевой базы Ленинградской об- ласти в 2003-2005 годах (далее - Программа) |
Основание для раз- работки Программы |
Закон Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1; Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ; постановление Правительства Ленинградской области от 30 декабря 1998 года N 42 "Об утверждении Основ- ных направлений по оздоровлению окружающей природ- ной среды Ленинградской области на период до 2005 года" |
Срок реализации Программы |
2003-2005 годы |
Цель Программы | Обеспечение потребности социально-экономического развития области в минерально-сырьевых ресурсах |
Основные задачи и мероприятия Программы |
1. Обеспечение сбалансированного соотношения меж- ду уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых. 2. Поиск, разведка и добыча новых месторождений полезных ископаемых с учетом требований в области охраны окружающей среды. 3. Геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минераль- ного сырья. 4. Экономическая оценка воздействия недропользо- вания на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабаты- вающей промышленности Ленинградской области. 5. Информационное обеспечение управленческих ре- шений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов |
Объем финансовых ресурсов, заплани- рованных по Программе |
57,944 миллиона рублей из областного бюджета, в том числе на 2003 год - 22,094 миллиона рублей из областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты, соци- альный и экономи- ческий эффект, важ- нейшие целевые по- казатели Программы |
1. Восполнение промышленных запасов общераспрост- раненных полезных ископаемых не менее чем на: строительного камня - 4 миллиона куб. метров, облицовочного камня - 50 тысяч куб. метров, песка строительного - один миллион куб. метров, песчано-гравийных материалов - 500 тысяч куб. метров, песка стекольного - 15 миллионов тонн, торфа - 23 миллиона тонн. 2. Выявление перспективных площадей и проявлений нетрадиционных видов полезных ископаемых: железо- марганцевых руд, алмазов и других. 3. Создание не менее 450 новых рабочих мест, в том числе трудоустройство: в Выборгском районе - 150 человек, в Приозерском районе - 120 человек, в Кингисеппском районе - 60 человек, в Подпорожском районе - 50 человек. 4. Повышение бюджетной эффективности использова- ния минерально-сырьевых ресурсов за счет дополни- тельных доходов областного бюджета: с вводимых в освоение новых месторождений, в том числе в 2003 году: налога на добычу полезных ископаемых - 44,5 миллиона рублей, платежей за пользование недрами - 0,5 миллиона рублей, платежи за добычу и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (погашение задолженности за предыдущие годы) - 1,7 миллиона рублей. 5. Повышение экономической эффективности дейст- вующих горнодобывающих предприятий за счет освоения новых востребованных видов минерального сырья, пе- рехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии. 6. Обеспечение сохранения качества окружающей среды за счет применения новых технологий добычи и переработки минерального сырья, утилизации отходов добывающих предприятий, размещения объектов рекреа- ции и жилищного строительства с учетом радоно- опасности и других природных факторов |
Разработчик Программы |
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2002 год с ежегодной корректировкой перечня меро- приятий в соответствии с фактически выделенным объемом финансирования |
Представитель заказчика |
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Основной исполни- тель Программы |
Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды" |
Руководитель Прог- раммы: фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона, адрес |
Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, тел. 276-62-35, ул. Смольно- го, 3 |
Постановление о разработке Програм- мы |
Постановление Правительства Ленинградской области от 26 сентября 2002 года N 167 "О проекте областно- го закона "О региональной целевой программе "Разви- тие и использование минерально-сырьевой базы Ленин- градской области в 2003-2005 годах" |
Система организации контроля за выпол- нением Программы |
Контроль за выполнением Программы осуществляется представителем государственного заказчика - комите- том по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, за целевым использованием финансовых средств - комитетом финансов Ленинградс- кой области |
1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы
и обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка современного состояния минерально-сырьевой базы
Ленинградской области
Горно-промышленный комплекс области представлен такими крупными градообразующими предприятиями как открытые акционерные общества "Бокситогорский глинозем", "Фосфорит", "Ленинградсланец" и другие. В области имеются 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и тому подобного, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.
Поскольку в отличие от ряда других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, то всегда необходимо учитывать, что после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию. Поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы и, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение.
Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из них важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений.
Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от их вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов бокситов, кварцевых стекольных песков, светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Обеспеченность запасами большинства других видов полезных ископаемых по предварительной оценке могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфраструктуры. Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторожденй по критериям рыночной экономики, в ходе которой запасы ряда месторождений переходят в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например облицовочного камня, песков строительных и тому подобного. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказываются застроенными, поскольку землеотводы осуществлялись без согласования с геологической службой и госгортехнадзором. В связи с указанным фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов.
Необходимы инвестиции в поиск нетрадиционных новых видов полезных ископаемых: железо-марганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов, геотермальных источников тепла.
Приоритетными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию, а затем и улучшение качества окружающей среды, являются геоэкологические. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории области определяется с одной стороны природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой.
Из природных геологических факторов в области наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью и тектонически активными площадями.
Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного и облицовочного камней. Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей. Многие предприятия используют устаревшие технологии добычи и переработки минерального сырья, например, строительного камня, что приводит к недопустимо высокому уровню отрицательного воздействия на окружающую среду.
Исходя из указанной оценки состояния минерально-сырьевой базы, следует отметить основные проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время:
1. Отсутствие до настоящего времени утвержденной Правительством Ленинградской области стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. По этой причине неудовлетворительное до 2000 года финансирование геолого-разведочных работ не позволило добиться сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по многим видам полезных ископаемых. Состояние сырьевых баз ряда горнодобывающих предприятий ухудшилось в связи с истощением запасов (например, бокситов), снижением качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки месторождений (например, сланцев и других).
2. Несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивает оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения работ по добыче.
3. Из-за недостаточности и несовершенства государственного контроля за соблюдением условий недропользования не обеспечен необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер приняла безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов.
4. Прекращение на большинстве горнодобывающих предприятий обновления основных фондов, низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья обусловили низкую конкурентоспособность производимой продукции, неприемлемо высокий уровень отрицательного воздействия на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.
Неудовлетворительная оценка состояния минерально-сырьевого комплекса определяет формирование четко обозначенных целей и задач в рамках среднесрочной Программы.
1.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы действующих и проектируемых добывающих предприятий, выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического геологического изучения территории Ленинградской области.
Реализация Программы обеспечит решение следующих основных задач:
формирование государственной политики в сфере минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области, обеспечивающей ее устойчивое развитие;
резкое повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов;
информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов;
обеспечение сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.
1.3. Связь с другими социально-экономическими программами
Правительства Ленинградской области
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими действующими на территории Ленинградской области региональными целевыми программами: "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы" и "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр).
В Программе отсутствуют мероприятия по использованию и охране подземных вод, поскольку в связи с изменением налогового законодательства месторождения пресных подземных вод отнесены к подземным водным объектам, за пользование которыми в целях водоснабжения взимается не налог на добычу полезных ископаемых, а плата за пользование водными объектами в размерах, утвержденных областным законом от 10 июня 2002 года N 19-оз. Мероприятия по изучению и охране подземных вод включены в региональную целевую программу "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы".
2. Обоснование мероприятий Программы
и расчет необходимого ресурсного обеспечения
Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 г. N 126-оз в часть 2.1 Программы внесены изменения
2.1 План реализации Программы
Расчет необходимого финансирования по объектам выполнен на основе проектно-сметной документации, составленной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для обоснования объемов требуемых средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Предусмотренные объемы финансирования по этим объектам могут быть откорректированы в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.
Программа сформирована по следующим базовым разделам:
Раздел 1. Анализ состояния минерально-сырьевой базы
и перспектив ее расширения
На 2003 год финансирование по разделу планируется в объеме 12,316 миллиона рублей, на 2004 и 2005 годы - 9,695 и 5,251 миллиона рублей соответственно.
В рамках раздела выполняются следующие наиболее крупные работы:
разработка (завершение) долгосрочной программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области на период до 2010 года";
методическое сопровождение утвержденных региональных целевых программ развития минерально-сырьевой базы обусловлено большим объемом работ по подготовке (проверке) расчетов поступления в бюджетную систему налога на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей за пользование недрами, проектов региональных целевых программ геологического изучения на предстоящий год, по подготовке проектов и экспертизе технических заданий на проведение работ, по приемке актировок и отчетов о выполненных работах, подготовка научно-технических советов и геологическая экспертиза отчетов в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (до 1 января 2002 года сопровождение осуществлялось Департаментом природных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Северо-Западному региону, являвшимся бюджетополучателем);
инвентаризация распределенного и нераспределенного фондов недр, в том числе по каждому муниципальному образованию, с подготовкой предложений Правительству Ленинградской области и органам местного самоуправления по развитию минерально-сырьевой базы на основе геолого-экономической оценки запасов и применения информационных технологий для принятия управленческих решений;
поэтапная организация и ведение мониторинга использования минерально-сырьевых ресурсов на основе дистанционных методов контроля за состоянием и использованием недр;
издание печатных материалов о недрах Ленинградской области и стимулирование открытий месторождений полезных ископаемых.
Раздел 2. Оценка перспектив выявления новых видов
минерального сырья нетрадиционных источников энергии
В ходе последних исследований по опорным глубинным геофизическим профилям, а также поисковых работ в акватории Финского залива и на Лужской площади научно обосновано и подтверждено вескими практическими аргументами наличие в области месторождений железо-марганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов и геотермальных источников тепла. Поисково-оценочные работы на железо-марганцевые конкреции в акватории Финского залива и алмазы на Лужской площади осуществляются за счет инвестиций, привлеченных владельцами лицензий (обществами с ограниченной ответственностью "Петротранс" и "Петродайм" соответственно). В целях привлечения инвестиций на аналогичные работы по поиску углеводородного сырья необходима подготовка пакета геологической информации для последующей организации конкурса на право проведения поисково-оценочных работ на наиболее перспективных участках. Специалистами Всероссийского научно-исследовательского геолого-разведочного института в 1994 году дан положительный прогноз на нефтегазоносность для двух структур - Пашско-Ладожского и Онежского авлакогенов. В объект включены площади, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским геолого-разведочным институтом, а также участки, уточненные по результатам работ закрытого акционерного общества "Координационный центр "Росгеофизика" в 2000-2002 годах.
Раздел 3. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
На 2003 год финансирование по разделу планируется в объеме 4,2 миллиона рублей, на 2004 и 2005 годы - 3,502 и 3,3 миллиона рублей соответственно.
В рамках раздела выполняются следующие наиболее крупные работы:
создание и развитие минерально-сырьевой базы для предприятий стройиндустрии путем поисково-разведочных работ на пески стекольные для действующих (закрытое акционерное общество "Веда-ПАК"), строящихся (закрытое акционерное общество "Киришский завод первичной переработки") и проектируемых стекольных заводов, на строительный и облицовочный камень, пески строительные и песчано-гравийный материал для федеральных и областных объектов строительства;
ревизия и инвентаризация запасов торфа на ранее разрабатываемых и в настоящее время законсервированных торфяных месторождениях.
В городе Пикалево предполагается строительство завода "Бентонит - Пикалево" по выпуску глинопорошков. Предприятие необходимо обеспечить (на конкурсной основе) собственной минерально-сырьевой базой. Проектная рентабельность предприятия составит 30-35 процентов. Будут созданы новые рабочие места для 120-150 человек. Ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят около 8 миллионов рублей.
Раздел 4. Геолого-экологические исследования
На 2003 год финансирование по разделу планируется в объеме 4,24 миллиона рублей, на 2004 и 2005 годы - 5,803 и 4,699 миллиона рублей соответственно.
В рамках раздела выполняются следующие наиболее крупные работы:
проведение совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации мероприятий, помогающих заинтересовать молодежь геологией, пропаганда геологических знаний путем проведения слета юных геологов и тому подобное;
изучение природных факторов, определяющих размещение на территории области объектов жилищного и промышленного назначения в зависимости от радоноопасности, метаноопасности, тектонических движений;
мероприятия по уменьшению влияния техногенных факторов на окружающую среду.
В качестве очистных средств для жидких радиоактивных отходов в Ленинградской области перспективны не только относительно изученные и положительно оцененные глауконитовые и бентонитовые глины, доломиты, диатониты, но и отходы производства алюминия - красный бокситовый шлам, белитовый шлам и другие.
2.2. Эффективность реализации мероприятий Программы
Бюджетная эффективность - рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ленинградской области в результате роста объемов производства и, соответственно, налогооблагаемой базы.
На 2003 год бюджетная эффективность будет заключаться в следующих дополнительных налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Ленинградской области:
налог на добычу полезных ископаемых после начала добычи на разведанных по Программе месторождениях в размере 3,3 миллиона рублей, в том числе на месторождениях песков - 1,1 миллиона рублей, строительного и облицовочного камня - 2,2 миллиона рублей;
регулярные платежи за пользование опоискованными по Программе участками недр в размере не менее 0,6 миллиона рублей;
сборы за участие в конкурсе на право пользования участками недр, разведанными или опоискованными по объектам Программы на сумму не менее 0,9 миллиона рублей;
другие налоги и сборы, установленные действующим законодательством.
В целом дополнительные доходы за пользование недрами по объектам Программы на 2003 год составят 4,8 миллиона рублей.
Социальная эффективность будет характеризоваться увеличением числа рабочих мест, повышением доходов работников добывающих предприятий, улучшением демографической ситуации, развитием социальной инфраструктуры, созданием около 450 новых рабочих мест, которые будут заняты в основном местными жителями. Кроме того, при освоении новых месторождений за счет привлечения инвестиций недропользователей будут построены детские дошкольные и другие социально-бытовые объекты.
Экономическая эффективность реализации Программы будет выражена в дополнительных доходах горнодобывающих предприятий, получаемых за счет освоения новых востребованных видов минерального сырья, перехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии.
Экологическая эффективность будет обеспечена сохранением качества окружающей среды за счет применения новых технологий добычи и переработки минерального сырья, утилизации отходов добывающих предприятий, размещения объектов рекреации и жилищного строительства с учетом радоноопасности и других природных факторов.
Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 г. N 36-оз в часть 3 Программы внесены изменения
3. Состав, функции и полномочия участников
реализации Программы
Основными участниками реализации Программы являются:
государственный заказчик Программы - Правительство Ленинградской области в лице комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области;
главный распорядитель бюджетных средств - комитет финансов Ленинградской области;
Основной исполнитель Программы - Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды.
Государственный заказчик Программы координирует деятельность всех участников реализации Программы, при необходимости вносит на утверждение Законодательного собрания Ленинградской области предложения по внесению дополнений и изменений в Программу, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы текущего года, в обязательном порядке рассматривает и утверждает технические задания, согласовывает календарные планы работ, обосновывает выбор подрядных организаций, принимает участие в деятельности постоянно действующей Конкурсной комиссии Ленинградской области по распределению заказов, участвует совместно с основным исполнителем Программы в приемке работ, при необходимости привлекая независимых экспертов.
Главный распорядитель перечисляет бюджетные средства в соответствии с росписью расходов на соответствующий финансовый год, реестром заключенных договоров.
Основной исполнитель Программы:
1. Готовит в полном объеме договорную документацию и заключает государственные договоры (контракты) на выполнение мероприятий Программы с соответствующими подрядными организациями. Представляет государственному заказчику для рассмотрения и утверждения технические задания ко всем договорам, заключаемым в рамках Программы. Финансирование по договорам, заключаемым с основным исполнителем, осуществляется только при наличии утвержденного комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области технического задания, согласованного календарного плана.
2. Ежеквартально представляет отчет о ходе выполнения работ в комитет финансов Ленинградской области и государственному заказчику Программы. В случае необходимости замены объектов или невозможности реализации мероприятий своевременно извещает об этом государственного заказчика Программы в установленном порядке.
3. Совместно с представителем государственного заказчика Программы принимает участие в подготовке необходимых материалов по объектам Программы, которые требуют рассмотрения постоянно действующей Конкурсной комиссии Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.