Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2003-2005 годах"
14 октября, 31 декабря 2003 г., 11 мая, 30 декабря 2004 г., 14 мая 2005 г.
Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 г. N 36-оз в паспорт Программы внесены изменения
Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2003-2005 годах"
Полное наименование Программы |
Региональная целевая программа "Развитие и исполь- зование минерально-сырьевой базы Ленинградской об- ласти в 2003-2005 годах (далее - Программа) |
Основание для раз- работки Программы |
Закон Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1; Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ; постановление Правительства Ленинградской области от 30 декабря 1998 года N 42 "Об утверждении Основ- ных направлений по оздоровлению окружающей природ- ной среды Ленинградской области на период до 2005 года" |
Срок реализации Программы |
2003-2005 годы |
Цель Программы | Обеспечение потребности социально-экономического развития области в минерально-сырьевых ресурсах |
Основные задачи и мероприятия Программы |
1. Обеспечение сбалансированного соотношения меж- ду уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых. 2. Поиск, разведка и добыча новых месторождений полезных ископаемых с учетом требований в области охраны окружающей среды. 3. Геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минераль- ного сырья. 4. Экономическая оценка воздействия недропользо- вания на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабаты- вающей промышленности Ленинградской области. 5. Информационное обеспечение управленческих ре- шений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов |
Объем финансовых ресурсов, заплани- рованных по Программе |
57,944 миллиона рублей из областного бюджета, в том числе на 2003 год - 22,094 миллиона рублей из областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты, соци- альный и экономи- ческий эффект, важ- нейшие целевые по- казатели Программы |
1. Восполнение промышленных запасов общераспрост- раненных полезных ископаемых не менее чем на: строительного камня - 4 миллиона куб. метров, облицовочного камня - 50 тысяч куб. метров, песка строительного - один миллион куб. метров, песчано-гравийных материалов - 500 тысяч куб. метров, песка стекольного - 15 миллионов тонн, торфа - 23 миллиона тонн. 2. Выявление перспективных площадей и проявлений нетрадиционных видов полезных ископаемых: железо- марганцевых руд, алмазов и других. 3. Создание не менее 450 новых рабочих мест, в том числе трудоустройство: в Выборгском районе - 150 человек, в Приозерском районе - 120 человек, в Кингисеппском районе - 60 человек, в Подпорожском районе - 50 человек. 4. Повышение бюджетной эффективности использова- ния минерально-сырьевых ресурсов за счет дополни- тельных доходов областного бюджета: с вводимых в освоение новых месторождений, в том числе в 2003 году: налога на добычу полезных ископаемых - 44,5 миллиона рублей, платежей за пользование недрами - 0,5 миллиона рублей, платежи за добычу и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (погашение задолженности за предыдущие годы) - 1,7 миллиона рублей. 5. Повышение экономической эффективности дейст- вующих горнодобывающих предприятий за счет освоения новых востребованных видов минерального сырья, пе- рехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии. 6. Обеспечение сохранения качества окружающей среды за счет применения новых технологий добычи и переработки минерального сырья, утилизации отходов добывающих предприятий, размещения объектов рекреа- ции и жилищного строительства с учетом радоно- опасности и других природных факторов |
Разработчик Программы |
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
2002 год с ежегодной корректировкой перечня меро- приятий в соответствии с фактически выделенным объемом финансирования |
Представитель заказчика |
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Основной исполни- тель Программы |
Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды" |
Руководитель Прог- раммы: фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона, адрес |
Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, тел. 276-62-35, ул. Смольно- го, 3 |
Постановление о разработке Програм- мы |
Постановление Правительства Ленинградской области от 26 сентября 2002 года N 167 "О проекте областно- го закона "О региональной целевой программе "Разви- тие и использование минерально-сырьевой базы Ленин- градской области в 2003-2005 годах" |
Система организации контроля за выпол- нением Программы |
Контроль за выполнением Программы осуществляется представителем государственного заказчика - комите- том по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, за целевым использованием финансовых средств - комитетом финансов Ленинградс- кой области |
1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы
и обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка современного состояния минерально-сырьевой базы
Ленинградской области
Горно-промышленный комплекс области представлен такими крупными градообразующими предприятиями как открытые акционерные общества "Бокситогорский глинозем", "Фосфорит", "Ленинградсланец" и другие. В области имеются 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и тому подобного, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.
Поскольку в отличие от ряда других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, то всегда необходимо учитывать, что после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию. Поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы и, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение.
Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из них важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений.
Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от их вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов бокситов, кварцевых стекольных песков, светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Обеспеченность запасами большинства других видов полезных ископаемых по предварительной оценке могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфраструктуры. Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторожденй по критериям рыночной экономики, в ходе которой запасы ряда месторождений переходят в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например облицовочного камня, песков строительных и тому подобного. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказываются застроенными, поскольку землеотводы осуществлялись без согласования с геологической службой и госгортехнадзором. В связи с указанным фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов.
Необходимы инвестиции в поиск нетрадиционных новых видов полезных ископаемых: железо-марганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов, геотермальных источников тепла.
Приоритетными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию, а затем и улучшение качества окружающей среды, являются геоэкологические. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории области определяется с одной стороны природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой.
Из природных геологических факторов в области наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью и тектонически активными площадями.
Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного и облицовочного камней. Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей. Многие предприятия используют устаревшие технологии добычи и переработки минерального сырья, например, строительного камня, что приводит к недопустимо высокому уровню отрицательного воздействия на окружающую среду.
Исходя из указанной оценки состояния минерально-сырьевой базы, следует отметить основные проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время:
1. Отсутствие до настоящего времени утвержденной Правительством Ленинградской области стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. По этой причине неудовлетворительное до 2000 года финансирование геолого-разведочных работ не позволило добиться сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по многим видам полезных ископаемых. Состояние сырьевых баз ряда горнодобывающих предприятий ухудшилось в связи с истощением запасов (например, бокситов), снижением качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки месторождений (например, сланцев и других).
2. Несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивает оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения работ по добыче.
3. Из-за недостаточности и несовершенства государственного контроля за соблюдением условий недропользования не обеспечен необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер приняла безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов.
4. Прекращение на большинстве горнодобывающих предприятий обновления основных фондов, низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья обусловили низкую конкурентоспособность производимой продукции, неприемлемо высокий уровень отрицательного воздействия на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.
Неудовлетворительная оценка состояния минерально-сырьевого комплекса определяет формирование четко обозначенных целей и задач в рамках среднесрочной Программы.
1.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы действующих и проектируемых добывающих предприятий, выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического геологического изучения территории Ленинградской области.
Реализация Программы обеспечит решение следующих основных задач:
формирование государственной политики в сфере минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области, обеспечивающей ее устойчивое развитие;
резкое повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов;
информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов;
обеспечение сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.
1.3. Связь с другими социально-экономическими программами
Правительства Ленинградской области
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими действующими на территории Ленинградской области региональными целевыми программами: "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы" и "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр).
В Программе отсутствуют мероприятия по использованию и охране подземных вод, поскольку в связи с изменением налогового законодательства месторождения пресных подземных вод отнесены к подземным водным объектам, за пользование которыми в целях водоснабжения взимается не налог на добычу полезных ископаемых, а плата за пользование водными объектами в размерах, утвержденных областным законом от 10 июня 2002 года N 19-оз. Мероприятия по изучению и охране подземных вод включены в региональную целевую программу "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы".
2. Обоснование мероприятий Программы
и расчет необходимого ресурсного обеспечения
Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 г. N 126-оз в часть 2.1 Программы внесены изменения
2.1 План реализации Программы
Расчет необходимого финансирования по объектам выполнен на основе проектно-сметной документации, составленной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для обоснования объемов требуемых средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Предусмотренные объемы финансирования по этим объектам могут быть откорректированы в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.
Программа сформирована по следующим базовым разделам:
Раздел 1. Анализ состояния минерально-сырьевой базы
и перспектив ее расширения
На 2003 год финансирование по разделу планируется в объеме 12,316 миллиона рублей, на 2004 и 2005 годы - 9,695 и 5,251 миллиона рублей соответственно.
В рамках раздела выполняются следующие наиболее крупные работы:
разработка (завершение) долгосрочной программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области на период до 2010 года";
методическое сопровождение утвержденных региональных целевых программ развития минерально-сырьевой базы обусловлено большим объемом работ по подготовке (проверке) расчетов поступления в бюджетную систему налога на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей за пользование недрами, проектов региональных целевых программ геологического изучения на предстоящий год, по подготовке проектов и экспертизе технических заданий на проведение работ, по приемке актировок и отчетов о выполненных работах, подготовка научно-технических советов и геологическая экспертиза отчетов в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (до 1 января 2002 года сопровождение осуществлялось Департаментом природных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Северо-Западному региону, являвшимся бюджетополучателем);
инвентаризация распределенного и нераспределенного фондов недр, в том числе по каждому муниципальному образованию, с подготовкой предложений Правительству Ленинградской области и органам местного самоуправления по развитию минерально-сырьевой базы на основе геолого-экономической оценки запасов и применения информационных технологий для принятия управленческих решений;
поэтапная организация и ведение мониторинга использования минерально-сырьевых ресурсов на основе дистанционных методов контроля за состоянием и использованием недр;
издание печатных материалов о недрах Ленинградской области и стимулирование открытий месторождений полезных ископаемых.
Раздел 2. Оценка перспектив выявления новых видов
минерального сырья нетрадиционных источников энергии
В ходе последних исследований по опорным глубинным геофизическим профилям, а также поисковых работ в акватории Финского залива и на Лужской площади научно обосновано и подтверждено вескими практическими аргументами наличие в области месторождений железо-марганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов и геотермальных источников тепла. Поисково-оценочные работы на железо-марганцевые конкреции в акватории Финского залива и алмазы на Лужской площади осуществляются за счет инвестиций, привлеченных владельцами лицензий (обществами с ограниченной ответственностью "Петротранс" и "Петродайм" соответственно). В целях привлечения инвестиций на аналогичные работы по поиску углеводородного сырья необходима подготовка пакета геологической информации для последующей организации конкурса на право проведения поисково-оценочных работ на наиболее перспективных участках. Специалистами Всероссийского научно-исследовательского геолого-разведочного института в 1994
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.