Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 февраля 2003 г. N А42-4402/02-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корабухиной Л.И., Троицкой Н.В.
при участии от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" начальника претензионно-искового отдела Кочаряна А.В. (доверенность от 04.01.2003 N ЮР-7/5),
рассмотрев 04.02.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение от 02.09.2002 (судья Бубен В.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2002 (судьи Драчева Н.И., Востряков К.А., Мунтян Л.Б.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4402/02-5,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - общество, пароходство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - инспекция) от 27.03.2002 N 131 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности и уменьшении налоговых вычетов, заявленных в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2001 года, на сумму 6 081 120 руб.
Решением суда от 02.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2002, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и отказать обществу в иске. Налоговый орган указывает, что судебными инстанциями не применен пункт 1 статьи 157 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому при осуществлении перевозок грузов морским транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки только в пределах территории Российской Федерации.
Поскольку общество осуществляет перевозку экспортируемых грузов как по территории Российской Федерации, так и за ее пределами, то у пароходства возникают обороты, являющиеся объектом налогообложения. Налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, при этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
Следовательно, общество неправомерно заявило к возмещению из бюджета сумму НДС, так как услуги по транспортировке экспортируемых грузов осуществлялись, в том числе и за пределами Российской Федерации, а раздельного учета облагаемых и необлагаемых оборотов пароходство не вело.
Представители инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель пароходства отклонил доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, общество 27.12.2001 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за сентябрь 2001 года, в которой отразило суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) и принимаемые к налоговому вычету.
Инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации и по ее результатам вынесла решение от 27.03.2002 N 131 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, а также об уменьшении налоговых вычетов, заявленных пароходством в уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2001 года, на сумму 6 081 120 руб., в связи с тем, что общество не представило документы, подтверждающие ведение раздельного учета выручки и затрат по перевозкам экспортных грузов в части услуг, оказанных за пределами Российской Федерации и в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 того же пункта, то есть товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. При этом указанное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Согласно пункту 1 статьи 157 НК РФ при осуществлении перевозок грузов морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки только в пределах территории Российской Федерации, однако пунктом 3 этой статьи установлено, что положения настоящей статьи применяются с учетом положений пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Также Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено ведение раздельного учета выручки и затрат по перевозкам экспортных грузов в части услуг, оказанных в пределах и за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не установлено, что НДС по ставке 0 процентов облагается только та часть выручки, которая получена перевозчиком за услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортируемых грузов по территории Российской Федерации, а за пределами территории Российской Федерации стоимость услуг обложению не подлежит.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.09.2002 и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2002 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4402/02-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В.Пастухова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2003 г. N А42-4402/02-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника