Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2003 г. N 3952
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "Тверской завод вискозных нитей" Смирновой Н.И. (доверенность от 21.01.2002), Черновой Н.И. (доверенность от 27.11.2002),
рассмотрев 21.01.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверской завод вискозных нитей" на решение от 05.08.2002 (судья Кожемятова Л.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 19.11.2002 (судьи Белова О.В., Потапенко Г.А., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 3952,
установил:
Ликвидационная комиссия открытого акционерного общества "Тверской завод вискозных нитей" (далее - общество) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 23.05.2002 N 135 в части направления излишне уплаченной обществом суммы налога на добавленную стоимость, зачисляемого в федеральный бюджет, на исполнение обязанности по уплате пеней в бюджеты иного уровня по федеральным, региональным и местным налогам и сборам и об обязании налоговой инспекции возвратить 133 230,43 руб. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 05.08.2002 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить иск. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции неправильно применили положения пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Представители налоговой инспекции, извещенные в установленном порядке о времени и месте слушания дела, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы общества, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Налоговая инспекция, установив, что истцу подлежат возмещению из бюджета 147 505,57 руб. налога на добавленную стоимость, решением от 23.05.2002 N 135 направила названную сумму переплаты на погашение задолженности по пеням в областной и городской бюджеты по налогам на прибыль, на имущество, с продаж, на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, по целевому сбору на содержание милиции, единому социальному налогу в территориальный Фонд социального страхования Российской Федерации, а также в федеральный бюджет по платежам за добычу подземных вод, за выбросы вредных веществ, по единому социальному налогу в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Считая неправомерным направление переплаты по федеральному налогу на погашение задолженности по пеням, подлежащим зачислению в бюджеты иного уровня, общество обжаловало решение налогового органа в части направления излишне уплаченной обществом суммы налога на добавленную стоимость на исполнение обязанности по уплате пеней по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, поступающим в областной и городской бюджеты.
Судебные инстанции сделали вывод о том, что пунктом 4 статьи 49 НК РФ предусмотрен специальный порядок зачета излишне уплаченных сумм налога при ликвидации организаций, согласно которому налоговые органы вправе самостоятельно производить зачет излишне уплаченных налогов в счет исполнения обязанностей по уплате ликвидируемой организацией других налогов, пеней, штрафов независимо от уровней бюджета.
Кассационная инстанция считает данный вывод судов первой и апелляционной инстанций не основанным на нормах налогового законодательства.
Пунктом 4 статьи 49 НК РФ предусмотрено, что если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика - организации.
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика - организации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога направляется на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Положение о направлении подлежащей возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, подлежащих зачислению в тот же бюджет, содержится и в пункте 2 статьи 176 НК РФ, устанавливающей порядок возмещения налога на добавленную стоимость.
Действительно, статья 49 НК РФ является специальной нормой, определяющей порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) для ликвидируемой организации, однако этой статьей не предусмотрен зачет переплаты налогов, поступающих в бюджеты одного уровня, в счет задолженности по другим налогам, зачисляемым в бюджеты других уровней.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты, которыми отказано в признании недействительным решения налоговой инспекции от 23.05.2002 N 135 в части направления излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость на исполнение обязанности по уплате пеней по налогам на прибыль (областной и городской бюджеты), на имущество, с продаж, на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, по целевому сбору на содержание милиции, единому социальному налогу в территориальный Фонд социального страхования Российской Федерации подлежат отмене, а иск общества - удовлетворению.
Однако заявление общества об обязании налоговой инспекции возвратить из бюджета 133 230,43 руб. налога на добавленную стоимость подлежит оставлению без рассмотрения в силу пункта 4 статьи 49 и пункта 4 статьи 176 НК РФ, поскольку при отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогам, задолженности по санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы налога на добавленную стоимость возвращаются налогоплательщику только по его заявлению.
В данном случае в материалах дела такое заявление отсутствует и истец не представил доказательств его подачи, а следовательно, оснований для удовлетворения заявления налогоплательщика о возврате налога из бюджета нет. Таким образом, в связи с несоблюдением истцом установленного порядка досудебного урегулирования спора заявление в этой части подлежит оставлению без рассмотрения в силу пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года.
Руководствуясь статьей 286 и пунктами 2 и 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.08.2002 и постановление апелляционной инстанции от 19.11.2002 Арбитражного суда Тверской области по делу N 3952 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области от 23.05.2002 N 135 в части направления излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость на исполнение обязанности по уплате пеней по налогам на прибыль (областной и городской бюджеты), на имущество, с продаж, на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, по целевому сбору на содержание милиции, единому социальному налогу в территориальный Фонд социального страхования Российской Федерации.
В части возврата налога на добавленную стоимость заявление оставить без рассмотрения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тверской завод вискозных нитей" из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины, уплаченной за апелляционную жалобу.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.А.Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2003 г. N 3952
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника