Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 марта 2003 г. N А05-10753/02-555/14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Ломакина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.11.2002 по делу N А05-10753/02-555/14 (судья Лепеха А.П.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега" (далее - Предприятие) 62 руб. 40 коп. штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 05.11.2002 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 05.11.2002 и взыскать с Предприятия налоговые санкции, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Представители сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
Согласно материалам дела налоговой инспекцией проведена документальная выездная проверка соблюдения Предприятием налогового законодательства за период с 17.12.99 по 26.03.2002, по результатам которой составлен акт от 16.04.2002 N 41-17/174.
В частности, налоговая инспекция установила, что Предприятие в нарушение статьи 218 НК РФ при исчислении налога с доходов своего работника Хорева В.А. предоставило ему налоговый вычет, предусмотренный для одинокого родителя на содержание несовершеннолетнего ребенка. Вследствие данного нарушения ответчик не удержал и не перечислил в бюджет 312 руб. налога.
На основании акта проверки и материалов рассмотрения разногласий истца налоговой инспекцией принято решение от 16.05.2002 N 41/2051, согласно которому в связи с неисполнением обществом как налоговым агентом возложенной на него статьей 24 НК РФ обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм подоходного налога Предприятию предложено взыскать с Хорева В.А. 312 руб. неудержанного и неперечисленного налога на доходы физических лиц, перечислить пени. Также указанным решением к налоговому агенту применена предусмотренная статьей 123 НК РФ ответственность в виде 62 руб. 40 коп. штрафа.
В связи с неисполнением Предприятием требования о добровольной уплате штрафа, налоговый орган обратился с иском о взыскании с него штрафа за неудержание и невнесение в бюджет налога на доходы физического лица в арбитражный суд.
Решением от 05.11.2002 в иске отказано, и кассационная инстанция с данным решением суда первой инстанции согласна.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на детей предоставляется за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действуют до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Таким образом, указанный вычет предоставляется и отцу, и матери, на обеспечении которых находится ребенок, в указанном выше порядке.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление двойного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.
Указанный вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет.
Под одиноким родителем для целей настоящей главы понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
В соответствии с позицией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, указанной в примерах 1 и 2 пункта 2 раздела IV Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, в случае, если оба родителя не состоят в зарегистрированном браке, они оба признаются одинокими родителями и соответственно имеют право на стандартный налоговый вычет на детей в двойном размере, при условии участия в содержании ребенка.
Суд первой инстанции на основании имеющихся документов пришел к правомерному выводу о наличии у гражданина Хорева В.А. дочери Вероники и отсутствии у него зарегистрированного брака с матерью Вероники Хоревой, а следовательно, о наличии условий предоставления вычетов в данном размере.
При этом налоговой инспекцией не учтено, что в отличие от подпункта "а" пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", предусматривавшей вычеты на иждивенцев, с 01.01.2001 статьей 218 НК РФ налоговые вычеты предоставляются за сам факт отцовства (материнства).
Кассационная инстанция считает, что произошло существенное изменение порядка предоставления налоговых вычетов, ранее налоговым законодательством не предусмотренных. При этом при предоставлении налогового вычета по подпункту 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ не имеет значения наличие или отсутствие соглашения о бремени содержания несовершеннолетних детей по нормам Семейного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах следует признать, что основания для отмены решения арбитражного суда отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.11.2002 по делу N А05-10753/02-555/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 марта 2003 г. N А05-10753/02-555/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника