Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Концепция
организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи
Санкт-Петербурга на 2003-2005 годы
В Санкт-Петербурге сложилась система организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. Количество детей, подростков и молодежи, охваченных различными формами оздоровительного отдыха и занятости, ежегодно возрастает.
Увеличиваются размеры финансирования как из бюджетных, так и внебюджетных источников на эти цели.
Динамика финансирования дана в таблице:
Год | Количество детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, тыс.чел. |
Объем средств, израсходованных на отдых, оздоровление и занятость детей, подростков и молодежи в летний период, млн.руб. |
||
Всего | За счет средств бюджета Санкт-Петербурга |
Всего | За счет средств бюджета Санкт-Петербурга |
|
2000 | 226 | 140 | 255 | 155 |
2001 | 236 | 110 | 315 | 145 |
2002 | 214 | 100 | 415 | 160 |
Ответственность за организацию отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи распределяется между государственными структурами, родителями (законными представителями) и органами местного самоуправления.
Летнюю оздоровительную кампанию организуют отраслевые и территориальные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области), межрегиональное объединение "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области), Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, промышленные предприятия и учреждения различной формы собственности.
Координацию работы осуществляет Городская межведомственная комиссия по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга (далее - Городская межведомственная комиссия). В ее состав входят представители отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ведомств и общественных организаций, в том числе Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Анализ итогов летней оздоровительной кампании 2001 и 2002 годов, результаты инвентаризации загородных лагерей и баз выявили ряд проблем, решение которых требует принятия дополнительных мер организационного характера. Среди них:
адресность бюджетной помощи и поддержки летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
организация в период школьных каникул занятости детей, подростков и молодежи по месту жительства, в том числе за счет создания условий для занятий физической культурой и спортом;
развитие сети спортивных школ с круглогодичным функционированием загородных баз;
эффективность использования и управления загородными базами и лагерями, находящимися в собственности Санкт-Петербурга;
механизм более широкого привлечения средств предприятий и организаций на летнюю оздоровительную кампанию;
кадровое обеспечение летней оздоровительной кампании за счет более широкого привлечения студенческих отрядов к воспитательной работе в загородных лагерях;
разработка закона Санкт-Петербурга, определяющего порядок предоставления бюджетной поддержки с соблюдением социальных гарантий и льгот детям, нуждающимся в особой заботе государства.
Целью разработки Концепции организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга на 2003-2005 годы (далее - Концепция) является необходимость решения названных проблем и определения порядка планирования и направленности бюджетных расходов на летнюю оздоровительную кампанию на основе действующего законодательства и реализации принципа адресности бюджетной помощи и поддержки.
Нормативной основой Концепции является Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 191 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году", приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 N 2688 "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха" и другие нормативные акты.
1. Адресность бюджетной помощи и поддержки летнего отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи
Организационные мероприятия Администрации Санкт-Петербурга по летней оздоровительной кампании охватывают детей в возрасте от 4 до 15 лет включительно и должны проводиться по следующим направлениям:
отдых и оздоровление детей, подростков и молодежи на стационарных загородных базах, в лагерях, в том числе спортивных, палаточных; в походах, в лагерях труда и отдыха (далее - ЛТО);
отдых и воспитание детей, подростков и молодежи в городских лагерях на базе школ, подростковых клубов, внешкольных учреждений;
отдых и воспитание детей, подростков и молодежи по месту жительства, преимущественно за счет организации занятий физической культурой и спортом.
Настоящая Концепция не рассматривает вопросы организации отдыха детей с родителями, самостоятельный туризм и другие формы семейного отдыха.
1.1. Организация отдыха и оздоровления детей, подростков
и молодежи на стационарных загородных базах, в лагерях,
(в том числе спортивных, палаточных), походах, ЛТО.
Развитие сети спортивных школ с круглогодичными
загородными базами
Основная ответственность за организацию летнего отдыха, оздоровление и занятость детей и подростков в период школьных каникул лежит на родителях.
Родители приобретают путевки в стационарные загородные лагеря самостоятельно. Средства, затраченные ими на приобретение путевок, возмещаются по месту работы из средств предприятий и Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в размере от 10 до 90 процентов.
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга оказывают содействие родителям. Это содействие выражается в предоставлении информации о возможностях летнего отдыха и оздоровления для детей разного возраста и групп здоровья, а также в предоставлении льгот, установленных действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 191 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления, профсоюзных, молодежных, детских, иных организаций и общественных объединений обязаны обеспечить в первоочередном порядке отдых (включая проезд до места отдыха и обратно), оздоровление и занятость детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, детей, оказавшихся в экстремальных условиях, детей, проживающих в малоимущих семьях, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Особое внимание должно уделяться организации отдыха, оздоровления и занятости беспризорных и безнадзорных детей.
В соответствии с этими нормами в Санкт-Петербурге в первоочередном порядке за счет средств бюджета Санкт-Петербурга должен обеспечиваться летний отдых, оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства, следующих категорий:
детей-инвалидов;
детей-сирот;
безнадзорных детей и подростков, в том числе состоящих на учете в органах милиции;
детей беженцев и вынужденных переселенцев;
детей безработных граждан;
детей из приютов;
детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;
детей, находящихся под опекой (попечительством);
детей из малоимущих многодетных и неполных семей, в том числе детей малообеспеченных работников бюджетной сферы (далее - дети, нуждающиеся в особой заботе государства).
Потребность в путевках для детей, нуждающихся в особой заботе государства, составляет около 42 тысяч ежегодно. К 2005 году процент охвата летним отдыхом детей-инвалидов будет доведен до 50 процентов в соответствии с наличием мест в специализированных лагерях, а для всех остальных детей, нуждающихся в особой заботе государства, - до 100 процентов по отношению к заявленной потребности.
Очередность и критерии предоставления путевок детям-инвалидам определяются соответствующим положением, утверждаемым Городской межведомственной комиссией.
Поэтапное обеспечение детей, нуждающихся в особой заботе государства, путевками в стационарные загородные лагеря представлено в таблице 1.
Родителям (законным представителям) детей, нуждающихся в особой заботе государства, предоставляются льготы на приобретение путевок в стационарные загородные лагеря в виде субсидий из средств бюджета Санкт-Петербурга. Субсидии предоставляются при наличии справки из органов социальной защиты населения о доходах семьи ниже прожиточного минимума, утвержденного для Санкт-Петербурга на 1 января текущего года (далее - справка о доходах семьи из органов социальной защиты населения).
Размер субсидии для детей, нуждающихся в особой заботе государства, равняется 100 процентам стоимости путевки в стационарный загородный лагерь.
Решения о предоставлении льготных путевок в стационарный загородный лагерь принимают районные комиссии по организации отдыха и оздоровления детей на основании заявлений родителей и справок о доходе семьи из органов социальной защиты населения. Комиссии образуются при территориальных управлениях административных районов Санкт-Петербурга. Каждому району определяется квота путевок исходя из численности проживающих на его территории детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно.
Предоставление льготных путевок детям-инвалидам осуществляет комиссия при Комитете по труду и социальной защите населения, образованная при участии Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов.
Обеспечение путевками детей, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, осуществляет комиссия при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Организация отдыха детей, находящихся под опекой, является задачей органов опеки и попечительства, которыми в соответствии с действующим законодательством являются органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Методическое сопровождение органов местного самоуправления осуществляет Комитет по образованию.
Решение вопросов общего управления организацией летнего отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в Санкт-Петербурге возлагается на Городскую межведомственную комиссию.
Для координации работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи заключается Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга между Администрацией Санкт-Петербурга, профсоюзами и работодателями Санкт-Петербурга, в рамках которого предусматриваются совместные действия по данному направлению.
Аналогичные задачи решаются регулярными семинарами глав территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга, представителей органов местного самоуправления.
Традиционным для Санкт-Петербурга является организация оздоровления детей дошкольного возраста, воспитанников дошкольных образовательных учреждений в загородной зоне на собственных базах. Под эти цели используются 42 базы для 63 дошкольных образовательных учреждений. Всего вывозится более 9 тысяч детей. Данные об отдыхе воспитанников дошкольных образовательных учреждений на собственных базах за 2002 год представлены в таблице 2. В настоящее время 70 процентов стоимости путевки дошкольника оплачивается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. В последующий период льготы на приобретение путевок для родителей дошкольников будут предоставляться в объеме не более 50 процентов и при наличии справки о доходах семьи из органов социальной защиты населения.
В целях гражданского и патриотического воспитания юного поколения, развития одаренных детей, в том числе занимающихся в спортивных и художественных коллективах, бюджетная и организационная поддержка ежегодно оказывается воспитанникам патриотических (поисковые, скаутские отряды, клубы юных моряков, юные спасатели), спортивных, туристско-краеведческих коллективов внешкольных и других образовательных учреждений, а также творческих общественных молодежных организаций. Этими формами отдыха и воспитания в летний период охвачено свыше 26 тысяч школьников.
Оплата путевок для молодежных и детских коллективов будет осуществляться с учетом привлеченных средств, таких как родительская плата и средства внебюджетных фондов.
Отдых и оздоровление этой категории детей будут осуществляться как на собственных загородных базах и в лагерях (для 2570 человек), так и на ведомственных (для 1047 человек). Дальнейшее развитие получат палаточные лагеря, лагеря дневного пребывания, походы, ЛТО и другие низкозатратные формы отдыха, имеющие большое воспитательное значение. Всего в туристско-краеведческих походах ежегодно примет участие свыше 4200 человек.
Бюджетную поддержку детские и молодежные коллективы будут получать в соответствии с заявленной потребностью в виде государственного гранта. Размер гранта, предоставляемого коллективу, не превышает 40 процентов от общих затрат на отдых группы. Переход на такую систему будет осуществляться поэтапно и завершится в 2005 году.
Критерии предоставления государственного гранта, его доля в стоимости путевки в стационарный загородный лагерь подростков отражены в таблице 3.
Таким образом, доля привлеченных средств на отдых и оздоровление детей - воспитанников детских и молодежных объединений должна возрасти к 2005 году с 30 до 65 процентов.
Особое внимание должно уделяться организации отдыха спортивных коллективов на собственных и ведомственных базах и в лагерях. В настоящее время 16 административных районов Санкт-Петербурга организуют спортивные лагеря на собственных базах для 7845 юных спортсменов. В ведомственные лагеря ежегодно вывозится 3100 детей. Итого, свыше 10 тыс. юных спортсменов, воспитанников спортивных школ ежегодно отдыхают и тренируются в загородной зоне. Средства бюджета Санкт-Петербурга, направляемые на эти цели, составляют до 70 процентов затрат по организации летнего отдыха и оздоровления юных спортсменов. До 2005 года предстоит передать не менее чем 10 спортивным школам в оперативное управление загородные базы для организации круглогодичного тренировочного процесса.
До 2005 года количество детей, получающих возможность отдыхать в загородных лагерях спортивного профиля, должно возрасти в 1,5 раза за счет перераспределения средств, выделяемых на отдых и оздоровление молодежных и детских коллективов, и перепрофилирования загородных лагерей, создания условий для полноценных занятий спортом.
Важным направлением летней занятости детей, подростков и молодежи является организация выездных ЛТО.
До 2002 года только территориальные управления Красногвардейского и Невского административных районов Санкт-Петербурга организовывали выездные ЛТО для 450 детей. К 2005 году ЛТО должны быть организованы всеми территориальными управлениями административных районов Санкт-Петербурга и охватить не менее 5 тысяч школьников.
Ежегодно в детских санаториях Комитета по здравоохранению проходят лечение около 20 тысяч больных детей, в том числе 1700 детей-инвалидов. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Таким образом, в загородных лагерях, на базах, в походах и ЛТО, на дачах с родителями из 724048 детей в возрасте от 2 до 17 лет включительно в летний период отдыхает ежегодно около 500 тысяч детей. В 2002 году летним оздоровительным отдыхом были охвачены следующие категории:
дети работающих родителей - 391496 человек;
воспитанники дошкольных образовательных учреждений - 10500 человек;
дети, нуждающиеся в особой заботе государства, - 28426 человек;
ослабленные и хронически больные дети в санаториях системы Комитета по здравоохранению - 6058 человек;
юные спортсмены - 10945 человек;
туристско-краеведческие походы, ЛТО - 4650 человек.
В последующие годы количество детей, отдыхающих на стационарных загородных базах, в лагерях, на дачах будет увеличиваться. Предстоит расширить до 26 единиц сеть спортивных школ, имеющих в оперативном управлении загородные базы для организации круглогодичного тренировочного процесса.
Средства бюджета Санкт-Петербурга в первоочередном порядке будут предоставляться детям, нуждающимся в особой заботе государства. При этом принцип адресности бюджетной поддержки должен реализовываться следующим образом:
полностью оплачиваются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга путевки детям-сиротам, детям и подросткам из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, безнадзорным детям и подросткам, в том числе состоящим на учете в органах милиции, детям беженцев и вынужденных переселенцев (из средств федерального бюджета), детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;
90 процентов стоимости путевки оплачивается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга детям-инвалидам, детям из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, а также детям малообеспеченных работников бюджетной сферы;
70 процентов стоимости путевки оплачивается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга воспитанникам спортивных школ;
50 процентов стоимости путевки оплачивается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга воспитанникам дошкольных образовательных учреждений.
Основанием для предоставления бюджетной поддержки является справка о доходах семьи из органов социальной защиты населения.
Адресность бюджетной поддержки воспитанникам образовательных учреждений, занимающихся в молодежных творческих коллективах, будет оказываться посредством предоставления грантов. Размер гранта из средств бюджета Санкт-Петербурга не должен превышать 40 процентов затрат на отдых и оздоровление коллектива или объединения. Средства родителей и иные внебюджетные источники при этом составят не менее 60 процентов от средств, затрачиваемых на организацию летнего отдыха и оздоровления в загородной зоне воспитанников детских и молодежных коллективов и объединений.
1.2. Организация отдыха и воспитания детей, подростков и молодежи
в городских лагерях на базе школ, подростковых клубов,
внешкольных учреждений
В соответствии с пунктом 3.3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 191 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году" и приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 N 2688 "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха" в Санкт-Петербурге организовано проведение смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, ЛТО.
Работу организует Комитет по образованию совместно с территориальными управлениями административных районов Санкт-Петербурга. Ежегодно этими формами отдыха и занятости охвачено более 17 тысяч детей.
46 тысяч детей посещают дошкольные образовательные учреждения, которые переводятся на летний оздоровительный режим. Потребность в оздоровительном отдыхе детей-дошкольников удовлетворяется практически полностью.
В ходе реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости молодежи, в летний период на временные работы трудоустраиваются свыше 9500 несовершеннолетних.
Финансирование осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга по статье "Расходы на временную занятость молодежи". На 7 объектах в 2002 году было занято более 4 тысяч подростков и молодежи.
Кроме того, подростки трудятся на уборке ранних овощей и прополке в совхозах "Детскосельский", "Ленсоветовский", "Пригородное", "Шушары", "Всеволожское", сельскохозяйственном объединении им. Тельмана. Свой вклад в благоустройство Санкт-Петербурга вносят подростки, работающие на садово-парковых предприятиях. Их руками благоустраивались внутридворовые территории в муниципальных образованиях N 33 (Красногвардейский административный район), 57 (Невский административный район), 80 (Центральный административный район) и в других муниципальных образованиях. Производились работы в музеях-заповедниках г.Петергофа, г.Ломоносова, г.Пушкина, г.Павловска. Организованы работы по благоустройству силами несовершеннолетних в поселках Молодежное, Солнечное, Репино, Понтонный, Металлострой. 15 процентов рабочих мест резервируется для несовершеннолетних, состоящих на учете в органах по делам несовершеннолетних. Работы организуются обществом с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургская молодежная биржа труда". Оно же организует выездные молодежные трудовые отряды на территории Ленинградской области.
Осуществляются мероприятия по организации временной занятости для 540 детей-инвалидов.
Совместно с муниципальными образованиями на базе подростковых клубов и школ организуется работа трудовых отрядов по благоустройству городских территорий. К работе ежегодно привлекается свыше 2200 человек.
Всего организованными формами занятости и оздоровления охвачено свыше 80 тысяч детей и подростков.
Несомненно, следует увеличить количество детей и подростков, привлекаемых в летний период к работе в трудовых отрядах по благоустройству городских территорий. В 2002 году в этой работе участвовало 69 муниципальных образований. С 2003 года необходимо вовлечь в работу все 111 муниципальных образований и увеличить количество детей и подростков, занятых в трудовых отрядах, до 4 тысяч человек.
Задачей в области организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, остающихся в городе, является организация временной занятости молодежи и подростков, в том числе за счет увеличения количества:
трудовых отрядов по благоустройству городских территорий;
профильных лагерей, расположенных в зеленой зоне.
1.3. Организация отдыха и воспитания детей,
подростков и молодежи по месту жительства
Для остающихся в городе во время летних каникул детей и подростков организуется отдых и воспитание по месту жительства, преимущественно за счет организации занятий физической культурой и спортом.
В Санкт-Петербурге при образовательных учреждениях оборудованы 522 открытые спортивные площадки. В летний период проводятся соревнования, праздники на базе 177 подростковых клубов.
Всего в мероприятия по месту жительства вовлечены свыше 25 тысяч детей и подростков.
Однако слабо используется база бассейнов, парков отдыха.
Основной задачей в этом направлении становится расширение возможностей для занятий детей, остающихся в городе. Подростковым клубам совместно с органами управления образованием и органами местного самоуправления необходимо организовать группы обучения плаванию на базе бассейнов; увеличить количество спортивных секций, используя для этого спортивные залы школ; расширить практику проведения спортивных соревнований дворовых команд, команд микрорайонов, в том числе проведение выездных дней здоровья.
2. Эффективность использования и управления
загородными базами и лагерями, находящимися
в собственности Санкт-Петербурга
Итоги инвентаризации детских оздоровительных учреждений, проведенной рабочей группой Городской межведомственной комиссии в 2001 году, показали, что в Санкт-Петербурге достаточно детских оздоровительных загородных баз и лагерей различной формы собственности.
К началу 90-х годов в Санкт-Петербурге было около 400 пионерских лагерей. В последнее десятилетие от ведомств и предприятий принят ряд учреждений в ведение Комитета по образованию и непосредственное подчинение административных районов Санкт-Петербурга. На сегодняшний день 39 процентов всех баз и лагерей, расположенных на территории Ленинградской области, являются государственной собственностью, включая государственные унитарные предприятия, государственные учреждения.
В современной ситуации лагеря и базы отдыха государственной формы собственности в основном существуют в качестве структурных подразделений образовательных учреждений. 154 базы, расположенные на территории Ленинградской области и задействованные в оздоровительных мероприятиях, являются собственностью предприятий, организаций и акционерных обществ. Отношения с ними строятся на основе договоров, заключаемых по результатам конкурсных процедур на организацию летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. Ежегодно в конкурсе принимают участие около 40 ведомственных лагерей.
86 баз и лагерей, подведомственных Комитету по образованию, Комитету по молодежной политике и территориальным управлениям административных районов Санкт-Петербурга, задействованы в летней оздоровительной кампании. Ежегодно составляется план подготовки их к летнему сезону. В 2002 году на ремонт загородных объектов было выделено 22 млн.руб.
Для создания оптимальных условий отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи необходимо отказаться от использования нерентабельных объектов детского дачного хозяйства и направить высвободившиеся средства на развитие эффективных баз и лагерей, а также популярных форм отдыха и занятости детей и подростков в летнее время.
Из находящихся в государственной собственности не используется и подлежит ликвидации 37 баз, находящихся на балансе территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга. Перечень загородных баз и лагерей, находящихся в собственности учреждений и организаций Санкт-Петербурга и не используемых в летней оздоровительной кампании, приведен в таблице 4.
Для эффективного управления загородными базами и лагерями, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, независимо от ведомственной подчиненности, при Комитете по образованию надлежит создать Дирекцию, которая, действуя на условиях самоокупаемости, должна организовать работу. Создание Дирекции требует тщательной проработки и расчетов ее экономической эффективности. При положительном решении вопроса первоочередными задачами Дирекции должны стать:
списание неиспользуемого имущества и передача его в казну Санкт-Петербурга;
реализация адресной программы ремонта и перепрофилирования загородных баз и лагерей;
расширение сети баз и лагерей круглогодичного использования;
организация работы комиссии по приемке лагерей к летнему сезону;
привлечение инвесторов к решению вопросов инфраструктуры детского отдыха;
разработка рекомендаций по содержанию воспитательной работы в лагерях всех типов и видов.
В настоящее время для организации полноценного летнего отдыха юных спортсменов, детей-инвалидов, "трудных" подростков, состоящих на учете в органах милиции, не хватает лагерей, оборудованных соответствующим образом. Требуется реконструкция ряда детских оздоровительных лагерей в лагеря спортивного профиля. Необходимо решить вопрос предоставления детям-инвалидам дачных помещений с сопровождением взрослого (по медицинским показаниям) и ряд других. Источником средств на эти цели могли бы быть средства, полученные от продажи ветхих и неиспользуемых лагерей, направленные в целевом порядке на развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления. Подготовка соответствующих документов является задачей соответствующих отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
3. Порядок планирования и направленности расходов
бюджета Санкт-Петербурга на летнюю оздоровительную кампанию.
Механизм более широкого привлечения средств
предприятий и организаций
Планирование и направленность расходов бюджета Санкт-Петербурга на летнюю оздоровительную кампанию должны осуществляться на основе статистических данных о количестве в Санкт-Петербурге детей, нуждающихся в особой заботе государства, и данных о количестве творчески одаренных и социально активных детей, подростков и молодежи, занимающихся в молодежных и детских коллективах познавательной, спортивной и творческой направленности.
Расчетные показатели для планирования бюджетных ассигнований формируются отраслевыми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга на основе государственной статистики и утверждаемыми ежегодно постановлением Правительства Санкт-Петербурга предельной стоимости путевки, принимаемой к оплате за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, и размера бюджетного гранта по каждому виду программ летнего отдыха. Также ежегодно корректируется доля бюджетной поддержки в стоимости затрат на летний отдых одного ребенка по каждой программе летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.
Обоснование финансово-экономического обеспечения летней оздоровительной кампании проводится по каждой программе на основе следующих показателей:
количество детей данной категории, получающих бюджетную поддержку;
предельная стоимость путевки, принимаемая к оплате за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (размер государственного гранта, утвержденный в установленном порядке);
доля бюджетной поддержки в стоимости затрат на летний отдых одного ребенка по каждой программе летнего отдыха и оздоровления.
Критерии первоочередного предоставления государственных грантов, доля гранта в стоимости путевки в стационарный загородный лагерь для членов патриотических, спортивных, туристско-краеведческих, творческих и других коллективов и общественных организаций разрабатываются отраслевыми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и утверждаются Городской межведомственной комиссией.
Порядок планирования бюджетных расходов на летнюю оздоровительную кампанию выглядит следующим образом:
1. Сбор статистических данных о количестве в Санкт-Петербурге детей, нуждающихся в особой заботе государства.
2. Отбор в соответствии с критериями детей, подростков и молодежи, имеющих право на получение государственных грантов, занимающихся в молодежных и детских коллективах познавательной, спортивной и творческой направленности.
3. Утверждение Городской межведомственной комиссией плановых показателей обеспечения отдыха и оздоровления детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства.
4. Утверждение Городской межведомственной комиссией критериев первоочередного предоставления государственных грантов, доли гранта в стоимости путевки в стационарный загородный лагерь для детей, подростков и молодежи, занимающихся в молодежных и детских коллективах познавательной, спортивной и творческой направленности.
5. Утверждение Правительством Санкт-Петербурга предельной стоимости путевки, принимаемой к оплате за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, по видам программ летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.
6. Обоснование объема бюджетного финансирования летней оздоровительной кампании и составление финансового плана-прогноза.
7. Составление проекта бюджета Санкт-Петербурга.
Распределение средств на летнюю оздоровительную кампанию по бюджетополучателям производится на основе статистических данных и плановых показателей, указанных выше.
В качестве основных распорядителей выделяемых средств бюджета Санкт-Петербурга на обеспечение летнего отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи выступают Комитет по молодежной политике, Комитет по образованию и органы местного самоуправления.
Приобретение путевок осуществляется по результатам конкурсных процедур на получение государственного социального заказа. В конкурсе имеют право участвовать детские оздоровительные учреждения всех форм собственности, государственные и общественные организации, ведущие работу с детьми.
Закупку путевок для детей-инвалидов рекомендуется проводить у государственных профильных лагерей по методу конкурсных процедур как у единственного источника. Осуществление этого мероприятия станет возможным после того, как подобные лагеря будут созданы.
По итогам проведенных конкурсов заключаются договоры об организации отдыха и оздоровления детей и подростков.
4. Кадровое обеспечение летней оздоровительной кампании
за счет более широкого привлечения студенческих отрядов
к воспитательной работе в загородных лагерях
Предстоит совершенствовать работу по подбору и расстановке кадров в лагерях и базах.
Прежде всего активнее нужно привлекать молодежь к работе с детьми в летнее время. Механизм решения этой задачи - организация практики студентов училищ, техникумов, вузов как по основной специальности (медицина, педагогика, кулинария и др.), так и студенческих трудовых отрядов в качестве работников кухни и других технических служащих.
Необходимо также изменить порядок назначения руководителей загородных учреждений. Это позволит привлечь специалистов к работе с детьми в летний период, организовывать досуг на качественно более высоком уровне.
Следует развивать систему повышения квалификации педагогических кадров, занятых в летней оздоровительной кампании. Необходимо проводить краткосрочные курсы, обучающие семинары, конференции.
Для стимулирования повышения качества работы с детьми в летний период должны быть организованы соответствующие конкурсы лагерей, воспитателей, организаторов физкультурной работы и собственно организаторов летней кампании.
5. Разработка закона Санкт-Петербурга,
определяющего социальные гарантии и льготы детей,
нуждающихся в особой заботе государства
В настоящее время нет специального закона, определяющего основные формы поддержки детского отдыха и оздоровления, приоритеты и очередность мер, социальные гарантии и льготы в области летнего отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства. Нормативными основаниями организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи является Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и ежегодно издаваемые постановления Правительства Российской Федерации "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей". Отсутствие необходимой законодательной базы в Санкт-Петербурге не позволяет в полной мере обеспечить социальные гарантии детям, нуждающимся в особой заботе государства, тормозит развитие организаций, деятельность которых направлена на обеспечение летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.
Специфика правовой модели деятельности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге требует отдельного указания в законе Санкт-Петербурга порядка организации летнего отдыха, оздоровления и занятости опекаемых детей для обеспечения единого подхода к предоставлению социальных гарантий отдельным категориям детей.
Принятие Закона Санкт-Петербурга "Об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи" позволит преодолеть правовой вакуум в этой сфере и создаст дополнительные условия для улучшения здоровья детей, сокращения безнадзорности и правонарушений в летний период.
Таблица 1
Поэтапное обеспечение детей, нуждающихся
в особой заботе государства,
путевками в стационарные загородные лагеря
N п/п |
Категории | Общее количество детей |
Потребность в путевках, шт. |
% охвата в 2001 году |
Кол-во путевок на 1 ребенка |
% охвата (по годам) |
||
2003 | 2004 | 2005 | ||||||
Дети, нуждающиеся в особой заботе государства, в том числе: |
52630 | 41626 | ||||||
1 | Дети-инвалиды | 17888 | 13500 | 37 | 1 | 40 | 45 | 50 |
2 | Сироты | 4105 | 14360 | 100 | 4 | 100 | 100 | 100 |
3 | Безнадзорные, в том числе состоящие на учете в органах милиции |
10500 | 4500 | 100 | 4 | 100 | 100 | 100 |
4 | Дети беженцев и вынужденных переселенцев |
2916 | 50 | 100 | 1 | 100 | 100 | 100 |
5 | Дети безработных граждан |
4900 | 150 | 50 | 1 | 80 | 85 | 100 |
6 | Дети из приютов, в том числе частных |
400 | 1600 | 100 | 4 | 100 | 100 | 100 |
7 | Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов и катастроф |
280 | 100 | 100 | 4 | 100 | 100 | 100 |
8 | Дети, находящиеся под опекой (попечительством) |
7969 | 3500 | 57 | 1 | 100 | 100 | 100 |
9 | Дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, а также дети малообеспеченных работников бюджетной сферы |
* |
4000 * |
10 * |
1 1 |
10 * |
20 * |
30 * |
_________________
* данные уточняются ежегодно.
Таблица 2
Отдых воспитанников дошкольных образовательных
учреждений на собственных базах в 2002 году
Наименование административных районов Санкт-Петербурга |
1 смена | 2 смена | Всего за лето | |||
план | факт | план | факт | план | факт | |
Адмиралтейский | 900 | 890 | 797 | 883 | 1697 | 1773 |
Василеостровский | 220 | 230 | 160 | 230 | 380 | 460 |
Выборгский | 80 | 76 | 70 | 74 | 150 | 150 |
Калининский | 100 | 102 | 93 | 100 | 193 | 202 |
Кировский | 530 | 481 | 360 | 459 | 890 | 940 |
Красногвардейский | 100 | 105 | 80 | 105 | 180 | 210 |
Красносельский | 70 | 80 | 45 | 86 | 115 | 166 |
Московский | 980 | 1180 | 760 | 1120 | 1740 | 2300 |
Невский | 140 | 163 | 90 | 163 | 230 | 326 |
Петроградский | 230 | 215 | 150 | 215 | 380 | 430 |
Приморский | 160 | 200 | 110 | 202 | 270 | 402 |
Фрунзенский | 600 | 549 | 430 | 530 | 1030 | 1079 |
Центральный | 1045 | 1201 | 1000 | 906 | 2045 | 2107 |
ИТОГО | 5155 | 5472 | 4145 | 5073 | 9300 | 10545 |
Таблица 3
Критерии предоставления государственного гранта,
его доля в стоимости путевки в стационарный загородный лагерь
N п/п |
Категории детских и молодежных коллективов, поддерживаемых в соответствии с государственной молодежной политикой |
Критерии предоставления бюджетной поддержки |
Доля средств по источникам финансирования в процентах |
|||||
Бюджет Санкт- Петербурга |
Привле- ченные средства |
Бюджет Санкт- Петербурга |
Привле- ченные средства |
Бюджет Санкт- Петербурга |
Привле- ченные средства |
|||
2003 | 2004 | 2005 | ||||||
1 | Патриотические (поисковые, скаутские отряды, клубы юных моряков, юные спасатели) |
Участие в общегородских мероприятиях, проводимых отраслевыми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга |
65 | 35 | 55 | 45 | 50 | 50 |
2 | Спортивные | Наличие собственной летней базы для воспитанников детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва; победа на городских, республиканских и международных соревнованиях |
50 | 50 | 40 | 60 | 30 | 70 |
3 | Туристско- краеведческие |
Наличие квалифицированного кадрового состава; сертифицированных маршрутов; участие в экологических и патриотических программах; наличие опыта работы |
50 | 50 | 40 | 60 | 30 | 70 |
4 | Творческие | Наличие звания "Образцовый коллектив", а также победа в предметных школьных олимпиадах, городских смотрах и конкурсах, наличие кандидатов в сборные команды Санкт-Петербурга на всероссийские олимпиады |
50 | 50 | 40 | 60 | 30 | 70 |
5 | Общественные организации |
Нахождение в городском Реестре молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку молодежи патриотической, спортивной и творческой направленности при работе с детьми группы "риска" |
50 | 50 | 40 | 60 | 30 | 70 |
6 | Туристические (международный туризм) |
Заключение договоров о сотрудничестве отраслевыми исполнительными органами государственной власти и территориальными управлениями административных районов Санкт-Петербурга |
60 | 40 | 50 | 50 | 40 | 60 |
Таблица 4
Перечень
загородных баз и лагерей, находящихся в собственности учреждений
и организаций Санкт-Петербурга и не используемых
в летней оздоровительной кампании
N п/п |
Наименование базы/лагеря, адрес | Балансовая принадлежность |
1 | 2 | 3 |
1 | Дача я/с N 141, пос.Солнечное, Приморское шоссе, д.385 |
Отдел по образованию и молодежной политике ТУ Выборгского административного района Санкт-Петербурга |
2 | ДЮСШ (легкая атлетика), пос.Осиновая Роща, Сосновый пер., д.4 |
Отдел по образованию и молодежной политике ТУ Выборгского административного района Санкт-Петербурга |
3 | ДЮСШ (лыжные гонки), пос.Парголово, ул.Шишкина, д.30 |
Отдел по образованию и молодежной политике ТУ Выборгского административного района Санкт-Петербурга |
4 | ДЮСШ (лыжные гонки), пос.Парголово, ул.Шишкина, д.203 |
Отдел по образованию и молодежной политике ТУ Выборгского административного района Санкт-Петербурга |
5 | Спортивная база, пос.Юкки, Ленинградское шоссе, д.85 |
Отдел по образованию и молодежной политике ТУ Выборгского административного района Санкт-Петербурга |
6 | ГУ "Центр "Адмиралтейский", пос.Лебяжье |
ТУ Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга |
7 | Д/с N 103, пос.Вырица, ул.Коняшина, д.22 |
ТУ Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга |
8 | Д/с N 114, пос.Вырица, Сиверское шоссе, д.47/2 |
ТУ Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга |
9 | Д/с N 110, пос.Вырица, Сиверское шоссе, д.130 |
ТУ Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга |
10 | Д/с, Всеволожский район, Борисова Грива |
ТУ Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга |
11 | Д/с N 7, Всеволожск, Социалистическая ул., д.180-182 |
ТУ Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга |
12 | Дачи д/с N 44, 45, 55, Гатчинский район, пос.Сиверский, ул.Толмачева, д.56 |
ТУ Кировского административного района Санкт-Петербурга |
13 | ДК "Мельничный Ручей", г.Всеволожск, Пермская ул., д.36 |
ТУ Кировского административного района Санкт-Петербурга |
14 | Дача ДОУ N 120, пос.Ушково |
ТУ Фрунзенского административного района Санкт-Петербурга |
15 | Дача д/с N 269, Сестрорецкий курорт, ул.Андреева, д.12 |
ТУ Московского административного района Санкт-Петербурга |
16 | Дача я/с, Гатчинский р-н, пос.Карташевский, Красная ул. |
ТУ Московского административного района Санкт-Петербурга |
17 | Дача я/с, Гатчинский р-н, пос.Тайцы, ул.Юного Ленинца, д.94 |
ТУ Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга |
18 | ДОУ N 91, Соседская ул., д.13, ул.Комарова, д.25 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
19 | Гимназия N 168, пос.Вырица, ул.Белинского, д.21/3 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
20 | ДОУ N 13, пос.Репино, Новодеревенская ул. |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
21 | ДОУ N 80, пос.Репино, Приморское шоссе, д.45 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
22 | ДОУ N 26, пос.Разлив, Советский пр., д.26 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
23 | ДОУ N 250, пос.Разлив, Советский пр., д.6 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
24 | ДОУ N 108, пос.Ушково, Сосновая ул., д.8 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
25 | ДОУ N 63, пос.Вырица, ул.Сиверская, д.106; Кнорринская ул., д.8а |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
26 | ДОУ N 84, пос.Вырица, пос.Сиверский, Пролетарский пр., д.51-5 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
27 | ДОУ N 424, г.Всеволожск, Колтушское шоссе, д.21; Коммуны ул., д.90, 95 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
28 | ДОУ N 70, пос.Комарово, Привокзальная ул., д.6/2 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
29 | ДОУ N 83, пос.Комарово, Школьная ул., д.56а |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
30 | ДОУ N 92, пос.Комарово, Школьная ул., д.15-19 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
31 | ДОУ N 92, пос.Комарово, Водопьянова ул., д.8/5 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
32 | ДОУ N 92, пос.Комарово, Пушкинская ул., д.15/1 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
33 | ДОУ N 155, ст.Курорт, Сосновая ул., д.15 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
34 | ДОУ N 58, Ломоносовский р-н, пос.Дубочки |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
35 | ГДОУ "Радуга", пос.Ушково, Дачная ул., д.13 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
36 | Д/с "Радуга", пос.Лисий Нос, Морская ул., д.11/20 |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
37 | "Виктория", Лужский р-н, дер.Средние Крупели |
ТУ Центрального административного района Санкт-Петербурга |
Сокращения, принятые в тексте:
ГУ - государственное учреждение,
ГДОУ - государственное дошкольное образовательное учреждение,
ДК - дом культуры,
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение,
Д/с - детский сад,
ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа,
ТУ - территориальное управление,
Я/с - ясли-сад.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 февраля 2003 г. N 7 "О Концепции организации отдыха и оздоровления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.