Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Совершенствование психиатрической помощи населению на 2003-2006 годы"
Паспорт
региональной целевой программы
"Совершенствование психиатрической помощи населению на 2003-2006 годы"
Полное наименование Программы |
Региональная целевая программа "Совершенствование психиатрической помощи населению на 2003-2006 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения" от 22 июля 1993 года N 5487-1; Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года N 3185-1; постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 марта 2002 года N 98 "Об отраслевой программе "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)" |
Период реализации Программы |
2003-2006 годы |
Цели и задачи Программы |
1. Создание условий для реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". 2. Совершенствование форм оказания психиатрической помощи населению Ленинградской области. 3. Осуществление четкого контроля за состоянием и перемещением лиц, страдающих психическими расстройствами. 4. Совершенствование подготовки психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, доукомплектование штата работников указанных учреждений. 5. Реконструкция, организация, оснащение психиатрических учреждений до уровня, отвечающего требованиям современной психиатрии. 6. Повышение качества психиатрического освидетельствования и снижение числа возврата призывников с психическими расстройствами. 7. Сокращение числа социально опасных действий, совершаемых лицами, страдающими психическими расстройствами. |
Основные мероприятия Программы |
1. Укрепление материально-технической базы психиатрических учреждений: проведение строительных и ремонтных работ; оснащение пищеблоков и котельных современным оборудованием; оснащение санитарных узлов и палат; расширение автопарка психиатрических стационаров. 2. Улучшение качества диагностики и лечения психических заболеваний (приобретение медицинского оборудования). 3. Создание локальной компьютерной сети (приобретение 8 компьютеров типа Pentium II и модема). 4. Подготовка кадров в области психиатрии: подготовить 45 взрослых и 14 детских психиатров, 46 психотерапевтов, 29 психологов, 43 социальных работников; повысить квалификацию 66 взрослых и 10 детских врачей-психиатров, 17 психотерапевтов, 13 психологов, 17 социальных работников |
Объем освоенных средств в рамках региональной целевой Программы "Совершенствование психиатрической помощи населению" за 1997-1998 годы |
2459 тысяч рублей за счет средств областного бюджета (в ценах 1997 года) |
Объем финансовых ресурсов по Прог- рамме на 2003 год |
2000 тысячи рублей за счет средств областного бюджета |
Объем финансирова- ния, необходимый для завершения Программы |
49150 тысяч рублей за счет средств областного бюджета, из них: 2004 год - 14191,7 тысячи рублей, 2005 год - 13719,3 тысячи рублей, 2006 год - 21239 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект Программы |
Реализация Программы и разработок на ее основе позволяет: 1. Прекратить рост первичной инвалидности среди лиц, страдающих психическими расстройствами, за счет применения современных методик лечения, ранней диагностики психических заболеваний (в 1999 году были признаны инвалидами 544 человека, в 2000 году - 576 человек), что обеспечит экономический эффект за счет выдачи бесплатных лекарственных препаратов в сумме около 250 тысяч рублей в год (в ценах 2000 года). 2. Сократить количество психиатрических стационарных коек на 30 процентов к 2007 году за счет введения в строй сети полустационарных психиатрических учреждений, что даст экономический эффект около 24000 тысяч рублей в год (в ценах 2001 года) без снижения качества лечения. 3. Сократить сроки лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационаре на 10 процентов, что даст экономический эффект около 1000 рублей на человека или порядка 8740 тысяч рублей в год (в ценах 2001 года) без снижения качества лечения. 4. Улучшить санитарные нормы содержания лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационаре, довести фактическую площадь на одну койку до 5,5 квадратного метра. 5. Своевременно проводить рентгенологический, кардиологический, электроэнцефалографический контроль за состоянием лиц, страдающих психическими расстройствами, что позволит своевременно выявить сочетанную патологию, назначить адекватную терапию и, как следствие, сократить сроки пребывания лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационаре. 6. Улучшить качественные показатели проведения судебно-психиатрических экспертиз, сократить сроки их проведения на 10 процентов, совершенствовать критерии экспертной оценки при применении новых юридических форм. 7. Создать специализированные отделения: геронтологическое (минимум на 50 коек - одно отделение), психосоматическое, соматопсихиатрическое (минимум на 70 коек - два отделения), дополнительное отделение для принудительного лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших преступление и по определению суда признанными недееспособными (минимум на 50 коек - одно отделение), реабилитационное психотуберкулезное отделение (минимум на 50 коек - одно отделение). Создание указанных отделений позволит сократить сроки пребывания больных в стационаре. 8. Открыть общежитие на 50 коек для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, на базе Дружносельской психиатрической больницы, что позволит создать условия для предотвращения социально опасных действий со стороны лиц, страдающих психическими расстройствами. 9. Приобрести автотранспорт, что создаст условия для своевременного оказания специализированной психиатрической помощи и консультаций лицам, страдающим психическими расстройствами, их своевременной и адресной госпитализации; минимизировать сроки с начала или обострения заболевания до момента оказания психиатрической помощи. 10. Создать локальную компьютерную сеть (приобретение 8 компьютеров и модема) и отслеживать движение лиц, страдающих психическими расстройствами, внутри психиатрической службы (амбулаторная помощь - стационар) и изменение адресов проживания больных, обеспечив своевременный контроль за их психическим состоянием. 11. Подготовить к 2007 году 45 взрослых и 14 детских врачей-психиатров, 46 психотерапевтов, 29 психологов, 43 социальных работников; повысить квалификацию 66 взрослых и 10 детских врачей-психиатров, 17 психотерапевтов, 13 психологов и 17 социальных работников, что позволит улучшить качество оказания психиатрической помощи населению, внедрить в лечебную практику современные методики диагностики и лечения. 12. Приблизить условия содержания лиц, страдающих психическими расстройствами, в психиатрических стационарах к существующим мировым стандартам за счет приобретения современного технологического оборудования (кухня, прачечная, санитарные блоки, оснащение палат). 13. Назначать максимально адекватную терапию лицам, страдающим психическими расстройствами, создать условия для их адаптации в обществе. |
Разработчик Программы |
Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
Четвертый квартал 2001 года |
Основной исполни- тель и соисполни- тель Программы |
Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, государственное учреждение здравоохранения "Ленинградский областной психоневрологический диспансер" |
Фамилия, имя, отчество, долж- ность, номер телефона руково- дителя Программы |
Воинков Евгений Владимирович - главный врач государственного учреждения здравоохранения "Ленинградский областной психоневрологический диспансер", тел.: 272-70-03 |
Система организа- ции контроля за выполнением Прог- раммы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы. Для осуществления оперативного контроля руководители учреждений и служб, участвующих в Программе, представляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании Программы. Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе выполнения и финансировании Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области |
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1.1. Обоснование Программы
Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июня 1992 года N 3185-1, постановлений Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами", реализация федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи" на 1995-1997 годы явились выражением существенных изменений в государственной политике в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами.
Региональная целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Ленинградской области на 1997-1998 годы", утвержденная распоряжением Губернатора Ленинградской области от 11 апреля 1997 года N 139-рг, позволила на практическом уровне перейти к выполнению действующего законодательства в области психиатрии и начать материально-техническое переоснащение психиатрической службы Ленинградской области, совершенствовать формы специализированной психиатрической помощи, системы подготовки, укомплектования, аттестации специалистов психиатрических учреждений.
Несмотря на то, что региональная целевая программа на 1997-1998 годы не получила полного финансирования, выделение дополнительных целевых финансовых средств позволило сохранить работоспособность систем жизнеобеспечения стационарных психиатрических учреждений, улучшить соблюдение санитарных норм содержания больных при сокращении числа психиатрических коек в области. В указанные годы не отмечались случаи групповой внутрибольничной инфекционной заболеваемости в психиатрических больницах Ленинградской области. Прошли сертификационные курсы усовершенствования 58 врачей-психиатров, и в настоящее время 65 процентов психиатров имеют сертификаты специалистов.
Таким образом, региональная целевая Программа 1997-1998 годов смогла решить самые неотложные вопросы сохранения психиатрической помощи населению Ленинградской области и стала основой для разработки и реализации долгосрочной Программы охраны психического здоровья.
Состояние психического здоровья населения Ленинградской области в значительной мере определено состоянием и уровнем функционирования социальной структуры области, поэтому проблема оказания психиатрической помощи должна рассматриваться и входить в общую социально-экономическую концепцию функционирования, обеспечения и развития Ленинградской области.
Учитывая большую социальную значимость психиатрической службы и то, что контингенты лиц, страдающих психическими расстройствами, являются самыми незащищенными и потенциально опасными для общества, службу следует понимать как один из инструментов, с помощью которого должны решаться многие проблемы области: медицинские, социальные, правовые.
За последние годы психиатрическая служба обнаруживает в своем развитии противоречивые тенденции: с одной стороны, идет активный поиск путей повышения качества психиатрической помощи населению - повышается квалификация кадров, внедряются более эффективные методики лечения, используются более современные препараты, больше внимания уделяется реабилитации и реадаптации лиц, страдающих психическими расстройствами. С другой стороны, психиатрическая служба испытывает постоянный недостаток финансовых средств, затрудняющий осуществлять реформы, вызывающий кадровый "голод" и, как следствие, не позволяющий полностью реализовать накопленный потенциал.
С 1995 года действует новое штатное расписание психиатрических служб, предусматривающее не только повышение обеспеченности врачами внебольничных и стационарных учреждений, но и введение в их штат ставок психологов, психотерапевтов, специалистов по социальной работе и социальных работников.
В настоящее время психиатрическая служба Ленинградской области представлена областным психоневрологическим диспансером, пятью психиатрическими больницами, двумя психиатрическими отделениями в общесоматических больницах, двумя дневными стационарами и 17 психоневрологическими кабинетами. В области занято (от штатного расписания) 72 процента должностей врачей-психиатров, 19 процентов должностей психотерапевтов, 26 процентов должностей психологов.
Особенно тяжелое положение отмечается в амбулаторной психиатрической службе, где от штатного норматива занято только 60 процентов должностей врачей-психиатров; практически отсутствуют психологи и социальные работники и занято только 13 процентов должностей психотерапевтов. Детские врачи-психиатры отсутствуют в шести районах из 17 (таблица 1 приложения 1 к Программе).
Такое положение вызвано, помимо низкой оплаты труда, оттоком кадров в лечебные учреждения Санкт-Петербурга, нежеланием молодых специалистов работать в структуре здравоохранения Ленинградской области, отсутствием нормальных жилищных условий. Для решения этих проблем необходимо изменение подхода к подготовке психиатров: углубление постдипломной подготовки (первичной специализации) врачей; создание областной программы подготовки и аттестации психиатров; расширение возможностей усовершенствования и повышения квалификации врачей-психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов и логопедов совместно с кафедрами психиатрии Медицинской академии постдипломного образования, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета, Педиатрической академии, факультетом специальной педагогики Ленинградского государственного областного университета; совместная деятельность с зарубежными психиатрами, психологами и психотерапевтами.
За 1998-2000 годы наблюдается тенденция роста уровня болезненности психическими расстройствами общего числа учетных больных при снижении уровня болезненности больных, состоящих на диспансерном учете (то есть за счет больных, обратившихся за консультативной помощью - людей, нуждающихся в психотерапевтической помощи), что свидетельствует о необходимости активного развития психотерапевтической помощи населению в районах области. Одновременно сохраняется рост уровня заболеваемости психическими расстройствами лиц, состоящих в группе диспансерного наблюдения (нуждающихся в наблюдении и лечении у психиатра (таблица 2 приложения 1 к Программе). С 1998 по 2000 годы этот показатель вырос на 7,4 процента.
По сравнению с 1998 годом общее количество больных, находящихся под наблюдением психиатров, к 2001 году выросло на 4,6 процента, из них детей - на 12 процентов, подростков - на 11 процентов (таблица 3 приложения 1 к Программе).
Сохраняется рост общего числа лиц, страдающих психическими расстройствами, наблюдавшихся на протяжении 2000 года, которые самостоятельно обратились за консультативной помощью (40,3 процента). На протяжении последних лет практически не меняется процентное соотношение лиц, страдающих психотическими расстройствами, в том числе шизофренией, непсихотическим расстройствами и олигофренией как среди всех учетных больных, так и среди больных, состоящих на диспансерном учете (таблицы 4 и 5 приложения 1 к Программе).
Отмечается постоянный рост общего числа инвалидов по психическим заболеваниям. С 1998 по 2000 год их число выросло на 1,3 процента. Инвалидность по олигофрении вышла с 1995 года на первое место и составляет в 2000 году 33,8 процента от лиц, страдающих психическими расстройствами - инвалидов. При этом процент инвалидов третьей группы вырос к 2001 году в 1,6 раза по сравнению с 1998 годом. Процент первичной инвалидизации снизился к 2001 году в 1,3 раза по сравнению с 1998 годом, а структура заболеваемости по олигофрении, психозам и непсихотическим расстройствам почти полностью соответствует структуре первичной инвалидности. Инвалидность по психическим заболеваниям на одну тысячу населения выросла с 7 процентов (1998 год) до 7,1 процента (2000 год). При этом резко сократилось количество работающих инвалидов - на 36 процентов с 1998 по 2000 годы (таблица 6 приложения 1 к Программе). В то же время ежегодно уменьшается число случаев нетрудоспособности по психическим заболеваниям на 100 работающих в хозяйственном комплексе. Лица, страдающие психическими расстройствами, наиболее уязвимы и не защищены в обществе с жесткой конкуренцией на рынке труда и безработицей на фоне снижения способности государства обеспечить им социальную защиту и поддержку, что, в свою очередь, побуждает к социально опасным действиям, снижает возможности реабилитации и реадаптации лиц, страдающих психическими расстройствами, в обществе. Выходом может служить создание общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи в обществе; создание специализированных предприятий, которые в настоящее время не входят в систему лечебно-реабилитационного процесса лиц, страдающих психическими расстройствами, и "защищенных" рабочих мест на обычных предприятиях, что невозможно без дополнительного финансирования и соответствующей законодательной базы.
Перспектива улучшения психиатрической помощи детям и подросткам может быть осуществлена исходя из следующих положений: ранняя профилактика психических заболеваний, использование комплекса мер по лечению и реабилитации, профилактика инвалидности, доступность помощи всем категориям нуждающихся. Так, если различные состояния психического недоразвития, в выраженных своих формах представленные олигофренией, составляют около трех процентов детского населения, то легкие, так называемые состояния пограничной интеллектуальной недостаточности, включая различные варианты задержки психического развития, в совокупности достигают 20 процентов детского населения.
Следует также отметить, что в структуре детской инвалидности по психическим заболеваниям в последние годы превалирует инвалидность по умственной отсталости (59,9 процента в 2000 году) и эпилепсии (18,9 процента в 2000 году), то есть по заболеваниям, в значительной мере вызванным резидуальным поражением головного мозга, лечение и профилактика которых наиболее эффективны в раннем возрасте, когда реабилитационные мероприятия наиболее значимы.
Исходя из этого проблему детской инвалидности и социальной адаптации детей в обществе необходимо решать следующими путями:
ранняя диагностика, лечение и активное наблюдение детей с энцефалопатиями, резидуальными органическими поражениями центральной нервной системы; преемственность в работе врачей различных специализаций; комплексность реабилитационных мероприятий;
открытие на базе Ленинградского областного государственного учреждения "Детская областная клиническая больница" эпилептологического комплекса, оснащенного современной диагностической аппаратурой и средствами для лечения и реабилитации.
В связи с демографической ситуацией в области (старение населения и, как следствие, увеличение количества больных с сочетанной психиатрической и соматической патологией) актуальным является создание геронтопсихиатрических отделений, а также психосоматических и соматопсихиатрических отделений на базе психиатрических больниц, укомплектованных штатами по типу существующих хосписов, что позволит сократить сроки пребывания больных в стационаре за счет лучшей корректировки психиатрического и общесоматического лечения.
В настоящее время психиатрическая служба области нуждается как минимум в 50 геронтологических и 70 психосоматических койках, что свидетельствует о назревшей необходимости в развертывании дополнительных отделений указанного профиля.
Еще одной важной проблемой является увеличение заболеваемостью туберкулезом. В настоящее время в психиатрических больницах области находятся более 180 больных, болеющих или перенесших туберкулез легких, в связи с чем необходимо развертывание дополнительных психотуберкулезных отделений, разделение их по тяжести заболевания и социальной адаптации.
В 2000 году пять процентов пролеченных в психиатрических стационарах больных находилось на лечении более одного года. Большая часть из них находится в психиатрических больницах по социальным показаниям. При этом около 300 из них подлежат переводу в психоневрологический интернат, большинство не подлежит переводу в общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи в обществе. В 2000 году переведены в психоневрологические интернаты только 55 больных. Содержание оставшихся в психиатрических стационарах больных влечет за собой большие необоснованные финансовые затраты, кроме того, психиатрическая койка используется не по назначению, уменьшается доступность стационарного лечения для нуждающихся в нем лиц, страдающих психическими расстройствами.
На протяжении последних лет происходит неуклонный рост числа общественно опасных действий, совершаемых лицами, страдающими психическими расстройствами. Амбулаторной судебно-психиатрической экспертизой в 1997 году проведено 1083 экспертизы, признано невменяемыми 82 больных; в 1999 году - 1108 экспертиз, признано невменяемыми 95 больных. Структура правонарушений, совершаемых лицами, страдающими психическими расстройствами, отличается большим удельным весом преступлений против личности (убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования - около 25 процентов).
Существующие в настоящее время в области два стационарных отделения на 120 коек для принудительного лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших преступления, переполнены (в 1998 году по решению суда было пролечено 211 больных, в 2000 году - 322), около 100 больных проходят принудительное лечение на общих психиатрических отделениях. В связи с этим не обеспечиваются достаточные лечебно-охранительные и лечебные правила.
Беспокоят низкие показатели годности к военной службе призывников Ленинградской области и низкое качество медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет военно-врачебными комиссиями районных военкоматов. В 2000 году с областного сборного пункта Ленинградской области было возвращено 240 призывников, из них 52,2 процента - в связи с выявленными психическими расстройствами (из информационного письма 03-01-199 от 19 марта 2002 года "Обзор итогов медицинского обеспечения подготовки граждан Ленинградской области к воинской службе по результатам призыва за 2001 год"). Требует совершенствования специальная подготовка врачей-психиатров в этом направлении, организация должного взаимодействия между ними и сотрудниками профессионального отбора военкоматов, обеспечение специальной медико-диагностической аппаратурой психиатрических стационаров.
Все психиатрические стационары области, кроме Дружносельской и Ульяновской психиатрических больниц, находятся в приспособленных зданиях, что обуславливает недостаточную полезную площадь, и в силу ряда причин - отдаленность от централизованных источников снабжения.
Нахождение на балансе больниц всех систем жизнеобеспечения, недостаточное финансирование на содержание зданий и сооружений больниц приводят к состоянию перманентного процесса ликвидации аварийных технических ситуаций, в связи с чем заметно снижается качество содержания больных, не соблюдаются санитарные нормы (в одной палате находятся до 20 пациентов). В среднем по психиатрическим стационарам области на одну койку приходится 3,4 квадратного метра (таблица 7 приложения 1 к Программе) при нормативе 7 квадратных метров. Несмотря на то, что с 1998 по 2000 год количество коек в психиатрических стационарах было сокращено с 2035 до 1945, в 1999 году введен в эксплуатацию новый корпус в Ульяновской психиатрической больнице.
Планируемое сокращение коечного фонда невозможно без создания сети полустационарных учреждений, которые подтвердили свою рентабельность в лечении больных на опыте других регионов (также на опыте действующих в Выборгском и Гатчинском районах Ленинградской области дневных стационаров), в большей мере способствуют адаптации больного в обществе и, не требуя крупных материальных затрат, позволяют в значительной мере разгрузить психиатрические стационары, работающие в настоящее время с максимальной нагрузкой (таблица 8 приложения 1 к Программе).
2. Цели и задачи Программы
Основные цели и задачи Программы вытекают из анализа состояния психиатрической помощи населению Ленинградской области.
Цели Программы:
создание условий для реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
совершенствование форм оказания психиатрической помощи населению Ленинградской области.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
1. Реконструкция, организация, оснащение психиатрических учреждений разного контингента лиц, страдающих психическими расстройствами, в целях приближения психиатрической помощи к населению; создание условий для реализации прав лиц, страдающих психическими расстройствами:
а) улучшение материально-технического оснащения психиатрических учреждений, особенно в части ремонта систем жизнеобеспечения объектов (оборудования котельных, пищеблоков, прачечных);
б) приобретение медицинского оборудования позволит к 2007 году своевременно проводить рентгенологический, кардиологический, электроэнцефалогический контроль за состоянием пациентов на фоне проводимой терапии, оказывать специализированную помощь больным с сочетанной патологией в каждом психиатрическом стационаре;
в) создание на базе существующих больниц специализированных геронтологических, психосоматических и соматопсихических отделений для лечения сопутствующих патологий, реабилитационного психотуберкулезного отделения.
2. Совершенствование подготовки психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь:
а) подготовить к 2007 году 45 взрослых и 14 детских врачей-психиатров, 46 психотерапевтов, 29 психологов, 43 социальных работников, повысить квалификацию 66 взрослым и 10 детским врачам-психиатрам, 17 психотерапевтам, 13 психологам и 17 социальным работникам.
Данные меры позволят полностью укомплектовать психиатрическую службу Ленинградской области квалифицированными специалистами, обеспечить лицам, страдающим психическими расстройствами, своевременную адекватную помощь.
3. Улучшение качества жизни лиц, страдающих психическими расстройствами, за счет приближения условий содержания в психиатрических стационарах к существующим стандартам, диагностики и лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, а именно:
а) приобретения технологического оборудования (кухня, прачечная, санитарные блоки, оснащение палат);
б) назначения максимально адекватного лечения лиц, страдающих психическими расстройствами;
в) улучшения ранней диагностики психических заболеваний (патологии, ведущей к умственной недостаточности) путем создания и использования скрининговых программ диагностики с помощью современного диагностического оборудования;
г) обеспечения оперативности и качества диспансерного наблюдения за лицами, страдающими психическими расстройствами, посредством использования современных компьютерных программ с созданием регистров по разным контингентам больных;
д) создания условий для адаптации лиц, страдающих психическими расстройствами, в обществе (открытие общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи в обществе, на базе Дружносельской психиатрической больницы на 50 коек).
4. Сокращение сроков лечения к 2007 году в психиатрических стационарах на десять процентов (на восемь дней), сокращение количества психиатрических коек к 2007 году на 30 процентов без снижения качества лечения.
5. Развитие судебно-психиатрической службы с учетом проводимой судебно-правовой реформы.
6. Продолжение совершенствования форм взаимодействия между комитетами Правительства Ленинградской области по здравоохранению, по труду и социальной защите населения; Главным управлением внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области; администрациями муниципальных образований по комплексному решению проблем, связанных с правами лиц, страдающих психическими расстройствами.
7. Снижение числа социально опасных действий, совершаемых лицами, страдающими психическими расстройствами.
8. Утверждение минимального регионального норматива финансирования психиатрии в строке "здравоохранение" областного бюджета Ленинградской области и разработка нормативов среднедушевых расходов на психиатрию.
3. Система мероприятий Программы
1. Под укреплением материально-технической базы психиатрических учреждений подразумевается дополнительное финансирование на проведение ремонтных работ, приобретение необходимого технологического и иного оборудования, что позволит:
привести психиатрические больницы в состояние, полностью соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, за счет приобретения необходимого технологического оборудования и проведения необходимого капитального и косметического ремонтов;
увеличить фактическую площадь на одну койку с 3,4 до 5,5 квадратного метра, сокращения общего количества психиатрических коек;
создать дополнительные специализированные отделения: геронтологическое - минимум на 50 коек; соматопсихиатрическое и психосоматическое - минимум на 35 коек каждое; общежитие для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи в обществе, - минимум на 50 коек; отделение для принудительного лечения больных, совершивших преступление и по определению суда признанными невменяемыми, - минимум на 50 коек; создание реабилитационного психотуберкулезного отделения - минимум на 50 коек;
приблизить психиатрическую помощь к населению за счет создания полустационарных форм оказания психиатрической помощи и повышения мобильности психиатрической службы (приобретение семи единиц автотранспорта);
разгрузить психиатрические стационары за счет создания полустационарных форм психиатрической помощи (планируемое сокращение психиатрических коек на 30 процентов к 2007 году);
создать специализированные рабочие места для адаптированных в обществе лиц, страдающих психическими расстройствами, что улучшит реабилитационные мероприятия и, как следствие, снизит уровень социально опасных действий, совершаемых данной категорией больных.
2. Под улучшением качества диагностики и лечения подразумевается дополнительное финансирование на приобретение необходимого медицинского оборудования и инструментария, что позволит:
своевременно и полно проводить необходимые обследования для установления правильного диагноза;
применять в лечении больных современные технологии;
внедрить в работу психиатрической службы формулярную систему, которая обеспечит преемственность в работе стационарной и амбулаторной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами.
Реализация указанных мероприятий Программы снизит длительность нахождения и лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационаре примерно на десять процентов, сократит количество госпитализаций примерно на 30 процентов.
3. Создание локальной компьютерной сети (приобретение восьми компьютеров типа Pentium-II и модема) позволит организовать постоянную и мобильную связь между психиатрическими учреждениями. Это обеспечит возможность отслеживать состояние больных, облегчит обмен необходимой информацией и переписку между психиатрическими учреждениями.
4. Под подготовкой кадров подразумевается обучение и переобучение специалистов для работы в психиатрической службе, повышение квалификации всех работников психиатрической службы, что позволит:
укомплектовать психиатрические учреждения необходимым количеством работников: к 2007 году привлечь к работе в психиатрической службе Ленинградской области 45 взрослых и 14 детских врачей-психиатров, 46 психотерапевтов, 29 психологов, 43 социальных работников;
за счет повышения квалификации врачей облегчить внедрение современных технологий в лечебный процесс, а именно: провести курсы по повышению квалификации 66 взрослым и 10 детским врачам-психиатрам, 17 психотерапевтам, 13 психологам и 17 социальным работникам.
4. Ожидаемая эффективность реализации мероприятий Программы
1. Прекращение роста первичной инвалидности среди лиц, страдающих психическими расстройствами.
Рост первично признанных инвалидами по психическим заболеваниям вырос с 544 человек в 1999 году до 576 человек в 2000 году. Учитывая, что стоимость препаратов, получаемых бесплатно больными-инвалидами в психиатрических стационарах, составляет порядка 20 рублей в день (в ценах 2001 года), экономический эффект составит как минимум 250 тысяч рублей в год.
2. Сокращение психиатрических стационарных коек на 30 процентов к 2007 году составит примерно 584 койки (стоимость одного койко-дня в 2001 году - около 120 рублей). Длительность работы койки в году на 2001 год - 340 дней. Таким образом, экономический эффект составит около 24000 тысячи рублей (в ценах 2001 года) и, кроме того, повысит уровень качества жизни лиц, страдающих психическими расстройствами, в психиатрических стационарах за счет увеличения полезной площади на одну койку.
3. Сокращение сроков лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационарах на десять процентов составит примерно восемь дней (средняя длительность лечения больного в психиатрическом стационаре на 2000 год составляет 80 дней).
При средней стоимости одного койко-дня 120 рублей и общем количестве пролеченных больных 10830 человек в 2000 году, экономический эффект составит 10400 тысяч рублей. Данный эффект будет достигнут за счет повышения эффективности лечения и уменьшения соотношения стационарной и внебольничной помощи, открытия сети полустационарных психиатрических учреждений, повышения квалификации медицинского персонала, создания специализированных психиатрических отделений, и, как следствие, повышение качества лечения лиц, страдающих психическими расстройствами. При этом, учитывая, что стоимость лечения больного в амбулаторных условиях составляет порядка 20 рублей в день, затраты на лечение составят 1660 тысяч рублей. Таким образом, экономия составит 8740 тысяч рублей в год (в ценах 2001 года).
4. Сокращение числа социально опасных действий со стороны лиц, страдающих психическими расстройствами, за счет улучшения системы реабилитационных мероприятий, создания общежития для данной категории больных.
5. Повышение качества освидетельствования и снижение числа возвратов призывников по состоянию психического здоровья.
6. Улучшение качественных показателей проведения судебно-психиатрических экспертиз, сокращение сроков их проведения, совершенствования критериев экспертной оценки при применении новых юридических норм.
Так как экономический эффект, указанный в пунктах 4, 5 и 6, не поддается исчислению в рамках Программы, минимальная экономия составит 32990 тысяч рублей в год (в ценах 2001 года).
5. Ресурсное обеспечение мероприятий Программы
Для реализации мероприятий Программы необходимое финансовое обеспечение должно составить в 2003-2006 годах 51650 тысяч рублей за счет средств областного бюджета.
План реализации мероприятий Программы приведен в приложении 3 к Программе.
Номенклатура, количество товаров, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении 4 к Программе.
Информация о динамике финансирования Программы и структуре программных расходов представлена в приложении 5 к Программе.
6. Функции, полномочия участников Программы,
система организации контроля за ее выполнением
Основным исполнителем Программы является комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, соисполнитель Программы - государственное учреждение здравоохранения "Ленинградский областной психоневрологический диспансер".
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы. Для осуществления оперативного контроля руководители учреждений и служб, участвующих в Программе, представляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании Программы. Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе выполнения и финансировании Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.