Организационно-методические указания Губернатора Санкт-Петербурга
от 28 ноября 2005 г. N 07-104/9308
"По подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны,
защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы"
Обучение населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в настоящее время осуществляется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 28.07.2001 N 683-ра "Об организации обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Вероятно, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: "28.07.2001" следует читать как "28.08.2001"
Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 28 августа 2001 N 683-ра признано утратившим силу
Результаты проверок, ознакомление с подготовкой населения при проведении учений, тренировок и смотров-конкурсов на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций показали, что задачи, определенные организационными указаниями по обучению населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации на 2001-2005 годы выполнены.
Наиболее качественно и целенаправленно обучение населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводилось в подведомственных организациях Комитета по здравоохранению, Комитета по образованию, Комитета по науке и высшей школы, а также в государственном унитарном предприятии "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", в государственном унитарном предприятии "Петербургский метрополитен", в открытом акционерном обществе "Ленэнерго", в Адмиралтейском, Выборгском, Калининском и Центральном районах Санкт-Петербурга.
Во всех районах Санкт-Петербурга проводились соревнования в рамках движения "Школа безопасности", лучшие команды принимали участие в соревнованиях "Школа безопасности" в рамках Открытого финала детско-юношеских оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" Санкт-Петербурга.
Вместе с тем существующая единая система подготовки населения Санкт-Петербурга не в полной мере соответствует качественным изменениям всего спектра угроз безопасности жизнедеятельности населения. Продолжают иметь место недостатки, влияющие на комплексное и качественное решение задач обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - в области безопасности жизнедеятельности).
Основными из них являются:
- не во всех органах местного самоуправления, предприятиях, организациях и учреждениях (далее - организациях) подводятся итоги подготовки за год и ставятся задачи по обучению на следующий год;
- не во всех исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, организациях разработаны и ведутся регистры (списки) подготовки и повышения квалификации руководящего состава, должностных лиц, специалистов гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - должностные лица и специалисты ГО и РСЧС), что приводит к занижению количества планируемых к обучению;
- не все органы местного самоуправления и организации (в основном торговли и питания) представляют заявки на повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в Санкт-Петербургском учебно-методическом центре по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (далее - УМЦ по ГО, ЧС и ПБ) и курсах гражданской обороны районов (далее - курсы ГО районов) и не направляют их на обучение;
- расписания занятий на год с различными группами обучаемых разрабатываются без учета особенностей организаций и специфики их деятельности, не всегда утверждаются руководителем организации;
- обучение работающего населения в управленческих структурах, в организациях с небольшим штатом сотрудников проводится на низком уровне, что является следствием отсутствия в штатных расписаниях работников, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и (или) гражданской обороны (далее - ГО);
- сроки проведения запланированных учений и тренировок переносятся, документы по их подготовке и проведению отрабатываются формально;
- не во всех организациях проводятся практические занятия по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), что ограничивает их применение по предназначению;
- учебно-материальная база (далее - УМБ) для обучения населения совершенствуется медленно и не в полной мере обеспечивает качественное проведение практических занятий, предусмотренных программами;
- планы совершенствования и развития УМБ не всегда своевременно выполняются;
- слабым звеном в системе подготовки населения продолжает оставаться работа с неработающим населением. Не во всех органах местного самоуправления (далее - ОМСУ) созданы и функционируют учебно-консультационные пункты (далее - УКП), назначены ответственные должностные лица за подготовку неработающего населения. Планы создания в Санкт-Петербурге УКП не выполняются. Не все ОМСУ используют такие формы подготовки, как распространение памяток, листовок, буклетов, просмотр видеофильмов в области безопасности жизнедеятельности;
- в Кронштадтском, Приморском, Курортном, Красносельском, Пушкинском и Фрунзенском районах Санкт-Петербурга отсутствуют свои курсы ГО районов, без должной инициативы и настойчивости ведется работа по обустройству имеющихся курсов ГО в Василеостровском, Невском и Петроградском районах Санкт-Петербурга;
- на низком уровне остается материальное обеспечение изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее ОБЖ) и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (далее БЖД). Не все образовательные учреждения имеют специализированные классы по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД. Большинство классов оборудовано без учета "Рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (приложение N 9), разработанных Департаментом гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);
- должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС всех уровней, спасательных и пожарных служб недостаточно активно участвуют в проведении занятий в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов, а также в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
- в отдельных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не уделяется должного внимания вопросам повышения квалификации преподавателей дисциплины БЖД.
Указанные недостатки, неконкретная и малоэффективная работа по их устранению являются свидетельством ослабления внимания руководителей отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций всех уровней к этой важнейшей задаче защиты населения Санкт-Петербурга.
Главным управлением по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга совместно с Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу разработаны Организационно-методические указания по подготовке населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы, в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы МЧС России от 17.08.2005 N 43-2324-14.
В целях совершенствования и комплексного решения задач подготовки населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности, предлагаю:
1. Главной задачей по подготовке населения Санкт-Петербурга в 2006-2010 годах в области безопасности жизнедеятельности считать развитие единой системы подготовки населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расширение ее возможностей, в том числе за счет участия в создании на территории Санкт-Петербурга "Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей", совершенствование организации подготовки населения на основе требований новых нормативных правовых актов.
2. Принять к исполнению Организационно-методические указания по подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы.
3. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на:
обеспечении выполнения положений нормативных правовых актов по подготовке населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности;
соблюдении необходимой периодичности повышения квалификации руководителей всех уровней управления по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также внедрении при их обучении новых программ и современных технологий подготовки, в том числе дистанционного обучения;
уточнении программ обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом подготовки всех категорий населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
создании и развитии современной учебно-материальной базы для подготовки всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности;
участие в реализации Общероссийского проекта по совершенствованию обеспечения населения Санкт-Петербурга информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей.
4. Обучение населения в области безопасности жизнедеятельности осуществлять в рамках единой системы подготовки населения Санкт-Петербурга и проводить в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов, а также по месту работы, учебы и жительства граждан.
Обучение населения в области безопасности жизнедеятельности организовать и осуществлять по следующим группам:
- должностные лица и специалисты ГО и РСЧС;
- личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ);
- работающее население (работники организаций, не входящие в состав НАСФ);
- неработающее население (население, не занятое в сфере производства и обслуживания);
- учащиеся и студенты образовательных учреждений.
5. В целях совершенствования организации и осуществления обучения населения в области безопасности жизнедеятельности:
Руководителям отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (председателям комитетов, начальникам управлений, палат и служб):
проанализировать состояние обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, других работников комитетов и подведомственных организаций, определить пути и формы совершенствования подготовки по всему комплексу безопасности жизнедеятельности;
разработать и утвердить регистр (списки) подготовки и обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ;
организовать разработку соответствующих планирующих и распорядительных документов по вопросу организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;
повысить эффективность организационно-методического руководства и контроля за подготовкой должностных лиц в области безопасности жизнедеятельности, личного состава НАСФ к действиям по предназначению, а также работников подведомственных организаций;
активизировать работу по внедрению новых технических средств и технологий обучения в области безопасности жизнедеятельности:
в ходе проведения учений и тренировок во взаимодействии с привлекаемыми силами и средствами продолжить совершенствование практических навыков всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;
обеспечить контроль за своевременным и полным выполнением планов обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, а также подведомственных организаций;
принять меры по совершенствованию организации и осуществлению пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности;
совместно с заинтересованными органами и организациями обеспечить реализацию требований совместного приказа МЧС России, Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) от 31.05.2005 N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций".
Руководителям Комитета по образованию, Комитета по науке и высшей школе:
организовать работу по внедрению в подведомственных образовательных учреждениях новых программ и современных методик обучения учащихся и студентов по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД, применению современных технических средств в процессе обучения, корректировке учебно-методических материалов;
проработать вопросы по поддержанию и дальнейшему совершенствованию УМБ для подготовки обучаемых по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД, в том числе создания и оснащения специализированных классов для изучения курса ОБЖ и дисциплины БЖД, включая обеспечение видео-, аудио-, проекционной аппаратурой, наглядными пособиями и макетами по тематике безопасности жизнедеятельности;
определить конкретные мероприятия по организации укомплектования и повышения квалификации преподавателей-организаторов курса ОБЖ и преподавателей дисциплины БЖД;
планировать и проводить семинары-совещания с руководителями образовательных учреждений по повышению эффективности изучения курса ОБЖ и дисциплины БЖД, освоению современных методик преподавания и использованию технических средств в процессе обучения;
совместно с Главным управлением по ГО и ЧС Санкт-Петербурга и Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу разработать, согласовать и утвердить у Губернатора Санкт-Петербурга Положения о проведении конкурсов "Учитель года по курсу ОБЖ" и "Преподаватель года по дисциплине БЖД", подать заявки на финансирование, и, начиная с 2007 года, организовывать и проводить данные конкурсы (приложение 7);
планировать и ежегодно проводить в Санкт-Петербурге соревнования в рамках движения "Школа безопасности " (по направлениям "Юный спасатель" и "Юные добровольные пожарные дружины") и (или) полевые лагеря "Юный спасатель", а также организовывать и обеспечивать участие команд Санкт-Петербурга во Всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и полевых лагерях "Юный спасатель";
продолжить целенаправленную работу по реализации программы дополнительного образования учащихся в кадетских классах "Юный спасатель" и "Пожарные кадеты";
осуществлять повышение квалификации руководителей, преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в Академии гражданской защиты МЧС России (г. Москва) или в Центре комплексной безопасности и повышения квалификации, созданном приказом Министра образования Российской Федерации от 28.04.2003 N 1859 при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.
Руководителям территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (главам Администраций районов Санкт-Петербурга):
продолжить целенаправленную деятельность по организации, методическому руководству и контролю за реализацией положений федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об образовании", "О пожарной безопасности", постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2002 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также других нормативных правовых актов, в том числе Санкт-Петербурга, в области безопасности жизнедеятельности;
ежегодно проводить анализ результатов деятельности по подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности и ставить задачи по совершенствованию организации и повышению качества обучения всех категорий населения;
планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях районных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности вопросов организации и процесса обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и осуществлять контроль за выполнением принятых решений;
разработать и утвердить регистр (списки) подготовки и обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов;
обеспечить эффективный контроль за организацией и процессом обучения населения, а также полнотой и качеством разработки организационных, планирующих и отчетных документов по подготовке работающего населения и НАСФ в организациях района;
разработать и осуществить комплекс мер по созданию курсов ГО в каждом районе Санкт-Петербурга, в качестве филиалов Санкт-Петербургского учебно-методического центра по ГО, ЧС и ПБ, спланировать работу по их обустройству и оснащению современными техническими средствами обучения;
ежегодно проводить районный смотр-конкурс на лучшую УМБ в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
ежегодно проводить конкурсы "Учитель года по курсу ОБЖ" и "Преподаватель года по дисциплине БЖД" и своевременно оформлять документы для участия призеров в городском смотре-конкурсе;
повысить ответственность руководителей всех уровней за организацию обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и изучения в образовательных учреждениях курса ОБЖ и дисциплины БЖД;
совместно с Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу и Главным управлением по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга в ходе учений и тренировок совершенствовать навыки в практических действиях комиссий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности районов Санкт-Петербурга, а также должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС.
Руководителям органов местного самоуправления (муниципальных округов, городов и поселков):
ежегодно проводить анализ результатов деятельности по подготовке неработающего населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и ставить задачи по совершенствованию организации и повышению качества их обучения;
разработать и осуществить комплекс мер по обустройству УКП по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и всестороннему обеспечению их деятельности, приобретению учебно-наглядных пособий и других средств обучения, в том числе видеофильмов в области безопасности жизнедеятельности;
организовать издание и распространение наглядных пособий, памяток, листовок и буклетов по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности, обеспечить население Санкт-Петербурга, приобретение видеофильмов в области безопасности жизнедеятельности;
организовать контроль за полнотой и качеством разработки организационных, планирующих и отчетных документов по подготовке неработающего населения в УКП;
совместно с Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу и Главным управлением по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга организовать подбор мест размещения технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях своевременного их информирования.
Руководителям организаций (предприятий и учреждений):
проанализировать вопросы организации и осуществления обучения работников организаций в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), определить задачи и мероприятия по их совершенствованию;
ежегодно в приказе определять порядок подготовки всех категорий обучаемых, утверждать программы их обучения;
разработать и утвердить регистр (списки) подготовки и обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов;
своевременно представлять заявки на обучение и контролировать направление должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС на переподготовку в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсы ГО районов;
внести в программы обучения работающего населения и НАСФ необходимые уточнения и дополнения с учетом особенностей деятельности организации, специфики решаемых задач, а также обучения их в области пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. Подготовку работающего населения и базовую подготовку НАСФ организовывать и осуществлять в соответствии с Примерной программой в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС (приложение N 5). Специальную подготовку НАСФ организовывать и осуществлять в соответствии с Примерной программой обучения личного состава НАСФ (приложение N 6);
ежегодно направлять на курсы ГО районов для обучения руководителей групп занятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций работающего населения;
основное внимание при обучении работников организаций и личного состава формирований направить на повышение уровня практических навыков по выполнению задач согласно предназначению, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях и пожарах;
в ходе учений и тренировок отрабатывать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях и при угрозе террористических акций, эвакуации работников, материальных и культурных ценностей, а также вырабатывать необходимые морально-психологические качества, требуемые в экстремальных ситуациях. За месяц до проведения комплексных учений (объектовых тренировок), командно-штабных учений (тренировок) согласовывать планы их проведения с органами управления (группами) по делам ГО и ЧС района Главного управления по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга;
принять необходимые меры по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся УМБ, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию.
Начальнику Главного управления по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга:
организовать приведение нормативных правовых актов Санкт-Петербурга по вопросам организации обучения всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности в соответствие с требованиями ст. 16, 40, 91, 96 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Федеральных Законов от 06.08.1999 N 184-ФЗ, от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Законов Санкт-Петербурга от 18.07.2005 N 368-52 "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге" и от 20.10.2005 N 514-76 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
ежегодно анализировать качество организации и осуществления обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. В распорядительных и планирующих документах определять задачи и мероприятия по развитию единой системы подготовки и обучения населения Санкт-Петербурга;
организовать совместно с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления Санкт-Петербурга, руководителями организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, работу по повышению качества обучения всех групп населения по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Организовать методическое обеспечение и контроль за качеством разработки планов проведения учений и тренировок на предприятиях, в организациях и учреждениях Санкт-Петербурга и своевременностью их проведения;
планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях Комиссии при Правительстве Санкт-Петербурге по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга вопросов организации и хода обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и осуществлять контроль за выполнением принятых решений;
совместно с Комитетами по образованию, науке и высшей школе обеспечить методическое руководство корректировкой учебно-методических материалов, внедрением новых учебных программ и современных методов обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности, а также применением современных технических средств в процессе обучения;
организовать внесение необходимых уточнений (с учетом особенностей Санкт-Петербурга) в программы подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС проходящих обучение в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов;
продолжить целенаправленную работу по организации и контролю за ведением учета обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также за выполнением планов комплектования слушателями в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов;
совместно с Комитетом по образованию продолжить работу по организации обучения учащихся по основам безопасности жизнедеятельности и патриотическому воспитанию молодежи путем проведения ежегодных районных и городских соревнований в рамках движения "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель";
обеспечить разработку ежегодно к 25 декабря комплексного Плана мероприятий по обучению неработающего населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности и его выполнение с привлечением соответствующих комитетов (управлений и служб) и подведомственных им учреждений культуры, связи и информации, образования, здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства и др., а также организаций, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей;
организовать обеспечение всех групп населения Санкт-Петербурга нормативной правовой литературой, учебно-методической литературой, наглядными пособиями, памятками и буклетами в области безопасности жизнедеятельности и разработку их с учетом местных особенностей;
разработать и осуществить комплекс мер по обустройству УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и курсов ГО районов и всестороннему обеспечению их деятельности, а также оптимизации штатной численности Санкт-Петербургского УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и курсов ГО районов на основе расчета объема учебной работы согласно Методическим рекомендациям (приложение N 8);
при внедрении в учебный процесс УМЦ по ГО, ЧС и ПБ дистанционного обучения руководствоваться Порядком использования дистанционных образовательных технологий, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 N 137;
обеспечить регулярное привлечение руководящего состава и специалистов Санкт-Петербурга для проведения занятий в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов, а также в учреждениях образования по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
усилить контроль за выполнением перспективных планов совершенствования УМБ по обучению всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности;
ежегодно организовывать и проводить городской смотр-конкурс на лучшую УМБ в области безопасности жизнедеятельности и своевременно представлять результаты и итоги Губернатору Санкт-Петербурга для поощрения призеров;
принимать непосредственное участие в планировании, организации и проведении конкурсов "Учитель года по курсу ОБЖ" и "Преподаватель года по дисциплине БЖД";
активнее использовать современные технические средства при обучении, информировании и оповещении населения в области безопасности жизнедеятельности;
обеспечить в соответствии с совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005 N 428/432/321 выполнение мероприятий по размещению современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей и эффективного их использования в целях подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности, а также своевременное информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
Директору Санкт-Петербургского учебно-методического центра по ГО, ЧС и ПБ:
совершенствовать организацию повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций Санкт-Петербурга, в том числе по программам пожарно-технического минимума;
продолжить работу по повышению качества и эффективности реализации программ подготовки с учетом требований Государственных образовательных стандартов по установленным специальностям. Внести изменения и дополнения в рабочие программы обучения соответствующих категорий, проходящих подготовку в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов и ежегодно до 25 декабря (по необходимости) представлять на утверждение установленным порядком Губернатору Санкт-Петербурга (приложение N 4);
разработать комплекс мер по обустройству УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и курсов ГО районов и всестороннему обеспечению и деятельности, а также оптимизации штатной численности на основе расчетов учебной работы согласно Методическим рекомендациям (приложение N 8);
организовать обучение должностных лиц организаций по программам пожарно-технического минимума, а также первоначальную подготовку спасателей и пожарных для Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС, после получения в установленном порядке лицензии от органов управления образованием Санкт-Петербурга и МЧС России;
особое внимание уделить совершенствованию УМБ, как для подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, так и для обучения спасателей и пожарных, внедрению в учебный процесс современных обучающих программ и методик, технических средств и технологий, качественному выполнению учебных планов и программ. При внедрении в учебный процесс дистанционного обучения обеспечить Порядок использования дистанционных образовательных технологий, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 N 137;
организовать взаимодействие с Академией гражданской защиты МЧС России, ВНИИ ГОЧС, Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной службы МЧС России по вопросам организации обучения, подготовки должностных лиц органов управления, аварийно-спасательных и пожарных служб. Своевременно доводить до обучаемых новейшие разработки и достижения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;
оказывать методическую помощь предприятиям, организациям и учреждениям Санкт-Петербурга в подготовке и проведении учений и тренировок, вести научно-практическую деятельность направленную на повышение качества проводимых учений и тренировок на предприятиях, в организациях и учреждениях Санкт-Петербурга;
своевременно и качественно осуществлять обновление учебного материала и повышения методического уровня обучения и подготовки, организации информационного обеспечения и совершенствования учебного процесса;
совершенствовать учебный процесс с учетом реформирования нормативной правовой базы Российской Федерации и Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности;
продолжить разработку и издание установленным порядком учебно-методической литературы и пособий в области безопасности жизнедеятельности;
основной задачей при повышении квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС считать формирование у обучаемых глубоких и твердых знаний и профессионализма в практической деятельности по вопросам организации и выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также защиты населения и территорий при их возникновении.
6. При организации обучения различных групп населения руководствоваться следующим: а) подготовку должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС осуществлять путем:
подготовки и переподготовки в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов;
участия в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
самостоятельной подготовки.
Основное внимание в ходе обучения сосредоточить на изучении нормативных правовых документов, совершенствовании практических навыков в выполнении функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
б) обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) осуществлять путем:
подготовки и переподготовки в установленные сроки руководителей НАСФ в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и на курсах ГО районов;
проведения занятий с личным составом формирований по месту работы по рабочей программе, разработанной в соответствии с Примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно спасательных формирований (НАСФ) (приложение N 6);
участия НАСФ в учениях и тренировках;
проверки готовности НАСФ.
Основное внимание в ходе обучения личного состава НАСФ сосредоточить на формировании наиболее эффективных приемов и способов коллективных действий при подготовке и проведении АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, совершенствовании умений и навыков в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении НАСФ, а также поддержания необходимого уровня готовности НАСФ к выполнению задач по предназначению.
в) обучение работающего населения (работники организаций, не входящие в состав НАСФ), осуществлять путем:
проведения занятий по месту работы по рабочим программам, разработанным в соответствии с Изменениями и дополнениями в Примерную программу обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной МЧС России в 2005 году (приложение N 5);
участия в учениях и тренировках по ГО и защите от ЧС;
индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
г) обучение неработающего населения (население, не занятое в сфере производства и обслуживания), осуществлять по месту жительства путем:
организации пропагандистских мероприятий (бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций, показа учебных фильмов и др.), проводимых по планам работы УКП по подготовке неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности, с привлечением учреждений культуры, связи и информации, образования, здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства и др., расположенных на территории соответствующих ОМСУ, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей;
самостоятельного изучения памяток, пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телевизионных программ по тематике безопасности жизнедеятельности;
участия в установленном порядке в комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Практиковать проведение тренировок с населением, на которых отрабатываются действия по сигналам оповещения.
Основное внимание при обучении этой категории населения обращать на формирование морально-психологических качеств, практических умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест проживания, воспитания у обучаемых чувства ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.
д) обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия в проведении "Дней защиты детей ", в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Продолжить работу по организации внеклассного обучения учащихся безопасности жизнедеятельности и патриотическому воспитанию молодежи. На всех уровнях планировать и проводить соревнования в рамках движения "Школа безопасности" и полевые лагеря "Юный спасатель".
При подготовке этой категории обучаемых основное внимание обратить на формирование навыков личной безопасности, безопасного поведения дома, на улице, в учебном заведении, а также умелым действиям при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
7. В целях совершенствования практических умений и навыков всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности планировать и проводить учения и тренировки с периодичностью и продолжительностью, определяемыми ежегодными организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При проведении учений и тренировок особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке практических вопросов действий обучаемых при чрезвычайных ситуациях, пожарах и угрозе террористических акций в учреждениях образования, здравоохранения и в местах массового пребывания людей.
Губернатор Санкт-Петербурга |
В.И. Матвиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организационно-методические указания Губернатора Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. N 07-104/9308 "По подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы"
Текст организационно-методических указаний официально опубликован не был