Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
Выдержки из Рекомендаций
по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской
Федерации для обучения должностных лиц и специалистов гражданской
обороны и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций
Перечень используемых в тексте сокращении
АСИ - Аварийно-спасательный инструмент
АСДНР - Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АСМ - Аварийно-спасательная машина
АСР - Аварийно-спасательные работы
АСФ - Аварийно-спасательное формирование
АХОВ - Аварийно химически опасное вещество
БЖД - Безопасность жизнедеятельности
БОВ - Боевое отравляющее вещество
БС - Бактериологическое средство
ГИС - Географическая информационная система
ГО - Гражданская оборона
ЗС ГО - Защитное сооружение гражданской обороны
ИД - Индивидуальный измеритель поглощенной дозы
ИДК - Индивидуальный дегазационный комплект
ИДП - Индивидуальный дегазационный пакет
ИПП - Индивидуальный противохимический пакет
КЧС - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
НАСФ - Нештатное аварийно-спасательное формирование
ОБЖ - Основы безопасности жизнедеятельности
ПОО - Потенциально опасный объект
ПМП - Первая медицинская помощь
РВ - Радиоактивные вещества
РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РХР - Радиационная к химическая разведка
СИЗ - Средство индивидуальной защиты
СЗК - Средство защиты кожи
СММ - Средство малой механизации
УКП - Учебно-консультационный пункт
УМБ - Учебно-материальная база
УМЦ - Учебно-методический центр
ЧС - Чрезвычайная ситуация
I. Общие положения
1.1. Учебно-материальная база субъекта Российской Федерации для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (УМБ ГОЧС) - это комплекс учебных объектов с учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием, предназначенных (приспособленных) для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГОЧС).
Учебно-материальная база гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций способствует повышению качества обучения в области гражданской обороны и зашиты# от чрезвычайных ситуаций, в целях выработки у обучаемых знаний, умений и навыков, а также устойчивое к длительным физическим нагрузкам и высоких морально-психологических качаете#.
1.2. Учебный объект - учебный городок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, учебный кабинет гражданской обороны и зашиты# от чрезвычайных ситуаций, уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, автоклуб ГОЧС, объект гражданской обороны и другие объекты, на которых проводятся занятия по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - объект организации).
1.3. Учебный городок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций - территория со специально оборудованными площадками, сооружениями, элементами объектов промышленного, сельскохозяйственного к другого производства, городского хозяйства, а также элементами, имитирующими участки очагов поражения в зонах чрезвычайных ситуаций и зонах воздействия современных средств поражения.
1.4. Учебный кабинет гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций - помещения с учебной мебелью, учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием для проведения занятий по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Учебный кабинет включает класс (аудиторию, лабораторию и т.п.) и лаборантскую комнату. В классе проводятся занятия по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, в лаборантской комнате хранится учебно-методическая литература, учебное имущество и оборудование, отчетно-плановая документация.
1.5. Объект организации - действующий элемент промышленного, сельскохозяйственного и другого производства, городского хозяйства, на котором проводятся занятия, учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
1.6. Уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций - часть помещения с учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием для проведения занятий по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций может создаваться в кабинетах техники безопасности, безопасности жизнедеятельности и в других учебных и служебных помещениях.
1.8. Учебно-материальная база гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций создается в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее - УМЦ ГОЧС), на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее - курсы ГО), организациях, учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне (УКП), учреждениях общего и профессионального образования.
1.9. Учебно-материальную базу организаций составляют:
- учебные городки гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- учебные кабинеты гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- объекты организаций;
- уголки гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Учебно-материальную базу общеобразовательных учреждений составляют:
- учебные кабинеты гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- уголки гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- защитные сооружения гражданской обороны (при наличии);
- полосы препятствий.
Учебно-материальную базу учреждений профессионального образования составляют:
- учебные городки гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- учебные кабинеты гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- уголки гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Учебно-материальную базу учебно-консультационных пунктов составляют:
- учебные кабинеты гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- уголки гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
1.10. Создание учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, отвечающей современным требованиям обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, является обязанностью руководителей, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, начальников (руководителей) органов управления и структурных подразделений, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Они должны проявлять заботу о создании учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, ее совершенствовании и содержании в постоянной готовности к проведению занятий, учений и тренировок.
1.11. Создание и совершенствование учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе утвержденных перспективных и годовых планов.
На объектах организаций эти планы разрабатываются под руководством председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Нумерация пунктов приводится согласно источнику
3. Учебный кабинет гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
3.1. В соответствии с тематикой программ обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций могут оборудоваться следующие учебные кабинеты гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:
- нормативно-правовой и методической подготовки;
- специальной подготовки;
- оперативно-тактической подготовки;
- гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
В учреждениях общего и профессионального образования в обязательном порядке создается учебный кабинет безопасности жизнедеятельности.
В зависимости от региональных особенностей, состава потенциально опасных объектов, специфики решаемых задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и других факторов, в конкретных субъектах Российской Федерации могут оборудоваться дополнительные учебные кабинеты (аварийно-спасательных работ в условиях горной местности, защиты населения и территорий от наводнений, радиационной и химической защиты и т.п.).
3.2. Учебный кабинет "Нормативно-правовой и методической подготовки" может иметь следующие тематические разделы:
- виды чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации;
- требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- организация, формы и методы обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- организация, формы и методы пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций среди населения;
- результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
3.3. Учебный кабинет "Специальной подготовки" может иметь следующие тематические разделы:
- действия руководителей аварийно-спасательных формирований при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организация всестороннего обеспечения и взаимодействия между аварийно-спасательными формированиями в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, защиты личного состава при проведении АСДНР;
- приемы и способы спасения людей, находящихся под завалами и на верхних этажах поврежденных и горящих зданий, при наводнениях и затоплениях местности, в условиях радиоактивного и химического заражения, оказания первой медицинской помощи (ПМП) пораженным и эвакуации их в безопасные места и лечебные учреждения;
- действия личного состава аварийно-спасательных формирований по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и устранению аварий и повреждений в них:
- действия личного состава аварийно-спасательных формирований при проведении специальной обработки, при ликвидации аварий на химически опасных объектах;
- применение приборов радиационной и химической разведки (РХР), контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты;
- порядок проведения специальной и санитарной обработки, дозиметрического и химического контроля;
- действия личного состава аварийно-спасательных формирований при тушении пожаров;
- проведение мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах.
3.4. Учебный кабинет "Оперативно-тактической подготовки" может иметь следующие тематические разделы:
- порядок создания в интересах гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций запасов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания к пополнения;
- порядок создания и применения аварийно-спасательных формирований;
- организация и проведение учений и тренировок по гражданской обороны# и защите от чрезвычайных ситуаций;
- действия по приведению аварийно-спасательных формирований в готовность;
- действия по выдвижению аварийно-спасательных формирований в район выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ и подготовке к выполнению задач;
- действия должностных лиц гражданской обороны и РСЧС по организации оповещения населения, обеспечения средствами индивидуальной защиты, выполнения инженерных и медицинских мероприятий защиты, эвакуации и т.п.;
- разработка планирующих документов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- анализ, оценка обстановки и принятие решений в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в объеме занимаемой должности;
- осуществление мер по выполнению заданий мобилизационного плана;
- деятельность органов управления по делам гражданской обороны при различных режимах функционирования РСЧС и степенях готовности гражданской обороны.
3.5. Учебный кабинет "Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций" может иметь следующие тематические разделы:
- причины, поражающие факторы, последствия возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, присущих субъекту Российской Федерации;
- ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- основные принципы, приемы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, организация радиационной, химической и другой защиты населения.
3.6. Учебный кабинет "Защиты животных, растений и источников воды" может иметь следующие тематические разделы:
- организация защиты животных, растений, продуктов растениеводства, воды и фуража, продуктов питания в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях;
- повышение устойчивости функционирования объектов сельского хозяйства в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях;
- обеззараживание воды, фуража, продуктов питания.
3.7. Учебный кабинет "Безопасность жизнедеятельности" должен иметь тематические разделы в соответствии с программой обучения по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД) в учреждениях общего и профессионального образования.
При его оснащении могут использоваться Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательном учреждении" (издательство "Дрофа", 2003 г.).
3.8. Тематическое оформление учебных кабинетов гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций выполняется с использованием:
- плакатов, стендов и других наглядных пособий;
- видеоаппаратуры, проекционной аппаратуры (мультимедиа-проекторов, диапроекторов, кодоскопов и др.) и персональных компьютеров;
- макетов и образцов аварийно-спасательных инструментов и оборудования;
- средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической и биологической разведки, средств связи и оповещения, средств пожаротушения, средств первой медицинской помощи;
- макетов местности, зданий, сооружений и т.п., муляжей (пораженных людей и т.п.), многофункциональных тренажеров для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (роботы-тренажеры типа "Гоша" и т.п.).
4. Уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
4.1. Оформление уголков гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций целесообразно выполнять по следующим тематическим разделам:
- информация о вероятных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, применительно к конкретным условиям, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, характеристика поражающих факторов;
- способы зашиты# от поражающих факторов, характеристика средств индивидуальной и коллективной зашиты#;
- сигналы гражданской обороны, порядок действия населения по сигналам гражданской обороны, маршруты движения к конкретным защитным сооружениям гражданской обороны, порядок подготовки и проведения эвакуации, адрес сборного эвакопункта на схеме, маршрут движения (транспорта или пешей колонны), пункты посадки и высадки населения, пункт размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых, порядок движения к нему и т.п.
4.2. В уголке гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций для сельской местности дополнительно оформляется тематический раздел по организации приема эвакуированного населения и мероприятий, проводимых по защите сельскохозяйственных животных, растений и продуктов сельскохозяйственного производства.
4.3. Тематическое оформление уголков гражданской обороны и зашиты# от чрезвычайных ситуаций выполняется с использованием: плакатов, стендов и других наглядных пособий;
- видеоаппаратуры, проекционной аппаратуры (мультимедиа-проекторов, диапроекторов, кодоскопов и др.) и персональных компьютеров;
- макетов и образцов аварийно-спасательных инструментов и оборудования;
- средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической и биологической разведки, средств связи и оповещения, средств пожаротушения, средств первой медицинской помощи;
- макетов местности, зданий, сооружений и т.п., муляжей (пораженных людей и т.п.), многофункциональных тренажеров для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (роботы-тренажеры типа "Гоша" и т.п.).
5. Порядок использования объектов гражданской обороны
и объектов организаций в учебном процессе
5.1. Объекты организаций наряду с их прямым назначением могут являться объектами учебно-материальной базы.
В качестве объектов учебно-материальной базы подбираются образцово содержащиеся и не сдаваемые в аренду убежища и противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, имеющие необходимое оборудование, аварийно-спасательный инструмент, средства связи и оповещения и т.п., положенную документацию. Они используются при изучении порядка применения средств коллективной защиты, хранения имущества гражданской обороны, проведения санитарной обработки и других вопросов.
Помещения (кабинеты, камеры, отсеки и т.п.) объектов гражданской обороны могут оформляться в соответствии с темами занятий, проводимых на данных объектах.
При необходимости могут составляться графики использования объектов гражданской обороны.
5.2. Лица, отвечающие за обучение различных групп обучаемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций должны заблаговременно сообщать на объекты организаций дату и время прибытия обучающихся, темы и места проведения занятий (учений, тренировок), фамилии руководителей занятий.
Количество учебных мест на объектах организаций определяется с учетом специфики их производственной деятельности, отрабатываемых учебных вопросов, а также численности обучающихся.
6. Требования безопасности на объектах учебно-материальной базы
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
6.1. Выполнение требований безопасности при использовании учебно-материальной базы достигается правильной эксплуатацией учебных объектов, учебного имущества и оборудования, точным выполнением обучаемыми требований руководящих и нормативных документов по организации процесса обучения, инструкций и наставлений по применению и использованию учебного имущества и оборудования.
Для обеспечения безопасной деятельности для каждого учебного объекта разрабатывается "Инструкция по эксплуатации учебного объекта" (далее - Инструкция). Инструкция разрабатывается инженером по технике безопасности (ответственным за эксплуатацию объекта), утверждается вышестоящим начальником и вносится в формуляр объекта.
6.2. Инструкция должна содержать следующие разделы:
6.2.1. Общие сведения, включающие географическое ориентирование учебного объекта с привязкой к близлежащему населенному пункту и указанием: основных крайних точек границ объекта; характера местности, грунта и окружающей среды, наличия вблизи объекта взрывоопасных предприятий, складов, газопроводов, газовых станций, дамб, обрывов и т.п.
6.2.2. Мероприятия по предотвращению проникновения посторонних лиц на учебный объект, включающие порядок проезда, прохода на учебный объект; наименование и требования к создаваемым ограждениям и препятствиям, предназначенным для предотвращения проникновения людей и техники в опасные места.
В этом же пункте должна содержаться запись о том, что за все несчастные случаи, происшедшие по причинам несоблюдения установленных правил поведения на учебном объекте (самовольное проникновение на территорию учебного объекта, нарушения границ разрешенного для выполнения работ участка, работа на учебном объекте в неуказанное время и т.п.) ответственность несут непосредственные нарушители.
6.2.3. Требования безопасности при выходе групп обучаемых на учебный объект, проведении учений и тренировок:
- места разгрузки и маршруты передвижения;
- требования к мероприятиям, обеспечивающим экологическую и противопожарную безопасность;
- распорядок работы учебного объекта и требования по безопасности при проведении учений и тренировок;
- сроки и периодичность составления графика использования объекта, а также должностные лица, ответственные за его составление;
- место руководителя занятий, схема связи с руководителем;
- требования техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, обязанности руководителя занятий.
6.2.4. Требования по обеспечению экологической безопасности учебного объекта:
- краткая характеристика экологической обстановки в районе расположения объекта;
- действия должностных лиц при ухудшении экологической обстановки, а также возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с нанесением ущерба окружающей среде и природным ресурсам в ходе проведения занятий;
- правила пользования водоемами и лесными массивами, наличие в них флоры и фауны, степень их ценности;
- участки, на которых запрещено движение техники, размещение подразделений и другие мероприятия.
6.2.5. Требования безопасности при эксплуатации сооружений учебного объекта, оборудования, электротехнических и других средств.
На основании действующих правил эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, технических условий на оборудование - в данном разделе определяются и указываются:
- обеспеченность всех объектов достаточной мощностью электроэнергии и электросетей с указанием первичных трансформаторных подстанций (источников) электроэнергии, их мощности, состояния, принадлежности к электросетям и установленного порядка эксплуатации;
- правила использования электроэнергии в конкретных условиях с учетом ограничений мощности; порядок охраны, доступа и содержания высоковольтных и низковольтных подстанций;
- порядок взаимодействия с органами управления местными электросетями с указанием связи с ними (порядок вызова в аварийных случаях);
- должностные лица, ответственные за содержание, правильную эксплуатацию и выполнение требований безопасности всего электрохозяйства и за отдельные участки;
- правила и особенности эксплуатации на каждом объекте электроприводов, электросиловых и коммутационных распределительных щитов на пунктах управления;
- периодичность проверки заземляющих устройств с оформлением паспортов, проверки средств электрозащиты с указанием правил и учреждений освидетельствования;
- порядок и периодичность проверки знаний личным составом требований электробезопасности и проведения инструктажа;
- мероприятия по улучшению состояния и эксплуатации электроустановок, выполнению требований энергонадзора.
6.3. В целях предотвращения несчастных случаев с обучаемыми, порчи техники, оборудования, и других происшествий на учебных объектах проводятся следующие мероприятия:
- организация и обеспечение выполнения требований безопасности при подготовке и проведении занятий;
- оцепление территории учебного объекта;
- защита обучаемых от поражения электрическим током и организация безопасного производства работ;
- выполнение требований безопасности;
- медицинское обслуживание;
- проведение разъяснительной работы среди местного населения;
- организация выполнения требований обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
6.4. Допуск групп обучаемых к проведению любых мероприятий на учебном объекте осуществляется только при условии, что преподаватель (старший группы) изучил "Инструкция по эксплуатации учебного объекта". Он несет ответственность за точное выполнение группой требований безопасности и порядка, установленных на данном учебном объекте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.