Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 апреля 2003 г. N А21-5861/02-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П., при участии от федерального государственного унитарного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Калининградгазификация" Евсеевой Т.В. (доверенность от 04.02.03 N 304),
рассмотрев 01.04.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Калининградгазификация" на решение от 29.10.02 (судья Приходько Е.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 18.12.02 (судьи Лузанова З.Б., Можегова Н.А., Карамышева Л.П.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5861/02-С1,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Калининградгазификация" (далее - ФГУП "Калининградгазификация") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Калининградского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТУ МАП РФ) от 18.07.02.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Энергетическая комиссия Калининградской области (далее - энергетическая комиссия) и закрытое акционерное общество "Цепрусс" (далее - ЗАО "Цепрусс").
Решением суда от 29.10.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.12.02, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Калининградгазификация" просит решение и постановление суда отменить, решение ТУ МАП РФ от 18.07.02 признать недействительным. По мнению подателя жалобы, вывод суда о согласованности действий истца и энергетической комиссии необоснован, в обжалуемых судебных актах не указаны критерии согласованности действий: суд не учел, что заявитель не приобрел никакой выгоды от введения специальных надбавок на транспортировку газа.
ТУ МАП РФ, энергетическая комиссия Калининградской области и ЗАО "Цепрусс", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ФГУП "Калининградгазификация" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением энергетической комиссии от 20.06.01 N 4-6/01 установлены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям заявителя, предназначенные для финансирования программы газификации природным газом города Пионерский. В связи с этим ФГУП "Калининградгазификация" взимало указанные надбавки с потребителей и перечисляло полученные суммы в отдел капитального строительства администрации Калининградской области.
Решением от 18.07.02 ТУ МАП РФ признало действия заявителя и энергетической комиссии по установлению и применению надбавок к тарифам на транспортировку газа согласованными и нарушающими статью 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части, запрещающей согласованные действия органа власти и управления с хозяйствующим субъектом как направленные на повышение тарифов, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов. ТУ МАП РФ также вынесло предписание N 29 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое исполнено энергетической комиссией: решение от 20.06.01 N 4-6/01 отменено.
Кассационная инстанция считает, что решение ТУ МАП РФ является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Оспариваемым решением ТУ МАП РФ признаны согласованными и нарушающими статью 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действия ФГУП "Калининградгазификация" и энергетической комиссии, в результате которых энергетической комиссией установлены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям. Между тем, в решении ТУ МАП РФ не названы какие-либо фактические обстоятельства, из которых сделан вывод о согласованных действиях государственного предприятия и энергетической комиссии. В оспариваемом решении имеется вывод о принятии энергетической комиссией решения об установлении специальных надбавок к тарифам при отсутствии надлежащих полномочий. Однако это обстоятельство является основанием для оспаривания решения энергетической комиссии в суде, но не для квалификации ее действий по статье 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Квалификация предусмотренного указанной нормой правонарушения связана с установлением фактических обстоятельств, подтверждающих согласованные и направленные на нарушение закона действия по меньшей мере двух сторон, а также выявлением причинной связи между согласованными действиями и наступившими последствиями. В оспариваемом решении вообще не указаны обстоятельства каким-либо образом связывающие установление энергетической комиссией надбавок к тарифам с действиями ФГУП "Калининградгазификация". Не сделаны выводы и о возможной причинной связи между решением энергетической комиссии и последствиями его принятия, нет вывода о заинтересованности ФГУП "Калининградгазификация" в запрещенных согласованных действиях.
При отсутствии в оспариваемом решении ТУ МАП РФ указания на факты и на выводы, необходимые для квалификации как согласованных действий органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта, ограничивающих конкуренцию, арбитражный суд не устанавливает эти факты и не делает выводы самостоятельно, то есть не выполняет обязанности антимонопольного органа. Решение ТУ МАП РФ является актом ненормативного характера, направленным на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений, а следовательно, должно быть мотивированным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а заявление о признании недействительным решения ТУ МАП РФ - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 29.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.02 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5861/02-С1 отменить.
Признать недействительным решение Калининградского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 18.07.02 о признании действий ФГУП "Калининградгазификация" и Энергетической комиссии Калининградской области по установлению и применению надбавок к тарифам на транспортировку газа согласованными и нарушающими статью 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части, запрещающей согласованные действия органа власти и управления с хозяйствующим субъектом как направленные на повышение тарифов, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Председательствующий |
О.В.Ветошкина |
С.Н.Бухарцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2003 г. N А21-5861/02-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника