Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Администрации
Санкт-Петербурга
Порядок
предоставления в Санкт-Петербурге государственной социальной помощи
малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственной социальной помощи", Законом Санкт-Петербурга "О размере государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи" и определяет условия предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Санкт-Петербурге.
1.2. Целями оказания государственной социальной помощи являются поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, адресное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых на эти цели.
1.3. Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.
1.4. Право на первоочередное получение государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге предоставляется неполным семьям, многодетным семьям, семьям, имеющим в своем составе инвалидов и пенсионеров.
2. Основные понятия, применяемые в настоящем Порядке
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.
Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы.
Субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.
Компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Малоимущая семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.
Малоимущий одиноко проживающий гражданин - одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Среднедушевой доход семьи - совокупная сумма доходов всех членов семьи, разделенная на число всех членов семьи.
Среднедушевой доход одиноко проживающего гражданина - совокупная сумма доходов одиноко проживающего гражданина.
3. Виды оказания государственной социальной помощи
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации);
- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
См. Закон Санкт-Петербурга от 8 октября 2003 г. N 545-83
4. Уважительные причины отсутствия доходов
Для целей назначения государственной социальной помощи уважительными причинами отсутствия доходов признается отсутствие доходов:
4.1. От трудовой, предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности, а также отсутствие доходов в виде пособия по безработице:
а) у лица, занятого уходом за проживающими с ним детьми в возрасте до полутора лет; при этом причина отсутствия указанных видов доходов признается уважительной независимо от того, получает ли данное лицо пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет или нет;
б) у лица, занятого уходом за проживающими с ним детьми в возрасте от полутора до трех лет либо тремя и более детьми в возрасте до восьми лет;
в) у лица, занятого поиском новой работы при условии, что перерыв в деятельности либо перерыв между ее прекращением и обращением в органы службы занятости не превысил одного месяца;
г) у лица, занятого уходом за членом семьи (помимо указанных в подпункте "д" настоящего пункта), временно нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения;
д) у лица, занятого уходом за пожилым, нуждающимся в постоянном уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, либо инвалидом I группы, а также ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при этом причина отсутствия указанных видов доходов признается уважительной, если лицу, осуществляющему уход за пенсионером, назначена соответствующая компенсационная выплата;
е) у лица, обучающегося в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, с отрывом от производства в аспирантуре при образовательном учреждении высшего профессионального образования и научно-исследовательском учреждении, находящегося в академическом отпуске по медицинским показаниям; при этом причина отсутствия указанных видов доходов признается уважительной, если указанному лицу назначена соответствующая компенсационная выплата;
ж) у лица, находящегося на амбулаторном или стационарном излечении на все время болезни.
4.2. В виде заработной платы у лица, находящегося в отпуске без ее сохранения в связи со следующими обстоятельствами:
- допуск к вступительным экзаменам в высшие и средние специальные учебные заведения;
- необходимость ухода за больным членом семьи, временно нуждающимся в постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения;
- необходимость ухода за пенсионером, нуждающимся в постоянном уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достигшим возраста 80 лет, либо являющимся инвалидом I группы, или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при этом причина отсутствия доходов в виде заработной платы признается уважительной независимо от продолжительности отпуска без сохранения заработной платы;
- если указанное лицо является пенсионером по старости либо инвалидом I или II группы.
4.3. В виде алиментов при наличии задолженности по их оплате, в том числе в случае розыска плательщика алиментов.
4.4. В случаях, предусмотренных действующим законодательством.
4.5. В иных случаях по решению Комиссии по назначению государственной социальной помощи.
5. Порядок рассмотрения заявлений
о назначении государственной социальной помощи
5.1. Для решения вопроса о назначении государственной социальной помощи в каждом территориальном управлении административного района Санкт-Петербурга на основании распоряжения главы территориального управления административного района Санкт-Петербурга создается Комиссия по назначению государственной социальной помощи (далее - Комиссия).
5.2. В состав Комиссии входят заместитель руководителя отдела социальной защиты населения (председатель Комиссии), сотрудники отдела социальной защиты населения, представители учреждений социальной защиты населения.
Деятельность Комиссии обеспечивает отдел социальной защиты населения.
5.3. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина (далее - заявитель), которое он подает в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в Комиссию по месту жительства или месту пребывания.
5.4. При обращении за назначением государственной социальной помощи заявителем представляются следующие документы:
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- справка о регистрационном учете по месту жительства или по месту пребывания, выданная органами, ответственными за регистрацию граждан;
- документы, подтверждающие сведения о доходах каждого члена семьи, полученных за период, определенный законодательством, предшествующий месяцу подачи заявления о назначении государственной социальной помощи;
- трудовая книжка (для неработающих членов семьи трудоспособного возраста и пенсионеров);
- справка из органов службы занятости (для неработающих членов семьи трудоспособного возраста);
- заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;
- сведения о доходах семьи, полученных за период, определенный законодательством, предшествующий месяцу подачи заявления о назначении государственной социальной помощи, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных в органы социальной защиты населения.
В случае представления недостоверных сведений излишне выплаченные суммы государственной социальной помощи взыскиваются территориальным управлением административного района Санкт-Петербурга в судебном порядке.
Заявитель, за исключением случаев предоставления единовременной государственной социальной помощи, обязан извещать Комиссию обо всех изменениях в ранее указанных сведениях в течение двух недель со дня наступления изменений.
5.5. При отсутствии документов о доходах отдельных членов семьи, место пребывания которых неизвестно, размер государственной социальной помощи определяется без учета отсутствующих лиц при условии возбуждения дела об их розыске органами внутренних дел.
5.6. При отсутствии доходов у отдельных членов семьи вследствие их психического заболевания, наркотической или алкогольной зависимости, подтвержденных соответствующими медицинскими документами, размер государственной социальной помощи определяется с учетом всех членов семьи.
При отсутствии документального подтверждения наличия у граждан перечисленных заболеваний размер государственной социальной помощи определяется без учета указанных лиц.
5.7. Отдел социальной защиты населения территориального управления административного района Санкт-Петербурга вправе сократить перечень необходимых документов, если информация, в них содержащаяся, имеется в отделе социальной защиты населения и не утратила своей актуальности.
5.8. До принятия Федерального закона о порядке расчета среднедушевого дохода и учета доходов для предоставления государственной социальной помощи совокупный и среднедушевой доход семьи определяются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи".
5.9. Прожиточный минимум малоимущей семьи определяется как сумма прожиточных минимумов всех членов семьи. Прожиточный минимум для различных социально-демографических групп населения устанавливается Комитетом по труду и социальной защите населения ежеквартально.
5.10. Комиссия по назначению государственной социальной помощи вправе назначить проверку достоверности (комиссионное обследование) сведений, представленных заявителем, по результатам которой оформляется соответствующий акт.
О проведении дополнительной проверки заявитель должен быть извещен в 10-дневный срок со дня подачи заявления.
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) заявителю направляется предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
5.11. Комиссионное обследование проводится в обязательном порядке в случае совместного проживания заявителя (семьи заявителя) с лицами, не ведущими с ним совместное хозяйство, если заявителем не представлены документы, подтверждающие факт ведения отдельного хозяйства.
5.12. Решение о виде государственной социальной помощи принимает Комиссия, исходя из конкретной жизненной ситуации.
5.13. Решение Комиссии о назначении государственной социальной помощи или отказе в ее назначении оформляется протоколом, подписывается председателем Комиссии и направляется на утверждение руководителю отдела социальной защиты населения.
В протоколе заседания Комиссии отражается результат рассмотрения каждого заявления с указанием размера назначенной помощи, вида помощи и срока, на который она назначена, или причины отказа в предоставлении государственной социальной помощи.
5.14. Решение Комиссии о назначении государственной социальной помощи или отказе в ее назначении доводится до сведения заявителя в письменном виде не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5.10 настоящего Порядка).
5.15. Выплата назначенной государственной социальной помощи производится с месяца, следующего за месяцем подачи заявления и всех необходимых документов.
5.16. Данные о малоимущих семьях (малоимущих одиноко проживающих гражданах), обратившихся за назначением государственной социальной помощи, и решения Комиссии о назначении государственной социальной помощи либо отказе в ее назначении заносятся специалистами органов социальной защиты населения до введения в действие автоматизированной системы обработки информации "Государственная социальная помощь" в базу данных "Автоматизированное рабочее место "Инспектор социальной помощи".
5.17. Информация о назначении государственной социальной помощи в виде списков, утвержденных начальником отдела социальной защиты населения территориального управления административного района Санкт-Петербурга, направляется в Санкт-Петербургское государственное учреждение "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" (далее - Горцентр) по мере рассмотрения документов Комиссией.
5.18. Документы, являющиеся основанием для назначения государственной социальной помощи, подлежат хранению в течение трех лет.
6. Размер оказываемой государственной социальной помощи
6.1. Размер государственной социальной помощи определяется ежеквартально распоряжением Комитета по труду и социальной защите населения (далее - Комитет) в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, исходя из объема ассигнований, предусмотренных на поддержку малоимущих граждан в бюджете Санкт-Петербурга на текущий финансовый год.
См. справку об установлении размера государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге
6.2. Совокупный размер различных видов государственной социальной помощи, назначенных семье в соответствии с настоящим Порядком, не должен превышать установленный Комитетом размер.
7. Периоды оказания государственной социальной помощи
7.1. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев. Решение о периоде назначения государственной социальной помощи принимается Комиссией, исходя из конкретной ситуации.
7.2. По истечении срока, на который была назначена государственная социальная помощь, малоимущая семья (малоимущий одиноко проживающий гражданин) вправе обратиться за ее назначением вновь в установленном порядке.
7.3. Если состав семьи, виды и размер доходов малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) не изменились и если сведения о текущем размере доходов имеются в отделе социальной защиты населения, то Комиссия вправе назначить государственную социальную помощь на новый срок на основании заявления, не требуя представления документов для получения государственной социальной помощи:
а) когда малоимущий одиноко проживающий гражданин, получающий пенсию по старости или пенсию по инвалидности I или II группы, не занят трудовой деятельностью, подлежащей оплате в соответствии с законодательством;
б) когда все члены семьи получают пенсии по старости либо получают пенсии по инвалидности I или II группы, не заняты трудовой деятельностью, подлежащей оплате в соответствии с законодательством.
В указанных случаях государственная социальная помощь на новый срок назначается, исходя из ранее представленных документов, но с учетом доходов, полученных в последнем расчетном периоде.
Общий непрерывный срок, на который государственная социальная помощь может быть назначена, составляет один год.
8. Осуществление государственной социальной помощи малоимущим семьям
и малоимущим одиноко проживающим гражданам
8.1. Выплата средств, предназначенная для оказания государственной социальной помощи заявителю, производится Горцентром в адрес заявителя.
Выплата средств заявителю производится либо через отделения связи, либо через филиалы Сберегательного банка, расположенные по месту жительства.
Для заявителей, получающих пенсии или пособия в отделениях связи либо филиалах Сберегательного банка по месту жительства, выплата назначенной государственной социальной помощи производится по месту получения пенсии или пособия.
8.2. Государственная социальная помощь, не полученная в связи со смертью заявителя, не выплачивается и не включается в состав наследства.
8.3. Выдача натуральных видов помощи осуществляется центрами социального обслуживания населения в соответствии с порядком об оказании натуральных видов помощи, разработанным Комитетом по труду и социальной защите населения.
9. Отказ в назначении государственной социальной помощи
9.1. Государственная социальная помощь не предоставляется в случаях:
- когда трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин либо один из трудоспособных членов малоимущей семьи, не получая трудовых доходов, не состоит на учете в органах службы занятости в качестве безработного;
- когда трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин либо один из трудоспособных членов малоимущей семьи не воспользовался возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством (заработной платы, пенсии, алиментов, различных пособий, компенсационных выплат и т.д.).
9.2. Комиссия вправе принять решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также в случае несогласия заявителя (членов его семьи) на проведение комиссионного обследования.
9.3. Разногласия, возникающие по вопросам назначения государственной социальной помощи, а также жалобы на решения Комиссии могут быть поданы в районную комиссию по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении в Санкт-Петербурге государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, в течение трех месяцев со дня принятия решения.
9.4. Отказ в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в Комитет по труду и социальной защите населения и (или) в суд.
10. Основания для прекращения оказания
государственной социальной помощи
10.1. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащего ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, установленный органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
10.2. Сумма, выплаченная заявителю вследствие подачи им недостоверных сведений, подлежит возврату, в противном случае территориальное управление административного района Санкт-Петербурга обязано обратиться в суд с заявлением о взыскании незаконно полученных сумм.
11. Ответственность и контроль за порядком
назначения государственной социальной помощи
11.1. Ответственность за принятое Комиссией решение о назначении государственной социальной помощи возлагается на руководителя отдела социальной защиты населения территориального управления административного района Санкт-Петербурга.
11.2. Контроль за соблюдением настоящего Порядка возлагается на главу территориального управления административного района Санкт-Петербурга.
12. Условия финансирования расходов
на предоставление государственной социальной помощи
12.1. Финансирование расходов на предоставление государственной социальной помощи осуществляется в пределах средств бюджета Санкт-Петербурга на текущий финансовый год, предусмотренных Комитету по труду и социальной защите населения на эти цели.
12.2. Государственная социальная помощь назначается в соответствии с настоящим Порядком в пределах средств, объем которых для каждого административного района Санкт-Петербурга определяется Комитетом по труду и социальной защите населения.
Распределение средств, предусмотренных на оказание государственной социальной помощи, доводится до сведения ответственных лиц каждого территориального управления административного района Санкт-Петербурга ежеквартально, с последующим ежемесячным утверждением лимитов бюджетных обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.