Решение Санкт-Петербургского Городского Суда
от 9 ноября 2000 г. N 3-252/2000
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Хорошевского И.А.,
при секретаре Андреевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности п. 1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 433-р от 22.05.1998 года "О внесении изменений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 06.04.1998 г. N 323-р" и приложения к нему, п. 1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 856-р от 11.08.2000 г. "Об установлении размеров оплаты за выдачу (замену) государственных номерных знаков и документов, необходимых для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также за прием экзаменов" и приложения к нему,
установил:
Прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением о признании п. 1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 433-р от 22.05.98 г. "О внесении изменений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 06.04.98 г. N 323-р" и приложения к нему и п. 1 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 11.08.2000 г. "Об установлении размеров оплаты за выдачу (замену) государственных номерных знаков и документов, необходимых для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также за прием экзаменов" противоречащими Постановлениям Правительства Российской Федерации N 228 от 08 апреля 1992 года, N 880 от 31 июля 1998 года, N 856 от 24 июля 1999 года не действующими и не подлежащими применению.
Представители Губернатора Санкт-Петербурга - Сажина Е.П. и Довгалюк Е.А. предъявленные требования полагали необоснованными.
Представитель Управления Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Главного управления внутренних дел г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области Гарабурда И.А. полагала рассмотрение обоснованности требований на усмотрение суда.
Представитель Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга Чернова В.А. полагала заявленные требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора городской прокуратуры Санкт-Петербурга Хорошевского И.А., полгавшего удовлетворить заявление, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает предъявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, суд установил, что Постановлением Правительства Российской Федерации N 228 от 08 апреля 1992 года "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов федерации городам Москвы и Санкт-Петербурга было предоставлено право самостоятельно с учетом местных особенностей определять размеры оплаты за выдачу и замену государственных номерных знаков свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, также прием экзаменов, проведение технических осмотров автомототранспорта (п. 4). В оплату указанной продукции включалась свободная отпускная цена изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость, затраты по ее транспортировке и хранению, а также специальный сбор, связанный с осуществлением этой деятельности органами внутренних дел, величина которого не должна превышать одного процента минимального годового размера оплаты труда. В соответствии с указанным Постановлением губернатором Санкт-Петербурга издано распоряжение N 433-р от 22.05.1998 года (л.д. 12). Пунктом 1 данного распоряжения с 01.06.98 г. были установлены размеры оплаты за вышеназванную продукцию, а также за прием экзаменов и проведение техосмотра. 31.07.1998 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому органы исполнительной власти субъектов лишались права самостоятельно определять размеры оплаты за проведение техосмотра. Пунктом 7 указанного Постановления установлено, что проведение государственного технического осмотра транспортных средств осуществляется на платной основе. Пунктом 8 данного Постановления предписывалось Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством транспорта РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ установить размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования. Пунктом 10 органам исполнительной власти субъектов РФ предписывалось привести свои нормативные правовые акты в соответствие с указанным постановлением. Соответствующие изменения были внесены в Постановление Правительства РФ N 228 от 08.04.1992 г. и введена в действие его новая редакция.
Между тем, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга не были внесены необходимые изменения в распоряжение N 433-р от 22.05.98. Таким образом, с момента введения в действие новой редакции Постановления Правительства РФ N 228 - с 19 августа 1998 года, пункт 1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 22.05.98 N 433-р в части установления оплаты за проведение техосмотра и приложение к нему в этой части (пункты 20, 24, 25, 32, 35 Приложения) противоречат действующему федеральному законодательству и не могут быть признаны законными.
Далее, распоряжением губернатора Санкт-Петербурга N 433-р установлены размеры оплаты за выдачу документов и оказание услуг, которые не являются специальной продукцией, необходимой для допуска автотранспорта и водителей к участию в дорожном движении (п.п. 8, 9, 10, 11, 18, 21, 22, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 36, 37) Приложения к указанному распоряжению.
Как усматривается из оспариваемого распоряжения, оно издано на основании п. 4 Постановления Правительства РФ N 228 от 08.04.1992 г. Согласно пунктам 1 и 4 названного Постановления Правительства органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право определять размеры оплаты за специальную продукцию необходимую для допуска автотранспорта и водителей к участию в дорожном движении. При этом суд учитывает, что понятие специальной продукции содержится в Положении о лицензироании деятельности в сфере дорожного движения утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 1130 от 20 ноября 1995 г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере дорожного движения" (л.д. )
Таким образом, права устанавливать размеры оплаты за выдачу документов и оказание услуг, которые не являются специальной продукцией, необходимой для допуска автотранспорта и водителей к участию в дорожном движении, вышеназванное постановление Правительства РФ органам исполнительной власти субъекта РФ не предоставляет. Оснований для расширительного толкования Постановления Правительства РФ не имеется.
Постановлением Правительства РФ N 856 от 24.07.99 установлено, что суммарная величина затрат по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче специальной продукции не должна превышать 3 процента годового размера установленной законом минимальной оплаты труда, что составляет 30 рублей 06 копеек (83,49 руб х 12 мес. х 3 = 30,06 руб).
Из представленных ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области документов усматривается, что суммарная величина затрат по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче специальной продукции практически по всем видам специальной продукции превышает установленный Постановлением Правительства N 856 максимальный размер. Таким образом, с момента введения в действие новой редакции соответствующего абзаца Постановления Правительства пункт 1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга в части установления размеров оплаты за специальную продукцию необходимую для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении и приложение к нему в этой же части п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 15, 16, 17 Приложения противоречат вышеназванному Постановлению.
Далее, Губернатором Санкт-Петербурга 11.08.2000 года подписано Распоряжение N 856-р "Об установлении размеров оплаты за выдачу (замену) государственных номерных знаков и документов, необходимых для транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также за прием экзаменов".
Оспаривая законность п. 1 данного Распоряжения, Прокурор ссылается на то, что эта норма противоречит Постановлению Правительства N 856 от 24.07.99 г., а именно. п. 1 названного распоряжения и приложение к нему п.п. 3, 4, 5, 8 устанавливает суммарную величину затрат за выдачу специальной продукции, которые превышают установленный максимальный размер (30,16 руб.).
Указанные доводы представляются обоснованными, т.к. из представленных Управлением ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области материалов усматривается, что действительно величина затрат практически по всем видам специальной продукции, оплата за которую установлена оспариваемыми Распоряжениями губернатора превышает установленный Правительством РФ максимальный размер (л.д. 22-51). В судебном заседании представитель ГИБДД Гарабурда указанные обстоятельства не отрицала. Доводы представителей губернатора, комитета финансов изложенные как в письменных возражениях, так и в судебном заседании представляются необоснованными (л.д. 110, 166), не имеющими правового значения для разрешения спора.
Принимая во внимание, что оспариваемые нормы носят нормативно-правовой характер в субъекте РФ и действуют в отношении неопределенного круга лиц они подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 191-197, Гражданско-Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Прокурора Санкт-Петербурга по настоящему делу удовлетворить.
1. Признать п. 1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 433-р от 22.05.1998 года "О внесении изменений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 06.04.1998 г. N 323-р":
- в части установления оплаты за проведение технического осмотра и п.п. 20, 24, 25, 32, 35 Приложения к нему - пункты не действующими и не подлежащими применению,
- в части установления размеров оплаты за специальную продукцию, необходимую для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении и п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 15, 16, 17 Приложения к нему - не действующими и не подлежащими применению.
- в части установления оплаты за оказание услуг, не подпадающих под понятие специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении и п.п. 8, 9, 10, 11, 18, 21, 22, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 36, 37 Приложения - не действующими и не подлежащими применению,
Признать п. 1 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 856-р от 11.08.2000 г. "Об установлении размеров оплаты за выдачу (замену) государственных номерных знаков и документов, необходимых для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также за прием экзаменов" в части установления размера оплаты за выдачу государственных номерных знаков на автомобили, свидетельства (дубликата свидетельства) о регистрации транспортного средства, паспорта (дубликата паспорта) транспортного средства, водительского удостоверения старого образца (размером 148 х 105 мм), справки-счета и п. 1, 3, 4, 5, 8 Приложения к нему - не действующими и не подлежащими применении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский Городской Суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского Городского Суда от 9 ноября 2000 г. N 3-252/2000
Текст решения официально опубликован не был