Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 декабря 2000 г. N 3-548/2000
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2001 г. N 78-Г01-10 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице судьи Городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Бородина А.М., при секретаре Андреевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Заместителя Генерального Прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации об оспаривании законности ст.7 Закона Санкт-Петербурга "О заказе Санкт-Петербурга", от 20.05.1999 года N 91-18,
установил:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 апреля 1999 года принят и 20 мая 1999 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга "О заказе Санкт-Петербурга" (л.д.7-8). Статья 7 указанного Закона не допускает приобретение продукции по контрактам с внешними поставщиками, за исключением случаев, когда внешние поставщики гарантируют закупку продукции произведенной в Санкт-Петербурге, на условиях взаимных поставок, когда производство аналогичных видов продукции в Санкт-Петербурге невозможно, а также когда ценовые характеристики продукции внешних поставщиков не менее чем на 15 процентов ниже соответствующих показателей Санкт-Петербургских поставщиков (при наличии экспертного заключения о невозможности использования заказчиком аналогичной продукции Санкт-Петербургского поставщика). Установленный частью первой настоящей статьи запрет не распространяется на внешних поставщиков при условии, что стоимость приобретаемых у них Санкт-Петербургом товаров соответствует цене договоров, заключаемых ими на приобретение продукции у Санкт-Петербургских поставщиков. Полагая, что указанная норма Закона вводит ограничения на перемещение товаров и услуг, заместитель Генерального прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просит признать статью 7 указанного Закона недействующей и не подлежащей применению, при этом ссылаясь, что оспариваемая им норма противоречит п.3 ст.1 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой товары и услуги свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном федеральном округе Бородин А.М., представляющий интересы заместителя Генерального Прокурора РФ поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Гринева В.М.(л.д.18) полагала требования необоснованными.
Представитель губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Е.М. Беляев предъявленные требования полагал необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав мнения участников процесса, заключение прокурора Бородина А.М., поддержавшего заявленные требования, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, из материалов дела усматривается, что Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 апреля 1999 года принят Закон Санкт-Петербурга "О Заказе Санкт-Петербурга", подписанный губернатором Санкт-Петербурга 20 мая 1999 года. Статья 7 указанного Закона не допускает приобретение продукции по контрактам с внешними поставщиками, за исключением случаев, когда внешние поставщики гарантируют закупку продукции, произведенной в Санкт-Петербурге, на условиях взаимных поставок, когда производство аналогичных видов продукции в Санкт-Петербурге невозможно, а также когда ценовые характеристики продукции внешних поставщиков не менее чем на 15 процентов ниже соответствующих показателей Санкт-Петербургских поставщиков (при наличии экспертного заключения о невозможности использования заказчиком аналогичной продукции Санкт-Петербургского поставщика). Установленный частью первой настоящей статьи запрет не распространяется на внешних поставщиков при условии, что стоимость приобретаемых у них Санкт-Петербургом товаров соответствует цене договоров, заключаемых ими на приобретение продукции у Санкт-Петербургских поставщиков. Таким образом, данная норма содержит запрет приобретения продукции по контрактам с внешними поставщиками, чем нарушает права хозяйствующих субъектов Российской Федерации и чем ограничивает права и субъекта РФ Санкт-Петербурга.
При этом следует иметь в виду, что согласно пункта 3 статьи 1 Гражданского Кодекса РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральными законами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природных и культурных ценностей.
Кроме того, согласно ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" N 948-1 от 22.03.91 г. с изменениями на 06.05.1998 г. органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Таким образом, оспариваемая норма, не допуская приобретение продукции с внешними поставщиками под определенными условиями (л.д.7) фактически вводит ограничения на перемещение товаров и услуг. Более того, то что статья 7 указанного Закона носит запретительный и ограничительный характер усматривается из содержания самой нормы (часть вторая ст.7), из которой следует, что установленный частью первой настоящей статьи запрет не распространяется на ... и т.д. (л.д.7). Анализируя в совокупности изложенные обстоятельства, суд полагает доводы заместителя Генерального Прокурора изложенные в его заявлении и поддержанные в судебном заседании обоснованными, а оспариваемую норму незаконной.
Кроме того, суд полагает необходимым указать на то, что статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует в РФ единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В связи с чем, суд считает, что не отвергая безусловные гражданские права, волю и интерес субъекта РФ Санкт-Петербурга, на что указывают представители как губернатора, так и Законодательного Собрания в своих письменных возражениях (л.д.24-29), а также в судебном заседании, тем не менее следует иметь ввиду#, что приобретение и осуществление этих прав не должно идти в противоречие с Федеральным Законодательством и в ущемление прав иных лиц, а следовательно принимаемые нормативные правовые акты не должны противоречить Федеральному законодательству.
Принимая во внимание, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с Федеральным Законом - Закон Санкт-Петербурга "О заказе Санкт-Петербурга" не может быть отнесен к этой категории, а значит статья 7 данного Закона подлежит признанию не действующей и не подлежащей применению.
Доводы же представителей Законодательного Собрания и Губернатора Санкт-Петербурга, изложенные ими как письменно, так и устно не могут иметь правового значения для разрешения данного конкретного спора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 19 от 25 мая 2000 года решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт. Таким средством массовой информации, которое публикует нормативные правовые акты в Санкт-Петербурге является ежедневная газета "Санкт-Петербургские Ведомости".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 191-197, Гражданско-Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации по настоящему делу удовлетворить.
Признать ст.7 Закона Санкт-Петербурга "О заказе Санкт-Петербурга", от 20.05.1999 года N 91-18 не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу. Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский Городской Суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 декабря 2000 г. N 3-548/2000
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2001 г. N 78-Г01-10 настоящее решение оставлено без изменения