Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 16 мая 2001 г. N 3-211/2000
Определением Верховного суда РФ от 30 июля 2001 г. N 78Г01-35 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении жалобы о признании не действующей и не подлежащей применению ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга"
Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Антоневич Н.Я.
с участием прокурора Кузьминой И.Д. при секретаре Деревягиной Е.С.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе Кольцовой Людмилы Павловны о признании не действующими и не подлежащими применению ст.4, 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга"
установлено:
30 декабря 1997 года был принят Закон Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга".
В соответствии со ст.4 указанного Закона условиями реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга являются:
1) наличие формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей (далее - формуляр);
2) финансовые гарантии реализации формуляра;
3) государственный заказ на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга;
4) наличие системы аптечных государственных предприятий и учреждений и государственного регионального органа по контролю качества и сертификации лекарств;
5) меры по обеспечению гласности в сфере реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга;
6) наличие системы учета льготных категорий жителей;
7) наличие системы учета, контроля и обмена информацией по обращению лекарственных препаратов.
Согласно ст.5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга" формуляр ежегодно определяет номенклатуру и потребность в жизненно необходимых лекарственных средствах для льготных категорий жителей и служит основанием для формирования государственного заказа.
При составлении формуляра используется принцип наибольшего лечебного эффекта на единицу затрат.
Формуляр разрабатывается органом управления здравоохранением, утверждается и вносится губернатором Санкт-Петербурга в качестве приложения к проекту закона о бюджете Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Формуляр публикуется в виде приложения к закону о бюджете Санкт-Петербурга.
Кольцова Л.П., являющаяся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, а также ветераном Великой Отечественной войны - жителем блокадного Ленинграда (л.д. ), обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой о признании недействующими и не подлежащими применению ст.4, 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга". При этом она указала, что данные правовые нормы Закона Санкт-Петербурга противоречат федеральному законодательству и нарушают ее право на бесплатное обеспечение всеми лекарствами по рецептам врачей, предоставленное ей ст.18 ФЗ "О ветеранах", ст.13 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.ст.27 и 44 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", п.1 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890.
В судебном заседании представитель Кольцовой Л.П., Кольцов С.В., поддержал жалобу в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Гринева В.М. и представитель губернатора Санкт-Петербурга Глотова Н.С. возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспоренные Кольцовой Л.П. ст.ст.4, 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" не противоречат федеральному законодательству и не нарушают право Кольцовой Л.П. на бесплатное обеспечение лекарствами, представив в суд мотивированные возражения, приобщенные к материалам дела (л.д.).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора Кузьминой И.Д., полагавшей предъявленные требования подлежащими удовлетворению в части признания не действующей и не подлежащей применению ст.4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга", а в остальной части подлежащими отклонению, суд находит подлежащей удовлетворению жалобу Кольцовой Л.П. в части признания не действующей и не подлежащей применению ст.4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга". Жалобу Кольцовой Л.П. в части требований о признании не действующей и не подлежащей применению ст.5 этого же Закона Санкт-Петербурга суд находит не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как следует из представленной Кольцовой Л.П. в суд справки ВТЭК, она с 16.06.1998 является нетрудоспособным инвалидом 2 группы бессрочно. Кроме того, согласно представленному Кольцовой Л.П. удостоверению, она жила в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, имеет льготы, в том числе на бесплатное получение лекарств (л.д.).
Согласно ст.27 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях.
Свое дальнейшее развитие указанная правовая норма получила в Законе РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со ст.13 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно п.7 ч.1 ст.18 Закона РФ "О ветеранах", лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", предоставляется бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации, не ниже норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в последующих редакциях, в том числе и в ред. от 21.09.2000 N 707) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение N 1). Из данного Перечня N 1 следует, что всем категориям лиц, внесенным в данный Перечень, в том числе и лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", а также неработающим инвалидам 2 группы, все указанные в Перечне лекарственные средства по рецептам врачей отпускаются бесплатно.
Пунктом 4 этого же Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемым в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Кроме того, в п.п."е" п.2 ч.1 ст.10 Закона РФ "О ветеранах" также указано, что расходы на обеспечение ветеранов лекарствами возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга", содержащей определения понятий и терминов, используемых в настоящем Законе, льготная категория жителей - жители Санкт-Петербурга, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на обеспечение лекарственными средствами на льготных условиях.
При таких обстоятельствах суд находит, что оспоренная Кольцовой Л.П. ст.4 Закона Санкт-Петербурга, устанавливающая необходимые условия реализации прав на лекарственное обеспечение льготной категории жителей Санкт-Петербурга, такие как наличие формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей, финансовых гарантий реализации формуляра, государственного заказа на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга и др., противоречит ст.27 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", ст.13 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.18 Закона РФ "О ветеранах", которыми указанным выше категориям лиц при амбулаторном лечении предоставлено безусловное право на обеспечение их бесплатно или с 50% скидкой лекарственными средствами по рецептам врача.
Доводы представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Гриневой В.М. и представителя губернатора Санкт-Петербурга Глотовой Н.С. о том, что ст.4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" устанавливает в пределах компетенции субъекта Российской Федерации порядок, в соответствии с которым на территории Санкт-Петербурга осуществляется финансирование льготного обеспечения граждан лекарственными средствами за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, и не предусматривает каких-либо ограничений прав граждан на льготное обеспечение лекарственными средствами, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Статья 4 указанного Закона Санкт-Петербурга имеет название "Необходимые условия реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга". Из содержания данной правовой нормы следует, что перечисленные в ней обстоятельства являются условиями реализации прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга. Согласно Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой понятия "порядок" и "условие" не являются синонимами. Как указано в данном Толковом словаре, порядок - это последовательный ход чего-нибудь, а условие - это обстоятельства, от которых что-нибудь зависит. Таким образом, по мнению суда, ст.4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" устанавливает именно условия, то есть обстоятельства, от которых зависит реализация прав на лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, однако такого права субъектам Российской Федерации действующим федеральным законодательством не предоставлено.
Более того, в соответствии с п.4 ст.11 Федерального закона "О ветеранах", федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными.
Суд также находит, что указанной нормой нарушаются права инвалидов и ветеранов, в том числе Кольцовой Л.П., являющейся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, а также ветераном Великой Отечественной войны - жителем блокадного Ленинграда, на бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецепту врачей, так как из представленных Кольцовой Л.П. ответов на ее заявления о льготном обеспечении ее лекарственными средствами в соответствии с рецептом врача следует, что она не может быть обеспечена необходимыми ей лекарственными препаратами, так как они не включены в "Формуляр лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" и не закупаются в централизованном порядке (л.д.). Данный вывод суда подтверждается также действующим распоряжением Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга от 09 октября 1998 года N 211-р, которым руководителям органов управления здравоохранением территориальных управлений административных районов и государственных учреждений здравоохранения в пункте 1.3 было предписано обеспечить выписку лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга с учетом поставок лекарственных средств по государственному заказу на основании "Формуляра лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга", утвержденного в установленном порядке, а также решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 1997 года по жалобе Кольцовой Л.П. на действия губернатора Санкт-Петербурга, отказавшего ей в возмещении расходов, понесенных заявительницей на приобретение лекарств (л.д.).
С учетом изложенного суд находит подлежащей удовлетворению жалобу Кольцовой Л.П. в части признания не действующей и не подлежащей применению ст.4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга".
Вместе с тем суд не усматривает противоречия статьи 4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" статье 44 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
Указанная правовая норма Федерального закона содержит положения о том, что категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. Право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения на льготных условиях имеют лечащие врачи государственной муниципальной и частной систем здравоохранения. Однако ст.4 указанного выше Закона Санкт-Петербурга не регулирует вопросы, являющиеся предметом регулирования ст.44 данного Федерального закона, в связи с чем не имеется оснований утверждать, что ст.4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" противоречит ст.44 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
Суд также не усматривает оснований для удовлетворения требования Кольцовой Л.П. о признании не действующей и не подлежащей применению ст.5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга". Указанная правовая норма не содержит конкретного перечня лекарственных средств для льготных категорий граждан Санкт-Петербурга, суммы финансирования, каких-либо ограничений прав льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, в том числе и Кольцовой Л.П., на получение бесплатных лекарств по рецептам врачей, а также каких-либо иных положений, регулирующих права лиц данной категории. Данная правовая норма содержит лишь общие требования, предъявляемые к самому формуляру, который предназначен и необходим, по мнению суда, для планирования лекарственного обеспечения льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.
Данный вывод суда подтверждается также пунктом 4.1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 января 2000 года N 30 "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", которым руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации предписано разработать и утвердить нормативные документы, регулирующие лекарственное обеспечение медицинских учреждений и льготных категорий граждан, включающие ассортимент лекарственных средств не менее Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
При таких обстоятельствах доводы представителя Кольцовой Л.П., Кольцоваа С.В. о том, что ст.5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" противоречит указанным выше нормам федерального законодательства и ставит права граждан, в том числе и Кольцовой Л.П., на льготное приобретение лекарственных средств в зависимость не от наличия у гражданина заболевания, тяжесть и характер которого определяются лечащим врачом, а от вида назначенного лекарственного средства, номенклатура которого ежегодно утверждается губернатором, является несостоятельной.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" от 25 мая 2000 года N 19, суд считает необходимым опубликовать сообщение о настоящем решении в журнале "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" после вступления решения суда в законную силу, так как в соответствии со справкой (л.д.) данный Закон Санкт-Петербурга был опубликован в этом средстве массовой информации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСP, судебная коллегия
решила:
Жалобу Кольцовой Людмилы Павловны удовлетворить частично, признать не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу ст.4 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга".
Кольцовой Людмилы Павловны в удовлетворении жалобы о признании не действующей и не подлежащим применению ст.5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга" отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в журнале "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 мая 2001 г. N 3-211/2000
Текст решения официально опубликован не был
Определением Верховного суда РФ от 30 июля 2001 г. N 78Г01-35 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении жалобы о признании не действующей и не подлежащей применению ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении льготных категорий жителей Санкт-Петербурга"