Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2003 г. N А26-4415/02-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
при участии от ОАО "Карельский окатыш" Марченко О.Ю. (доверенность от 10.01.03 N 203), Немцовой З.А. (доверенность от 23.12.02 N 9740), от Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия Дзюбана А.И. (доверенность от 10.04.03 N 26287), Огурцовой Н.С. (доверенность от 30.04.03 N 3184),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия на решение от 30.10.02 (судья Шатина Г.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 27.12.02 (судьи Морозова Н.А., Переплеснин О.Б., Романова О.Я.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4415/02-26,
установил:
Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Карельский окатыш" (далее - ОАО "Карельский окатыш") налоговых санкций.
ОАО "Карельский окатыш" обратилось со встречным заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 22.04.02 о привлечении ОАО "Карельский окатыш" к налоговой ответственности, доначислении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и пеней.
Решением суда от 30.10.02 заявление ОАО "Карельский окатыш" удовлетворено в полном объеме, в удовлетворении заявления налоговой инспекции отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.12.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Карельский окатыш" просит оставить решение и постановление суда без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ОАО "Карельский окатыш" - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения налогового законодательства ОАО "Карельский окатыш" при предоставлении расчетов по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2001 год. По результатам проверки вынесено решение от 22.04.02 о привлечении ОАО "Карельский окатыш" к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы с соответствующими пенями.
В ходе проверки налоговая инспекция установила, что ОАО "Карельский окатыш" при расчете отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2001 году учитывало количество добытого первого товарного продукта, а не реализованного. В связи с тем, что количество реализованного первого товарного продукта в 2001 году превышало количество добытого первого товарного продукта, налоговая инспекция доначислила ОАО "Карельский окатыш" отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы с соответствующими пенями и привлекла ОАО "Карельский окатыш" к ответственности за неполную уплату сумм налога.
Согласно статье 44 Закона Российской Федерации "О недрах" размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
Как следует из содержания статьи 1 Федерального закона "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", ставка отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливается в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктами 1 "д" и 6 пункта 3 Инструкции N 44 (в редакции от 31.12.96) налогооблагаемой базой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых - сырья для производства строительных материалов.
Согласно пунктам 12 и 13 указанной Инструкции сумма отчислений определяется плательщиками самостоятельно, исходя из предусмотренных ставок и стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Стоимость первого товарного продукта исчисляется по ценам его реализации на условиях франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления без налога на добавленную стоимость. Для предприятий и организаций, самостоятельно осуществляющих переработку первого товарного продукта с последующей реализацией продуктов его передела, при передаче первого товарного продукта на промышленную переработку на давальческой основе, реализации его в порядке натурального обмена на другие виды продукции, а также реализации первого товарного продукта по ценам ниже себестоимости, стоимость первого товарного продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившихся в отчетном периоде в данном регионе. При отсутствии реализации аналогичной по качеству продукции в данном регионе стоимость первого товарного продукта определяется исходя из его себестоимости с учетом рентабельности предприятия.
Таким образом, ОАО "Карельский окатыш" неправомерно при расчете отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2001 году учитывало количество добытого первого товарного продукта, а не реализованного.
Однако, придя к этому выводу, суды первой и апелляционной инстанции указали, что налоговая инспекция, доначисляя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, неправильно применила форму расчета рентабельности.
Из материалов дела усматривается, что при изначально подаваемом расчете отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2001 год ОАО "Карельский окатыш" учитывало не рентабельность предприятия, а рентабельность продукции. Налоговая инспекция, доначисляя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, применяла расчеты самого ОАО "Карельский окатыш", а следовательно, также применило рентабельность продукции, а не рентабельность предприятия.
Поскольку из изложенного выше видно, что стоимость первого товарного продукта определяется исходя из его себестоимости с учетом рентабельности предприятия, то расчеты налоговой инспекции по доначислению отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются неверными.
После вынесения налоговой инспекцией решения от 22.04.02 ОАО "Карельский окатыш" 21.06.02 представило исправленные расчеты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2000 и 2001 годы, в которых была учтена рентабельность предприятия, а не продукции. Однако налоговая инспекция не учла этого и не уточнила свои расчеты.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о неправомерности решения налоговой инспекции.
Таким образом, решение и постановление суда соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 27.12.02 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4415/02-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
М.В.Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2003 г. N А26-4415/02-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника