Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга
от 16 мая 2003 г. N 072-П
"По делу о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3
статьи 25-1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава
Санкт-Петербурга"
Уставный суд Санкт-Петербурга в составе Председателя Н.М. Кропачева, судей О.В. Герасиной, Н.Ф. Гуцан, Л.Б. Ескиной, В.Г. Ильинской, А.А. Ливеровского, А.И. Осоцкого,
с участием представителя группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.В. Ветрова, представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В. Митяниной, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А. Кузнецовой,
руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, подпунктом "б" статьи 3, статьями 30, 63, 76 и 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25.1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга.
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.Ю. Андреева, И.Б. Артемьева, А.Г. Крамарева, В.С. Лопатникова, О.Е. Сергеева, К.Н. Серова, К.Э. Сухенко о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25-1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25-1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга применительно к вопросу об уставной возможности сокращения сроков полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга в целях совмещения дня голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Ф. Гуцан, объяснения представителя группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.В. Ветрова, пояснения представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А. Кузнецовой и представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В. Митяниной; исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга
установил:
1. 26 марта 2003 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.Ю. Андреева, И.Б. Артемьева, А.Г. Крамарева, В.С. Лопатникова, О.Е. Сергеева, К.Н. Серова, К.Э. Сухенко о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25-1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга. Заявители считают, что в указанных положениях Устава Санкт-Петербурга обнаруживается неопределенность в понимании вопроса о том, существует ли возможность прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения установленных Уставом Санкт-Петербурга четырехлетних сроков полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга в соответствии с положениями последнего абзаца пункта 2 статьи 41 и пункта 3 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга на основании закона Санкт-Петербурга в целях совмещения дня голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает постановления только по предмету, указанному в обращении.
По мнению группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, сокращение срока полномочий "коррелирует с досрочным прекращением полномочий", так как сокращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга происходит на определенный срок, и следствием этого будет являться досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга. В ходе судебного разбирательства представитель заявителя Н.В. Ветров высказал позицию о необходимости толкования статей, указанных в запросе, в системной взаимосвязи с положениями подпункта 13 пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и пунктов 3, 4, 8 и 9 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга.
По мнению представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В. Митяниной, досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга, так же как и сокращение срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга являются самостоятельными институтами в сфере правового регулирования порядка формирования Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и избрания губернатора Санкт-Петербурга, которая отнесена к вопросам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А. Кузнецовой, понятия "сокращение срока полномочий" и "досрочное прекращение полномочий" различны.
Вместе с тем представитель губернатора Санкт-Петербурга и представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга отметили, что, по их мнению, нормы Устава Санкт-Петербурга допускают возможность совмещения даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти. В данном случае возможно прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга до или после истечения уставного срока их полномочий.
Таким образом, возникает неопределенность в вопросе о том, допускает ли Устав Санкт-Петербурга прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения четырехлетнего уставного срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и четырехлетнего уставного срока полномочий губернатора Санкт-Петербурга в связи с совмещением даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом.
2. Согласно положению подпункта 13 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Данная норма имеет общий характер, она адресована Законодательному Собранию Санкт-Петербурга и губернатору Санкт-Петербурга, наделенным правом принятия нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, определяя меру их возможного поведения в процессе правотворческой функции, а также всем правоприменителям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга состоит из 50 депутатов и избирается на 4 года. Данная норма Устава Санкт-Петербурга определяет численный состав депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Пункт 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга устанавливает правило определения порядка проведения выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и правило определения дня голосования по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Данная норма адресована органам, к компетенции которых отнесено осуществление соответствующих юридически значимых действий (назначение и проведение выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Таким образом, указанная норма, имеющая общий характер, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, но не определяет непосредственно перечень оснований для такого прекращения полномочий. Порядок досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга установлен положениями статьи 25-1 Устава Санкт-Петербурга (также представляющей собой норму), пункт 3 которой устанавливает правило назначения внеочередных выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в связи с досрочным прекращением полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Статья 40 Устава Санкт-Петербурга регулирует отношения, связанные с избранием и вступлением в должность губернатора Санкт-Петербурга. Пункт 3 указанной статьи Устава Санкт-Петербурга определяет уставную продолжительность полномочий высшего должностного лица Санкт-Петербурга - губернатора Санкт-Петербурга. Пункт 4 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга содержит правило определения даты выборов губернатора Санкт-Петербурга; причем данное правило определяет дату проведения очередных выборов губернатора Санкт-Петербурга как в случае обычного течения хода событий (первое предложение пункта), так и в случае наступления чрезвычайной ситуации - введения чрезвычайного положения на территории Санкт-Петербурга (второе предложение пункта).
Положения пункта 6 (а также пунктов 8 и 9) статьи 40 Устава Санкт-Петербурга являются нормами, регулирующими отношения в связи с проведением выборов губернатора Санкт-Петербурга в случае досрочного прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 6 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга в случае досрочного прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга избрание губернатора Санкт-Петербурга проводится путем проведения внеочередных выборов, которые проводятся не позднее чем за 6 месяцев после досрочного прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга (пункт 8 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга). Дата внеочередных выборов губернатора Санкт-Петербурга назначается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга либо Санкт-Петербургской избирательной комиссией, в случае если Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в течение двух недель не устанавливает дату их проведения (пункт 9 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга).
Пункт 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга содержит перечень оснований досрочного прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга. При этом указанный перечень не является исчерпывающим. В случаях, установленных федеральными законами, законом Санкт-Петербурга могут быть установлены дополнительные основания прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения установленного Уставом Санкт-Петербурга четырехлетнего срока полномочий, например, отзыв его избирателями (часть вторая пункта 2).
Таким образом, положения Устава Санкт-Петербурга, о толковании которых просит заявитель, представляют собой правовые нормы, регулирующие продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочия губернатора Санкт-Петербурга, формируемых путем проведения периодических выборов, порядок определения даты голосования на таких выборах, а также правовые нормы, регулирующие вопросы изменения продолжительности полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга.
3. Устав Санкт-Петербурга устанавливает срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга, каждый из которых составляет 4 года (пункт 1 статьи 23 и пункт 4 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга). По общему правилу уставный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга не подлежит изменению. В то же время Уставом Санкт-Петербурга учитывается возможность возникновения обстоятельств объективного характера, которые могут стать основанием для продления или сокращения продолжительности полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга по сравнению с уставным сроком их полномочий.
Устав Санкт-Петербурга закрепляет уставный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и уставный срок полномочий губернатора Санкт-Петербурга. Фактическая продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга может быть иной. Уставный срок и фактическая продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга как правило не совпадают в силу обстоятельств объективного характера. В каждом конкретном случае: неявка избирателей на выборы, проведение голосования в два тура, введение чрезвычайного положения, пропуск срока назначения даты выборов и другое - полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга либо сохраняются, либо прекращаются.
Обстоятельства, влекущие за собой прекращение или сохранение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга по сравнению с уставным сроком их полномочий, устанавливаются федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга. В соответствии с федеральным законодательством продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга сохраняется, если полномочия истекают в период действия чрезвычайного или военного положения, и до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов, а также в случае совмещения дня голосования на выборах. В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга полномочия депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются со дня возникновения полномочий у избранных по соответствующим избирательным округам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва; полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва прекращаются со дня первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Таким образом, Устав Санкт-Петербурга закрепляет норму, согласно которой полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются исключительно после начала деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. В случае если по каким-либо причинам Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва не приступило к своей работе (например, отсутствие кворума на первом заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва), сохраняются полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва даже тогда, когда уставный срок полномочий истек.
Ранее Уставный суд Санкт-Петербурга уже высказывал аналогичную правовую позицию в Постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2002 года N 047-П по делу о толковании положений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга. Согласно положениям пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга до избрания правомочного состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва не может проводиться его первое заседание и, следовательно, полномочия депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва в этом случае не прекращаются. Полномочия всех депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва прекращаются со дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва, в том числе и в случае неизбрания по соответствующим округам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. При этом необходимо учитывать, что неизбрание в надлежащие сроки Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва приводит к сохранению полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва только если неизбрание правомочного состава обусловлено причинами объективного характера и соответствует конституционному принципу народовластия (абзац двенадцатый пункта 2 мотивировочной части Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2002 года N 047-П).
Таким образом, в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга возможно сохранение или прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения уставного срока их полномочий.
Полномочия губернатора Санкт-Петербурга прекращаются в день принесения присяги вновь избранным губернатором Санкт-Петербурга. Эта норма устанавливает основание и момент прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга. При этом не устанавливается зависимость указанного момента от истечения уставного срока его полномочий.
Основаниями для прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга являются: самороспуск; вступление в силу решения Санкт-Петербургского городского суда о неправомочности данного состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; роспуск Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством; прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в связи с совмещением даты голосования на выборах; иные основания, установленные федеральным законодательством, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга. Основаниями для прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга, в частности, являются: отставка в связи с выражением недоверия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга; отставка по собственному желанию; отрешение от должности Президентом Российской Федерации; признание губернатора Санкт-Петербурга судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание губернатора Санкт-Петербурга судом безвестно отсутствующим или объявление его умершим; вступление в отношении губернатора Санкт-Петербурга в законную силу обвинительного приговора суда; выезд губернатора Санкт-Петербурга за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утрата губернатором Санкт-Петербурга гражданства Российской Федерации; смерть; прекращение полномочий в связи с совмещением даты голосования на выборах; иные основания, установленные федеральным законодательством, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга. По общему правилу согласно пункту 1 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга полномочия губернатора Санкт-Петербурга прекращаются в день принесения присяги вновь избранным губернатором Санкт-Петербурга, кроме случаев, когда по причинам объективного характера полномочия предыдущего губернатора Санкт-Петербурга прекратились до вступления в должность вновь избранного губернатора Санкт-Петербурга.
Следует различать правовые последствия определения даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга и правовые последствия прекращения их полномочий. Установление даты голосования предопределяет лишь возможный момент прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или полномочий губернатора Санкт-Петербурга. Голосование на выборах может не состояться по причинам объективного характера (введение чрезвычайного или военного положения, низкая явка избирателей и др.), что приведет к сохранению полномочий действующего Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга. В случае совмещения даты голосования на выборах также возможно возникновение обстоятельств, препятствующих проведению выборов одновременно с выборами в федеральные органы государственной власти. Например, дата голосования на федеральных выборах, с которыми были совмещены выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и выборы губернатора Санкт-Петербурга, может быть перенесена.
При совмещении даты голосования на выборах действует общее правило: назначается лишь дата голосования, а полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочия губернатора Санкт-Петербурга могут прекратиться только соответственно в момент проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва и в момент принесения присяги губернатором Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 29 и пункт 1 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга).
Положения пункта 4 статьи 40 и абзаца второго пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга устанавливают, что дата голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга может устанавливаться в сроки, отличные от закрепленных в Уставе Санкт-Петербурга. Указанные обстоятельства позволяют Уставному суду Санкт-Петербурга сделать вывод о том, что Устав Санкт-Петербурга содержит положения, допускающие возможность прекращения или сохранения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга соответственно до или после истечения уставного срока их полномочий.
Устав Санкт-Петербурга закрепляет юридически значимые для формирования Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и избрания губернатора Санкт-Петербурга факты: дату проведения голосования на выборах (пункт 3 статьи 24 и пункт 4 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга), день перехода полномочий к Законодательному Собранию Санкт-Петербурга нового созыва и к вновь избранному губернатору Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 24 и пункт 1 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга), день истечения уставного срока полномочий (пункт 1 статьи 23 и пункт 3 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга), момент прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 23, пункт 1 статьи 25-1, пункт 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга). Указанные факты могут иметь место в разное время и наступать в разной последовательности.
Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу о том, что Устав Санкт-Петербурга допускает возможность совмещения даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом, которое может повлечь сохранение или прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга соответственно до или после истечения уставного срока полномочий.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 63 и 64 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга
постановил:
1. Из положений пункта 3 статьи 23, пункта 1 статьи 25_1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга в системной взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 40 и пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, определяющих уставный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга, следует, что нормы Устава Санкт-Петербурга допускают совмещение даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, что может повлечь за собой прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и прекращение полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения уставного срока полномочий.
2. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. Согласно статье 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" данное толкование является официальным и обязательным для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатора Санкт-Петербурга, судов, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, муниципальных образований, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
4. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.
Копия верна
Судья-секретарь Уставного суда
Санкт-Петербурга |
В.Г. Ильинская |
Особое мнение
судей Уставного суда Санкт-Петербурга
Н.Ф.Гуцан, Л.Б.Ескиной, А.А.Ливеровского
по Постановлению Уставного суда Санкт-Петербурга
от 16 мая 2003 года N 072-П
по делу о толковании положений пункта 3
статьи 23, пункта 3 статьи 25_1, пункта 6 статьи 40
и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга
Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 65 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", излагаем особое мнение по Постановлению Уставного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2003 года N 072-П по делу о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25_1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга (далее - Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга).
1. Считаем, что производство по делу подлежало прекращению.
Заявитель просил дать толкование положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25_1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга.
Представителем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецовой в судебном заседании была высказана позиция, в соответствии с которой неопределенность в понимании положений Устава Санкт-Петербурга, являвшихся предметом обращения, отсутствовала, и их толкования не требовалось.
По мнению представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В.Митяниной во избежание вторжения в компетенцию федерального законодателя и законодателя Санкт-Петербурга Уставный суд Санкт-Петербурга должен был воздержаться от толкования положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25_1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга и оставить обращение без удовлетворения.
Положения Устава Санкт-Петербурга, являвшиеся предметом обращения, регулируют вопросы досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга и назначения в связи с этим внеочередных выборов. Заявитель просил истолковать указанные положения Устава Санкт-Петербурга применительно к вопросу о том, возможно ли законом Санкт-Петербурга сократить срок полномочий органа государственной власти Санкт-Петербурга в целях совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом.
Для разрешения вопроса, поставленного в обращении, требовалось сравнить нормы о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга с нормами о совмещении дня голосования.
Нормы о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, как и о досрочном прекращении полномочий губернатора Санкт-Петербурга, содержатся в Уставе Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 23, пункт 3 статьи 25_1, пункт 6 статьи 40, пункт 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга). Нормы, регулирующие вопросы совмещения дня голосования, содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Следовательно, обращенное к Уставному суду Санкт-Петербурга требование предполагало сравнение норм Устава Санкт-Петербурга с нормами Федерального закона и делало невозможным разрешение поставленного вопроса без официального толкования Уставным судом Санкт-Петербурга положений Федерального закона.
Однако, как следует из статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", официальное толкование федеральных законов к компетенции Уставного суда Санкт-Петербурга не относится.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, в случае если разрешение вопроса, поставленного в обращении, неподведомственно Уставному суду Санкт-Петербурга. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга прекращает производство по делу в случае, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению.
С учетом изложенного делаем вывод: в связи с поставленным вопросом Уставный суд Санкт-Петербурга должен был вынести решение в форме определения, прекратив производство по делу.
2. Считаем также, что выводы, на которых Уставный суд Санкт-Петербурга основывал свое итоговое решение, не вполне обоснованны.
В пункте 2 мотивировочной части Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга сделан вывод: "положения Устава Санкт-Петербурга, о толковании которых просит заявитель, представляют собой правовые нормы, регулирующие продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга, формируемых путем проведения периодических выборов, порядок определения даты голосования на таких выборах, а также правовые нормы, регулирующие вопросы изменения продолжительности полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга".
Данный вывод не вытекает из содержания положений Устава Санкт-Петербурга, являвшихся предметом обращения, то есть о разъяснении которых просил заявитель (пункт 3 статьи 23, пункт 3 статьи 25_1, пункт 6 статьи 40 и пункт 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга). Перед Уставным судом Санкт-Петербурга ставился вопрос о толковании только тех положений Устава Санкт-Петербурга, которые регулируют вопросы досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга и назначения в связи с этим внеочередных выборов.
В пункте 3 мотивировочной части Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга сформулирован следующий вывод: "Устав Санкт-Петербурга содержит положения, допускающие возможность прекращения или сохранения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга соответственно до или после истечения уставного срока их полномочий". При этом не указано, какие именно положения допускают такую возможность.
Из являвшихся предметом обращения положений Устава Санкт-Петербурга не следует возможность сохранения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга после истечения "уставного срока" их полномочий. Для формулирования указанного вывода Уставный суд Санкт-Петербурга фактически истолковал положения Устава Санкт-Петербурга, не являющиеся предметом обращения, то есть вышел за пределы предмета обращения.
Вышеприведенные выводы Уставного суда Санкт-Петербурга по существу являются единственным обоснованием пункта 1 резолютивной части Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга.
По нашему же мнению, положения Устава Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 23, пункт 3 статьи 25_1, пункт 6 статьи 40 и пункт 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга), допускают возможность прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга до истечения срока, на который они избирались, именно в связи с досрочным прекращением полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатора Санкт-Петербурга.
Возможность сокращения законом субъекта Российской Федерации срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях совмещения дня голосования на выборах прямо предусмотрена статьей 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в статье 1 которого установлено, что данный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2003 г. N 072-П "По делу о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25_1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга"
Текст постановления опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости", 3 июня 2003 г., N 102, стр. 4, в Вестнике Уставного суда Санкт-Петербурга, 2003 г., N 2, стр. 152