Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2003 г. N А26-6637/02-212
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А., рассмотрев 13.05.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.03 по делу N А26-6637/02-212 (судья Зинькуева И.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с Авдеевской сельской администрации местного самоуправления Пудожского района Республики Карелия (далее - администрация) 15 000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 31.01.03 Инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 31.01.03 и взыскать штраф.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и перечисления администрацией - налоговым агентом в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.99 по 30.04.02.
В ходе проверки налоговый орган выявил "грубое нарушение налоговым агентом правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", выразившееся в отсутствии первичных документов налогового учета - формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" за 2000-2001 годы, то есть в течение более одного налогового периода. Результаты проверки отражены в акте от 03.06.02 N 16.
Решением от 09.07.02 N 13 налоговая инспекция привлекла администрацию к ответственности на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 15 000 руб. штрафа за названное нарушение и предложила уплатить штраф до 25.07.02.
Администрация добровольно штраф не уплатила, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Отказывая во взыскании 15 000 руб. штрафа, суд указал на то, что карточка формы N 1-НДФЛ не относится к первичным документам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка содержит информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция привлекла администрацию к ответственности на основании пункта 1 статьи 120 НК РФ за отсутствие названных карточек за 2000-2001 годы.
Между тем пунктом 1 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 этой же статьи.
Пунктом 2 статьи 120 НК РФ установлена ответственность за те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, а пунктом 3 названной статьи - если они повлекли занижение налоговой базы.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Поскольку в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации не дано определение понятия "первичные документы", кассационная инстанция, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, применяет определение, приведенное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете".
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Первичными документами, подтверждающими выплату администрацией доходов физическим лицам, являются, в частности, ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера. Именно на основании этих документов бухгалтерского учета налоговый агент заполняет налоговую карточку формы N 1-НДФЛ.
Следовательно, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, на что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Таким образом, поскольку в действиях администрации отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 120 НК РФ, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.03 по делу N А26-6637/02-212 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2003 г. N А26-6637/02-212
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника