Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
Целевая программа
"Возрождение, строительство, реконструкция
и реставрация г. Пушкина"
Паспорт целевой программы
"Возрождение, строительство, реконструкция
и реставрация г. Пушкина"
Наименование Программы - целевая программа "Возрождение,
строительство, реконструкция и
реставрация г. Пушкина" (далее -
Программа).
Основание для разработки Программы - постановление Правительства
Российской Федерации от 08.06.96 N
662 "О государственной программе
"Возрождение, строительство,
реконструкция и реставрация
исторических малых и средних
городов России".
Заказчик Программы - территориальное управление
Пушкинского административного района
Санкт-Петербурга.
Сроки реализации Программы - начиная с 1999 года, поэтапно.
Основной разработчик Программы - Санкт-Петербургский государственный
университет экономики и финансов.
Цель Программы - устойчивое саморазвитие г. Пушкина,
создание социально-экономических
условий для реконструкции и
сохранения исторических застроек,
развитие жилой, производственной,
социальной и инженерной
инфраструктур города.
Основные мероприятия Программы - создание организационных,
экономических, правовых и
социальных условий эффективного
функционирования исторического
наследия и сфер социально-
экономической инфраструктуры
города.
Исполнители Программы - территориальное управление
Пушкинского административного
района Санкт-Петербурга, местные
органы самоуправления.
Ожидаемые результаты Программы - повышение экономической
эффективности рыночной
инфраструктуры, развитие социальной
сферы и инженерного обеспечения,
возрождение исторического облика
города.
Потребность капитальных вложений
для реализации Программы. Источники финансирования
Наименование работы, объектов |
Общая стоимость |
В том числе по источникам финансирования |
||
федеральный бюджет 10% |
местный бюджет 30% |
инвесторы 60% |
||
Итого: в том числе: |
587900 | 58790 | 176370 | 352740 |
1. Реконструкция: Всего: |
423000 | 42300 | 126900 | 253800 |
- центр города | 350000 | 35000 | 105000 | 210000 |
- городской деловой аэропорт | 70000 | 7000 | 21000 | 42000 |
- бизнес-центр | 3000 | 300 | 900 | 1800 |
2. Реставрация: Всего: |
19900 | 1990 | 5970 | 11940 |
- транспортный узел туристических маршрутов |
4500 |
450 |
1350 |
2700 |
- Федоровский городок | 7000 | 700 | 2100 | 4200 |
- городская ратуша | 8400 | 840 | 2520 | 5040 |
3. Строительство: Всего: |
145000 | 14500 | 43500 | 87000 |
- терминальный центр в Шушарах (инженерное обеспечение) |
82000 | 8200 | 24600 | 49200 |
- клуб отдыха туристов | 36000 | 3600 | 10800 | 21600 |
- международный культурно-деловой центр |
7000 | 700 | 2100 | 4200 |
- историко-этнографический центр |
20000 | 2000 | 6000 | 12000 |
Укрупненный линейный график строительства
объектов Программы, необходимые объемы финансирования
(тыс. $)
Наименование работы, объектов |
Общая стои- мость |
1-я очередь | 2-я очередь | ||||
1-е полу- годие |
2-е полу- годие |
3-полу- годие |
4-е полу- годие |
5-е полу- годие |
6-полу- годие |
||
1. Реконструк- ция: - центр города |
350000 |
15000 (1-й п.к.) ****** |
15000 (2-й п.к.) ****** |
15000 (3-й п.к.) ****** |
15000 (4-й п.к.) ****** |
15000 (5-й п.к.) ****** |
15000 (6-й п.к.) ****** |
- городской деловой аэро- порт |
70000 | 10000 (1-й п.к.) ****** |
10000 (2-й п.к.) ****** |
10000 (3-й п.к.) ****** |
10000 (4-й п.к.) ****** |
10000 (5-й п.к.) ****** |
10000 (6-й п.к.) ****** |
- бизнес-центр | 3000 | 1000 (1-й п.к.) ****** |
1000 (2-й п.к.) ****** |
1000 (3-й п.к.) ****** |
|||
Всего: | 423000 | 25000 | 25000 | 26000 | 26000 | 26000 | 25000 |
2.Реставрация: - транспортный узел туристических маршрутов |
4500 |
1500 (1-й п.к.) ****** |
1500 (2-й п.к.) ****** |
1500 (3-й п.к.) ****** |
|||
- Федоровский городок |
7000 | 2000 (1-й п.к.) ****** |
2000 (2-й п.к.) ****** |
2000 (3-й п.к.) ****** |
1000 (4-й п.к.) ****** |
||
- городская ратуша |
8400 | 2000 (1-й п.к.) ****** |
2000 (2-й п.к.) ****** |
2000 (3-й п.к.) ****** |
2400 (4-й п.к.) ****** |
||
Всего: | 19900 | 3500 | 5500 | 5500 | 3000 | 2400 | |
3. Строитель- ство: - терминальный центр в Шушарах (инженерное обеспечение) |
82000 | 10000 (1-й п.к.) ****** |
10000 (2-й п.к.) ****** |
15000 (3-й п.к.) ****** |
15000 (4-й п.к.) ****** |
15000 (5-й п.к.) ****** |
17000 (6-й п.к.) ****** |
- клуб отдыха туристов |
36000 | 6000 (1-й п.к.) ****** |
6000 (2-й п.к.) ****** |
6000 (3-й п.к.) ****** |
6000 (4-й п.к.) ****** |
6000 (5-й п.к.) ****** |
6000 (6-й п.к.) ****** |
- международ- ный культурно- деловой центр |
7000 | 1000 (1-й п.к.) ****** |
1000 (2-й п.к.) ****** |
1000 (3-й п.к.) ****** |
1000 (4-й п.к.) ****** |
1000 (5-й п.к.) ****** |
2000 (6-й п.к.) ****** |
- историко- этнографичес- кий центр |
20000 | 4000 (1-й п.к.) ****** |
4000 (2-й п.к.) ****** |
4000 (3-й п.к.) ****** |
4000 (4-й п.к.) ****** |
4000 (5-й п.к.) ****** |
|
Всего: | 145000 | 17000 | 21000 | 26000 | 26000 | 26000 | 29000 |
Итого: | 587900 | 45500 | 51500 | 57500 | 55000 | 54400 | 54000 |
Примечание: *** - плановая продолжительность работ в месяцах; (1-й п.к.), (2-й п.к.) - условные пусковые комплексы.
Введение
Программа "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация г. Пушкина" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 года N 662 "О государственной программе "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России".
В процессе разработки Программы использованы историко-архивные материалы, Концепция градостроительного развития Пушкинского района, Генеральный план развития Пушкинского района, Стратегический план Санкт-Петербурга, статистические данные, концептуальные разработки и предложения по перспективному развитию г. Пушкина.
В Программе отражены концептуальные положения, разработанные Международной академией архитектуры в г. Москве, по основным направлениям экономического и социального развития малых и средних городов России.
Программа разработана по заказу территориального управления Пушкинского административного района Санкт-Петербурга. Она преследует стратегическую цель: объединение усилий всех действующих в городе организаций и лиц в целях устойчивого развития г. Пушкина и укрепления его позиций и престижа в России и за ее пределами.
За последние годы в сфере развития г. Пушкина проявлено много инициатив, которые необходимо поддержать, именно они послужили основными структурными элементами Программы. В связи с этим Программа выходит за рамки рекомендуемой базовой модели развития малого или среднего города. Она излагает принципы, с учетом которых будут реализованы меры по развитию г. Пушкина. В Программе исследуются некоторые факторы городского развития и намеренно не дается описание отдельных сфер территориального развития с подробным и дифференцированным анализом продукции и рынка, а также отсутствует перечень необходимых мероприятий. Существенное внимание уделяется предложениям и инициативам, которые нуждаются в дополнительной концептуальной разработке со стороны заинтересованных лиц.
В Программу включены основные элементы стратегии экономического развития г. Пушкина: конкурентоспособность и партнерство при разработке и реализации стратегических планов, сочетание долгосрочного прогноза и конкретности немедленных действий и т.д.
Стратегическое городское планирование, маркетинг, методы и модели содействия инвестициям, привлечению долгосрочных кредитов относятся к наиболее часто и эффективно применяемым новым организационным технологиям как в Западной Европе, так, в последние годы, и в России. Применение новых методов и механизмов управления при реализации Программы может стать существенным фактором развития г. Пушкина в условиях экономической и финансовой нестабильности и усиливающейся конкуренции в борьбе за инвестиции.
I. Цели программы. Условия реализации программы и
организация инвестирования
Цели разработки Программы:
- обозначение направления развития местной экономики и определение в ходе партнерских согласований вероятного отклика на проводимую политику со стороны предприятий и организаций государственного и частного секторов экономики (стимулирование сотрудничества и консенсуса);
- создание надежной основы для принятия корпоративных решений совета муниципального образования, касающихся экономической стратегии г. Пушкина;
- определение ориентиров, позволяющих субъектам экономической политики принимать четкие решения в целях концентрации усилий, планирования и координации их деятельности;
- обеспечение достаточного уровня инвестиций в развитие города, обусловленных готовностью:
- получателя инвестиций - города, участников проектов Программы к эффективному освоению средств, в первую очередь за счет высокого качества Программы, ее проектов и управления ими;
- инвесторов - вкладывать капиталы в город за счет низких рисков (защищенность права собственности, отсутствие риска потери средств за счет качественного исполнения Программы, ее проектов и управления ими, наличие действенного механизма реализации обязательственного права).
Условия реализации Программы:
- поддержка заложенных в Программе мероприятий, принципов и их дальнейшая совместная разработка крупными предприятиями региона участниками проектов Программы, Торгово-промышленной палатой (ТПП) г. Пушкина, субзоной экспортно ориентированного производства (СЭОП) "Пушкинская" и органов власти всех уровней;
- постоянное совершенствование Программы путем анализа, консультаций с предприятиями и организациями, другими экспертами и путем принятия политических решений;
- создание механизма инвестирования, позволяющего сочетать:
- собственные ресурсы г. Пушкина, городского и федерального бюджетов;
- финансовые и экономические возможности партнеров по Программе;
- средства сторонних инвесторов (в т.ч. при помощи целевых займов), будущих потребителей и пользователей, фондовых рынков, государственно-частного фонда - Общества реновации и поддержки Царского Села;
- целевые кредиты финансовых институтов;
- средства международных фондов: Тасис, АРИС, "Ноу-хау", МВБ, ЕБРР и т.д.;
- заемные средства, за счет формирования залогового фонда путем использования части выпускаемой действующими в регионе организациями и предприятиями продукции (возможно земли) для обеспечения гарантии банковских кредитов;
- утверждение Программы советом муниципального образования г. Пушкина, губернатором Санкт-Петербурга;
- включение проектов в программу развития исторических малых и средних городов России;
- создание электронной визитной карточки Программы и включение в сеть Интернет и электронно-информационную систему АВОК;
- наличие поручительства г. Пушкина.
II. Исторические данные. Развитие города.
Памятники архитектуры
Понятие "пригород" своим возникновением обязано Петербургу. Во всяком случае аналогию этому явлению в допетровской Руси найти трудно. Издревле существовал на Руси город, постройки которого окружались рвами и обносились (огораживались) крепостными стенами. Далеко за ними, разбросанные в бескрайних пространствах, существовали поселения, служащие загородными резиденциями знати. Поселения эти были родовыми и потому назывались имениями. Пригородов как таковых не было. Для того, чтобы они появились, необходимо было, чтобы одна общественная формация уступила место другой. Капитализм должен был наконец начать наступление на задержавшийся на Руси феодализм. Петр должен был выехать в Европу, посетить иноземные города, чтобы высказать сокровенное: "Буду иметь лучше, чем в Европе у них". Так или иначе, началась эпоха пригородного строительства.
Для будущего царскосельского дворца и парка было выбрано уединенное возвышенное место. Стройка носила элементы таинственности, при загородной прогулке готовый дворец для путника должен был стать сюрпризом.
Но, чтобы понять истинный смысл задуманного и тот эффект, которого Екатерина от него ожидала, следует вспомнить, что в самом начале XVIII века знакомая нам дорога из Петербурга в Царское Село имела иное, принципиально отличное от нынешнего направление. В те давние времена Царскосельский тракт, минуя Пулковскую гору, поворачивал направо вдоль огромного лесного массива и затем, резко меняя направление на юго-восток, заканчивался при въезде на бывшую шведскую мызу Saris hoff, что в переводе значило "возвышенное место". Расчет был прост: перспектива дворца открывалась взорам путников неожиданно и сразу.
Роль пространственного решения дворцового комплекса в истории города оказалась исключительно важной. Центральная ось дворца соотнесена с осью главной дороги и направлена не на Санкт-Петербург, а строго на Петродворец. Вокруг этого композиционного стержня долгие годы продолжалось строительство как самого дворцового комплекса, так и элегантного города с его уличной сетью.
Вместе с тем уже с середины XVIII века начинается отступление от первоначальной идеи. Из Петербурга в Царское Село прокладывается новая кратчайшая дорога, перспектива которой, вопреки логике, лишается архитектурного завершения. Она скользит вдоль главного дворцового фасада, лишая путника возможности увидеть его целиком. В конце 30-х годов XIX века строится железная дорога, и с появлением этого технического достижения происходит окончательное смещение представлений о том, какой же фасад считать главным.
Зодчие и паркостроители XVIII века тонко чувствовали сложившуюся в связи с прокладкой новой дороги пространственную разобщенность и тематическую самостоятельность Екатерининского и Александровского парков. Вероятно, их тяготило вынужденное отчуждение ничем не связанных огромных парковых пространств, тяготил грозивший в связи с этим постепенный распад художественного единства ансамбля. Перед архитекторами стояла задача связать в одно целое распадающиеся части.
В конце XIX и начале XX веков, согласно первоначальному пространственному решению и расчету, в геометрической точке въезда в Царское Село - в начале одной из главных его парадных осевых улиц и архитектурного ансамбля: Казачьи казармы, Ратная палата, Белая башня, Федоровский собор, Федоровский городок - был сформирован внешний подход к дворцово-парковому комплексу и городу. Был использован один из широко применяемых планировочных приемов формирование павильонной площади у входа в парк. При этом было достигнуто композиционное взаимообогащение и парка, и павильонной площади, архитектура здания - павильона особого пути Императорской железнодорожной ветки, построенного в древнерусском стиле, выиграла от присутствия зеленого фона, а входной узел парка получил особую градостроительную значимость. С дороги от павильона к дворцам путнику открывалась панорама обоих парков, связанных между собой этой удивительной трассой. В результате формирования такого внешнего подхода к дворцово-парковому комплексу во многом торжествовал истинный смысл задуманного и тот эффект, которого в начале XVIII века от него ожидали.
Задуманному было суждено просуществовать недолго. Известные бурные исторические события в России в начале XX века, а также проекты микрорайонов и волна жилищного строительства в середине нынешнего столетия не пощадили уникальный памятник русской архитектуры. И та функциональная роль, которую он должен был сыграть в дворцово-парковом комплексе и в самом городе, так и осталась неосуществленной. К сожалению, этот процесс распада первоначального замысла продолжается до сих пор. Парадный двор, уникальные створы растреллиевской ограды закрыты, а вход во дворец, вопреки логике, организован со стороны Екатерининского парка. Разумеется, прокладывая подъездную дорогу вдоль фасада, устроители и не могли предположить размах желающих посетить дворец в будущем и то, каким образом и на чем они будут подъезжать к нему. На протяжении многих лет вплоть до настоящего времени город и дворец ищут место, где гости города должны "спешиться", то есть место, где начинается дворец.
Дворцово-парковый комплекс поражает своим великолепием, он по праву считается одним из самых блистательных в России и за ее пределами. Неповторимое очарование паркам придает гармоничное слияние природных пейзажей и архитектурных памятников. Жемчужина Екатерининского парка - Большой Екатерининский дворец, построенный в XVIII веке (начат А.В. Квасовым и С.И. Чевакинским, завершен В.В. Растрелли). Дворец является одним из лучших произведений русского барокко. Залы дворца располагают уникальной коллекцией, включающей в себя более 20000 произведений искусства - живописные полотна, фарфор, художественную бронзу, скульптуру.
Ко дворцу примыкает комплекс Холодных бань с Агатовыми комнатами, Висячего сада и Камероновой галереи, выстроенных в стиле классицизма (арх. Ч. Камерон). Александровский дворец, построенный в конце XVIII века (арх. Дж. Кваренги), - крупнейший памятник архитектуры классицизма. В конце XVIII века напротив Большого Екатерининского дворца построен корпус Царскосельского лицея (арх. В.И. и И.В. Нееловы и Ю.М. Фельтен).
Сам город имеет геометрически правильную, прямоугольную планировку. Ось его планировочной симметрии, как уже было сказано, направлена на Петродворец. Геометрическим центром города является Екатерининский дворец. Оптический центр города создают растянувшиеся аркады Гостиного двора на Московской улице.
Территория города разделена каскадом Большого пруда на две неравноценные по величине части. В западном квартале размещаются дворцово-парковые комплексы, Гостиный двор, Оранжереи. В восточном квартале расположены Софийский собор, особняк Кочубея, дача Юсуповой.
Старый город с его свободной застройкой и многочисленными архитектурными памятниками ХVIII-ХIХ столетий сохранился почти без изменений. Многие улицы и площади города Пушкина производят впечатление гармоничности и завершенности. Две аллеи пересекают центр: Октябрьский бульвар и Московская улица. Поскольку некоторые кварталы, расположенные в шахматном порядке, также озеленены, создается впечатление города-парка.
Особое значение имеют зеленые кварталы с особняками и виллами в Софии - дача Юсуповой, дворец Палей и другие постройки в стиле модерн.
В памятниках архитектуры города Пушкина можно проследить историю европейского зодчества последних 250 лет. Архитекторами были итальянцы, англичане, русские, немцы, французы. В городе почти одновременно существуют, взаимно обогащая друг друга, неоренессанс, стиль модерн, неорусский стиль, неоклассицизм. Особенно интересны сочетание стиля модерн и неорусского стиля, а также некоторые очень индивидуальные деревянные постройки.
Достопримечательности города Пушкина и его окрестностей - это достопримечательности мирового класса, которые можно сравнить с достопримечательностями Версаля, Стрэтфорда-на-Эйвоне, Веймара и других пригородов. Город включен в реестр ценнейших мировых памятников архитектуры, истории и культуры ЮНЕСКО.
Город Пушкин тесно связан - о чем свидетельствует само имя - с великим русским поэтом Александром Пушкиным, который с 1811 по 1817 год учился в Лицее. Здесь жили и творили такие знаменитости, как И. Анненский, А. Ахматова, Н. Гумилев. Город Пушкин был всегда излюбленным местом пребывания деятелей искусства и культуры российского и мирового масштаба.
С Царским Селом связаны и известные исторические события России. Из Царского Села, после нескольких месяцев заключения, в августе 1917 года император Николай II и его семья отбыли в свой последний путь в город Тобольск. Здесь же в марте 1917 года ненависть взбунтовавшейся России обрушилась на останки царского фаворита Григория Распутина, похороненного в Царском Селе.
Царское Село является историческим местом рождения двух основных промышленных систем России - транспортной и энергетической. В 1837 году в Царском Селе была открыта Царскосельская железная дорога, которая является первой железной дорогой в России. Отдельно в 1895-1909 гг. были построены павильон и особый путь Императорской железнодорожной ветки. Начало электрического освещения относится к 1887 году, когда в Царском Селе была построена городская электрическая станция. Царское Село - первый город в Европе, который был освещен электричеством. В городе были установлены сотни уличных фонарей. Позднее, в 1896 году, была заложена дворцовая электрическая станция, от которой были освещены все дворцовые здания и его территория, включая и павильон особого пути Императорской железнодорожной ветки.
Город богат историческим наследием, географическое расположение уникально, его потенциал для России неоценим.
III. Анализ и прогнозирование социально-экономического
потенциала города
Город Пушкин является одним из наиболее благоприятных городов не только в России, но и в Балтийском регионе и Европе в целом. Город расположен рядом с аэропортом, имеет удобный выход на межрегиональный и международный пути. Через аэропорт "Пулково" Царское Село связано более чем с 60 городами СНГ и более чем 20 городами Западной и Центральной Европы. Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Вена, Амстердам, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки и 11 российских городов имеют ежедневное сообщение с аэропортом "Пулково". Среднее время перелета в города Европы составляет - 2 ч. 40 м. "Пулково" является самым быстрым транзитным аэропортом между Западом и Востоком. Время пути от центра города Пушкина до аэропорта - 20 минут.
Город Пушкин обладает высокой степенью транспортной доступности относительно Санкт-Петербурга и объектов внешнего транспортного обеспечения - железнодорожных вокзалов, морского порта и аэропорта. Развитию экономики города способствует само географическое расположение города Пушкина: Балтийский регион, северо-запад России, морской (в Финском заливе) и речной (в дельте реки Невы) порты, аэропорт "Пулково", рядом с главными и автотранспортными магистралями - междугородным Московским (М-10) и международным Киевским шоссе (Варшава, Берлин, Киев, Одесса (М-20), Октябрьской железной дорогой, а также проектируемыми кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга (КАД СПб) и городским деловым аэропортом Царского Села (ГДА ЦС).
Город Пушкин имеет те же климатические условия, что и Центральная Европа. Он лежит на легкой возвышенности - 65 м над уровнем моря. Рельеф холмистый, почва сухая. Средняя температура января -7 град. С, июля +15 град. С. Осадков до 850 мм в год. Однако, несмотря на северное положение, регион из-за теплых течений Гольфстрима не всегда бывает холодным и снежный покров зимой не лежит постоянно.
Население города составляет 97000 жителей. В Пушкинском районе на площади в 20800 гектаров проживает 110000 человек. Трудоспособное население города составляет 60,11%, молодежь - 18,21% и старшее поколение - 21,68%. В летний период за счет отдыхающих дачников население увеличивается примерно на 40000. Самое излюбленное время поездок в город Пушкин - июнь, время белых ночей, когда полночное солнце скрывается не более чем на час. В выходные дни летом число отдыхающих возрастает до 60000.
К 2005 году следует ожидать прирост численности населения города на 4000 человек, в целом по району на - 12000 человек. К 2010 году ожидаются следующие показатели: площадь территории Пушкинского района - 20800 га, численность населения - 120000 человек, количество рабочих мест - 60 тысяч (без учета Южного Обухово).
Созданный как место отдыха, город никогда не имел крупной промышленности. В настоящее время в Пушкинском районе зарегистрировано более 2000 крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности. Наиболее значительные из них специализируются на выпуске бытовой техники, металлообработке, машиностроении, ремонте строительных и дорожных машин, деревообработке. Функционирует таможенная служба. На территории района находится также 5 сельскохозяйственных предприятий. На этих предприятиях и в организациях района работают около 24 тыс. человек.
Город Пушкин имеет огромный научный потенциал и является признанным центром аграрной науки, которая представлена шестью всероссийскими сельскохозяйственными НИИ и двумя филиалами во главе с Северо-Западным научным центром Российской академии сельскохозяйственных наук.
Экономика района представлена следующим образом: промышленность - 18,85%, строительство - 16,8%, торговля и общественное питание 16,7%, транспорт - 6%, сельское хозяйство - 2,45%, банковская и страховая деятельность - 0,27%, прочие предприятия - 38,93%.
При общей площади Пушкинского района 20800 гектаров функциональное использование земли характеризуется следующим образом: сельскохозяйственные угодья - 71,97%, рекреации - 10,47%, специальные земли - 5,35%, жилая застройка - 4,95%, дороги и улицы 4,4% и производственные площади - 2,86%.
Общая площадь жилищного фонда города сейчас составляет 1919,61 тыс.кв.м, в том числе муниципального - 1833,8 и личной собственности - 85,8. Ориентировочный объем жилищного фонда к 2000 году составит 2187 тыс.кв.м.
Город испытал значительное снижение числа рабочих мест в промышленности, которое компенсируется занятостью в сфере услуг. Рост числа рабочих мест в городе Пушкине целиком обусловливается развитием сферы услуг.
Сфера услуг в городе Пушкине является одной из наиболее диверсифицированных. Ожидается, что в перспективе важную роль в городе Пушкине будут играть народные промыслы, которые проявят себя как стабильная форма предпринимательской деятельности.
По прогнозам, количество рабочих мест в городе Пушкине в ближайшие годы будет снижаться, с наиболее ощутимым падением в промышленности, и увеличиваться в сфере услуг. Рост этого показателя, возможно, будет иметь место, главным образом, в туризме, торговле, образовании, страховании. Возможен скачок в сельскохозяйственной науке в силу имеющегося в городе научного потенциала и экономической базы.
Возможности будущего развития города Пушкина, по-видимому, определяются дальнейшей дифференциацией сферы услуг. Народный промысел, малые и средние предприятия имеют неплохие перспективы. Однако растущая конкуренция, ускоренное технологическое развитие, диспропорции на рынке труда, требования, предъявляемые к квалификации, безработица и поляризация доходов усиливают необходимость активной городской политики.
При определении дальнейшей стратегии города необходимо учитывать следующие преимущества - отличное местоположение, историческое наследие - памятники архитектуры и культуры, высокая концентрация сельскохозяйственных научных учреждений, развитая местная инфраструктура.
Город Пушкин имеет огромное количество достопримечательностей. Территориально город расположен таким образом, что в будущем станет одним из наиболее динамичных мест туризма в Европе. Рост туризма в этом регионе по всем международным оценкам неизбежен.
Однако есть и слабые стороны: нехватка бюджетных средств для исполнения функций городского управления и развития, большое число нуждающихся в социальной поддержке и помощи, отсутствие инвестиций, дефицит жилья, несоответствие инфраструктуры требованиям туризма. Транспортная система, хотя и развита сравнительно хорошо, все же недостаточно увязана с туристическими потоками.
Кроме всего, ненадежность экономического планирования, постоянное переформирование властных структур, изменение компетенции учреждений вынуждают искать сегодня новые возможности инвестиционного планирования. На этом фоне не имело смысла заниматься комплексным региональным прогнозом, рациональнее осветить организационные возможности в отдельных направлениях развития города. В Программе разработаны предложения, показывающие, как можно быстрее и эффективнее использовать определенные процессы и ситуации. Критерием при разработке мероприятий являлись минимизация затрат и временная обозримость. В Программе внимание концентрируется на мероприятиях, которые среднесрочно или долгосрочно осуществимы, выполнение которых закономерно обеспечит экономическое развитие города.
IV. Стратегические цели развития города Пушкина
Стратегическими целями развития города Пушкина являются:
- стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения города Пушкина;
- формирование города Пушкина как интегрированного в отечественную и зарубежную экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства;
- поддержание достаточного количества рабочих мест для работающих в городе Пушкине в соответствии с развитием их квалификации;
- поддержание устойчивого развития экономики и экологии города;
- поддержание региональных связей и сотрудничества;
- поддержание международных экономических связей.
V. Стратегия развития структуры экономики
Город Пушкин - развивающийся туристический исторический город России. Структура туризма диверсифицирована благодаря историческому наследию памятников архитектуры и культуры.
Город Пушкин стремится усилить и стабилизировать свою туристическую индустрию в целях поддержания занятости в этом секторе, создания высокой добавочной стоимости, установления сильных связей со сферой услуг. Таким образом, местные нужды и обеспечение экологической безопасности требуют пристального внимания, заботы и стараний.
Дальнейшее развитие получат такие отрасли и направления, как здравоохранение, сельскохозяйственная наука, экологические технологии, сфера услуг, проведение ярмарок и фестивалей.
Усиление туристического сектора является одним из важнейших направлений Программы.
Туризм - важнейшая отрасль деятельности, развитие которой будет способствовать успешной реализации местной экономической политики, повышению привлекательности города Пушкина.
Туризм является растущим сектором экономики. Город Пушкин с числом жителей около 100 тысяч посещают ежегодно 1,6 миллиона туристов или ежедневно - более 4,5 тысячи.
Однако туристами посещается только дворцово-парковый ансамбль. Прилегающие кварталы города используются незначительно. Экскурсионный туризм проходит фактически мимо бюджета города, не принося почти никаких доходов, вызывая лишь дополнительные расходы. Одной из целей настоящей Программы является изменение направления туристического потока таким образом, чтобы финансовые поступления от него остались в городе.
Одна из первых задач - участие города Пушкина в экскурсионном туризме, включая рынок международного туризма. При этом туристические услуги должны включать условия многодневного размещения туристов. В результате можно радикально изменить ситуацию и сделать город Пушкин местом пребывания гостей и отправной точкой экскурсионного туризма в Санкт-Петербург, а не наоборот, как это сейчас происходит. У города для этого есть хорошие условия, ведь отдыхать в городе-парке, наслаждаясь тишиной пригорода, природой и чистым воздухом, приятнее, чем в мегаполисе.
Таким образом, предлагается поток туристов, нацеленный на посещение Екатерининского дворца, направить так, чтобы это было выгодно и городу Пушкину. Для этого необходимо эффективнее использовать ценность центральной части города, совершенствовать маркетинг, главное - оптимизировать туристический маршрут города и обеспечить предоставление качественно иного уровня обслуживания. Надо создать организацию по туризму, которая наладит туристический маркетинг и эффективную работу с туристическими предприятиями, а также будет собирать информацию обо всех предложениях в области туризма и отдыха и предоставлять ее туристам и отдыхающим через центральное сервисное учреждение.
При этом будет создана инфраструктура отдыха, обслуживающая три функциональные сферы: сферу обитания жителей города Пушкина со стабильным спросом, сферу пригородного туризма из Санкт-Петербурга с изменчивым спросом и дальний и иностранный туризм с сильной зависимостью от конъюнктуры.
Стратегия содействия туризму нацелена как на рост, так и на разнообразие услуг, а также на поддержание устойчивого развития города. Большую роль здесь играет экологичность туризма: маршруты по парковым комплексам, экологически чистый транспорт и т.д.
Деловые поездки на интересные международные рынки, сотрудничество с другими учреждениями и частными фирмами в этой сфере будут и далее активно осуществляться, будут развиваться новые услуги для насыщения и расширения туристического рынка города.
Сейчас город Пушкин в целях развития инфраструктуры и рекламной деятельности на основе отдельного соглашения вступил в официальные отношения со Стрэдфордом-на-Эйвоне согласно программе ТАСIS.
Город Пушкин будет добиваться выполнения Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (гл. II "Государственное регулирование туристской деятельности" (ст. 3 и 4). Одним из основных направлений стимулирования развития туризма и формирования в городе туристического центра является разработка стратегического плана развития туризма. Также предлагается создать в городе методический центр стратегического регионального планирования в сфере туризма с возложением на него функций разработки модели формирования регионального стратегического плана развития туризма в городе.
В настоящее время разрабатывается концепция развития города Пушкина как центра международного туризма и туристско-рекреационной зоны федерального значения.
Город Пушкин обладает большим потенциалом для развития уже успешно действующего бизнеса по проведению ярмарок и фестивалей. Великолепным смотром творческих сил являются популярные городские фестивали "Царскосельские святки" и "Царскосельская осень". Три мероприятия районного масштаба проводятся ежегодно: Фестиваль русского фольклора, на котором собираются более полусотни традиционных фольклорных коллективов со всех концов России и который организован под флагом Союза малых городов России. Уже много лет подряд город Пушкин проводит международный фестиваль, посвященный дню основания города. "Город муз" приглашает представителей из 14 городов-побратимов, чтобы отметить общность интересов, наслаждаясь уникальной русской культурой и достойным подражания гостеприимством. Лицейский фестиваль прославляет русского поэта А.С. Пушкина и все виды литературного творчества.
Трехлетние успехи Царскосельского карнавала уже привлекли в нему внимание многочисленных лидеров самых разных карнавалов мира. Делегации из Рио-де-Жанейро, Филадельфии, Кельна, Монтевидео, Брауншвейга, Бремена и других городов, известных своим карнавальным прошлым и настоящим, намереваются в 1998 году прибыть на единственный в России настоящий русский карнавал. На этом празднике Царскосельский карнавал будет принят в почетное сообщество Ассоциации европейских карнавальных городов. Царскосельская карнавальная феерия займет достойное место среди крупнейших карнавалов, таких как в Кельне, Бенше, Ольборге, Тринидаде, Тобаго, Базеле, Нью-Йорке и Ноттинг-Хилл в Лондоне, шествия школ самбы в Бразилии, и станет главным туристическим зрелищем и источником денег для города Пушкина.
Перечисленные основные события являются доказательством того, что город Пушкин - это жизнеспособное место для проведения в нем мероприятий широкого масштаба.
Кроме того, город Пушкин обладает уникальными условиями, базой и потенциалом для крупномасштабных сельскохозяйственных ярмарок и конгрессов. Существующие институты широко известны в России и за рубежом. Объекты имеют хорошо приспособленные помещения, площадки, удобные транспортные подходы и достаточно приближены к транспортным магистралям. Их мощности и потенциал достаточны для существующего и перспективного спроса.
Инвестиции дадут значительный импульс экономике города, однако основной экономический эффект дадут доходы от посещений, расширенные контакты, интенсификация использования зданий.
Используя идею ярмарок, следует основать Центр сельскохозяйственных конгрессов любого уровня, включая международный, который будет служить не только проведению конгрессов, сопутствующих ярмаркам, но также и отдельных конгрессов, для которых не хватает помещений. При определенных внутренних инициативах и сдвигах можно ожидать чрезвычайно высокий спрос на город Пушкин как город сельскохозяйственных конгрессов, особенно в сравнении с другими российскими и европейскими городами.
Поддержка розничной и оптовой торговли - одна из задач Программы.
Политическое развитие в Балтийском регионе, Европе и открытие границ благоприятствуют развитию города Пушкина, усиливая выгоды от его географического положения и доступности.
Требуется не только расширение площадей для розничной торговли, но и создание свободного склада и дальнейшее развитие складских, перевалочных баз. Кроме того, должна далее развиваться инфраструктура для распределения грузов и снабжения. Новые складские центры сейчас сосредоточиваются на коммуникациях, связывающих их с контейнерным терминалом, и будут функционировать в гармонии с окружающей средой.
Общая площадь предприятий торговли города сейчас составляет 19 тыс.кв.м. К 2000 году предусматривается довести их площадь до 29 тыс.кв.м.
Город Пушкин располагает находящимися в удовлетворительном состоянии жилыми и нежилыми зданиями. Таким образом, реконструкция города может быть сосредоточена в ряде крупных и средних "проектов обновления".
В целом территория города дает широкие возможности для полноценной реализации заложенного в ней богатейшего потенциала. В наибольшей степени это возможно за счет формирования системы новых объектов активной городской жизнедеятельности как на существующих, так и на вновь создаваемых городских улицах.
Основная идея развития городских территорий - полномасштабная реализация ее потенциала, обусловленного историческим наследием, уникальным местоположением, путем создания комплекса активно функционирующих зон районного, общегородского и государственного значения.
При этом стержнем развития территорий города являются: возрождение исторического центра города, оптимизация туристического автобусного и пешеходного маршрута, повышение межрегиональной и международной транспортной доступности.
Старые кварталы центральной части имеют экономическое значение для дальнейшего развития города. Основной целью развития центральной части является превращение центра города в деловую, экономическую и благоустроенную зону путем создания коммерческого и жилищного комфорта - оптимального не только для выполнения городом своих функций, но и формирования условий для гармоничной жизни людей. Данный проект из планируемых является одним из важнейших.
В середине нынешнего столетия многие исторические малые города, в том числе и город Пушкин, пережили поистине переломный, этапный период. Вместо украшения фасадов лепными и иными декоративными элементами архитекторы стали стремиться выявлять функции сооружений, подчеркивать красоту новых, пришедших на смену традиционным, материалов - блочных конструкций, стекла, создавать выразительные объемные композиции - все это нередко объявлялось истинно правдивым и единственно верным направлением.
Новые идеи в сочетании с возросшими возможностями техники, казалось, открывают безграничные возможности для творческого поиска. Старый город с его узкими улицами, не всегда хорошо приспособленными для транспорта, стал восприниматься как помеха развитию. Родились проекты микрорайонов с прямыми широкими магистралями, жилыми домами, расставленными в геометрическом порядке, размещенными в стороне, без всякой связи с прежним городом. Достойными сохранения стали считать лишь уникальные постройки.
Подобный подход вызывал все более активный протест. Опыт свидетельствует: при исключении некоторых негативных сторон прошлого заодно теряются многие его ценные качества, обедняется выразительность зодчества. Отрицание традиционных архитектурных мотивов сузило возможности проектировщиков.
Настоящая Программа ставит цель, чтобы город Пушкин имел свое неповторимое лицо, чтобы жители могли гордиться им, для этого следует не только бережно относиться к исторической застройке, но и использовать ее как своеобразный камертон для "настройки" целостного архитектурного облика Царского Села.
Иными словами, старая застройка города Пушкина - это вовсе не совокупность памятников и непамятников, а целостная система, где каждый элемент имеет определенную значимость. В наши дни на территории, которую в начале века занимало все Царское Село, сосредоточены административные учреждения, магазины и другие объекты общегородского значения. Здесь пересекаются главные транспортные улицы. И вне сомнения, что центр должен активно жить и развиваться как неотъемлемая часть городского организма.
На архитектурную концепцию проекта центра окажет влияние характер исторической застройки Царского Села. Новые фасады бережно воспроизведут пластику, традиционную для царскосельских зданий и сооружений прошлого века. Новое в старом - будет являться популярным стилем архитектуры при создании центра. Многочисленные постройки, осуществляемые в перспективе в центре города Пушкина, будут разнообразны по стилистике, материалам и композиционным приемам. В одних случаях будет использоваться стремление максимально воспроизвести в новых зданиях черты старой архитектуры, в других используя "современный язык", найти более тонкие ассоциации. Но все постройки должны будут отличаться скромностью и тактичностью. Они должны будут не столько заявлять о себе, сколько подчеркивать великолепие исторических зданий, принимая на себя второстепенную роль в ансамблях. Одним из показательных объектов центра будет пешеходная туристическая зона.
Ориентировочная стоимость проекта - 300 - 400 млн.$, первого этапа - 45 - 60 млн.$.
Одним из основных условий эффективной организации городского туризма является обеспечение транспортного и пешеходного комфорта. Для этого необходимы оптимизация туристического маршрута и формирование внешних подходов к объектам туризма города, доминирующими среди которых в данном случае являются дворцово-парковый комплекс и старый центр города.
Формирование внешнего подхода является не только одним из условий органичного включения парка в планировочную структуру города, но и одним из мероприятий по обеспечению инфраструктуры для туризма. Парковый массив дополняется линейной "зеленой связкой" в прилегающей территории, это своего рода бульвар-коллектор, собирающий прогулочные и туристические маршруты. Он является важным дополнением основной парковой территории, как бы приближает парк к потребителю и, что особенно существенно для экономики города, стимулирует пешеходные формы туризма.
Главное требование при этом - непрерывность трассы. Желательно, чтобы ширина "зеленой связки" была рассчитана на большие потоки туристов. Характер благоустройства может быть простейшим, мощение пешеходных троп должно обеспечить проходимость в любое время года, желательно их оригинальное освещение, организация небольших площадок или полян для отдыха. Необходимы удобные подходы к трассе со стороны рядом расположенных исторических зданий и сооружений.
Принцип соединения парковых массивов непрерывной трассой распространен сейчас весьма широко. Зеленые аллеи - "грюнверги" существуют во многих городах мира.
С парком связываются не только прилегающая территория, но и исторические памятники архитектуры.
Объекты обслуживания, такие как транспортный узел туристических автобусных маршрутов - стоянки, имеет смысл размещать непосредственно рядом с парком в конце "зеленой связки". В этом случае обеспечивается наиболее тесное сопряжение. С организацией такой связки исчезает их композиционная обособленность. Одновременно возникает точная согласованность, стилевое соответствие архитектурных сооружений и элементов внешнего оформления озелененных территорий.
Привязка основного паркового входа к транспортным павильонам, а иногда и формирование павильонной площади у входа в парк является одним из широко используемых планировочных приемов. При этом происходит как бы композиционное взаимообогащение и парка, и павильонной площади - архитектура его зданий выигрывает от присутствия зеленого фона, а входной узел парка получает особую градостроительную значимость.
Как видим, существующая историческая дорога от павильона к дворцам и само расположение павильона отвечают градостроительным условиям и принципам. Эта историческая территория особо привлекательна для размещения показательных, активно посещаемых объектов и входит в систему одного из важнейших градостроительных узлов и вместе с тем современное использование этой территории далеко не в полной мере отвечает его высокому притягательному потенциалу.
Исходя из изложенного, на этой территории осуществляется один из показательных, экономически доминирующих проектов возрождения транспортного узла - павильона особого пути Императорской железнодорожной ветки для обслуживания городских, пригородных туристических автобусных маршрутов и личного автотранспорта в условиях реставрации комплекса объектов туризма в припарковой зоне.
Павильон особого пути Императорской железнодорожной ветки, созданный в конце XIX века, является уникальным историческим пямятником. Это талантливое создание инженерной и архитектурной мысли. Естественно, он заслуживает внимательного подхода и бережного отношения. Это актуально тем более сейчас, когда в России и в мире еще более увеличился интерес ко всему, что связано с династией Романовых.
Основная идея реставрации павильона (транспортного узла) организация путем возрождения исторической ценности территории стоянки туристических автобусов и оптимизации городского и пригородного туристического автобусного маршрута.
Целью проекта является превращение территории павильона в деловую, экономическую и благоустроенную зону путем создания коммерческого комфорта - оптимального для инвестора, города и туриста, сочетания условий рентабельности финансирования, эффективной деятельности и качества обслуживания.
Необходимо отдельно сказать о самом проекте. Собственно комплекс транспортного узла городских и пригородных туристических автобусных маршрутов включит в себя:
- Императорский павильон - вокзал-музей старинных ж.-д. станционных фонарей;
- дорогу от павильона к дворцово-парковому комплексу - музей старинных садовых и парковых фонарей;
- дорогу - торговую галерею от павильона к Петербургскому шоссе - музей старинных городских фонарей.
У павильона и на месте примыкания к шоссе предусматриваются паркинги для автотуристов.
Восстановление "зеленой связки" - дороги от павильона к дворцу - предоставит возможность организации туристического посещения дворцово-паркового комплекса по историческому пути, через архитектурный ансамбль - объекты туризма в припарковой зоне. Будущий транспортный узел гармонично вольется в архитектурный ансамбль Духовно-просветительского центра, организованного на базе Федоровского городка, Федоровского собора, Императорской фермы, Александровского и Екатерининского садово-паркового комплекса. Павильон обеспечит путем формирования внешнего подхода к парковому и припарковому комплексам функциональную взаимосвязь с городом и достижение более высокого экономического и градостроительного качества всей припарковой зоны.
В самом павильоне будет размещен Центр по туризму. Центр по туризму позволит оказывать туристические услуги: организацию и проведение экскурсий по городу и окрестностям, а также различных мероприятий в сфере развлечений для туристических групп; организацию доставки из аэропорта и в аэропорт, а также доставку гостей города на экскурсию в Санкт-Петербург и его пригороды; предоставление платной информации во всем объеме и оказание посреднических услуг в организации транспорта, питания, экскурсий по городу и музеям, номеров в гостинице; продажу билетов на различные мероприятия в Царском Селе, Санкт-Петербурге и т.д.
На архитектурный замысел проекта оказал влияние характер исторических зданий, в частности, павильон особого пути Императорской железнодорожной ветки. Реконструируемые фасады бережно воспроизведут стиль, традиционный для зданий и сооружений прошлого века. Дорога - торговая галерея соединит внешние пространства павильона и Петербургское шоссе, сами здания, выходящие на шоссе, будут соответствовать контексту среды.
Согласно основному замыслу и принципам при реализации данного проекта более важен особый подход к освещению. Характер освещения во многом определяет восприятие цвета - важнейшего компонента памятника архитектуры, это тем более важно при формировании внешних подходов к парку. Гармоничное, целенаправленное сочетание цветов играет важную роль в объемно-пространственных композициях внешнего подхода к комплексу, способствует выявлению их художественного замысла. В северной зоне страны - городе Пушкине яркое колористическое решение архитектурных объектов павильона может оказать мощное эстетическое воздействие в условиях тусклого освещения. Все это будет достигнуто сочетанием эффекта старинных и возможностей новейших средств уличного освещения. То есть комплекс будет представлять собой постоянно действующую выставку достижений энергетических систем России. Несомненно, объект будет использоваться и для осуществления ярмарок, выставок-продаж городского уличного осветительного оборудования и средств с участием зарубежных компаний и фирм. Торговая галерея с офисами и легко трансформируемыми торгово-выставочными площадями обеспечит условия для этого. Таким образом, новый комплекс станет не только гармоничной частью городского пейзажа, но и одним из показательных его объектов и будет представлять гостевую карточку города Пушкина.
Будущий комплекс объектов транспортного узла будет строиться и функционировать автономно, своим уровнем соответствовать стандартам зарубежных аналогов, гармонично вольется в деловую жизнь города, отечественного и зарубежного рынков.
Осуществление настоящего замысла, сутью которого является оптимизация туристического маршрута - одного из важнейших составляющих развития города Пушкина, обеспечит основу и послужит катализатором для разработки множества реальных, увязанных с ним проектов, их осуществления, а также реализации существующих аналогичных разработок как в центральной, так и в буферной части города.
Транспортный узел у павильона не только разгрузит центральную часть города от транспортной нагрузки и тем самым обеспечит там более благоприятные условия для пешеходов, но и позволит благодаря дороге от павильона к дворцам в комплексе с пешеходной туристической зоной в центре города образовать единую пространственную замкнутую туристическую инфраструктуру. В результате создастся городской пешеходный туристический пояс. Иными словами, туристический маршрут - кольцевая тропа познания. Таким образом город сможет предоставлять туристическое путешествие по историческому кольцу Царского Села.
Ориентировочная стоимость проекта - 4 - 4,5 млн.$.
Логическим элементом в комплексной системе "город, туристический маршрут, внешняя доступность" станет создание городского делового аэропорта для регулярного использования в пассажирских и коммерческих целях (чартерные туристические и деловые рейсы воздушных судов средней и малой вместимости). Объект создается на месте военного аэродрома на окраине города Пушкина.
Аэропорт располагается в юго-восточной части города Пушкина, используется в технологических целях (ранее и в оборонных). Аэродром имеет одну взлетно-посадочную полосу (ВПП), ориентированную в направлении юго-запад - северо-восток. Полоса бетонная размером 2500 х 80 м, с пропускной способностью 9 взлетно-посадочных операций в час. Как правило, взлет самолетов осуществляется в южном направлении, посадка - с севера.
Реально эксплуатация взлетно-посадочной полосы производится нерегулярно, однако к серьезным недостаткам ее существующего положения относится близость к жилым кварталам (650 м). Расстояние от аэродрома до центра города Пушкина 7 км, время проезда на автомобиле около 10 минут.
Для реализации проекта следует провести реконструктивные мероприятия - сдвижку северного конца взлетно-посадочной полосы на юг на 0,5 км с целью достижения нормативного уровня шума и строительство новой взлетно-посадочной полосы под углом 90 град. на удалении от городских кварталов на 2,7 км, что позволит исключить полеты самолетов над городом. Въезд на территорию аэропорта осуществляется по открываемому для движения участку Гатчинского шоссе.
Туристы здесь смогут получить различные услуги. Проект предусматривает строительство магазина беспошлинной торговли "duty free", ресторана, пунктов обмена валюты, пункта по прокату автомобилей, а также представительства принимающих туристов организаций (с офисами для деловых туристов) и туристических информационных бюро.
Одновременно аэропорт также выполняет функции музея российской авиации. На этом многопрофильном объекте будут представлены десятки исторических и современных летательных аппаратов российского производства. Аэропорт будет предоставлять и иные услуги.
Проектом предусматривается подготовка пилотов-любителей на самолетах и вертолетах, подготовка и повышение квалификации летного состава, развитие российских молодежных авиационно-технических видов спорта, проведение российских и международных спортивных соревнований по авиационным видам спорта; проведение авиасалонов и выставок по авиации общего назначения. Кроме того, здесь будут осуществляться массовые мероприятия, включая военно-воздушные шоу, полеты воздушных шаров.
Городской аэропорт с офисами для деловых встреч не только приумножит доступность города для делового туризма и его деловой имидж, но и обеспечит рост экономики города и ощутимое увеличение рабочих мест в нем.
Использование результатов от реализации данного проекта при современном подходе к формированию территории аэропорта, ориентированного на повышение доступности города, позволит обеспечить предоставление качественно иного уровня индивидуального обслуживания.
Ориентировочная стоимость проекта - 70 млн.$.
Проекты возрождения центра, оптимизации туристического маршрута, создания городского делового аэропорта являются элементами единой системы, находящимися во взаимосвязи друг с другом, образующими определенную целостность, единство в развитии города. Эти основообразующие проекты разработаны на основе анализа ситуации, видения будущего города (историческая значимость, актуальность и перспективные общественные тенденции), а также приоритетов стратегии. Развитию проектов способствуют историческое наследие и существующая база. Проекты являются основой концепции будущего города Пушкина.
В рамках конкретных инвестиционных проектов разработана документация следующих объектов:
- Федоровский городок. Расположен в исторической части города. Ансамбль городка включает в себя: дом для священников, дом для причетников, трапезную с квартирой ктитора и канцелярию. Площадь территории - 1,7 га. Полезная площадь помещений - 4 тыс.кв.м. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1994 году благословил создание на базе городка Патриаршего подворья для Духовно-просветительского центра Русской Православной церкви, включающего в себя: резиденцию Патриарха Московского и Всея Руси в Санкт-Петербурге, музей истории развития и деятельности Русской Православной церкви в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе России, организацию поездок паломников, создание иконописных мастерских, возрождение старинных ремесел. Общая стоимость проекта - 7 млн.$.
- Городская ратуша с дворовым флигелем. Проектом предусматривается реконструкция основного здания и новое строительство флигеля двух новых двух-, трехэтажных зданий общей площадью 2033 кв.м и 1716 кв.м. В новых зданиях планируется разместить спортивно-оздоровительные помещения, видеозал, бильярдную, танцзал с барами и игровыми автоматами, гостиницу. Общая стоимость проекта составляет - 8,4 млн.$.
- Клуб отдыха российских и иностранных туристов. Площадь участка - 107766 кв.м. Эскизным проектом планируется строительство высококлассного туристического комплекса с многофункциональными элементами обслуживания общегородского назначения, включающего супермаркет, концертный зал с клубными помещениями, спорткомплекс, спортивные площадки. Ориентировочная стоимость проекта - 36 млн.$.
- Международный культурно-деловой центр. В четырехэтажном здании общей площадью более 4000 кв.м разместятся кино-, концертно-театральный зал на 400 мест, выставочный зал, конференц-зал, а также гостиничный комплекс на 80 мест с рестораном, кафе, буфетами и барами. Предусмотрены гаражи и автостоянка. Все это позволит комплексно обслуживать как туристов, так и бизнесменов, приезжающих в город для деловых контактов. Ориентировочная стоимость проекта - 7 млн.$.
- Бизнес-центр. Проект реконструкции существующего здания вблизи Александровского парка и строительства нового здания под бизнес-центр с полным комплексом услуг включает: конференц-зал, гостиничный комплекс, ресторан, офисные помещения. Ориентировочная стоимость проекта - 3 млн.$.
- Историко-этнографический парк. Проект предполагается осуществить в буферной части города Пушкина. Объект будет простираться на несколько гектаров, на его территории будут размещены выставки, кафе, торговые точки, где можно будет купить изделия народного промысла, сувениры. Здесь в условиях парка можно будет ознакомиться с различными этапами развития российской истории и культуры. Ориентировочная стоимость проекта - 20 млн.$.
Освоение нежилой зоны
Город Пушкин расположен южнее Санкт-Петербурга, являющегося жизненно насыщенным и активно функционирующим городом. Вместе с тем Санкт-Петербург испытывает постоянно нарастающие трудности как в каждодневной жизнедеятельности, так и в развитии.
Указанные трудности обусловлены, с одной стороны, острейшим дефицитом свободных территорий, а с другой - серьезными планировочными ограничениями, связанными с архитектурно-исторической средой. Перечисленные факторы существенно сдерживают интенсивность необходимых преобразований в Санкт-Петербурге, несмотря на всю его огромную притягательность. В этих условиях особую ценность приобретают территории (северная часть города Пушкина), непосредственно прилегающие к границам мегаполиса, регламент преобразования которых не столь жестко ограничен, как в Санкт-Петербурге, в связи с малыми площадями, в некотором случае с незавершенностью, а иногда и отсутствием комфорта того уровня, какой подобает северной части города Пушкина.
Город Пушкин ввиду его максимальной приближенности к историческому Санкт-Петербургу обеспечивает его полноценное территориальное развитие, получая необходимые объекты, место для которых в его исторических границах найти не представляется возможным.
Ценность города Пушкина многократно увеличивается благодаря расположению в зоне влияния завершающего звена важнейшего из входящих в исторический центр Санкт-Петербурга внешних автомобильных направлений - Московского, Киевского шоссе и проектируемой КАД СПб.
Наиболее активные преобразования городской среды, направленные на более интенсивное и эффективное использование рассматриваемой территории, возможны и целесообразны в нежилой зоне Шушары и Пулковская, где имеются свободные неэффективно используемые участки.
Исходя из этого, в нежилой зоне Шушары создаются комплексные грузовые терминалы, интермодально-логистический центр, а также промышленно-коммерческие и оптово-торговые объекты на площади 300 га.
В нежилой зоне Пулковская размещаются завод по производству, реализации и складированию лезвий и станков для бритья и других потребительских товаров площадью 11 га - (Жилет Интернэшнл Общество), производство безалкогольных напитков площадью 6,3 га (Кока-Кола Сент Питерсберг), фармацевтический комплекс по производству инфузионных растворов площадью 5 га (Сосна).
Эти проектные решения позволяют эффективно использовать удачное расположение предприятий вблизи Киевского шоссе (Варшава, Берлин, Киев, Одесса (М-20) и проектируемой КАД СПб). Автотранспортные грузовые перевозки будут и дальше расти, несмотря на экономические трудности, т.к. железные дороги все реже оказываются в состоянии обеспечить безопасность грузов. Поскольку из-за углубления экономического кризиса деятельность западных предпринимателей внутри страны становится все более рискованной, значение предприятий города Пушкина, расположенных в прямой близости к Западу, с удачной транспортной доступностью, будут и далее возрастать. Эта тенденция в недалеком будущем может быть сравнима с положением предприятий прибрежных городов в развивающихся странах Азии и Африки. В этой ситуации заинтересованная забота участников данных проектов о правильном использовании территории, прилегающей к автотрассе (М-20), своевременна.
Также в пользу этой точки зрения говорит принятый проект "Европейские ворота России", предусматривающий превращение Санкт-Петербурга в крупнейший торгово-транспортный узел между Азией и Европой. Эта программа предусматривает строительство скоростной трассы по маршруту Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва, воссоздание и активное развитие морского порта близ Санкт-Петербурга, создание экономических зон.
Все эти крупные и малые проекты разработаны на основе новых форм проектного менеджмента и общественно-частного партнерства, развитию которых способствуют инвестиционный климат и привлекательность территории. Проекты вписываются в более широкий контекст представления о планируемом будущем Пушкинского района.
Основными принципами реализации проектов являются:
- обеспечение необходимого минимума гарантий для привлечения инвестиций: поставленный устойчивый бизнес, управленческая команда;
- защищенность права собственности, поддержка качества проектов и управления ими, прозрачность финансового состояния участников проекта;
- обеспечение защиты участников проекта от убытков и минимизация затрат на прирост капитала;
- высокий уровень капитальности и технической оснащенности объектов, обеспечивающий их более высокую привлекательность в сравнении с аналогичными объектами;
- создание показательных и активно посещаемых объектов, деятельность которых непосредственно направлена на решение социальных задач района и города;
- организация активного функционального взаимодействия объектов с развитием территории Пушкинского района на основе учета взаимных интересов;
- последовательное повышение качества городской среды, способствующего росту инвестиционной привлекательности территории.
Содействие производству
Политика города Пушкина, нацеленная на развитие производственного сектора, включая средние и малые предприятия, будет осуществляться по следующим направлениям:
- содействие приоритетным секторам - выставочно-складские площадки;
- консультирование и поддержка малых и средних предприятий.
Главная цель экономического развития района состоит в обеспечении роста качества жизни населения. Малое предпринимательство является одним из решающих факторов становления экономики района. Основная задача состоит в реализации территориальной политики совершенствования структуры хозяйства района.
При выборе приоритетов развития малого предпринимательства учитываются те его виды, которые являются профильными для города, дают быстрый эффект в насыщении рынка необходимыми товарами и услугами и способствуют формированию городской инфраструктуры.
Сейчас в общей численности малых предприятий наибольший удельный вес среди отраслей хозяйства занимает торговля - 43%, далее следуют строительство - 19%, промышленность - 15%. Предпринимательство обеспечивает занятость более 6 тыс. человек. От общего количества малых предприятий доля негосударственных составляет 95%.
На базе потенциала исторического наследия города будут созданы благоприятные условия для развития малых и средних предприятий, обслуживающих туризм. Среди факторов, объективно благоприятствующих развитию туризма в целом в районе, следует отметить инвестиционную привлекательность территории и наличие резервов площадей для строительства туристических комплексов.
Необходимым условием для развития предпринимательства является решение на местном уровне таких задач, как создание Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основными критериями развития являются:
- инновационные и экологические аспекты;
- вопросы, связанные с обучением рабочей силы и занятостью нуждающихся в работе групп населения.
Квалификация и занятость
Повышение квалификации требует всеобъемлющей концепции, разработанной для всех групп городского населения. В настоящее время потребности в профессиях быстро меняются. Город должен выявить потребность в тех или иных профессиях и стимулировать новые предложения и сотрудничество между различными учреждениями.
Для нуждающихся групп, в частности, безработных или тех, кому угрожает безработица, будут предложены специальные программы. Город поддерживает "инициативу по структурным изменениям", где представители всех субъектов рынка труда - фирм, профсоюзов и органов власти - работают вместе, объединяя свои силы для улучшения подготовки и консультации по отраслям и предприятиям, где структурные изменения могут вызвать безработицу. Работающие по найму будут обучаться перспективным профессиям по тщательно разработанным программам.
Город Пушкин как туристический город имеет уникальные возможности в успешном создании рабочих мест. Туризм - это экономический фактор, имеющий всемирное значение. По данным ЮНЕСКО, во всем мире 27 млн. человек занято в сфере туризма. Это означает, что каждое 15-е рабочее место в мире относится к туризму. В туристических малых городах с несколькими десятками тысяч жителей до 80% рабочих мест связаны с туризмом. К 2005 году в сфере туризма в городе Пушкине будет занято до 50 тыс. человек.
Экологические аспекты экономического развития территорий
Экологические аспекты экономического развития и обновления городских территорий имеют безусловный приоритет. Высокими являются экологические стандарты инфраструктуры, например, общественного транспорта, производства энергии и тепла, переработка отходов, использования земель, озеленения города и т.д.
Примером политики, нацеленной на устойчивую экономику, является экологический туризм. По зарубежным оценкам, город Пушкин великолепный пример того, как защита окружающей среды улучшает жизнь. Защита парков и лесов, правильное использование земель и поддержание флоры города не только заслуживают одобрения, но и достойны внимания всего мира. Именно по этой причине будет уделено огромное внимание расширению туристической деятельности, чтобы не поставить под угрозу этот великолепный пример плодотворного взаимодействия человека и экологической системы.
Осуществляются мероприятия по охране и улучшению санитарно-гигиенической среды города: оздоровлению гидросистемы природных исторических парков, обеспечению нормативных показателей качества природных вод парка и города и атмосферного воздуха, снижению шумового воздействия и озеленению.
Инфраструктура
Основные инфраструктурные проекты должны содействовать экономическому развитию города Пушкина. Уже были упомянуты центр города, транспортный узел городских и пригородных туристических автобусных маршрутов, городской аэропорт и новые центры распределения товаров.
Общая протяженность улиц города составляет 140 км, линий пассажирского транспорта - 58,8 км. К 2000 году планируются соответственно - 145 км и 65 км.
В принципе геометрическую правильную квадратную систему транспортного сообщения города Пушкина можно было бы определить как благоприятную для городского движения, в том числе для городских и пригородных туристических автобусных маршрутов. Но ось его планировочной симметрии, как было сказано выше, направлена не на Санкт-Петербург, а на Петродворец. Поэтому она не подходит ни для сегодняшнего главного движения Север - Юг (Петербург - Павловск), ни для окружного движения Восток - Запад в пределах всей агломерации. Эти два транспортных потока встречаются в совершенно не допустимой для транспортного движения - центральной части города. Точнее говоря, они пересекаются в драгоценной парковой зоне города, которая имеет большой потенциал привлекательности для туристов и отдыхающих. Тем самым транспортное движение препятствует пешеходному туризму в зоне между городом и парком.
Исходя из этого, необходимо продолжить развитие региональной системы городских и пригородных туристических автобусных маршрутов, в том числе в организационном плане.
Согласно Генплану осуществлено резервирование территорий для строительства участка кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга от Киевского до Московского шоссе по трассе севернее города Пушкина, для снятия транзитного движения через город Пушкин в широтном направлении со строительством необходимых развязок движения на различных уровнях, участка продолжения Витебского проспекта от станции Купчино до въезда в город Пушкин и путепроводных развязок на примыканиях трасс в районе.
Планируется разработка генеральной схемы водоснабжения, канализации, газоснабжения и электроснабжения, в составе которых будут предусмотрены альтернативные варианты инженерного обеспечения, использование автономных сооружений.
Предусматривается строительство нескольких телефонных блоков общей емкостью 5,6 тыс. номеров. При этом город находится в зоне действия сотовой телефонной связи.
В части развития социальной инфраструктуры предусматривается резервирование территории в Пушкинском районе в размере 342,9 га для возможного размещения объема жилищного строительства 752,1 тыс.кв.м, в т.ч. в городе Пушкине 102,9 га (301,2 тыс.кв.м).
Для размещения объектов социального обеспечения и здравоохранения в городе зарезервированы территории в размере 10 га.
Создание необходимой материальной инфраструктуры и соответствующих социально-культурных условий выступит важнейшим условием импульса к развитию туристической деятельности в городе.
VI. Региональные и международные связи
Необходимо продолжить региональное сотрудничество. Город Пушкин положил начало ряду инициатив по вопросам, представляющим взаимный интерес в области внутренней экономической политики. Имеется опыт сотрудничества с городами Олекминск (Республика Саха), Семипалатинск (Казахстан). Можно отметить хорошие результаты в области взаимного международного сотрудничества. Город Пушкин развивает побратимские и партнерские отношения с 12 городами разных стран (Вустер - США, Каламазу - США, Мантуя - Италия, Нойкельн - Германия, Цербст - Германия, Ольборг - Дания, Ритимнон - Греция, Таррагона - Испания, Хейнола - Финляндия, Щецин - Польша, а также два графства - Насау - США, Камбрия - Великобритания). Общественное партнерство является жизненно важным элементом региональных инициатив.
Региональные и международные связи способствуют рекламе города, являющейся неотъемлемой частью маркетинга, без которого невозможно привлечение инвестиций.
VII. Качество жизни и имидж
Аспекты качества жизни будут играть возрастающую роль для размещения производства и мобильности социальных групп. Здесь город Пушкин находится в благоприятных стартовых условиях. Большое внимание уделяется экологии, особенно в переработке отходов, водоснабжении, общественном транспорте, строительстве, бизнесе, туризме.
Архитектура города, искусство, туризм и культура, наука и образование, в широком смысле слова, и территориальные возможности имеют приоритет в политике города. Образ города Пушкина в мировом культурном и историческом контексте должен быть привлекательным и элегантным, основанным на преимуществах города, поддерживаемых проводимой политикой.
VIII. Основные принципы реализации программы
Наличие временных соглашений, договорных объединений (консорциумов) между участниками проектов Программы с целью осуществления настоящей единой капиталоемкой экономической Программы рассматриваются одним из приоритетных инструментов реализации Программы. Предусмотренные в соглашениях доли каждой из сторон в затратах и ожидаемой прибыли, формы участия в реализации проектов Программы и иные условия осуществления договорного соглашения, а также экономическая самостоятельность и право одновременно быть членами других временных объединений по осуществлению конкретных экономических проектов в рамках настоящей Программы обеспечат качество управления этими проектами.
Участники проектов Программы будут руководствоваться следующими принципами: совмещение стадий проектирования и строительства, строительство по очередям и пусковым комплексам, финансирование строящегося объекта не только за счет прямого вклада, но и за счет прибыли от предыдущих, сданных в эксплуатацию и действующих мощностей.
В целях эффективной реализации Программы будут использоваться различные типы проектов: краткосрочные - со сжатыми сроками их реализации и стоимостью до нескольких десятков тыс. USD с возрастанием в процессе их реализации; малые - невеликие по масштабу, простые и ограниченные объемами, стоимостью от 300 до 1200 тыс. USD и более. Достаточно эффективные малые проекты обеспечат возможность быстрого "прорыва" в реализации Программы.
Проекты комплексов рассматриваются как совокупность проектов меньшего размера. Увеличение количества строящихся объектов и затрат на них будет регулироваться участниками бизнеса в процессе реализации проектов Программы в зависимости от выигрыша во времени и приоритетности на рынке сбыта.
В проектах Программы будут использоваться сжатые сроки продолжительности строительства: краткосрочных проектов - 3 - 6, малых - 6 - 12 месяцев. Это позволит обеспечить снижение себестоимости строительства и уменьшение суммы уплаты финансовым институтам процентов за заемные средства.
Таким образом, предлагается расширенная программа развития города Пушкина - обоснование перспектив социально-экономического развития района и объемов финансирования соответствующих проектов, которая является не только инструментом привлечения инвестиций, но и, в первую очередь, основой, каркасом планирования.
В Программе проекты рассматриваются не как документально оформленный план сооружений и смет затрат на него, а как процесс целенаправленного изменения, развития технической и экономической системы, переводящий ее из одного состояния в качественно новое. При этом каждый проект в целом рассматривается как совокупность определенных элементов (объектов материального и нематериального характера) и связей между ними.
Программой учитывается одно из основных свойств проектов как системы - их развитие в определенном внешнем окружении, совокупности внешних сил, которые способствуют достижению целей проектов.
Настоящая Программа полностью соответствует требованиям Программы действий Администрации Санкт-Петербурга по стабилизации и дальнейшему развитию экономики Санкт-Петербурга в 1997-2000 гг., Концепции создания Городского центра транспортной логистики, Концепции и Программы создания свободных экономических зон и свободных складов в Санкт-Петербурге, Генерального плана развития Пушкинского района, а также Программы действий территориального управления Пушкинского административного района по стабилизации и дальнейшему развитию экономики.
IX. Поддержка Программы
Для Программы, направленной на повышение способности устойчивого развития города Пушкина, фундаментальным условием является создание и поддержка на должном уровне организационного потенциала.
Поддержка, получаемая от совета муниципального образования города Пушкина, обеспечивает сотрудничество в реализации Программы на местном уровне. Важное значение имеют совместное формулирование проблемы и ее всестороннее обсуждение, а также пути решения.
Отношения территориального управления Пушкинского административного района и предприятий организуются с помощью сети формальных и неформальных отношений. Важные функции в этих процессах принадлежат Торгово-промышленной палате города Пушкина, которая выступает в качестве неправительственной нейтральной организации. Первоочередными целями и задачами палаты, которые в той или иной мере переплетаются с вопросами местной экономической политики, являются:
- стимулирование экономики в Пушкинском районе;
- представление интересов экономики в отношении с местными властями, государственными структурами, населением;
- экспертиза, консультации, заключения по запросам органов власти и иных государственных органов.
Один из основных элементов деятельности Торгово-промышленной палаты, который становится наиболее важным сегодня, - это роль, которую призвана сыграть палата в оказании помощи местным органам власти в деле развития местной экономики. Предпринимательским структурам принадлежат значительные средства. И эти структуры заинтересованы в том, чтобы использовать свои средства и ресурсы на пользу общества.
В целях реализации данной совместной Программы Территориальным управлением Пушкинского административного района и Торгово-промышленной палатой создается государственно-частный фонд Общество реновации и поддержки Царского Села.
Субзона экспортно ориентированного производства (СЭОП) "Пушкинская" в целях превращения территории Пушкинского района в регион с активным экономическим сальдо, развитой научно-производственной и рыночной инфраструктурой согласно своему Положению разрабатывает предложения:
- о порядке и анализе технико-экономических обоснований и экспертизы проектов Программы;
- по формированию экономического и юридического механизма хозяйствования и производства продукции мирового уровня, включая предложения по механизму ценообразования на эту продукцию, стандарты и нормативы, статус производителя этой продукции;
- по аудированию качества продукции и паспортизации действующих в СЭОП "Пушкинская" предприятий, разработке программ по повышению их конкурентоспособности или перепрофилированию;
- по организации системы экспертизы и сертификации продукции, производимой или ввозимой в СЭОП "Пушкинская";
- по созданию особого механизма налогообложения, преданию городу Пушкину статуса зоны свободного предпринимательства в экспортно ориентированной сфере услуг.
Сейчас резидентом субзоны может стать отечественная или зарубежная компания, желающая разместить предприятия на территории Пушкинского района и ставшая ее акционером. Резиденты субзоны оперативно включаются в льготный 40%-ный режим налогообложения.
Наличие поддержки проектов настоящей Программы со стороны тех, кто непосредственно участвует в ее реализации или является заинтересованным в ее успешном продвижении, повышает шансы на успех.
X. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации представленной Программы с учетом развития города Пушкина определяются целью и основными задачами данной Программы. Использование этих результатов при современном подходе к формированию города, ориентированного на улучшение экологического состояния городских территорий, высокую доходность от их использования и создание новых долговременных рабочих мест, позволит городским властям достичь более высокого экономического и градостроительного качества города Пушкина и обеспечить:
- максимализацию организационной возможности мобилизовать государственные, частные и местные ресурсы для долговременного сотрудничества в области совместной разработки стратегий экономического и социального развития;
- развитие города в качестве центра туризма и проведения свободного времени;
- условия для экономической, предпринимательской деятельности на территории города, приносящей доход, который должен быть реализован в интересах самих участников бизнеса и населения города;
- условия для деятельности компаний в гармонии с окружающей средой, повышение уровня качества использования прилегающих земельных территорий и стимулирование аналогичной активности в регионе;
- создание условий для коренного изменения целей использования земельных территорий и недвижимости, освобождение территории города от несвойственных высококачественной городской застройке функций;
- частичное решение масштабных социальных задач по созданию долговременных производственных программ, новых рабочих мест, предоставления всего возможного спектра услуг;
- гарантии привлеченным инвестициям - защищенность права собственности, качественный проект и управление им, поставленный устойчивый бизнес, обеспечивающий выход на новый качественный уровень.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.