Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Областная программа
"Безопасное материнство" на 2003 год
Паспорт
областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год
Полное наименование программы |
Областная программа "Безопасное материнство" на 2003 год |
Основания для раз- работки программы |
Указ Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года N 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы, постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российс- кой Федерации на 2001-2002 годы", приказ Министерства здравоохранения Российской Фе- дерации от 20 апреля 2001 года N 124 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы", решение Коллегии Министерства здравоохранения Рос- сийской Федерации от 11 апреля 2000 года N 7 "О концепции охраны репродуктивного здоровья насе- ления России на 2000-2004 годы и плане мероприятий по ее реализации" |
Период реализации программы |
2003 год |
Цель программы | Государственная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рож- дения здоровых детей, охрана репродуктивного здо- ровья, предупреждение и снижение материнской и мла- денческой заболеваемости и смертности |
Основные задачи программы |
Оснащение родовспомогательных учреждений новейшей лечебно-диагностической аппаратурой для интенсивно- го наблюдения и лечения беременных и новорожденных, детей и гинекологических больных; охрана репродуктивного здоровья; совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической и педиатрической помощи |
Объем финансовых ресурсов, заплани- рованных по программе на 2003 год |
20000 тысяч рублей, из них 17000 тысяч рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 3000 тысяч рублей - за счет средств Ленинградского областного фонда обяза- тельного медицинского страхования |
Объем финансовых ресурсов, освоенных за период действия программы (1999- 2000 годы) |
8500 тысяч рублей за счет средств Федерального фон- да обязательного медицинского страхования |
Ожидаемые конечные результаты, соци- альный и экономи- ческий эффект, важ- нейшие целевые по- казатели программы |
Реализация мероприятий программы позволит: укрепить материально-техническую базу учреждений родовспоможения и детства; совершенствовать систему охраны репродуктивного здоровья населения и безопасного материнства; обеспечить современный уровень организации и каче- ство акушерско-гинекологической помощи до и во вре- мя беременности и родов, а также пренатальной и пе- ринатальной помощи; - не превышать показателей перинатальной и младен- ческой смертности 11,5 - 12 промили, обусловливаю- щих ежегодный экономический эффект не менее 603,0 тысячи рублей за счет сокращения средних сроков по- сещения беременной женской консультации, сроков ле- чения на койке патологии беременных и количества патологических родов, рождения недоношенных детей и их выхаживания на койках интенсивной терапии; - снизить уровень осложнений родов на три процента в год, обеспечивая экономическую эффективность 868,0 тысячи рублей за счет сокращения в два-три раза затрат и снижения количества дней пребывания на акушерской койке |
Разработчик программы |
Комитет по здравоохранению Ленинградской области |
Срок разработки программы |
Первый квартал 2003 года |
Представители за- казчика программы |
Комитет по здравоохранению Ленинградской области, Ленинградский областной фонд обязательного медицин- ского страхования |
Основной исполни- тель и соисполни- тель программы |
Комитет по здравоохранению Ленинградской области, Ленинградский областной фонд обязательного медицин- ского страхования |
Фамилия, имя, от- чество, должность, телефон руководите- лей программы |
Шишкина Ольга Степановна - начальник сектора орга- низации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению Ленинградской области; телефон 275-28-67, Корнеев Михаил Борисович - заместитель исполнитель- ного директора Ленинградского областного фонда обя- зательного медицинского страхования; телефон 110-14-31 |
Система организации контроля за выпол- нением программы |
Общий контроль за выполнением программы осуществ- ляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И. Итоги реализации мероприятий программы ежекварталь- но заслушиваются на правлении Ленинградского об- ластного фонда обязательного медицинского страхова- ния |
1. Анализ состояния родовспоможения в Ленинградской области
В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики и снижения темпов падения рождаемости важное значение имеют создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.
Как показала практика, решение приоритетных задач по охране здоровья матери и ребенка целесообразно осуществлять в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
На территории Ленинградской области программа "Безопасное материнство" (далее - программа) реализуется с 1996 года. Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23 программа была продлена на 2001-2002 годы.
Проводимые в рамках программы комплексные мероприятия позволяют:
а) сохранить низкие показатели перинатальной и младенческой смертности.
Показатель перинатальной смертности за 2002 год составил 8,69 на 1000 родов (2001 год - 9,21; 2000 год - 11,7), показатель младенческой смертности - 11,29 на 1000 родившихся живыми (2001 год - 10,4; 2000 год - 11,6);
б) уменьшить степень риска материнской заболеваемости и смертности. По сравнению с 1997 годом показатель материнской смертности снизился в 3,7 раза и составил в 2002 году 15,7 на 100 тысяч родившихся живыми (1997 год - 59,8; 2000 год - 17,7; 2001 год - 16,3).
Распространение идеологии безопасного материнства способствовало развитию перинатальной помощи на основе психологически комфортного (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди и снижению на 26 процентов гнойно-септической заболеваемости среди новорожденных;
в) продолжить развитие службы планирования семьи, снизить на 3,9 процента число абортов (по сравнению с 2001 годом) и - что особенно важно - в возрастной группе подростков до 14 лет на 11,1 процента, в группе от 15 до 19 лет на 1,5 процента, криминальных абортов на 45 процентов.
Во всех районах организованы приемы по планированию семьи, из них в десяти - специализированные приемы детских подростковых гинекологов, в пяти - кабинеты экстренной контрацепции на базах социальных центров "Семья";
г) улучшить оснащение родовспомогательных учреждений области современным медицинским оборудованием (эндоскопическая, наркозно-дыхательная аппаратура, фетальные кардиомониторы, кювезы, пульсоксиметры, шприцевые насосы, открытые реанимационные системы, релаксаторы матки и др.), способствующим внедрению современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий.
На уровне районов отработана система пренатальной диагностики, позволяющая на ранних этапах выявлять патологические отклонения в развитии внутриутробного плода, снижать показатели инвалидности с детства. В областной клинической больнице открыта лаборатория пренатальной диагностики с медико-генетическим обследованием. Упорядочены и увеличены объемы медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики: ультразвуковое обследование по выявлению врожденных пороков развития плода, хорионбиопсия, кариотипирование. В два раза по сравнению с 2000 годом увеличились объемы молекулярно-генетических исследований и выявлений хромосомной патологии на ранних сроках беременности, что способствует сокращению показателей рождения детей с тяжелой умственной патологией и множественными пороками развития, ведущими к инвалидизации. Количество прерываний беременности с врожденной патологией плода, не совместимой с жизнью, увеличилось до 80 процентов (2000 год - 67 процентов). Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и с экономической точки зрения. Одним из важных условий предотвращения потери детей вследствие указанных причин являются дальнейшее внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреджениях родовспоможения соответствующих аппаратуры и оснащения.
Охрана здоровья матери и рождение здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности - важнейшие медико-социальные проблемы, обусловленные экономическими и социальными факторами, качеством жизни и питания, уровнем организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям.
В Ленинградской области наблюдается существенное изменение тенденций в репродуктивном поведении населения. Показатель рождаемости в 2002 году составил 8,03 на 1000 (1990 год - 11,0; 1995 год - 7,1; 2000 год - 6,8; 2001 год - 7,36).
Положительная тенденция воспроизводства населения наметилась на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин: увеличивается число гинекологических заболеваний, вызывающих бесплодие, осложнений связанных с беременностью, родами и послеродовым периодом. Качество здоровья беременных отражает низкий удельный вес нормальных родов, который в целом по области в 2002 году составил 39,9 процента, а в областном родильном доме (город Всеволожск) не достигает и 20 процентов.
Высокими остаются показатели невынашивания - 7,6 процента и преждевременных родов - 3,7 процента (1999 год - 4,0 процента; 2001 год - 3,4 процента), которые остаются одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности. В 2002 году число недоношенных детей составило 60,6 на 1000 родившихся живыми (75,0 в 2000 году; 77,1 - в 2001 году), то есть ежегодно рождается 600-700 новорожденных с массой тела от 1 до 2,5 килограмма.
С этой проблемой неразрывно связано совершенствование системы выхаживания новорожденных, в том числе и недоношенных, оснащение родильных отделений и палат интенсивной терапии для новорожденных современным лечебно-диагностическим оборудованием.
Неблагоприятным фоном также является возрастание количества социально обусловленных заболеваний: инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизма, в том числе у беременных. В 2002 году в акушерских стационарах области родоразрешены 36 ВИЧ-инфицированных беременных (в 2001 году - 21).
В 2002 году удельный вес экстрагенитальной патологии беременных составил 59,05 процента, более 50 процентов из них имеют два-три заболевания.
Показатель заболеваемости новорожденных по родильным стационарам области в 2002 году составил 309,8 на 1000 (2001 год - 297,2; 2000 год - 274,0; 1999 год - 264,9). В структуре заболеваемости и младенческой смертности определяющими являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, в том числе врожденные пороки развития. Рост заболеваемости новорожденных влияет на увеличение числа детей с хронической патологией, инвалидов с детства, ухудшая генофонд.
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. В течение последних лет наметилась положительная тенденция стабилизации этого показателя. В структуре смертности матерей определяющими остаются тяжелая экстрагенитальная патология, кровотечения, развившиеся на фоне соматической патологии и токсикозов, и септические осложнения. Высокий уровень кровотечений во время родов сохраняется в основном у женщин с экстрагенитальной патологией.
Существующий потенциал и материально-техническое оснащение службы охраны здоровья женщин не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам. Необходимо продолжить подготовку и специализацию медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, обучение врачей других специальностей, педагогов, социальных работников основам планирования семьи и полового воспитания детей и подростков, внедрение системы информированного обеспечения населения по вопросам безопасности материнства.
Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, распространенность абортов, патологии беременности и родов, обусловливающие материнскую смертность и перинатальные потери, являются основанием дальнейшего развития комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их в рамках областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год.
2. Цели и задачи программы
Цель областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год заключается в принятии комплекса дополнительных мер государственной поддержки, направленных на создание условий для охраны здоровья матери и рождение здоровых и желанных детей, охрану репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
а) совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической и педиатрической помощи за счет внедрения современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий, укрепления материально-технической базы родовспомогательных учреждений;
б) оснащение эффективной современной лечебно-диагностической аппаратурой, аппаратурой для интенсивного наблюдения и лечения новорожденных, детей и гинекологических больных;
в) обеспечение скринингового обследования беременных групп высокого риска на внутриутробную патологию;
г) профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;
д) продление формирования службы планирования семьи в области с государственными и общественными структурами в целях создания условий регулирования рождаемости методами и средствами контрацепции, сохранения репродуктивного здоровья, рождения только желанных и здоровых детей;
е) подготовка и специализация медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, работающих в сфере охраны материнства и детства.
3. Основные направления программы
Основными направлениями программы являются:
1. Принятие мер государственной поддержки безопасного материнства.
2. Совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи:
а) проведение работы в соответствии с федеральными стандартами качества оказания медицинской помощи во время беременности, родов, послеродовой период, гинекологической помощи детям и подросткам;
б) дальнейшее развитие консультативно-диагностических служб, дневных стационаров с расширением акушерско-гинекологической помощи в амбулаторных условиях;
в) внедрение специализированных видов медицинской помощи (профилактика и ранняя диагностика врожденных пороков развития, онкологических заболеваний, медико-генетическое обследование);
г) продолжение оснащения родовспомогательных учреждений современной лечебно-диагностической аппаратурой (ультразвуковая аппаратура, фетальные мониторы, инкубаторы интенсивной терапии, анализаторы и др.).
3. Совершенствование подготовки и повышение квалификации медицинских кадров:
повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала по вопросам оказания неотложной медицинской помощи в акушерстве и гинекологии;
внедрение новых перинатальных и семейно-ориентированных технологий;
профилактика и раннее выявление онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин и инфекций, передающихся половым путем, и т.д.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий
программы
Реализация мероприятий программы позволит:
1. Укрепить материально-техническую базу учреждений родовспоможения и детства.
2. Совершенствовать систему охраны репродуктивного здоровья населения и безопасного материнства.
3. Обеспечить современный уровень организации и качество акушерско-гинекологической помощи до и во время беременности и родов, пре- и перинатальной помощи:
не превышать показателей перинатальной смертности 11,5 на 1000 и младенческой смертности 12,0 на 1000 родившихся живыми;
оснастить родовспомогательные учреждения современным лечебным и диагностическим оборудованием;
внедрять современные технологии в акушерство и обучение персонала, что позволит предотвратить 65-70 перинатальных и младенческих потерь (в абсолютных цифрах) в год;
повысить экономическую эффективность за счет сокращения дородовых посещений беременной женской консультации, в том числе областной клинической поликлиники, а также сроков лечения на койке патологии беременных, количества патологических родов, рождения недоношенных детей и их выхаживания на койках интенсивной терапии. Экономия в год составит не менее 603,0 тысячи рублей;
снизить врожденную хромосомную патологию плода (синдромы Дауна, Эдвартца, Патау, Кляйнфельтра, "Крик кошки"), влияющую на уровень инвалидности с детства, на 10 процентов, что приведет к ежегодной экономии государственных средств в размере 1024,0 тысячи рублей.
Указанная группа детей - это глубокие инвалиды с детства, которые не могут самостоятельно себя обслуживать и, как правило, находятся в специализированных государственных учреждениях (продолжительность их жизни превышает 30-летний рубеж).
Уменьшаются и косвенные затраты, так как матери детей вынуждены не работать (по статистике 50 процентов браков распадается);
ежегодно сокращать на три процента удельный вес осложненных родов (в абсолютных цифрах 120-150 патологических родов).
5. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации мероприятий, предусмотренных программой, необходимое финансирование в 2003 году составит 20000 тысяч рублей (в ценах 2003 года), в том числе 17000 тысяч рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 3000 тысяч рублей - за счет средств Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования.
План реализации мероприятий областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год приведен в приложении 1 к настоящей программе.
Сведения о номенклатуре, количестве товаров, необходимых для реализации программы "Безопасное материнство" на 2003 год, приведены в приложении 2 к настоящей программе.
Информация о динамике финансирования областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год и структуре программных расходов приведена в приложении 3 к настоящей программе.
Перечень мероприятий областной программы "Безопасное материнство" на 2003 год приведен в приложении 4 к настоящей программе.
Сведения об обеспечении акушерско-гинекологических отделений лечебно-профилактических учреждений Ленинградской области, Ленинградской областной клинической больницы и Ленинградского областного государственного учреждения "Детская клиническая больница" приведены в приложении 5 к настоящей программе.
6. Система организации контроля за выполнением программы
Общий контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.
Для осуществления оперативного контроля руководители учреждений и служб, участвующих в программе, представляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании программы. Комитет по здравоохранению Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий программы в Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.