Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2003 г. N А56-38923/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Почечуева И.П. и Хохлова Д.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
закрытого акционерного общества "Химреактивсервис Лтд" - Секушина С.В. (доверенность от 08.01.03),
Инспекции по Адмиралтейскому району Управления по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации - Тихомирова В.Г. (доверенность от 31.01.03 N 04/3295),
рассмотрев 20.05.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Адмиралтейскому району Управления по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.03 по делу N А56-38923/02 (судья Никитушева М.Г.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Химреактивсервис Лтд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по Адмиралтейскому району Управления по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 05.11.02 N 21/32740 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1-й квартал 2002 года.
Решением от 21.01.03 в иске отказано в связи с тем, что налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление расчета страховых взносов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 21.01.03, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование входят в состав единого социального налога, поэтому к ним применяются нормы налогового законодательства.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества, указал на законность и обоснованность решения арбитражного суда.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку, представленного Обществом расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за первый квартал 2002 года. В ходе проверки налоговым органом установлено, что Обществом нарушен срок для представления расчета, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 05.11.02 N 21/32740 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 67914 руб. 96 коп. штрафа.
Кассационная инстанция считает необходимым отметить, что в кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на нарушение Обществом срока представления расчета сумм авансовых платежей по единому социальному налогу, предусмотренного пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации. Представитель налоговой инспекции в заседании суда кассационной инстанции не смог дать пояснений, за нарушение срока представления какого именно документа Общество привлечено к ответственности.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела признал недействительным решение налогового органа.
Кассационная инстанция считает, что налоговая инспекция неправомерно привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Названная норма предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации.
В материалах дела имеются представленные Обществом расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу (лист дела 13) и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (лист дела 10). Однако налоговый орган сделал ошибочный вывод о том, что страховые взносы входят в состав единого социального налога и к ним применяются нормы налогового законодательства, что и для единого социального налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании" от 15.12.01 N 167-ФЗ "финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". Таким образом страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, не входят в состав единого социального налога и не включены в налоговую систему Российской Федерации. Указанные страховые взносы не относятся к числу налогов. Поэтому, расчет страховых взносов представленный в налоговый орган не может быть признан налоговой декларацией, за непредставление которой применяется ответственность, предусмотренная статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик представляет налоговому органу расчет сумм авансовых платежей по единому социальному налогу, а не расчет страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, который не является налоговой декларацией.
Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает незаконным привлечение Общества к двойной налоговой ответственности за одно правонарушение на основании и первого и второго пунктов статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, следует признать, что обжалуемый судебный акт является законным и основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.03 по делу N А56-38923/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Адмиралтейскому району Управления по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
Корпусова О.А. |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2003 г. N А56-38923/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника