Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 ноября 2002 г. N А13-4832/02-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.08.2002 по делу N А13-4832/02-15 (судьи Пестерева О.Ю., Потеева А.В., Осокина Н.Н.),
установил:
Акционерное общество "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском (после уточнения исковых требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 21.01.2002 в части отказа Обществу в возмещении из бюджета 1 626 407 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 13.08.2002 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, указывая на отсутствие у Общества права на возмещение НДС из бюджета.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Общество 22.10.2002 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за сентябрь 2001 года, а также документы, подтверждающие право на применение данной ставки НДС. Налоговый орган произвел камеральную проверку поданных документов, о чем составлен акт от 14.01.2002.
По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 21.01.2002, которым истцу, в частности, отказано в возмещении из бюджета 1 626 407 руб. НДС в связи с тем, что уплата НДС в бюджет поставщиками Общества не подтверждена встречными налоговыми проверками.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в указанной части.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Статьей 165 НК РФ предусмотрен порядок подтверждения права на получение возмещения НДС из бюджета при налогообложении по ставке 0 процентов.
В статье 172 НК РФ приводится перечень документов, необходимых для подтверждения права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам экспортируемых товаров, из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
Ни одной нормой права, определяющей порядок возмещения НДС из бюджета, не предусмотрено подтверждение фактической уплаты НДС в бюджет поставщиком материальных ресурсов в качестве обязательного условия возмещения данного налога.
Факты реального экспорта, уплаты НДС поставщикам и представления документов, предусмотренных статьями 165 и 172 НК РФ, установлены судом и не оспариваются налоговой инспекцией.
В действующем законодательстве не содержится положений о том, что сначала поставщики товаров (работ, услуг) должны перечислить в бюджет уплаченные им суммы НДС, затем покупатель должен истребовать и получить от поставщиков подтверждение такого перечисления, и только после этого он вправе отразить в декларации по НДС уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога.
Контроль за исполнением поставщиками товаров, материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученных от покупателей сумм НДС возложен на налоговые органы. Нарушение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить основанием для отказа в возмещении из бюджета этого налога добросовестному налогоплательщику при представлении доказательств его уплаты поставщику.
Довод налоговой инспекции о недобросовестности истца как плательщика НДС отклоняется кассационной инстанцией.
Во-первых, осуществление расчетов через КБ ООО "МПИ-Банк", в котором имеются счета Общества и его поставщиков и который, по данным налогового органа, является "проблемным", не свидетельствует о недобросовестности истца.
Во-вторых, основанием для отказа в возмещении НДС явилось отсутствие информации о деятельности поставщиков, а не использование для расчетов с бюджетом "проблемного" банка.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.08.2002 по делу N А13-4832/02-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2002 г. N А13-4832/02-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника