Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июня 2003 г. N А42-7437/00-23-1291/01-10/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 02.06.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области на решение от 11.12.02 (судья Янковая Г.П.) и постановление апелляционной инстанции от 18.04.03 (судьи Мунтян Л.Б., Быкова Н.В., Хамидулина Р.Г.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-7437/00-23-1291/01-10/02,
установил:
Общество с ограниченной ответственность "Нефтетопкомплекс" (далее - общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Мурманской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области (далее - ИМНС) от 27.11.00 N 31 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 24 руб. штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а также доначисления 120 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 02 руб. 28 коп. пеней за его несвоевременную уплату.
Решением от 11.12.02 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.04.03 решение суда от 11.12.02 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговых расчетов общества по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2000 года, установив занижение налоговой базы в результате неправомерного применения дополнительной налоговой льготы, ИМНС вынесла решение от 27.11.00 N 31 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 24 руб. штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Названным решением ИМНС взыскала с общества 120 руб. недоимки и 02 руб. 28 коп. пеней.
Из материалов дела также следует, что постановлением администрации закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) Островной Мурманской области общество зарегистрировано 17.03.00 на территории ЗАТО.
На территории названного ЗАТО действует Положение "О порядке предоставления дополнительных льгот по налогам и сборам на территории ЗАТО Островной Мурманской области" (Далее - Положение). Новая редакция Положения утверждена решением Совета депутатов ЗАТО Островной 20.03.00 N 55 (листы дела 23-26).
Налоговая льгота предоставлена обществу на основании акта представительного органа местного самоуправления - решения Совета депутатов ЗАТО Островной от 20.03.00 N 58 (лист дела 22).
На основании названного решения общество 20.03.00 заключило с администрацией ЗАТО Островной соглашение N 13, в соответствии с которым общество обязуется осуществить инвестиции в экономику города Островной за предоставление налоговых льгот в порядке и на условиях соглашения и действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно действовавшей в проверенном периоде редакции статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1 налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, отнесены к федеральным налогам.
Пунктом 4 статьи 12 НК РФ предусмотрено, что местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Из текста приведенной нормы следует, что представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать налоговые льготы только по местным налогам. Иных положений, расширяющих указанное право, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
Право представительных органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований устанавливать дополнительные льготы по налогам и сборам установлено абзацем 3 пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14.07.92 N 3297-1 (далее - Закон о ЗАТО).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о ЗАТО в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории. При этом установлено, что дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются соответствующими органами местного самоуправления организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, в соответствии с Законом о ЗАТО.
На основании указанных положений пункта 1 статьи 5 Закона о ЗАТО, действовавших в период возникновения спорных правоотношений, органы местного самоуправления ЗАТО предоставили обществу льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Вместе с тем, частью 5 статьи 58 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее - Закон о федеральном бюджете на 2000 год) определено, что указанные дополнительные налоговые льготы предоставляются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации только в части налогов и сборов, зачисляемых в доходы бюджетов закрытых административно-территориальных образований и города Байконура с учетом ограничений, установленных частями 1 и 2 названной статьи. Как следует из части 1 этой статьи, для органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, за исключением закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры, приостановлено право зачислять в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования все налоги и другие поступления с его территории.
Статьей 58 Закона о федеральном бюджете на 2000 год предусмотрено, что дополнительные налоговые льготы предоставляются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации только в части налогов и сборов, зачисляемых в доходы бюджетов ЗАТО.
Согласно части 2 названной статьи в 2000 году все налоги и сборы в той их части, которые в соответствии со статьями 10, 11 и 16 настоящего Федерального закона подлежат зачислению в федеральный бюджет, вносятся предприятиями и организациями, зарегистрированными в закрытых административно-территориальных образованиях, в федеральный бюджет, за исключением закрытых административно- территориальных образований, на территории которых расположены федеральные ядерные центры; налоги и сборы, зачисляемые в федеральные и территориальные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, поступающие с территорий закрытых административно-территориальных образований, зачисляются в эти фонды в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Следовательно, администрация ЗАТО, исходя из предоставленных ей федеральным законодательством полномочий, была вправе предоставлять налоговые льготы лишь в пределах остающихся в бюджете ЗАТО сумм федеральных налогов.
Что касается налога на пользователей автодорог, то он согласно статье 10 Закона о федеральном бюджете на 2000 год зачисляется в доходы федерального бюджета, в связи с чем у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований истца в данной части. В проверенном инспекцией периоде у ЗАТО Островной отсутствовало право устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу на пользователей автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах судебные акты в отношении признания недействительным решения Инспекции о взыскании налога на пользователей автомобильных дорог и пеней следует отменить, в иске в этой части отказать.
Судебные акты в отношении взыскания с общества штрафа за неуплату этого налога отмене не подлежат.
Согласно подпункту 3 пункту 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Учитывая, что общество при исчислении и уплате налога руководствовалось решением Совета депутатов ЗАТО Островной Мурманской области от 20.03.00 N 55 и действовало в рамках заключенного налогового соглашения, следует исходить из отсутствия в его действиях вины как обязательного фактического условия для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1), 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.12.02 и постановление апелляционной инстанции от 18.04.03 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-7437/00-23-1291/01-10/02 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области от 27.11.00 N 31 о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Нефтетопкомплекс" 120 руб. недоимки и 02 руб. 28 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог отменить.
В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Нефтетопкомплекс" в названной части отказать.
В остальной части решение от 11.12.02 и постановление апелляционной инстанции от 18.04.03 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-7437/00-23-1291/01-10/02 оставить без изменения.
Председательствующий |
Д.В.Хохлов |
О.А.Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2003 г. N А42-7437/00-23-1291/01-10/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника