Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июня 2003 г. N А52/155/2003/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Корабухиной Л.И., Кирейковой Г.Г.,
при участии от ЗАО "Агрофирма "Победа" Гришмановской Н.В. (доверенность от 20.06.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Псковскому району Псковской области Фокиной О.А. (доверенность от 28.11.2002)
рассмотрев 23.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Агрофирма "Победа" на решение Арбитражного суда Псковской области от 21.03.2003 по делу N А52/155/2003/2 (судья Леднева О.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Победа" (далее - общество, фирма) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными пункта 2.1 "б" о перечислении 89579 руб. налога на добавленную стоимость и пункта 2.2 об уменьшении налога на добавленную стоимость на 197908 руб. решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Псковскому району Псковской области (далее - инспекция, ИМНС) от 19.12.2002 N 848.
Решением от 21.03.2003 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.07.99 по 01.07.2002, о чем составлен акт от 04.11.2002 N 848.
При проверке установлено, что общество в 2001 году и 1-м полугодии 2002 года получило из бюджета Псковской области субсидии, связанные с реализацией продукции животноводства, и прочие субсидии, предоставленные на приобретение сырья, материалов, продукции, необходимых для сельскохозяйственного производства. Фирма частично исчислила с сумм полученных субсидий налог на добавленную стоимость за проверяемый период в полном объеме в размере 281493 руб. (173164 руб. с сумм субсидий на продукцию животноводства, 108329 руб. с сумм прочих субсидий), указала эти суммы налогов в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость. Однако в отдельные налоговые периоды общество исчислило этот налог в заниженном размере, а в другие периоды - в завышенном. Инспекцией доначислено 181058 руб. налога на добавленную стоимость, начисление уменьшено на 181238 руб. этого налога.
Инспекцией приняты возражения общества в части субсидий на приобретение сырья, материалов, продукции, необходимых для сельскохозяйственного производства (на отопление теплиц).
В части субсидий на продукцию животноводства, инспекция считает, что эти суммы должны быть учтены при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации как суммы, полученные за реализованные товары в виде финансовой помощи в счет увеличения доходов.
Инспекцией вынесено решение от 19.12.2002 N 848, в пункте 2.1 "б" которого указана сумма доначисленного налога на добавленную стоимость по отдельным периодам в размере 89579 руб. В пункте 2.2 названного решения данная сумма указана как излишне исчисленная по отдельным периодам, а также 108329 руб. как излишне исчисленные по прочим субсидиям, всего излишне исчислено 197908 руб. налога на добавленную стоимость.
Общество не согласилось с решением налогового органа в части доначисления 89579 руб. налога на добавленную стоимость с сумм субсидий на продукцию животноводства, поскольку полагает, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую базу включаются суммы финансовой помощи, связанные с оплатой реализованных товаров, а полученные заявителем субсидии не связаны с оплатой реализованной покупателям продукции животноводства. Оплату реализованной обществом продукции производит покупатель в сумме, предусмотренной в договоре. Субсидии получены не от покупателя, а из областного бюджета и не могут рассматриваться как средства, связанные с оплатой конкретной реализованной продукции. Общество также не согласно с уменьшением на исчисленную в завышенных размерах сумму налога на добавленную стоимость на 197908 руб., поскольку инспекция должна была указать в пункте 2.2 своего решения всю сумму исчисленного налогоплательщиком с сумм субсидий налога (281493 руб.), в том числе 83585 руб., исчисленные налогоплательщиком, по мнению инспекции, проверенных периодах правильно.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленного требования, сделав вывод о том, что названные субсидии являются финансовой помощью, полученной за реализованные товары, увеличивающей доходы налогоплательщика от операций по реализации продукции животноводства определенным потребителям на территории Псковской области, и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации включаются в базу облагаемую налогом на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция считает такое решение ошибочным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 названного Кодекса предоставление субсидий допускается из бюджетов субъектов в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 85 Кодекса установлено, что совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов, в том числе сельского хозяйства.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 01.04.2002 N 188-фз" следует читать "от 01.04.2002 N 188-ФЗ"
В целях осуществления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Псковской области на основании статей 68 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации принят Закон Псковской области "О мерах государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Псковской области" от 01.04.2002 N 188-фз.
Согласно статье 1 названного Закона оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета осуществляется в виде субсидий на расходы, в том числе по производству продукции животноводства.
Указанным Законом определены получатели субсидий, перечень продукции животноводства, за реализацию которой установлены, субсидии, и другие условия получения субсидий.
Как видно из материалов дела, общество получало субсидии в соответствии с указанным Законом Псковской области. Правомерность получения субсидий инспекцией не оспаривается.
Из приведенных норм следует, что субсидии необходимо рассматривать как частичное финансирование субъектом Российской Федерации расходов на производство продукции животноводства, реализованной фирмой определенным категориям покупателей. Получение обществом денежных средств из областного бюджета в виде субсидий не связано с расчетами по оплате реализованной продукции животноводства конкретным покупателям.
Данные средства не относятся к суммам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, и соответственно, не включаются в налоговую базу при реализации товаров.
Таким образом, у инспекции отсутствовали основания доначисления и уменьшения налога на добавленную стоимость в отдельные налоговые периоды, а у суда первой инстанции - для отказа обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21.03.2003 по делу N А52/155/2003/2 отменить.
Признать недействительным решение ИМНС по Псковскому району Псковской области от 19.12.2002 N 848 в части перечисления 89579 руб. налога на добавленную стоимость (пункт 2.1 "б" решения) и уменьшения налога на добавленную стоимость на 197908 руб. по отдельным периодам (пункт 2.2 решения).
Возвратить ЗАО "Агрофирма "Победа" 1500 руб. госпошлины из федерального бюджета.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2003 г. N А52/155/2003/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника