Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июня 2003 г. N А05-8591/02-459/3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Сергеевой И.В., при участии в судебном заседании от конкурсного управляющего ОАО "Птицефабрика "Плесецкая" Панфилова Б.Р. (доверенность от 24.01.2003), от ОАО "Ленптицепром" Панфилова Б.Р. (доверенность от 02.12.2002),
рассмотрев 19.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Плесецкий район" на постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2003 (судьи Шашков А.Х., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.) и от 31.03.2003 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) по делу N А05-8591/02-459/3,
установил:
Муниципальное образование "Плесецкий район" (далее - МО "Плесецкий район") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к конкурсному управляющему открытого акционерного общества "Птицефабрика "Плесецкая" (далее - ОАО "Птицефабрика "Плесецкая") Терентьеву Петру Захаровичу о признании его действий по включению в конкурсную массу объектов коммунальной инфраструктуры (котельная, водозабор, канализационная станция) и отказу передать их истцу незаконными и противоречащими статье 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также об обязании конкурсного управляющего передать указанные объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, истцу в лице администрации МО "Плесецкий район".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, истцом привлечены: Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области, открытое акционерное общество "Беломорплемптица", ОРС "Приозерского ЛПХ", открытое акционерное общество "СОБР", муниципальное предприятие "Плесецкое производственное управление жилищно-коммунального хозяйства", общество с ограниченной ответственностью "Вудком", Департамент АПК Архангельской области, Фонд социального страхования, ОФОМС, Фонд занятости, Пенсионный фонд, Дорожный фонд.
До принятия решения судом МО "Плесецкий район" дополнило свои исковые требования и просило признать незаконными и противоречащими статье 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" действия конкурсного управляющего ОАО "Птицефабрика "Плесецкая" Терентьева П.З. по включению в конкурсную массу также линий теплотрассы и водоснабжения, по которым передается тепловая энергия и вода жителям поселка Плесецк и иным потребителям, и отказу передать их истцу, обязать конкурсного управляющего передать истцу в лице администрации МО "Плесецкий район" дополнительно к заявленным объектам коммунальной инфраструктуры линии теплотрассы и водоснабжения.
Решением от 22.11.2002 действия конкурсного управляющего ОАО "Птицефабрика "Плесецкая" Терентьева П.З. по включению в конкурсную массу объектов коммунальной инфраструктуры: котельной, водозабора канализационной станции, линии теплотрассы и линии водоснабжения - и отказу передать их в муниципальную собственность признаны незаконными и противоречащими статье 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Суд обязал конкурсного управляющего ОАО "Птицефабрика "Плесецкая" Терентьева П.З. в месячный срок со дня вступления данного решения в законную силу передать МО "Плесецкий район" в лице администрации МО "Плесецкий район" объекты коммунальной инфраструктуры: котельную (инвентаризационный номер 11037), водозабор, канализационную насосную станцию "Ж-11" (инвентаризационный номер 13945), линию теплотрассы и линию водоснабжения, находящиеся по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Плесецк.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2003 решение отменено, назначено рассмотрение дела в апелляционной инстанции по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на 20.03.2003. Кроме того, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Ленптицепром" (далее - ОАО "Ленптицепром").
Постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2003 действия конкурсного управляющего ОАО "Птицефабрика "Плесецкая" Терентьева П.З. по включению в конкурсную массу объектов коммунальной инфраструктуры: линий теплотрассы и водоснабжения и отказу передать их в муниципальную собственность признаны незаконными и противоречащими статье 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Суд обязал конкурсного управляющего ОАО "Птицефабрика "Плесецкая" Терентьева П.З. в месячный срок со дня принятия данного постановления передать МО "Плесецкий район" в лице администрации МО "Плесецкий район" объекты коммунальной инфраструктуры - линии теплотрассы и водоснабжения, расположенные по адресу: Архангельская область, поселок Плесецк. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе МО "Плесецкий район" просит отменить постановления апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Представитель ОАО "Ленптицепром" и конкурсного управляющего ОАО "Птицефабрика "Плесецкая" против удовлетворения жалобы возражал, указывая на законность обжалуемых судебных актов.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, МО "Плесецкий район" предложило конкурсному управляющему ОАО "Птицефабрика "Плесецкая" передать в муниципальную собственность находящиеся на балансе ОАО "Птицефабрика "Плесецкая", признанного банкротом, объекты коммунальной инфраструктуры как жизненно необходимые для региона и не подлежащие включению в конкурсную массу должника на основании пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
На это предложение конкурсный управляющий сообщил, что на производственно-имущественный комплекс должника имеются потенциальные покупатели, но если до конца июня 2002 года продажа комплекса не состоится, то будет рассмотрен вопрос о передаче объектов в муниципальную собственность в соответствии с названным законом.
Ссылаясь на то, что спорные объекты на территории микрорайона поселка Плесецк являются единственными, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание населения и социально значимых объектов, МО "Плесецкий район" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий конкурсного управляющего и об обязании его совершить определенные действия передать муниципальному образованию в лице его администрации объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона: котельную водозабор, канализационную станцию, линии теплотрассы и водоснабжения.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу, что спорные объекты относятся к объектам коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимым для муниципального образования.
Отменяя решение первой инстанции постановлением от 06.02.2003, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда нарушает права и законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле, а именно ОАО "Ленптицепром" - покупателя спорного имущества. А постановлением от 31.03.2003 суд апелляционной инстанции, признав действия конкурсного управляющего по включению в конкурсную массу объектов коммунальной инфраструктуры - линии теплотрассы и линии водоснабжения и отказу передать их в муниципальную собственность незаконными и противоречащими статье 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", обязал конкурсного управляющего передать указанные объекты коммунальной инфраструктуры МО "Плесецкий район" в лице его администрации, но отказал в остальной части иска.
По мнению кассационной инстанции, данные выводы апелляционной инстанции противоречат материалам дела.
В соответствии со статьями 131, 164 и пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации.
Как усматривается из материалов дела, 12.10.2002 между ОАО "Птицефабрика "Плесецкая" в лице конкурсного управляющего Терентьева П.З. и ОАО "Ленптицепром" заключен договор купли-продажи имущества, расположенного по адресу: Архангельская область, поселок Плесецк, в состав которого входила часть спорного имущества, а именно: котельная, водозабор и канализационная станция. Доказательства того, что переход права собственности на передаваемое имущество по названному договору учреждениями юстиции зарегистрирован в едином государственном реестре, в деле отсутствуют. Следовательно, на момент рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций такой регистрации совершено не было, данный договор купли-продажи считается незаключенным и не несет правовых последствий. Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, пришла к ошибочному выводу, что судом принято решение о правах ОАО "Ленптицепром". В судебном заседании представитель ОАО "Ленптицепром" пояснил, что право собственности на спорные объекты не зарегистрировано за ОАО "Ленптицепром" до настоящего времени.
Кроме того, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию без каких-либо дополнительных условий.
Данная позиция изложена и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П. Согласно пункту 4 описательной части указанного постановления жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, как объекты недвижимости, входящие в имущество должника - собственника, используются не только в его частных интересах, но и в интересах населения, подлежащих защите со стороны государства. Поэтому отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения указанных объектов, носят публично-правой характер. Осуществляя их регулирование, законодатель, исходя из публичных целей, вправе определять, что те или иные объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения, в процессе конкурсного производства подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Тем самым реализуется и распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Исключение названных объектов из конкурсной массы и передача их в силу прямого предписания закона муниципальным образованиям является допустимым ограничением права частной собственности должника, которое осуществляется в целях защиты прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть третья Конституции Российской Федерации). При этом, однако, не могут не учитываться и частные интересы, в том числе интересы должника и кредиторов в рамках конкурсного производства.
Тот факт, что спорные объекты жизненно необходимы для региона, подтверждается приложением N 4 к договору по поставу теплоэнергии от 08.10.2001, согласно которому численность проживающих в микрорайоне человек, пользующихся услугами ОАО "Птицефабрикая "Плесецкая" по водо- и теплоснабжению, составляет 3006 человек. По данным Госкомстата на 01.01.2002 в поселке Плесецк проживает 11,8 тысячи человек, что составляет примерно 39% от численности всего населения, проживающего в поселке Плесецк. Площадь жилфонда, имеющего горячее водоснабжение и отапливаемое от данной котельной, составляет 55165 кв.м при том, что общая площадь благоустроенного жилья в поселке Плесецк по данным управления ЖКХ И МИ администрации МО "Плесецкий район" (справка от 22.07.2002) и муниципального предприятия "Плесецкой ПУЖКХ" (справка от 22.07.2002) составляет 86,7 тысяч кв.м.
Объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в данный момент на балансе ОАО "Птицефабрика "Плесецкая", являются единственными на территории микрорайона поселка Плесецк, с помощью которых осуществляется жилищно-коммунальное обслуживание населения и социально-значимых объектов поселка Плесецк.
При таких обстоятельствах постановления апелляционной инстанции подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2003 и от 31.03.2003 по делу N А05-8591/02-459/3 отменить.
Решение суда от 22.11.2002 оставить в силе.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2003 г. N А05-8591/02-459/3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника