Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июля 2003 г. N А56-10872/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Коняевой Е.В., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 01.07.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гатчинская нефтяная компания" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2003 по делу N А56-10872/02 (судьи Гайсановская Е.В., Кадулин А.В., Старовойтова О.Р.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гатчинская нефтяная компания" (далее - ООО "Гатчинская нефтяная компания") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению по организации и осуществлению продажи государственного имущества "Фонд имущества Санкт-Петербурга" (далее - Фонд имущества), Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) об обязании ответчиков заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1675 кв.м, кадастровый N 78:6331Б:8; земельного участка площадью 1132 кв.м., кадастровый N 78:6331Б:9; земельного участка площадью 60 кв.м, кадастровый N 78:6331Б:10, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 2, на условиях проекта договора, представленного истцом.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Российский фонда федерального имущества в лице Северо-Западного межрегионального отделения (далее - СЗМО РФФИ).
Решением от 16.01.2003 суд заключил договор купли-продажи спорного земельного участка между КУГИ и истцом на условиях согласованного сторонами проекта договора, установив цену продажи земельного участка в размере 318836 руб. 25 копеек. В иске к Фонду имущества отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2003 решение от 16.01.2003 изменено, цена продажи земельного участка установлена в размере 2754745 руб. 20 коп. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Гатчинская нефтяная компания" просит постановление апелляционной инстанции в части определения цены выкупа земельного участка отменить, считая, что цена выкупа должна быть определена на момент подачи заявления о выкупе, а не на момент принятия судом решения о заключении договора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Гатчинская нефтяная компания" является собственником объекта недвижимости - автозаправочной станции N 54, кадастровый номер 78:6331Б:0:1, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 2, литера А, переданной в уставный капитал ООО "Гатчинская нефтяная компания" обществом с ограниченной ответственностью "Коммерческое автосервисное объединение" по акту приема-передачи от 06.04.99. Право собственности истца на указанный объект подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.08.99 N 188752.1, выданным государственным учреждением "Городское бюро регистрации прав на недвижимость".
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "Гатчинская нефтяная компания" обратилось в КУГИ с заявлением от 09.11.2001 о приобретении права собственности на спорный земельный участок.
Поскольку в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации двухнедельный срок КУГИ не подготовил проект договора купли-продажи земельного участка и не направил его истцу, ООО "Гатчинская нефтяная компания" 22.11.2001 направило в адрес КУГИ и Фонда имущества претензии и проекты договоров купли-продажи земельного участка.
В связи с неполучением акцепта ООО "Гатчинская нефтяная компания" на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" с даты вступления в силу указанного закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Такое же право собственников зданий, строений, сооружений предусмотрено пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом сделан обоснованный вывод о наличии у истца права выкупа земельного участка. Кроме того, судом установлен факт уклонения КУГИ от заключения договора купли-продажи земельного участка.
Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" в отличие от ранее действовавших законов, регулировавших указанные отношения, не содержит положений о фондах имущества как продавцах государственного и муниципального имущества, за исключением указания в пункте 1 статьи 6 на то, что Правительство Российской Федерации может поручить выполнение функции по продаже приватизируемого федерального имущества от его имени специализированному государственному учреждению.
В то же время статьей 29 и пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о продаже земельного участка принимает и подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка осуществляет исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение о приватизации земельных участков принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
Поскольку КУГИ принял решение о приватизации объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке и находящегося в настоящее время в собственности истца, именно КУГИ вправе принять решение о приватизации этого участка.
Ни РФФИ, ни Фонд имущества к органам, перечисленным в пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесены быть не могут в силу их правового статуса. Указанные лица, являясь специализированными государственными учреждениями, по специальному поручению уполномоченного государственного органа заключают от его имени договоры купли-продажи земельных участков на основании распоряжения указанного органа о приватизации земельного участка.
В силу изложенного истец обоснованно обратился с иском к КУГИ, не выполнившему свою обязанность по принятию решения и подготовке проекта договора в двухнедельный срок.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является КУГИ.
Судом апелляционной инстанции правильно определена выкупная цена спорного земельного участка.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земли устанавливается субъектом Российской Федерации. Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 20.11.2001 N 1191-ра цена за 1 кв.м установлена в ставках земельного налога по административным зонам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий. Для зоны градостроительной ценности, в которой находится выкупаемый участок, названным распоряжением цена продажи земли установлена равной 30-кратной ставке земельного налога за 1 кв.м.
В соответствии со статьей 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", применяются в 2003 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 8,64.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, в связи с чем доводы истца о необходимости определения цены выкупа на дату обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка не принимаются. Поскольку добровольно сторонами вопрос об определении цены выкупа решен не был, указанная цена должна рассчитываться на момент вынесения решения суда о заключении договора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2003 по делу N А56-10872/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гатчинская нефтяная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2003 г. N А56-10872/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника