Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 августа 2003 г. N А05-513/03-29/26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А.,
рассмотрев 30.07.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.03.2003 по делу N А05-513/03-29/26 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - ИМНС, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фрост" (далее - общество) 10020 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель и май 2002 года.
Решением суда от 14.03.2003 в удовлетворении заявленных требований налогового органа отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. ИМНС считает, что согласно статье 163 и пункту 6 статьи 174 НК РФ только плательщики НДС с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превышающими один миллион рублей, имеют право уплачивать налог ежеквартально и, соответственно, представлять в налоговый орган декларацию в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Поскольку общество, у которого в июне 2002 года сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета этого налога и налога с продаж превысила 1 миллион рублей, утратило право на ежеквартальную уплату налога и ежеквартальное представление декларации, то оно было обязано представить в налоговый орган декларации по НДС за апрель и май 2002 года по сроку - 20.05.2002 и 20.06.2002 соответственно. Налогоплательщик нарушил указанные сроки, так как представил названные декларации только 18.07.2002, в связи с чем инспекция обоснованно привлекла его к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
При этом, по мнению подателя жалобы, общество необоснованно воспользовалось разъяснениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС РФ), которые содержатся в письмах от 28.03.2003 N 14-1-04/627-М233 и от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890, так как они в первом случае адресованы Управлению МНС России по г. Москве, а во втором - разъясняют порядок применения налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, к индивидуальным обоснованным вывод суда об отсутствии в действиях общества вины в совершении налогового правонарушения, так как общество не воспользовалось правом на обращение в налоговый орган за письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения решение, считая его законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество до второго квартала 2002 года уплачивало НДС ежеквартально и в соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ представляло в налоговую инспекцию налоговые декларации по НДС по итогам каждого квартала.
В апреле 2002 года выручка общества от реализации товаров (работ, услуг) составила 548788 руб. 36 коп., в мае - 534254 руб. 91 коп., а в июне - 1539487 руб., т.е. превысила 1 миллион рублей.
Налогоплательщик 18.07.2002 в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 174 НК РФ представил в инспекцию по месту учета налоговую декларацию за июнь 2002 года. Одновременно общество представило в налоговый орган декларации и уплатил налог за апрель и май 2002 года, руководствуясь при этом разъяснениями МНС РФ, содержащихся в письмах от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890, от 28.03.2002 N 14-1-04/627-М233.
Инспекция провела камеральную проверку деклараций за апрель, май 2002 года и установила нарушение обществом срока их представления в налоговый орган. По материалам проверки ИМНС приняла решение от 01.11.2002 N 34-177327 о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 10020 руб. штрафа, в котором предложила обществу уплатить налоговые санкции в пятидневный срок с момента получения решения.
Поскольку общество в добровольном порядке не уплатило данный штраф, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно отклонил заявленные требования ИМНС и не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 данного Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно положениям статьи 163 и пункта 6 статьи 174 НК РФ только плательщики НДС с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 миллион рублей, имеют право уплачивать налог ежеквартально и, соответственно, представлять налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Следовательно, плательщик НДС, у которого в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета этого налога и налога с продаж превысила 1 миллион рублей, утрачивает право на ежеквартальную уплату налога и ежеквартальное представление декларации по налогу.
В этом случае плательщик НДС обязан представлять декларацию в общем порядке, то есть ежемесячно, начиная с месяца, в котором произошло вышеуказанное превышение суммы выручки.
Таким образом, плательщик данного налога, у которого в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж превысила 1 миллион рублей, обязан в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло вышеуказанное превышение суммы выручки, представить декларацию и уплатить подлежащую внесению в бюджет сумму налога за истекшие месяцы данного квартала.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают в данном случае иных сроков представления налогоплательщиком деклараций за те месяцы, которые предшествовали месяцу, в котором его выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысила 1 миллион рублей.
Статьей 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление в налоговый орган по месту учета декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Инспекция, вменяя обществу нарушение сроков представления деклараций за апрель и май 2002 года, считает, что оно обязано было их представить в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем). Однако эта позиция налогового органа не может быть признана обоснованной.
В апреле и мае 2002 года сумма выручки общества от реализации товаров (работ, услуг) не превышала 1 миллиона рублей, в связи с чем налогоплательщик в полном соответствии с положениями пункта 6 статьи 174 НК РФ не представлял в налоговый орган ежемесячных налоговых деклараций, так как не мог заранее предвидеть превышение данного предела выручки в июне 2002 года.
Следовательно, в этом случае декларации по НДС за апрель и май 2002 года должны быть представлены налогоплательщиком в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (июнем), в котором имело место превышение суммы выручки, то есть не позднее 20.07.2002.
Как видно из материалов дела, налогоплательщик 18.07.2002 представил эти декларации в налоговый орган.
При этом он правомерно руководствовался соответствующими разъяснениями МНС РФ, содержащихся в письмах от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890, от 28.03.2002 N 14-1-04/627-М233.
В данных письмах МНС РФ разъясняет порядок представления плательщиками НДС деклараций по данному налогу применительно к положениям статьи 163 и пунктов 5-6 статьи 174 НК РФ. Довод инспекции о том, что налогоплательщик не мог руководствоваться вышеуказанными письмами МНС РФ, поскольку одно из этих писем адресовано Управлению МНС по г. Москве, а второе разъясняет порядок применения налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, к индивидуальным предпринимателям не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2001 N 5 к разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, следует также относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При применении данной нормы не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
При этом следует иметь в виду, что статья 174 НК РФ, применение которой разъясняет МНС РФ в указанных письмах, не устанавливает различного порядка и сроков уплаты НДС, а также представления налоговых деклараций организациями и индивидуальными предпринимателями.
При таких обстоятельствах следует признать, что у инспекции не было законных оснований для привлечения общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.03.2003 по делу N А05-513/03-29/26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2003 г. N А05-513/03-29/26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника