Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2003 г. N А26-1309/03-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
при участии от акционерного общества закрытого типа "Карел-Импекс" адвоката Устинова И.А. (доверенность от 20.01.03),
рассмотрев 20.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2003 по делу А26-1309/03-29 (судья Курчакова В.М.),
установил:
Акционерное общество закрытого типа "Карел-Импекс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводск (далее - Инспекция) от 18.02.2003 N 4.4-03/70 о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 07.04.2003 суд удовлетворил требование Общества на основании пунктов 1-3 статьи 101, статей 169, 171, 172 НК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривались.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Налоговый орган указывает на то, что часть из предъявленных налогоплательщиком первоначально счетов-фактур составлены с нарушением требовании пунктов 5-6 статьи 169 НК РФ, поскольку в них не указаны либо неправильно указаны наименования и адреса грузополучателя, грузоотправителя, ИНН покупателя, в связи с чем в силу пункта 2 этой статьи Кодекса такие счета-фактуры не могут служить основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) к вычету.
В судебном заседании представитель АОЗТ "Карел-Импорт" просил оставить решение суда без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 17.01.2003 Инспекция провела камеральную проверку декларации Общества по ставке 0% за сентябрь 2002 года, в которой налогоплательщик заявил к возмещению 936046 рублей НДС. В ходе проверки установлено неправомерное применение заявителем налоговых вычетов в сумме 2320842 рубля вследствие нарушения положений подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в представленных им счетах-фактурах не указаны либо неправильно указаны наименования и адреса грузополучателя, либо грузоотправителя, либо ИНН покупателя. Инспекцией также установлено, что сумма заявленного к возмещению НДС по декларации (7530335 рублей) не соответствует сумме НДС по книге покупок (6194015 рублей).
Принятым по результатам проверки решением от 18.02.2003 N 4.4-03/70 Инспекция начислила Обществу 1384796 рублей недоимки по НДС за сентябрь 2002 года и привлекла к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 276959 рублей штрафа.
Кассационная инстанция считает, что данное решение Инспекции нарушает права налогоплательщика и не соответствует нормам налогового законодательства.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Из пункта 1 названной нормы следует, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями этой статьи.
Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ. Согласно пункту 1 этой нормы налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В статье 169 НК РФ счет-фактура также определен как документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, поэтому в пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в счете-фактуре. Согласно подпунктам 2 и 3 названной нормы к таким сведениям относятся наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
В данном случае налоговый орган в ходе камеральной проверки установил, что в некоторых счетах-фактурах, представленных заявителем для применения налоговых вычетов и возмещения НДС за сентябрь 2002 года, отсутствовали либо указаны с ошибками сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ. Однако следует иметь в виду, что эти счета-фактуры в соответствии с положениями статей 169, 171 и 172 НК РФ оплачены Обществом, а выставлены продавцами товаров, которые и допустили ошибки при их оформлении. Кроме того, данные ошибки Инспекция установила в ходе проверки обоснованности применения заявителем налоговых вычетов, однако в нарушение положений статьи 88 НК РФ не сообщила об этом налогоплательщику и не потребовала внести соответствующие изменения.
Общество в ходе судебного разбирательства представило в материалы дела исправленные продавцами счета-фактуры с теми же номерами и реквизитами, которые фактически являются дубликатами ранее представленных счетов-фактур. Исправления в оплаченных налогоплательщиком счетах-фактурах (листы дела 28-39) произведены в соответствии с требованиями пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 на основании пункта 8 статьи 169 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что Инспекция в нарушение положений статьи 88 и пункта 3 статьи 101 НК РФ не истребовала эти документы к рассмотрению, а следовательно, у нее отсутствовали законные основания для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и начисления недоимки по НДС за сентябрь 2002 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2003 по делу N А26-1309/03-29 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Уинистерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2003 г. N А26-1309/03-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника