Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 12 мая 2003 г. N 3-149/03
Санкт-Петербургский городской суд
в составе судьи Антоневич Н.Я.
с участием прокурора Лыжовой
при секретаре Деревягиной Е.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующими преамбулы Закона Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление, распространение демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга" в части ссылки в ней на ст.6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ст.ст. 2, 3, 4 этого же Закона Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление, распространение демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга", установлено:
29 марта 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят и 17 апреля 2000 года губернатором Санкт-Петербурга был подписан Закон Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление, распространение демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга".
Прокурор Санкт-Петербурга обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просил признать недействующими с 01 июля 2002 года преамбулу Закона Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление, распространение, демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга" в части ссылки в ней на ст.6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, а также ст.ст. 2, 3, 4 этого же Закона Санкт-Петербурга, указав, что в данной части закон Санкт-Петербурга противоречит ст.20.3, п.1 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель прокурора Санкт-Петербурга Люжова Н.А. поддержала заявление прокурора Санкт-Петербурга и просила его удовлетворить в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Золотовская И.А., действующая на основании доверенности от 27.03.2003 года N 532-юр с правом признания иска (л.д.21), не признала требования прокурора о признания недействующим Закона Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление нацистской символики на территории Санкт-Петербурга" в части установления административной ответственности за изготовление нацистской символики, полагая, что данное правоотношение не урегулировано федеральным законодательством и, следовательно, субъект Российской Федерации - Санкт-Петербург вправе урегулировать данное правоотношение законом Санкт-Петербурга, так как законодательство об административной ответственности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В остальной части представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга признала заявленные прокурором Санкт-Петербурга требования.
Представитель губернатора Санкт-Петербурга Лысков O.К., действующий на основании доверенности губернатора Санкт-Петербурга от 13.01.03 г. N 07-125/23 с правом признания иска (л.д.22), признал заявленное прокурором требование и просил суд удовлетворить заявление прокурора Санкт-Петербурга, но с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора Лыжовой Н.В., полагавшей заявление прокурора Санкт-Петербурга подлежащим удовлетворению, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению с момента вступления решения суда в законную силу по следующим основаниям.
В соответствии с п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как указано в преамбуле Закона Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление, распространение демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга", указанный Закон принят соответствии со статьей 6 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях".
Однако согласно ст.2 ФЗ от 30.12.2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Кодекс РСФСР об административных правонарушениях признан утратившим силу с 01 июля 2002 года. Таким образом, преамбула Закона Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление, распространение демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга" в части ссылки на ст.6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР противоречит действующему Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем преамбула указанного выше Закона Санкт-Петербурга в части слов "статьей 6 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях" не подлежит применению.
Согласно ст.2 Закона Санкт-Петербурга изготовление, распространение и демонстрация нацистской символики на территории Санкт-Петербурга, кроме случаев, когда нацистская символика используется в рамках сценических постановок, фильмов, телевизионных передач, художественных произведений, научных публикаций и других материалов в качестве осуждающих фашизм либо излагающих исторические события, является административным правонарушением (проступком), совершенным умышленно или по неосторожности, за которое предусматривается административная ответственность.
В соответствии со ст.3 указанного Закона изготовление, распространение и демонстрация нацистской символики влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Между тем, как следует из ст.20.3 КоАП РФ, составом соответствующего административного правонарушения является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики и символики, сходных с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения.
В соответствии с ч.2 ст.20.3 КоАП РФ совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до 10 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией фашистской атрибутики или символики.
Согласно п.3 ч.1 ст.1.3 КоАП РФ, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Согласно п.2 ст.1 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистской деятельности относится пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики либо атрибутики и символики, сходных с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения.
В соответствии со ст.15 этого же Федерального закона за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, вопросы борьбы с проявлениями фашизма являются вопросами федерального значения; правила и нормы, направленные на недопущение проявлений фашизма установлены федеральными законами и, следовательно, установление административной ответственности по данным вопросам относится к ведению Российской Федерации.
Поскольку федеральный законодатель, действуя в рамках полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и Федеральными законами, установил санкции за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики либо атрибутики и символики, сходных с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения и при этом не включил в состав данного правонарушения совершение таких действий как изготовление нацистской символики, субъект Российской Федерации не вправе самостоятельно вводить другие санкции за совершение указанного правонарушения и устанавливать административную ответственность за такую деятельность как изготовление нацистской символики.
При таких обстоятельствах доводы представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Золотовской И.А., о том, что вопросы ответственности за изготовление нацистской символики не урегулированы федеральным законодательством и, следовательно, субъект Российской Федерации Санкт-Петербург вправе урегулировать данное правоотношение законом Санкт-Петербурга, поскольку законодательство об административной ответственности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, является ошибочным, не основанным на действующем законодательстве.
Согласно ст.4 Закона Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление, распространение демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга" дела об административных правонарушениях по изготовлению, распространению и демонстрации нацистской символики рассматриваются по месту совершения правонарушений:
административными комиссиями при территориальных управлениях административных районов Санкт-Петербурга;
районными комиссиями по делам несовершеннолетних.
Положение указанной нормы Закона Санкт-Петербурга, оспоренного прокурором Санкт-Петербурга, также противоречит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и не подлежат применению, так как согласно п.1 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Санкт-Петербурга удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу преамбулы Закона Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление, распространение демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга" в части слов "статьей 6 Кодекса РСФСР Об административных правонарушениях", ст.ст. 2, 3, 4 этого же Закона Санкт-Петербурга "Об административной ответственности за изготовление, распространение демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга".
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в журнале "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" после вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 мая 2003 г. N 3-149/03
Текст решения опубликован в журнале "Новое в законодательстве Санкт-Петербурга" (приложение к Вестнику Законодательного Собрания), 30 июля 2003 г., N 24, стр. 8