Решение судебной коллегии по гражданским делам
Ленинградского областного суда
от 21 апреля 2003 г. N 3-54/2003
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Ерку Т.А.,
с участием прокурора Лисиченко Н.Д.,
при секретаре Макаричевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинградской области об оспаривании отдельных положений областного закона "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области",
установила:
Прокурор Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, а потому недействующими статьи 3, пунктов 3 и 4 статьи 5, пункта 2 статьи 6 и пункта 3 статьи 9 областного закона N 24-оз от 22 июля 1997 "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (с изменениями и дополнениями на 26 марта 2001 года). Впоследствии от требований о признании недействующими пункта 3 статьи 5, статьи 6 и пункта 3 статьи 9 указанного закона представитель прокуратуры отказался, и производство по делу в этой части прекращено.
В обоснование уточненного заявления прокурор указал, что статья 3 областного закона, определяющая, что инвесторами являются юридические лица, осуществляющие инвестирование в развитие промышленности, стройиндустрии, сельского хозяйства, туризма, услуг транспорта и связи на территории Ленинградской области и заключившие с Ленинградской областью соответствующий договор, противоречит пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 25.02.99 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и пункту 3 статьи 2 Закона РСФСР от 26.06.91 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которыми инвесторами могут быть не только юридические, но и физические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, государственные органы, органы местного самоуправления и иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Областным законом необоснованно ограничен круг потенциальных инвесторов.
Пунктом 4 статьи 5 областного закона предусмотрена обязанность инвестора отдавать предпочтение предприятиям - юридическим лицам, состоящим на учете в налоговом органе на территории Ленинградской области при выборе подрядных организаций, поставщиков сырья и материалов, сбытовых организаций, других исполнителей работ, услуг и поставок. Указанные положения оспариваемого закона противоречат пункту 2 статьи 5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", предусматривающему право инвестора самостоятельно определять объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекать на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций, а также статье 6 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в соответствии с которой инвесторам предоставлено право самостоятельно определять объемы и направления капитальных вложений, а также заключать договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры Лисиченко Н.Д. заявленные требования поддержала, уточнив, что оспаривается не полностью статья 3, а только абзац третий статьи 3, в котором дано определение инвесторов.
Представители Законодательного собрания и Губернатора Ленинградской области заявленные прокурором требования не признали, пояснив, что предметом регулирования оспариваемого закона является не собственно инвестиционная деятельность в Ленинградской области, а меры государственной (областной) поддержки ее развития. Областным законом урегулированы лишь отношения между инвесторами - юридическими лицами и Ленинградской областью как государственно-властным образованием. Оспариваемый закон области соотносится с Федеральными законами "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" только в части, касающейся предоставления льгот и гарантий, в связи с чем сравнивать эти законы некорректно, и заявление прокурора не подлежит удовлетворению. Кроме того, представители пояснили, что в настоящее время на рассмотрении Законодательного собрания Ленинградской области находится проект измененного закона, в котором учтены, в том числе, и требования прокурора.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры Ленинградской области Лисиченко Н.Д., представителя Законодательного собрания Ленинградской области Медведева В.П., представителя Губернатора Ленинградской области Шейтера А.И., изучив положения областного и федерального законодательства, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
8 июля 1997 года Законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон N 24-оз "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (подписан Губернатором Ленинградской области 22 июля 1997 года), действующий в настоящее время в редакции от 26 марта 1999 года.
Статьей 1 указанного закона определено, что он направлен на развитие инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области, создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов и устанавливает особые условия и дополнительные гарантии осуществления инвестиционной деятельности на территории области.
Статьей 2 областного закона предусматривается, что его правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, Часть первая Налогового кодекса РФ, законы Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и областной закон "О льготном налогообложении предприятий и организаций, расположенных на территории Ленинградской области".
В абзаце 3 статьи 3 оспариваемого закона дано определение инвесторов, каковыми являются юридические лица, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляющие инвестирование в развитие промышленности, стройиндустрии, сельского хозяйства, туризма, услуг транспорта и связи на территории Ленинградской области и заключившие с Ленинградской областью договор об осуществлении инвестиционной деятельности.
Данное в областном законе определение противоречит пункту 2 статьи 4 ФЗ от 25 февраля 1999 года "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в соответствии с которым инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основании договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности; а также пункту 3 статьи 2 Закона РСФСР от 26 июня 1991 года "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", согласно которому в качестве инвесторов могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
Абзац 3 статьи 3 областного закона ограничивает круг потенциальных инвесторов по сравнению с федеральным законодательством, а потому указанные положения оспариваемого закона следует признать недействующими. При этом суд исходит из буквального смысла оспариваемых положений областного закона, учитывая, что, давая в законе определение инвесторов, областной законодатель не указал, что речь идет об инвесторах, составляющих какую-то особую группу и обладающую какими-либо особенностями. Формулировка определения инвесторов, данная в областном законе, не соответствует определению инвесторов, данному федеральным законодательством. Доводы представителей Законодательного собрания и Губернатора Ленинградской области о том, что областной закон имеет отличный от федеральных предмет регулирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормативные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы применители права могли исходить из буквального, а не подразумеваемого смысла правовых норм, содержащихся в законе.
Пунктом 4 статьи 5 областного закона "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" установлено, что при выборе подрядных организаций, поставщиков сырья и материалов, сбытовых организаций, других исполнителей работ, услуг и поставок, при прочих равных условиях инвестор обязан отдавать предпочтение предприятиям - юридическим лицам состоящим на учете в налогом органе, действующем на территории Ленинградской области. Такое обязательство должно быть отражено в договоре об осуществлении инвестиционной деятельности, заключаемом между инвестором и Ленинградской областью.
Указанные положения областного закона противоречат пункту 2 статьи 5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которым инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций; и статье 6 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в соответствии с которой инвесторы имеют равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Устанавливая в областном законе не право, а обязанность инвестора отдавать предпочтение при выборе подрядных организаций, поставщиков сырья и материалов, сбытовых организаций, других исполнителей работ, услуг и поставок предприятиям - юридическим лицам, состоящим на учете в налоговом органе на территории Ленинградской области, законодатель не учел положения федерального законодательства в этой части, а потому пункт 2 статьи 5 областного закона следует признать недействующим. При этом суд исходит из буквального смысла обжалуемых положений областного закона, а потому не может принять во внимание доводы представителей заинтересованных лиц.
Оценивая доводы сторон, суд также считает необходимым учесть, что Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" согласно статьи 2 областного закона "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" составляют его правовую основу наряду с Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами, а, следовательно, не должны им противоречить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 3 статьи 3 и пункт 4 статьи 5 областного закона N 24-оз от 22 июля 1997 года "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (в редакции от 26 марта 2001 года).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 21 апреля 2003 г. N 3-54/2003
Текст решения официально опубликован не был