Решение Судебной коллегии по гражданским делам
Ленинградского областного суда
от 3 июня 2003 г. N 3-85/2003
Определением Верховного суда Российской Федерации от 29 июля 2003 г. N 33-г03-10 настоящее решение оставлено без изменения
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего - судьи Ерку Т.А., с участием прокурора Бородина А.М., при секретаре Пушкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Ленинградской области от 11 апреля 2002 года N 46 "О порядке размещения областного государственного заказа Ленинградской области на конкурсной основе",
установила:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, а потому недействующими со дня издания подпунктов "б" (в части слов "реорганизации"), "д", "е", "ж", "з" пункта 3.1 Методических рекомендаций по разработке конкурсной документации для проведения конкурсов на поставку продукции (товаров, работ и услуг) для государственных нужд Ленинградской области, утвержденных пунктом 3 постановления Правительства Ленинградской области от 11 апреля 2002 года N 46 "О порядке размещения областного государственного заказа Ленинградской области на конкурсной основе". В обоснование заявленных требований прокурор указывал, что оспариваемые положения противоречат пункту 5 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 года N 305, согласно которому поставщик не должен находиться в стадии ликвидации, но не реорганизации, как установлено подп. "б" пункта 3.1 Методических рекомендаций. Уголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному законодательству противоречит подпункт "д" пункта 3.1 нормативного акта, устанавливающий, что индивидуальный предприниматель или руководители юридических лиц на момент подачи заявки не должны находиться под судом, следствием или отбывать наказание. Подпункты "е" и "ж" Рекомендаций, устанавливающие, что государственная регистрация юридического лица как коммерческой организации должна состояться не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки, а физическое лицо в течение того же срока должно иметь статус индивидуального предпринимателя, а также подпункт "з" пункта 3.1, предусматривающий, что у юридических лиц на момент подачи заявки должны быть свои органы, филиалы или представительства на территории Ленинградской области или Санкт-Петербурга, противоречат пункту 1 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в открытом конкурсе может участвовать любое лицо, и п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым органам власти и управления запрещается принимать акты, которые создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
В судебном заседании представитель прокуратуры Бородин А.М. заявление поддержал.
Представитель Правительства Ленинградской области с заявлением заместителя Генерального прокурора РФ не согласен и просит его отклонить, указывая, что Методические рекомендации не имеют прямого действия, в них идет речь лишь о возможных правах и обязанностях непосредственно участников конкурса, но не о предварительных требованиях к лицам, собирающимся участвовать в конкурсе. Никаких требований к юридическим или физическим лицам, которые не являются участниками конкурса, в Методических рекомендациях нет, поскольку в соответствии со ст. 2 ФЗ "О конкурсах на размещение государственных заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд" статус участника конкурса у гражданина или организации появляется только после подачи заявки на участие в конкурсе. Требования к участнику конкурса, установленные подпунктами "б", "д", "е", "ж" и "з" пункта 3.1 Методических рекомендаций конкретизируют требования к поставщику (участнику конкурса), изложенные в п. 5 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 года N 305.
Кроме того, представитель Правительства Ленинградской области пояснил, что отношения между участниками и организаторами конкурса в процессе его проведения регулируются гражданским законодательством. Ленинградская область, как субъект федерации, вправе осуществлять свои гражданские права по своему усмотрению в пределах, определенных статьей 10 ГК РФ. Прокурором, по мнению представителя, не представлено доказательств, подтверждающих влияние Методических рекомендаций на конкуренцию на товарных рынках, не доказано создание преимущественных условий участия в конкурсе для отдельных участников конкурса, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Выслушав объяснения представителя заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Бородина А.М., представителя Правительства Ленинградской области Уткина М.Ю., заслушав заключение прокурора, изучив положения областного и федерального законодательства, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 11 апреля 2002 года N 46 "О порядке размещения областного государственного заказа Ленинградской области на конкурсной основе", опубликованным 30 мая 2002 года в "Вестнике Правительства Ленинградской области" N 6, утверждены Методические рекомендации по разработке конкурсной документации для проведения конкурсов на поставку продукции (товаров, работ и услуг) для государственных нужд Ленинградской области.
Пункт 1.2 Методических рекомендаций предусматривает, что права и обязанности организатора конкурсов, специализированной организации и участников конкурса устанавливаются законодательством о конкурсах, настоящими Методическими рекомендациями, конкурсной документацией и государственными контрактами.
Пункт 3.1 Рекомендаций гласит о тех общих требованиях, которые предъявляются к участникам конкурса. В частности, подпункт "б" указанного пункта устанавливает, что юридические лица на дату подачи заявки не должны находиться в стадии реорганизации или ликвидации; подпункт "д" - что индивидуальный предприниматель или руководители юридических лиц на момент подачи заявки не должны находиться под судом, следствием или отбывать наказание; подпункты "е" и "ж" - что государственная регистрация юридического лица как коммерческой организации должна состояться не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки, а физическое лицо в течение этого же срока должно иметь статус индивидуального предпринимателя; подпункт "з" устанавливает в качестве обязательного требования к участнику конкурса наличие у юридических лиц на момент подачи заявки своих органов, филиалов или представительств на территории Ленинградской области или Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Проанализировав положения указанных выше требований к участникам конкурса, установленных пунктом 3.1 Методических рекомендаций, судебная коллегия находит, что обжалуемые прокурором положения нормативного правового акта противоречат положениям федерального законодательства, а потому должны быть признаны недействующими с момента издания.
В частности, суд считает доказанным тот факт, что Методическими рекомендациями незаконно расширен перечень ограничений для участия в конкурсе, поскольку подпунктом "б" пункта 3.1 установлено, что юридические лица на дату подачи заявки не должны находиться в стадии реорганизации или ликвидации, а пунктом 5 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 года N 305, установлено, что поставщик не должен находиться лишь в стадии ликвидации.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Уголовного кодекса РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Статья 3 УК РФ предусматривает, что не только преступность деяния, а также его наказуемость, но и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.
Статьей 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрено, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.
Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ не содержат таких понятий, как нахождение гражданина "под судом" или "под следствием", а также возможности применения уголовно-правовых последствий совершения преступления в виде ограничения принимать участие в конкурсе гражданина, являющегося предпринимателем или руководителем юридического лица. В УК РФ, УПК РФ и Уголовно-исполнительном кодексе РФ не содержится каких-либо ограничений для участия в конкурсе для лиц, отбывающих наказание.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что установленные подпунктом "д" пункта 3.1 Методических рекомендаций ограничения для лиц, находящихся "под судом, следствием или отбывающих наказание" на участие в конкурсе, противоречит указанным выше нормам федерального законодательства и является незаконными.
Из содержания подпунктов "е", "ж" и "з" пункта 3.1 Рекомендаций следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, государственная регистрация которых состоялась менее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки, а также юридические лица, не имеющие на момент подачи заявки своих органов, филиалов или представительств на территории Ленинградской области или Санкт-Петербурга, не могут быть участниками конкурса, что противоречит пункту 1 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым в открытом конкурсе может участвовать любое лицо, и п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающему органам власти и управления принимать акты, которые создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируется в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В связи с чем, не оспаривая безусловные гражданские права, волю и интерес Ленинградской области, как субъекта Российской Федерации, следует учитывать, что приобретение и осуществление этих прав не должно идти в противоречие с федеральным законодательством и в ущемление прав иных лиц - участников гражданского оборота, а потому принимаемые нормативные правовые акты не могут противоречить иным актам, имеющим большую юридическую силу.
Анализ оспариваемых положений постановления Правительства Ленинградской области от 11 апреля 2002 года N 46 позволяет прийти к выводу о том, что вопреки требованиям п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ указанным постановлением созданы препятствия для входа на рынок областного государственного заказа для одних хозяйствующих субъектов и благоприятствующие условия деятельности для других хозяйствующих субъектов. Оспариваемые положения противоречат п. 1 ст. 9 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", устанавливающему, что при проведении конкурса, в том числе, не допускается создание преимущественных условий участия в конкурсе и необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права, в том числе, и на занятие предпринимательской деятельностью, могут быть ограничены только федеральным законом, а постановление Правительства Ленинградской области к таковым не относится, оспариваемые положения указанного постановления подлежат признанию недействующими.
Доводы представителя Правительства Ленинградской области, изложенные как письменно, так и устно, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку оспариваемые нормы Рекомендаций хотя и обозначены как методические, однако утверждены постановлением областного Правительства, и как следует из пункта 1.2, права и обязанности организатора конкурсов, специализированной организации и участников конкурса устанавливаются, в том числе, Методическими рекомендациями. Конкурсная документация и проекты государственных контрактов разрабатываются в соответствии с законодательством о конкурсах и настоящими Методическими рекомендациями (пункт 2.1). Признание нормативного правового акта недействующим в связи с его противоречием актам, имеющим большую юридическую силу, обусловлено не только нарушением прав заинтересованных лиц, но также и возможностью такого нарушения. Исходя из буквального, а не предполагаемого смысла Методических рекомендаций, следует прийти к выводу о том, что оспариваемые прокурором положения этого правового нормативного акта, которые по утверждению представителя Правительства Ленинградской области имеет значение только для обоснованного отбора соответствующей организации, применяются только в отношении участников конкурса, в действительности, противоречат указанным выше нормам федерального законодательства, создают для хозяйствующих субъектов незаконные препятствия для входа на рынок государственного заказа Ленинградской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.
Признать недействующими с момента издания подпункты "б" в части слов "реорганизации", "д", "е", "ж", "з" пункта 3.1 Методических рекомендаций по разработке конкурсной документации для проведения конкурсов на поставку продукции (товаров, работ и услуг) для государственных нужд Ленинградской области, утвержденных пунктом 3 постановления Правительства Ленинградской области от 11 апреля 2002 года N 46 "О порядке размещения областного государственного заказа Ленинградской области на конкурсной основе".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2003 года.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 3 июня 2003 г. N 3-85/2003
Текст решения официально опубликован не был
Определением Верховного суда Российской Федерации от 29 июля 2003 г. N 33-г03-10 настоящее решение оставлено без изменения