Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 сентября 2003 г. N А26-7794/02-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия Шаровой В.А. (доверенность от 10.01.03 N 158), Оборина А.Г. (доверенность от 18.09.03 N 6996), от ОАО "Карельский окатыш" юрисконсульта Кашаева А.Ю. (доверенность от 05.06.03 N 5100), юрисконсульта Вербовой С.В. (доверенность от 05.06.03 N 5218), главного бухгалтера Шишкиной Т.Н. (доверенность от 09.09.02 N 6522), директора по правовым вопросам Петровской С.В. (доверенность от 02.10.02 N 7377),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.03 по делу N А26-7794/02-26 (судьи Тойвонен И.Ю., Кудрявцева Н.И., Морозова Н.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - ОАО "Карельский окатыш") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 30.08.02 в части отказа в зачете излишне уплаченных платежей за право пользования недрами в размере 24 004 818 рублей.
Решением суда от 17.04.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.06.03 решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ОАО "Карельский окатыш" просили оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании 25.09.03 был объявлен перерыв до 29.09.03.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных ОАО "Карельский окатыш" измененных расчетов за право пользования недрами за 1999-2001 годы. По результатам проверки вынесено решение от 30.08.02 N 6014, которым фактически отказано в зачете излишне уплаченных платежей за право пользования недрами.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Карельским окатыш" при подаче измененных расчетов для расчета стоимости добытого полезного ископаемого приняло затраты (себестоимость) по добыче полезного ископаемого, в то время как при подаче первоначальных расчетов ОАО "Карельский окатыш" исчисляло стоимость добытого минерального сырья по ценам реализации товарной продукции с учетом понижающего коэффициента.
В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации "О недрах" размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора.
Согласно абзацу 2 пункта 10 Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.92 N 828 (далее - Положение), стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2000 N ГКПИ 00-1120 указанное предложение абзаца 2 пункта 10 Положения признано недействительным (незаконным).
В решении Верховного Суда Российской Федерации указано, что в силу пункта 9 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на пользование недрами относится к федеральным налогам. Следовательно, существенные элементы налогообложения по указанному Закону могут быть установлены только федеральным законом, а не нормативным актом Правительства Российской Федерации. Между тем судом установлено, что оспариваемые предписания Положения устанавливают и дополняют ряд элементов обложения по федеральному налогу на пользование недрами.
Таким образом, нет оснований для применения правил, установленных указанным постановлением Правительства Российской Федерации в той части, которая признана незаконной.
Нет оснований и для применения Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.01.093 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами", поскольку данная Инструкция основана на применении признанного частично незаконным постановлением Правительства Российской Федерации.
Между тем налоговая инспекция полагает, что ОАО "Карельский окатыш" неправильно рассчитало плату за пользование недрами, исходя из себестоимости добычи полезных ископаемых, которая не идентична стоимости добытых полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации "О недрах" размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора.
Из представленных ОАО "Карельский окатыш" расчетов видно, что стоимость добытых полезных ископаемых оно рассчитывало исходя из стоимости добычи полезных ископаемых по данным бухгалтерского учета.
Поскольку законодательством о налогах и сборах не указано четкого метода определения стоимости добытых полезных ископаемых, а руководствоваться ценами реализации при расчете этой стоимости нельзя в соответствии с решением Верховного суда Российской Федерации, то у суда нет оснований не принимать расчеты, представленные ОАО "Карельский окатыш".
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что в измененной налоговой декларации ОАО "Карельский окатыш" правомерно рассчитало сумму платежей за право пользования недрами.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с тем, что решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2000 N ГКПИ 00-1120 и определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.01, которыми признан недействительным абзац 2 пункта 10 Положения, вступают в законную силу с момента вынесения определения. Следовательно, данный пункт Положения следует считать недействительным с момента вынесения определения Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, то есть с 16.01.01, а до этой даты нормы Положения являлись законными и подлежали обязательному применению.
Однако, как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.01 N КАС 00-551, на день издания постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.92 N 828 оно уже в оспоренной части не соответствовало действующему Закону Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Поскольку Верховный суд Российской Федерации, признавая недействительным оспоренные предписания Положения, указал, что они устанавливают и дополняют ряд элементов обложения по федеральному налогу на пользование недрами, то в данном случае они не подлежат применению с момента издания Постановления Правительства Российской Федерации.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.03 по делу N А26-7794/02-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
М.В.Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. N А26-7794/02-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника