Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Управление системой образования
Проект 1. Управление качеством образования
Цель программы развития образовательной системы любого уровня (локальной, муниципальной, региональной, федеральной) направлена на реализацию идеи развития всех ее структур и подсистем, включающих образовательные, обеспечивающие, инновационные, управленческие процессы.
В результате реализации программы предполагается качественное изменение основных субъектов образовательного процесса - личности обучающегося, педагога, руководителя.
Для определения степени достижения целей программы, оценки изменений внутри системы в результате целенаправленного воздействия на нее определенных нововведений важно разработать и согласовать инвариантные и вариативные критерии и показатели оценки, ввести единые подходы к осуществлению мониторинга состояния и результатов функционирования и развития образовательных систем разного уровня.
Выполнение данного условия позволит оценить качество образования, поскольку качество образования, по мнению ряда ученых, представляет собой степень соответствия показателей состояния и результатов образовательной системы сформулированным целям.
Актуальность проблемы подтверждает и система процедур, регламентирующих в современных условиях деятельность образовательных учреждений - локальных образовательных систем. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений позволяют сегодня реально оценить качество условий обеспечения образовательного процесса, качество содержания и результатов деятельности образовательного учреждения, а также определить (подтвердить) их статус.
Создание системы управления качеством образования, способной оценить соответствие достигаемого результата утвержденным требованиям и нормативным показателям на основе освоения и совершенствования технологий лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений - проблема, требующая особого внимания и серьезной разработки со стороны научных, методических учреждений, органов управления образованием различного уровня.
Важной составляющей этого направления является разработка и освоение единой комплексной технологии получения и оценки результатов образовательной деятельности учреждений разных типов и видов на основе четко построенной системы методик, ориентированных как на диагностику учебных достижений обучающихся, так и на диагностику их личностных достижений в различных сферах жизнедеятельности, а также на развитие индивидуальности обучающихся.
Созданная система получения и оценки результатов позволит объективно решить задачу юридически обоснованного присвоения учреждениям определенного статуса в ходе их аккредитации на основе средних показателей освоения образовательных программ для учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории Ленинградской области.
Цель проекта - определение и обеспечение реализации механизма управления качеством образования на территории Ленинградской области.
Задачи проекта:
освоить инновационные модели развития региональной системы образования;
определить показатели качества образования для образовательных систем разного уровня;
разработать технологии оценки качества образования, обеспечивающие получение достоверных и сопоставимых данных через процедуры аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Основные направления проекта:
создание системы мониторинга реализации программы развития образования Ленинградской области и обеспечение ее функционирования;
организация разработки региональной концепции качества образования;
разработка методологии и технологии системной диагностики качества образования с позиции комплексного подхода к анализу и оценке процессов развития;
обеспечение защиты обучающихся от некачественного образования в образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, типов и видов;
совершенствование механизмов лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
проведение централизованного мониторинга качества образования в образовательных учреждениях, являющихся региональными экспериментальными площадками;
создание вспомогательной службы (лаборатории, кафедры, центра) системной диагностики в Ленинградском областном институте развития образования, обеспечивающей процедуру аттестации образовательных учреждений на основе единых подходов к определению и оценке качества образования в образовательном учреждении;
оптимальное развитие всех направлений деятельности экспертного совета при комитете общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, включающих отбор и экспертизу инновационных проектов, присвоение статуса школа-лаборатория образовательным учреждениям, работающим в экспериментальном режиме, определение критериев и оценку деятельности образовательных учреждений региональных экспериментальных площадок;
создание многопрофильной психологической службы как условия повышения качества непрерывного образования;
проведение социологических исследований образовательных потребностей населения области, ценностных ориентаций обучающихся;
участие в международных исследованиях по программам "РISА" и "SIVLC".
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность органов управления образованием по вопросам оценки качества образования в образовательных учреждениях; внесение на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проектов областных законов "О начальном профессиональном образовании", "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О правовом регулировании деятельности органов системы образованием Ленинградской области");
научно-методическое (создание концепции качества образования; разработка методических рекомендаций и пособий по проведению аттестации образовательных учреждений);
кадровое (повышение квалификации руководителей, методистов и педагогов образовательных учреждений по вопросам системной диагностики качества образования; обеспечение системы подготовки экспертов для проведения аттестационной экспертизы в образовательных учреждениях);
информационное (издание информационных сборников о реализации концепции качества образования; формирование банка данных об уровне и качестве образовательных услуг и подготовки выпускников образовательных учреждений, оформление средних показателей подготовки выпускников по разным типам и видам образовательных программ для обеспечения процедуры аккредитации образовательных учреждений и информирования населения о качестве работы образовательных учреждений);
материально-техническое (оснащение экспертно-диагностических служб современным техническим оборудованием);
финансово-экономическое (обеспечение оплаты труда разработчикам концепции качества образования, методологии и технологии системной диагностики качества образования с позиции комплексного подхода; оплата издания информационно-методических материалов).
Ожидаемые результаты проекта:
наличие региональной концепции качества образования;
создание технологии системной диагностики качества образования в регионе с позиции комплексного подхода;
использование технологии практического мониторинга в условиях образовательных систем различного уровня и разных типов и видов образовательных учреждений в соответствии с определенными целями;
оптимизация управленческих решений на основе результатов мониторинга;
реальный рост качества образования в регионе, определяемый в соответствии с едиными показателями качества образования;
определение средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории для обеспечения процедуры их аккредитации на территории Ленинградской области.
Проект 2. Информатизация образования
Информатизация образования - одно из приоритетных направлений развития образования Ленинградской области.
Реализация задач, поставленных в программе развития образования Ленинградской области, а также в концепции развития сельской школы Ленинградской области невозможна без применения новых информационных технологий в образовании, использования современных средств телекоммуникаций. Для полного перехода к такому этапу развития необходимо наличие компьютерной и телекоммуникационной техники.
Обеспечение сельских школ компьютерными классами выглядит следующим образом. Всего в сельских школах 944 компьютера. Компьютерные классы имеют 42% школ, оснащенные компьютерами Реntium (10% школ) и устаревшей техникой (УКНЦ, 286, 386) - 29% школ.
Современная техника должна быть дополнена модемами для возможности выхода в Интернет. В настоящее время сеансовый доступ имеют только 5 сельских школ. В муниципальных образованиях Выборгский и Лужский районы созданы компьютерные центры.
Наискорейший способ включения в мировую и российскую информационно-образовательную систему - создание субъектам образования условий для использования глобальной сети "Интернет".
Только половина муниципальных образований имеет выход в Интернет и связь по электронной почте, а также возможность перехода на электронный документооборот.
Таким образом, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения имеют различные возможности доступа к информационным ресурсам.
Это порождает проблему информационного неравенства и неравные условия для развития среды образования. Создание современной образовательной среды невозможно без интеграции Ленинградской области в российскую информационную систему и обеспечения доступа к современным информационным магистралям, российским и мировым базам данных в области образования.
Проект способствует формированию информационного подхода, направленного на совершенствование способов освоения информационного потока и информационных технологий, определяет стратегию и практические меры информационной поддержки существующей системы образования, ее эффективного функционирования и дальнейшего развития, отражает интересы и запросы всех участников образовательного процесса, и субъектов системы образования.
Цель проекта - формирование единого регионального информационного и образовательного пространства, интеграция муниципальных образовательных систем в единое информационно-образовательное пространство; информационная ориентация содержания образования, обеспечивающая подготовку сознания учащихся для адекватного восприятия новых реалий информационного общества.
Задачи проекта:
формирование информационного пространства системы образования, отвечающего национальным интересам и базирующегося на традициях отечественной культуры;
формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества;
обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям, постепенное внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;
обеспечение развития сложившейся методологии образования за счет использования преимуществ компьютерных технологий;
методическое сопровождение массового внедрения информационных систем и технологий в учебный процесс и управленческую деятельность;
информационная поддержка системы образования; создание и использование в повседневной практике управления систем поддержки принятия решения; внедрение современных средств телекоммуникаций с целью поддержки решения управленческих задач;
содействие повышению качества образования, увеличению его доступности.
Основные направления проекта:
формирование инфраструктуры информационной сети:
создание условий для уменьшения и в дальнейшем ликвидации "информационного неравенства" муниципальных систем образования путем содействия обеспечению материально-технического, финансового, технологического доступа к информационным каналам;
поддержка (обновление) интегрированной базы данных электронных адресов учреждений образования Ленинградской области, а также других регионов; ведение аналогичной базы данных зарубежных коллег и партнеров;
организация системы электронного документооборота:
разработка комплекса мероприятий по учету, передаче, хранению электронной документации;
отработка механизма обмена электронной документацией между комитетом общего и профессионального образования и образовательными учреждениями области, а также между учреждениями; внедрение и освоение новых информационных технологий в управленческую и образовательную деятельность;
создание и развитие системы дистанционного обучения; внедрение элементов дистанционного обучения в систему непрерывного образования, создание условий для получения дополнительного образования в дистанционной форме обучения;
информационное обеспечение:
выявление информационных потребностей субъектов системы образования области;
разработка региональной целевой программы "Интернет - образование Ленинградской области";
интеграция информационно-образовательного пространства Ленинградской области в российское информационное пространство средствами "Интернет-сети";
развитие сайта комитета общего и профессионального образования, расширение его структуры, популяризация сайта, обеспечение доступности и увеличение количества посещений работниками муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, размещение на сайте нормативной базы комитета общего и профессионального образования;
организация информационного взаимодействия с муниципальными органами управления образованием, методическими центрами;
создание баз данных "Муниципальные системы образования", "Образовательные учреждения Ленинградской области";
дальнейшее развитие системы информационно-справочных сборников.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденная 10 июля 1998 года, концепция компьютеризации сельских школ Российской Федерации, региональная целевая программа "Создание информационно-телекоммуникационной системы Ленинградской области на 2001 год", утвержденная 28 сентября 2000 года и др.);
программно-методическое (методическое сопровождение информатизации; обеспечение программными средствами, анализ существующих, а также используемых пакетов программных средств с целью изучения возможности их применения; оснащение программными средствами, отработка их совместимости (образовательные учреждения - муниципальные органы управления образованием - комитет общего и профессионального образования);
обеспечение методического сопровождения внедрения информационных систем и технологий);
кадровое (обучение педагогических и руководящих работников информационным технологиям, использованию телекоммуникационных средств, формированию и использованию информационных ресурсов);
информационное (создание баз данных "Муниципальные системы образования", "Образовательные учреждения Ленинградской области; создание базы данных компьютерной техники образовательных учреждений области, фиксирующей наличие техники, ее характеристики, процент износа, сервисное обслуживание);
материально-техническое:
обеспечение компьютерами, модемами и другой техникой, в том числе множительной, а также расходными материалами; обеспечение сервисного обслуживания; создание программы дальнейшей компьютеризации системы образования области; разработка целевой программы компьютеризации образовательных учреждений области на 2001-2005 годы, учитывая федеральное финансирование сельских школ (приказ Минобразования России от 17 октября 2000 года N 2976); обеспечение компьютерной техникой управленческих работников всех уровней системы образования области с целью создания условий для уменьшения и в дальнейшем ликвидации "информационного неравенства" муниципальных систем образования; создание базы данных компьютерной техники образовательных учреждений области, фиксирующую наличие техники, ее характеристики, процент износа, сервисное обслуживание; создание локальной сети комитета общего и профессионального образования; проведение мероприятий по организации сервисного обслуживания компьютерной техники; создание базы данных компьютерной техники образовательных учреждений области, фиксирующей наличие техники, ее характеристики, процент износа, сервисное обслуживание; оснащение современными телекоммуникационными средствами, создание и эксплуатация электронной почты; поддержка (обновление) интегрированной базы данных электронных адресов учреждений образования Ленинградской области, а также других регионов; ведение аналогичной базы данных зарубежных коллег и партнеров.
Ожидаемые результаты проекта:
создание в Ленинградской области единого информационно-образовательного пространства, интегрированного в российское;
создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образовательной и управленческой информации;
формирование новой информационно-образовательной среды;
создание социально-психологической основы использования информационных и коммуникационных технологий в образовании области;
достижение массовой компьютерной грамотности и формирование новой информационной культуры мышления;
формирование сообщества педагогических и управленческих кадров, умеющих использовать новые информационные технологии, способных осуществить решение поставленной задачи повышения качества образования;
создание системы научного и методического обеспечения новых образовательных технологий и новых форм обучения, поддержка активных методов обучения с применением информационных технологий;
обеспечение массового доступа к большому объему образовательной информации, единой системе баз данных и другим информационным ресурсам;
упорядочение механизма учета, передачи и хранения документов;
формирование системы обеспечения граждан, органов управления, общественных структур объективной информацией о состоянии образования области;
развитие системы дистанционного обучения;
повышение качества труда управленческих и педагогических кадров.
Проект 3. Развитие системы непрерывного педагогического образования
Целью проекта является создание правовых, экономических и организационных условий для развития исторически сложившейся в Ленинградской области системы непрерывного педагогического образования при сохранении самостоятельности каждого уровня: среднего, высшего, послевузовского педагогического образования.
Данное направление программы ориентировано на повышение статуса учреждений непрерывного педагогического образования, обновление содержания и структуры на основе региональных традиций и современного опыта, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, формирование профессионально компетентной личности педагога, способной самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты.
Система непрерывного педагогического образования области представляет собой сеть взаимодействующих между собой образовательных учреждений (пять педагогических училищ и колледжей, Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, Лужский крестьянский университет им.Кирилла и Мефодия, Ленинградский областной институт развития образования); совокупность преемственных профессиональных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; региональную систему управления педагогическим образованием.
Система непрерывного педагогического образования в регионе способствует удовлетворению потребностей в постоянном профессиональном и общекультурном росте, созданию благоприятных условий для самообразования и гармоничного развития человека на протяжении всей его жизни.
Важнейшим свойством этой системы является ее целостность, а не механическое соединение подразделений.
Цели и задачи каждого уровня преемственно связаны и сводятся к главному - осознанному стремлению к непрерывному образованию и самообразованию.
Развитие системы непрерывного педагогического образования обусловлено существенным расширением и качественным изменением поля профессиональной деятельности педагога, которое диктует необходимость уточнения принципов формирования и организации содержания педагогического образования на всех его ступенях и уровнях. Первостепенным становится решение задачи усиления адресности подготовки и повышения квалификации специалистов, максимальной ориентации на запросы образовательных учреждений всех типов и субъектов рынка образовательных услуг, сохранения свободы выбора личностной образовательной траектории.
Отмечая в целом позитивное развитие системы непрерывного педагогического образования, следует признать наличие следующих проблем, обусловленных как внешними обстоятельствами, так и внутренними особенностями современного этапа ее деятельности:
снижение престижности педагогического образования, социального статуса педагога;
дефицит учителей и старение педагогических кадров (16,4% педагогов области - пенсионеры, 44% - имеют стаж более 20 лет и только 12% - это молодые учителя, работающие в школе до 5 лет);
отсутствие единой концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономического механизма ее реализации;
неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования;
отсутствие нормативно-правовой базы преемственности форм и методов обучения в образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
неразвитость информационной среды и системе педагогического образования, слабое внедрение информационных технологий в процессе подготовки педагогических кадров.
3.1. Среднее педагогическое образование
Современная система среднего педагогического образования - это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость и многоуровневость, многофункциональность и гибкость, ориентированность на потребности образовательной системы Ленинградской области и прежде всего образовательных учреждений сельской местности.
Сохранена практика подготовки учителей для малокомплектной и сельской школ по основной и дополнительным специальностям без увеличения срока обучения.
Показателем развития служит постоянное обновление содержания и структуры среднего педагогического образования. В последние годы в этом направлении велась большая работа:
расширилась номенклатура группы 0300 "Образование" классификатора специальностей среднего профессионального образования, введены новые специальности: 0303 "иностранный язык", 0317 "педагогика дополнительного образования", 0320 "коррекционная педагогика в начальном образовании", 0322 "организация воспитательной деятельности" и др.;
наметилась положительная тенденция к интеграции содержания среднего и высшего профессионально-педагогического образования.
Основные направления развития среднего педагогического образования:
сохранение, модернизация и оптимизация системы среднего профессионального образования в целях дальнейшего развития его образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности и региона;
совершенствование содержания среднего профессионального образования и структуры подготовки специалистов;
формирование механизма прогнозирования, мониторинга и регионального регулирования подготовки специалистов в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;
развитие методической базы среднего профессионального образования, разработка научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектных и сельских школ, создание условий для их развития, разработка педагогических технологий подготовки педагогов к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;
обеспечение преемственности содержания образования и воспитания в системе непрерывного педагогического образования;
разработка и реализация практических методов диагностики кадров, качества среднего педагогического образования, создания условий для обеспечения механизма контроля качества подготовки кадров;
развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качественной определенности и практической направленности учреждений среднего педагогического образования;
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров педагогических училищ и колледжей, использование потенциала ЛГОУ и ЛОИРО;
обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и учебно-методической литературой, мультимедийными и другими средствами обучения.
3.2. Высшее образование
Среди областных высших учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров, ведущим является Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина. На 13 факультетах и 28 кафедрах в соответствии с лицензией Министерства образования Российской Федерации обучается более 10 тысяч студентов по 35 специальностям. Более 300 аспирантов и соискателей получают послевузовское образование в аспирантуре и докторантуре по 18 специальностям.
Подготовка педагогических кадров ведется также в Лужском крестьянском университете им.Кирилла и Мефодия. На факультетах и кафедрах Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена обучаются по направлениям комитета общего и профессионального образования выпускники школ области.
В высших учебных заведениях в последние годы значительно расширился спектр образовательных программ профессионального образования в целях создания большего разнообразия и расширения ассортимента образовательных услуг. Высшие учебные заведения продолжают работу в соответствии с научно-педагогическими и инновационными программами, четко обозначилась тенденция интеграции науки и педагогического процесса.
Основные направления развития высшего педагогического образования:
целевая подготовка педагогических работников для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и удаленных районах;
развитие потенциала и структурных составляющих системы высшего педагогического образования области;
увеличение вклада вузов в развитие научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства региона, вклада в осуществление региональных социальных и научно-технических программ развития;
обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм и методов обучения на основе вариативных программ высшего профессионального образования;
гуманизация образования, подготовка соответствующей научной и методической литературы;
разработка мер по широкому привлечению студентов к научно-исследовательской работе;
развитие интеграционных научных, учебных и методических связей, объединяющих учреждения среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
3.3. Дополнительное профессиональное образование
Дальнейшее развитие системы образования Ленинградской области, освоение новых педагогических технологий, повышение качества образования в огромной степени зависят от уровня профессионализма и деловой квалификации педагогических кадров. Именно поэтому особую актуальность и значение сегодня приобретает эффективное кадровое сопровождение модернизации образования.
Постановка этой задачи обусловлена, с одной стороны, историей развития системы непрерывного повышения квалификации работников образования в Ленинградской области, с другой - ответственностью системы последипломного образования за обновление и обогащение интеллектуального потенциала педагогов, реализацию непрерывного образования для руководителей и специалистов, всех категорий работников в течение их трудовой деятельности.
Первоочередной мерой является превращение дополнительного профессионального образования в один из мощных факторов ускорения модернизации образовательной системы области, усиления мотивации педагогических работников к высокорезультативному и творческому труду.
Ленинградский областной институт развития образования - ведущее учреждение в системе дополнительного профессионального образования области, работает в сложных и нестабильных экономических условиях, при ограниченном бюджетном финансировании, отсутствии необходимой правовой и нормативной базы. Несмотря на это в институте ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку более 5 тысяч педагогических работников области.
Анализ состояния системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ленинградской области позволяет отметить и существующие недостатки, которые и обуславливают необходимость разработки новых концептуальных подходов к развитию дополнительного профессионального образования:
недостаточно адекватное реагирование системы дополнительного профессионального образования культурным, образовательным и динамическим процессам социально-экономического развития региона, объективно растущим требованиям к компетентности и профессионализму работников образования;
неразработанность научно-методических основ функционирования и развития системы непрерывного повышения квалификации на основе учета региональных особенностей и социального заказа;
отсутствие нормативно-правового, финансового, научно-методического обеспечения постоянно изменяющегося содержания педагогической и управленческой деятельности, стимулирования непрерывного саморазвития личности педагога и руководителя образовательного учреждения.
Основной задачей дальнейшего развития системы повышения квалификации и переподготовки является сохранение и дальнейшая модернизация системы с целью существенного повышения роли и влияния дополнительного профессионального образования на результаты функционирования и развития образовательной системы Ленинградской области.
Основные направления развития послевузовского профессионального образования:
совершенствование механизма управления системой непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников образования;
проведение исследований и проектов, позволяющих обеспечить требуемое качество дополнительного профессионального образования педагогов и руководящих работников образования;
разработка и адаптация вариативных преемственных образовательных программ, учитывающих разнообразие личных запросов и квалификационных требований, предъявляемых педагогам и руководителям образовательных учреждений при их аттестации;
научно-методическое обеспечение программы дополнительного профессионального образования педагогов и руководящих работников образования и оперативно-методическая работа по освоению технологий личностно-ориентированного образования на различных этапах непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников образования;
разработка и использование согласованных технологий оценки качества дополнительного профессионального образования педагогических и управленческих кадров образования;
приведение непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников образования в соответствие с образовательными запросами региона;
кооперация и координация деятельности Ленинградского областного института развития образования и муниципальных методических служб в целях более полного удовлетворения потребностей региона, формирования механизма быстрого реагирования системы дополнительного профессионального образования на изменения этих потребностей;
обеспечение участников образовательного процесса социальной защитой и поддержкой, создание условий, стимулирующих их профессиональный рост;
усиление влияния сферы дополнительного профессионального образования на социокультурную и социально-экономическую жизнь области и повышение результативности деятельности Ленинградского областного института развития образования и других структур, занимающихся послевузовским образованием в решении социально-экономических проблем.
Ресурсное обеспечение проекта:
кадровое (развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования, в том числе руководителей высшего звена; создание механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других кадрах для образовательных учреждений всех типов и системы образования в целом; разработка механизма целевой подготовки педагогических работников для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности; мониторинг обеспечения кадрами системы образования; повышение эффективности системы аттестации педагогических работников;
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относятся проведение областных конкурсов "Школа года", "Учитель года", "Студент года" и переподготовка в Ленинградском областном институте развития образования педагогов по программам психолог коррекционного образования, социальный педагог, менеджер образования, менеджер методической службы.
Ожидаемые результаты проекта:
удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании, обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов педагогическими работниками;
предотвращение оттока педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений из системы образования;
обновление системы аттестации педагогических работников;
повышение профессионального мастерства и качества труда работников образовательных учреждений;
мониторинг обеспечения кадрами системы образования;
совершенствование и повышение результативности научно-педагогических работников;
повышение конкурентоспособности выпускников средних и высших учебных заведений на рынке труда;
улучшение оснащенности образовательных программ учебной, научной и методической литературой, средствами обучения, пособиями и оборудованием в соответствии с требованием государственных образовательных стандартов;
участие средних и высших учебных заведений в решении задач развития региона.
Проект 4. Социальная поддержка работников образовательных учреждений
Обучение и воспитание учащихся в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились требования к учителю.
В соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2000 года N 120-пг произведено увеличение заработной платы работников образования с 1 апреля 2000 года, выплачиваются надбавки, которые введены с 1997 года педагогическим работникам за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, погашены долги по компенсационным выплатам за книгоиздательскую продукцию за 1998 год, за 9 месяцев 2000 года средняя заработная плата работников образования составила 117,8 руб.
Основным направлением социальной поддержки стало материальное стимулирование работников отрасли (1999 год - 150 тыс. руб., 2000 год - 1124 тыс. руб.).
Увеличивается материальная помощь педагогам (1999 год - 90 тыс. руб., 2000 год - 6031 тыс. руб.).
Во многих районах производилась оплата проезда к месту работы, удовлетворена потребность в получении земли под сады и огороды, почти во всех районах области дети учителей частично (50%) пли полностью освобождены от платы за детские дошкольные учреждения.
В летнее время по путевкам для отдыха и лечения в санаториях и домах отдыха побывало в 1999 году 413 педагогов, в 2000 году - 4213 человек.
При всех трудностях в строительстве муниципального жилья в 1999 году улучшили свои жилищные условия 40 педагогов, в 2000 году 88 учителей получили квартиры, а 10 человек - комнаты.
Вместе с тем статистические данные говорят о стремительном старении педагогических кадров Ленинградской области: на 14351 педагога приходится 2313 пенсионеров (16,4%).
Уходят из школы педагоги мужчины, которых в настоящее время в образовательных учреждениях области только 10,3%.
Мало остается в школе молодых педагогов (специалистов со стажем до 5 лет только 11%).
Цель проекта - усиление социальной защищенности работников образования.
Основные направления проекта:
разработка нормативно-правовых актов о защите педагогических и иных работников организаций системы образования в целях обеспечения для них условий труда и социальных гарантий, включая определение возможности предоставления жилья, оплаты учителям пребывания их детей в детских дошкольных учреждениях, развития системы стимулирования, обеспечивающей поддержку и совершенствование педагогических кадров и т.д.;
разработка и реализация научно-организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и системы образования в целом и в чрезвычайных ситуациях.
Ожидаемые результаты проекта:
повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических и других работников организации системы образования;
повышение их социального статуса, реализация целевой социальной поддержки работников, развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических, научно-педагогических и других работников организаций системы образования.
Проект 5. Международное сотрудничество
Развивая систему образования в регионе, нельзя не учитывать международный опыт развития образовательной системы. В этом направлении Ленинградская область активно сотрудничает с Финляндией, Швецией, Норвегией, Данией, другими странами. За последние годы достигнуты определенные результаты международного сотрудничества.
Муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения области имеют 35 договоров о сотрудничестве, которые позволяют обмениваться опытом, повышать квалификацию педагогов, привлекать новые информационные технологии в образование, расширять информационное поле в сфере образования.
Образовательные учреждения области участвуют в 25 международных образовательных проектах, которые являются наиболее перспективной формой организации международной деятельности и предполагают длительное сотрудничество с учреждениями-партнерами.
Цель проекта - использование международного опыта в развитии образовательной системы Ленинградской области в новых социально-экономических условиях.
Задачи проекта:
расширение международного сотрудничества и международной деятельности образовательных учреждений Ленинградской области в сфере образования, в том числе и со странами СНГ;
привлечение средств из российских внебюджетных источников и фондов для паритетного участия в международных проектах и программах развития образования.
Основные направления проекта:
реализация международных образовательных проектов;
осуществление международной деятельности в рамках договоров о сотрудничестве;
установление двусторонних связей со странами-партнерами, поиск новых партнеров;
привлечение средств из внебюджетных источников (российских и международных) для паритетного участия в международных образовательных проектах;
разработка новых информационных потоков по международной деятельности в сфере образования, использование международного опыта в применении новых информационных технологий и интернет-сети.
Ресурсное обеспечение проекта:
кадровое (подготовка кадров по менеджменту и маркетингу международной деятельности в сфере образования; повышение квалификации специалистов по международной деятельности);
информационное (издание материалов по итогам реализации международных проектов, конференций, встреч; использование средств массовой информации и телевидения, интернет-сети, электронной почты).
Ожидаемые результаты проекта:
установление всесторонних международных связей, способствующих вхождению региональной системы образования в европейское сообщество, развитие связей с государствами СНГ;
использование международного опыта в развитии системы образования Ленинградской области.
Проект 6. Укрепление и развитие материально-технической базы
образовательных учреждений
За период с 1992 по 2000 год (по всем видам бюджета) данные свидетельствуют о том, что затраты на содержание учебно-материальной базы сокращались с каждым годом, что не могло не сказаться отрицательно на ее техническом и моральном состоянии.
Во многих учебных заведениях пришли в негодность инженерные коммуникации, кровли, столярные изделия, некоторые здания из-за ветхости требуют или полной замены, или проведения работ по их реконструкции. За период эксплуатации практически в 70% учебных заведений пришло в негодность и требует замены оборудование пищеблоков.
Во многих учебных заведениях или полностью отсутствует, или имеется устаревшее компьютерное оборудование, а то компьютерное оборудование, которое поступает в качестве подарков и различной спонсорской помощи, не поддается систематизации и учету, программа компьютеризации образовательных учреждений, принятая Правительством Ленинградской области в 1999 году, не нашла своего воплощения из-за отсутствия средств.
В дополнение необходимо отметить, что из-за отсутствия средств не обновляется ученическая мебель, не проводится планово-предупредительный и капитальный ремонт зданий, практически приостановлено новое строительство.
Цель проекта - укрепление и развитие материально-технической базы, создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей.
Задачи проекта:
ликвидация второй смены;
освобождение системы образования от несвойственных ей функций (содержание на балансе жилых домов, инженерной инфраструктуры и в результате - снижение затрат на эти цели);
переоснащение образовательных учреждений.
Основные направления проекта:
Учитывая, что все учреждения образования Ленинградской области подразделяются по трем видам собственности и финансирования (муниципальное, областное, федеральное), то по каждому из перечисленных видов будут подготовлены программы, способствующие укреплению учебно-материальной базы образовательных учреждений.
Муниципальные учреждения:
программа капитального строительства до 2005 года (в нее войдут объекты из программы ликвидации второй смены);
программа капитального ремонта и реконструкции учреждений до 2005 года;
программа по замене мебели;
программа по замене торгово-технологического оборудования пищеблоков;
программа по компьютеризации;
программа по передаче жилого фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе учреждений;
программа по мерам охраны труда и техники безопасности.
Областные учреждения:
программа капитального строительства до 2005 года;
программа капитального ремонта и реконструкции учреждений до 2005 года;
программа по замене мебели;
программа по замене торгово-технологического оборудования пищеблоков;
программа по компьютеризации;
программа по передаче жилого фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе учреждении;
программа по мерам охраны труда и техники безопасности;
установка приборов учета холодной и горячей воды, а также приборов учета тепла.
Учреждения федеральной собственности:
программа капитального строительство до 2005 года;
программа капитального ремонта и реконструкции учреждений;
программа по замене мебели;
программа по замене торгово-технологического оборудования пищеблоков;
программа по компьютеризации;
программа передачи в муниципальную собственность общежитий, заселенных взрослыми, программа передачи жилого фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе учреждений;
программа по мерам охраны труда и техники безопасности.
Ожидаемый результат проекта:
Для реализации программы по капитальному строительству необходимо ежегодное выделение средств из областного бюджета. Это позволит своевременно ввести в эксплуатацию школы-новостройки во Всеволожском, Лодейнопольском, Приозерском, Тихвинском и Тосненском районах, а также позволит расширить материально-техническую базу образовательных учреждений начального профессионального образования и областных образовательных учреждений.
Оснащение компьютерными классами сельских школ области в 2001 году позволит резко улучшить качество образования в сельских школах области, профессиональных училищах, лицеях и областных образовательных учреждениях.
Проект 7. Организационно-экономические новации системы управления
образованием
В условиях сложностей бюджетного финансирования система образования должна принять меры, повышающие способность выживать, а это невозможно без организационно-экономических инноваций, без активной адаптации к социально-экономической среде, нацеленной не только на сохранение, но и на развитие.
Одной из главных проблем организационно-экономического реформирования системы образования является нормативное финансирование, которое призвано обеспечить государственные гарантии гражданам на образование в рамках государственного стандарта, способствовать организации территориальных фондов по реализации целевых и инновационных программ развития, определению направлений по оптимизации системы образования на всех уровнях ее управления и организации.
В связи с отсутствием федеральных нормативов и достаточных финансовых возможностей региона переход на региональные нормативы представляется очень сложным. Ситуация усложнена еще и тем, что многие нормативы устарели и не обновляются (в частности, строительные нормы, нормативы оснащенности оборудованием и т.д.), не реализуется в полном объеме система льгот и норм материального обеспечения учащихся и студентов, не работает система налоговых льгот, стимулирующих вложение капитала предприятий в развитие образования. Кроме того, законодательно не определены государственные образовательные стандарты по многим типам учреждений (например, дошкольные и дополнительного образования), т.е. отсутствует основа определения нормативов финансирования.
Эти и многие другие факторы позволяют предположить, что в ближайшее время разработка закона по установлению нормативов минимальной бюджетной обеспеченности крайне необходима, но не послужит основой для бюджетного планирования.
Возможно постепенное сближение минимальных социальных стандартов, утверждаемых ежегодно Правительством области (в расчете на одного жителя территории области) и экономических нормативов финансирования, предлагаемых комитетом общего и профессионального образования.
Таким образом, финансовое обеспечение, основанное на расчетах реальной потребности в бюджетных ассигнованиях с учетом нормативов, позволит принимать и утверждать бюджет образовательных учреждений, направленный на сохранение и развитие.
Вторым важным направлением в управленческой деятельности является повышение экономической и правовой грамотности органов управления образованием.
В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус руководителя, его управленческие функции, требования к профессиональной компетенции, психологическая готовность к самостоятельному хозяйствованию.
Программа "Основы экономических и правовых знаний руководителя учреждения", предлагаемая к реализации на ближайшие годы, даст возможность ознакомления с современным экономическим положением учебных заведений и основами хозяйствования, в том числе по предпринимательской деятельности, раскроет правовые нормы, регулирующие деятельность образовательного учреждения.
Это позволит легче ориентироваться в образовательном пространстве, учитывать множество факторов при принятии управленческих решений, определять место и роль в системе экономических отношений, права и обязанности сторон - участников образовательного процесса. Программа включает в себя основы курсов "Маркетинг", "Менеджмент", "Бизнес-планирование" и др. Содержание курса направлено на реализацию следующих задач:
усвоение основных правовых норм деятельности образовательного учреждения в социуме;
формирование общего понимания механизма экономической деятельности образовательного учреждения;
формирование навыков и умения самостоятельно вести экономические расчеты, разрабатывать локальные правовые акты;
способствовать выработке активной позиции по внедрению современных подходов управления и хозяйствования;
формирование нового мышления, ориентированного на рынок и предпринимательскую культуру.
В настоящее время на территории области находится более 100 образовательных учреждений, руководители которых заинтересованы в приобретении экономических знаний. Реализацию программы можно осуществлять через повышение квалификации в Ленинградском областном институте развития образования или путем получения второго высшего образования на базе Ленинградского государственного областного университета им. А.С.Пушкина (по договорам). Материальные и педагогические ресурсы достаточны для организации полноценного обучения по предлагаемой программе.
В условиях демократизации системы образования, развития рынка образовательных услуг, устранения монополизма и формирования конкурентной среды в сфере образования происходит непрерывный процесс оптимизации финансирования, перенесение центра внимания от интересов областных и районных управленческих структур к интересам непосредственных организаторов и участников образовательного процесса, в первую очередь - к школам, педагогическим коллективам, учителям.
В последние годы в систему образования прочно вошли понятия "менеджмент" и "маркетинг". Мы начинаем осознавать, что и школа в определенной мере подвержена законам рыночной экономики.
Целью педагогического маркетинга ставится создание адаптированной к современным условиям конкурентоспособной школы. Здесь важно сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогноза и планов на всех уровнях управления. Задача службы маркетинга - реклама успехов школы в достижении поставленных целей и создание новой волны спроса на образовательные услуги учебного заведения.
Таким образом, условием конкурентоспособности учебного заведения являются: многопрофильное дифференцированное содержание образования, удобные для родителей и учащихся формы образования. Для этих целей создается служба маркетинга. Это новая функция для образовательных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.